Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



Народный дух, законы, ход правленья



Постигли вы верней, чем кто б то ни был.

Вот вам наказ: желательно б нам было,

Чтоб от него не отшатнулись вы[76].

Так писал наш Святогор-Пушкин, выразитель идеалов народов нашего Отечества, чаяний о светлом будущем — Золотом Веке.

Ему вторил близкий ему современник Н.В. Гоголь: «Прошло то время, когда идеализировали и мечтали о разного рода правлениях, и умные люди, обольщённые примерами, бывшими у других народов, горячо проповедовали: один – совершенную демократию, другой – монархию, третий – аристократию, четвёртый – смесь всего вместе, пятый – потребность двух борющихся сил в государстве…

Наступило время, когда всякий, более или менее, чувствует, что правление не есть вещь, которая сочиняется в голове некоторых, что она образуется нечувствительно, сама собой, из духа и свойств самого народа, из местности-земли, на которой живёт народ, из истории самого народа, которая показывает человеку глубокомысленному, когда и в каких случаях успевал народ и действовал хорошо и умно, и требует – внимательно всё это обсудить и взвесить».[77]

Пушкин обращался к молодым преобразователям будущей России: «Молодой человек! Если записки мои попадутся в твои руки, вспомни, что лучшие и прочнейшие изменения суть те, которые происходят от улучшения нравов, без всяких насильственных потрясений… не должно торопить времени, и без того уже довольно деятельного…

Те, которые замышляют у нас невозможные перевороты, или молоды и не знают нашего народа, или уж люди жестокосердные, коим чужая головушка полушка, да и своя шейка — копейка».[78]

Это предупреждение всем сторонникам крайних мер, зовущим народ к насильственному свержению власти. И только последователи пиита с любовью и пониманием относятся к сведениям о взглядах Пушкина из воспоминаний его современников, а также полученным от хранителя научной рукописи – Ивана Макаровича Рыбкина.

И. Ильин писал: «О доброте, ласковости и гостеприимстве, а также свободолюбии русских славян свидетельствуют единогласно древние источники - и византийские и арабские». Духом сердечного созерцательного чувства дышат русские сказки и песни, былины и сказания, живописные полотна и музыкальные произведения. «Итак, любовь есть основная духовно-творческая сила русской души. Без любви русский человек есть неудавшееся существо». Она даёт ему веру, цель и смысл жизни. «Там, где начинается любовь, там кончается безразличие, вялость… человек собирается и сосредотачивается... Любимое содержание... становится живым центром души, важнейшим в жизни, главным предметом её»[79]

В ноябре 1939 года, И.В. Сталин, подытоживая разговор с А.М. Коллонтай о тяготах будущей войны, сказал: «Всё это ляжет на плечи русского народа. Ибо русский народ - великий народ. Русский народ - это добрый народ.У русского народа, среди всех народов,наибольшее терпение.У русского народа -ясный ум. Он как бы рождён помогать другим народам.

Русскому народу присущавеликая смелость,особенно в трудные времена, в опасные времена. Он инициативен.У него -стойкая нравственность. Он мечтательный народ. У него есть цель.Потому ему и тяжелее, чем другим народам.На него можно положиться в любую беду.Русский народнеодолим, неисчерпаем»[80].

Можно сказать, что настоящие русские люди дышат воздухом, думают и чувствуют мыслями и чувствами, источаемыми великими предками, предвидевшими наше непростое время. Через 200 лет мы и есть внуки Пушкина - «Даждьбожьи внуки».


РОССИЯ НЕ ЕВРОПА

 

 

В народе, как и в личности, восприимчивость к общечеловеческому, потребность к духовному обогащению от других народов, есть, признак не слабости, а, напротив, внутренней жизненной полноты и силы. Именно отсюда вытекает у Пушкина сочетание резкого отталкивания от отсталости России в просвещённости, с напряженным чувством любви к родине и народной гордости. Ещё в первую пору своей жизни, гонимый правительством, негодуя на непросвещённость среды, в которой ему негде было развернуть свой гений, он пишет, однако: «Мы в отношениях с иностранцами не имеем ни гордости, ни стыда... Я, конечно, презираю отечество моё с головы до ног, но мне досадно, если иностранец разделяет со мной это чувство».[81]

Его последовательН.Я. Данилевский в работе «Россия и Европа» писал: «Всякое старание связать историческую жизнь России внутреннею живою связью с жизнью Европы постоянно вело лишь к пожертвованию самыми существенными выгодами России».[82]

«Напрасный труд - нет, их не вразумишь, -

Чем либеральней, тем они пошлее,

Цивилизация - для них фетиш,

Но недоступна им её идея.

Как перед ней ни гнитесь, господа,

Вам не снискать признанья от Европы:



Просмотров 642

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2025 год. Все права принадлежат их авторам!