![]()
Главная Обратная связь Дисциплины:
Архитектура (936) ![]()
|
Народный дух, законы, ход правленья
Постигли вы верней, чем кто б то ни был. Вот вам наказ: желательно б нам было, Чтоб от него не отшатнулись вы[76]. Так писал наш Святогор-Пушкин, выразитель идеалов народов нашего Отечества, чаяний о светлом будущем — Золотом Веке. Ему вторил близкий ему современник Н.В. Гоголь: «Прошло то время, когда идеализировали и мечтали о разного рода правлениях, и умные люди, обольщённые примерами, бывшими у других народов, горячо проповедовали: один – совершенную демократию, другой – монархию, третий – аристократию, четвёртый – смесь всего вместе, пятый – потребность двух борющихся сил в государстве… Наступило время, когда всякий, более или менее, чувствует, что правление не есть вещь, которая сочиняется в голове некоторых, что она образуется нечувствительно, сама собой, из духа и свойств самого народа, из местности-земли, на которой живёт народ, из истории самого народа, которая показывает человеку глубокомысленному, когда и в каких случаях успевал народ и действовал хорошо и умно, и требует – внимательно всё это обсудить и взвесить».[77] Пушкин обращался к молодым преобразователям будущей России: «Молодой человек! Если записки мои попадутся в твои руки, вспомни, что лучшие и прочнейшие изменения суть те, которые происходят от улучшения нравов, без всяких насильственных потрясений… не должно торопить времени, и без того уже довольно деятельного… Те, которые замышляют у нас невозможные перевороты, или молоды и не знают нашего народа, или уж люди жестокосердные, коим чужая головушка полушка, да и своя шейка — копейка».[78] Это предупреждение всем сторонникам крайних мер, зовущим народ к насильственному свержению власти. И только последователи пиита с любовью и пониманием относятся к сведениям о взглядах Пушкина из воспоминаний его современников, а также полученным от хранителя научной рукописи – Ивана Макаровича Рыбкина. И. Ильин писал: «О доброте, ласковости и гостеприимстве, а также свободолюбии русских славян свидетельствуют единогласно древние источники - и византийские и арабские». Духом сердечного созерцательного чувства дышат русские сказки и песни, былины и сказания, живописные полотна и музыкальные произведения. «Итак, любовь есть основная духовно-творческая сила русской души. Без любви русский человек есть неудавшееся существо». Она даёт ему веру, цель и смысл жизни. «Там, где начинается любовь, там кончается безразличие, вялость… человек собирается и сосредотачивается... Любимое содержание... становится живым центром души, важнейшим в жизни, главным предметом её»[79] В ноябре 1939 года, И.В. Сталин, подытоживая разговор с А.М. Коллонтай о тяготах будущей войны, сказал: «Всё это ляжет на плечи русского народа. Ибо русский народ - великий народ. Русский народ - это добрый народ.У русского народа, среди всех народов,наибольшее терпение.У русского народа -ясный ум. Он как бы рождён помогать другим народам. Русскому народу присущавеликая смелость,особенно в трудные времена, в опасные времена. Он инициативен.У него -стойкая нравственность. Он мечтательный народ. У него есть цель.Потому ему и тяжелее, чем другим народам.На него можно положиться в любую беду.Русский народнеодолим, неисчерпаем»[80]. Можно сказать, что настоящие русские люди дышат воздухом, думают и чувствуют мыслями и чувствами, источаемыми великими предками, предвидевшими наше непростое время. Через 200 лет мы и есть внуки Пушкина - «Даждьбожьи внуки». РОССИЯ НЕ ЕВРОПА
В народе, как и в личности, восприимчивость к общечеловеческому, потребность к духовному обогащению от других народов, есть, признак не слабости, а, напротив, внутренней жизненной полноты и силы. Именно отсюда вытекает у Пушкина сочетание резкого отталкивания от отсталости России в просвещённости, с напряженным чувством любви к родине и народной гордости. Ещё в первую пору своей жизни, гонимый правительством, негодуя на непросвещённость среды, в которой ему негде было развернуть свой гений, он пишет, однако: «Мы в отношениях с иностранцами не имеем ни гордости, ни стыда... Я, конечно, презираю отечество моё с головы до ног, но мне досадно, если иностранец разделяет со мной это чувство».[81] Его последовательН.Я. Данилевский в работе «Россия и Европа» писал: «Всякое старание связать историческую жизнь России внутреннею живою связью с жизнью Европы постоянно вело лишь к пожертвованию самыми существенными выгодами России».[82] «Напрасный труд - нет, их не вразумишь, - Чем либеральней, тем они пошлее, Цивилизация - для них фетиш, Но недоступна им её идея. Как перед ней ни гнитесь, господа, Вам не снискать признанья от Европы:
![]() |