![]()
Главная Обратная связь Дисциплины:
Архитектура (936) ![]()
|
Ужель один недвижим будет он?
Припомните, о други, с той поры, Когда наш круг судьбы соединили, Чему, чему свидетели мы были! Игралища таинственной игры, Металися смущённые народы; И высились и падали цари; И кровь людей то Славы, то Свободы, То Гордости багрила алтари.
«Вращается весь мир вкруг», значит, движется по кругу. См. рис. 24. Рис. 24
И движется по кругу всё, что существует в мире. Пушкин описывает учёного, изучающего эти законы[144]: Ты, не участвуя в волнениях мирских, Порой насмешливо в окно глядишь на них И видишь оборот во всём кругообразный.
Движение по кругу в 4 четверти круга показано Пушкиным в «Сказке о рыбаке и рыбке». Пятое желание старухи возвращает всё в исходную точку. Если для удобства наблюдения изобразить круг, как два последовательно расположенных полукруга, этот образ будет напоминать волну.См. рис. 25.Движение морских волн – одно из самых ярких примеров Вечного движения. гребень
впадина
Рис. 25 В двух основных своих произведениях Пушкин затронул тему Судьбы, которую одни считают предопределённостью, а другие - произволом. В произведении «Песнь о вещем Олеге» волхвы (славянские учёные законопознавательных наук) предсказали князю: «примешь ты смерть от коня своего»[145]. Князь попытался избежать предсказанного волхвами, и расстался с конём, поручив ухаживать за ним других. Но грусть о боевом друге привела князя к костям коня. Князь наступил на череп коня, откуда выползла змея и ужалила князя в ногу. Князь умер по предсказанию волхвов из-за коня, которого любил. В пророческом сказании «Руслан и Людмила» – Черномор узнал из старинных книг о своей судьбе, в которой был описан меч, которым будет отрублена: у его брата - голова, что лишит его общественной деятельности и гласности, а у самого Черномора - борода, что лишит Черномора «колдовской» силы. Черномор попытался избежать предопределённости судьбы, и, обманув брата, овладел этим мечом, и тут же исполнилось первое предсказание: им самим была отрублена голова брата. Он спрятал меч под отрубленной головой. Руслан нашёл меч под головой и отрубил Черномору бороду. Стихотворец показал, что безполезно пытаться избежать предначертанного Судьбой. Человек не в силах изменить Закон Вечного Движения. Само существование человека есть воплощение этих предначертаний. Попытка противоборствовать естественному движению жизни ведёт к напрасным действиям или к преждевременной гибели. Александр Сергеевич обострённо понимал предопределённость и «равнодушие» Вселенной и отражал эти законы в строгом расположении строк, деля их сверху вниз: пополам, на четвертушки и т.д., зеркально отражая образы от середины[146]: Брожу ли я вдоль улиц шумных, Вхожу ль во многолюдный храм, Сижу ль меж юношей безумных, Я предаюсь моим мечтам. Я говорю: промчатся годы, И сколько здесь ни видно нас, Мы все сойдём под вечны своды - И чей-нибудь уж близок час. Гляжу ль на дуб уединенный, Я мыслю: патриарх лесов Переживёт мой век забвенный, Как пережил он век отцов. Младенца ль милого ласкаю, Уже я думаю: прости! Тебе я место уступаю; Мне время тлеть, тебе цвести. День каждый, каждую годину Привык я думой провождать, Грядущей смерти годовщину Меж их, стараясь угадать. и где мне смерть пошлёт судьбина? В бою ли, в странствии, в волнах? Или соседняя долина Мой примет охладелый прах? И хоть безчувственному телу Равно повсюду истлевать, Но ближе к милому пределу Мне всё б хотелось почивать. И пусть у гробового входа Младая будет жизнь играть, И равнодушная природа Красою вечною сиять.
Во Вселенной нет произвола, есть только строго закономерное вечное движение по замкнутому кольцу, свёрнутому в знак ∞ - безконечности или в 8 - восьмёрку. Именно потому, что движение не отклоняется от закона равенства противоположностей, существует вечность. А, зная законы вечности, можно точно предвидеть будущее. Юный Пушкин считал тяжелым безверие человека, которого надо пожалеть, а не ругать[147]: О вы, которые с язвительным упрёком, Считая мрачное безверие пороком, Бежите в ужасе того, кто с первых лет Безумно погасил отрадный сердцу свет; Смирите гордости жестокой исступленье: Имеет он права на ваше снисхожденье, На слёзы жалости; внемлите брата стон, Несчастный не злодей, собою страждет он. Кто в мире усладит души его мученья? Увы! он первоголишилсяутешенья! Взгляните на него — не там, где каждый день Тщеславие на всех наводит ложну тень, Но в тишине семьи, под кровлею родною, В беседе с дружеством иль тёмною мечтою. Найдите там его, где илистый ручей Проходит медленно среди нагих полей; Где сосен вековых таинственные сени, Шумя, на влажный мох склонили вечны тени. Взгляните — бродит он с увядшею душой, Своей ужасною томимый пустотой, То грусти слёзы льёт, то слёзы сожаленья. Напрасно ищет он унынью развлеченья; Напрасно в пышности свободной простоты Природы перед ним открыты красоты; Напрасно вкруг себя печальный взор он водит: Ум ищет божества, а сердце не находит.
С другой стороны, Пушкин не проявлял себя сторонником церковных обрядов, он знал о Боге истину и следовал законам Божьим в своём творчестве. У Пушкина научное понимание Бога, Вселенной, Всевышнего. Он смиренно принимал всё, что предназначила ему Судьба[148]: Любовь одна — веселье жизни хладной… Не тот удел судьбою мне назначен: Под сумрачным навесом облаков, В глуши долин, в печальной тьме лесов, Один, один брожу уныл и мрачен. В вечерний час над озером седым В тоске, слезах, нередко я стенаю; Но ропот волн стенаниям моим И шум дубрав в ответ лишь я внимаю. Прервётся ли души холодный сон, Поэзии зажжётся ль упоенье, — Родится жар, и тихо стынет он: Безплодное проходит вдохновенье Пускай она прославится другим, Один люблю, — он любит и любим!.. Люблю, люблю!.. но к ней уж не коснётся Страдальца глас; она не улыбнётся Его стихам небрежным и простым. В другом стихотворении он подтверждает незыблемость Судьбы, пути жизни каждого человека:[149]
Не властны мы в судьбе своей, По крайней мере, нет сомненья, Сей плод небрежный вдохновенья, Без подписи, в твоих руках На скромных дружества листках Уйдёт от общего забвенья... Но пусть напрасен будет труд, Твоею дружбой оживленный — Мои стихи пускай умрут — Глас сердца, чувства неизменны Наверно их переживут!
В «Евгении Онегине»[150] Пушкин постоянно ссылается на Судьбу: I–III. Судьба Евгения хранила… I–LI. Но скоро были мы судьбою На долгий срок разведены. II-VIII. Он верил… Что есть избрáнные судьбами, Людей священные друзья; Что их безсмертная семья Неотразимыми лучами, Когда-нибудь, нас озарит И мир блаженством одарит. II-XL. И чьё-нибудь он сердце тронет; И, сохранённая судьбой, Быть может, в Лете не потонет Строфа, слагаемая мной… IV-XV. (Судьбу, однако ж, проклиная), Всегда нахмурен, молчалив, Сердит и холодно-ревнив! Таков я. И того ль искали Вы чистой, пламенной душой, Когда с такою простотой, С таким умом ко мне писали? Ужели жребий вам такой Назначен строгою судьбой?
V-XLV. …Пистолетов пара, Две пули — больше ничего — Вдруг разрешат судьбу его.
VI-XXI. Нет нужды; прав судьбы закон. Паду ли я, стрелой пронзённый, Иль мимо пролетит она, Всё благо: бдения и сна Приходит час определённый, Благословен и день забот, Благословен и тьмы приход!
VII-XXIV И начинает понемногу Моя Татьяна понимать Теперь яснее — слава Богу — Того, по ком она вздыхать Осуждена судьбою властной… VII-XXVIII. Куда, зачем стремлюся я? Что мне сулит судьба моя? VII-XXXVI. Как часто в горестной разлуке, В моей блуждающей судьбе, Москва, я думал о тебе! (ПИСЬМО) Мне дорог день, мне дорог час: А я в напрасной скуке трачу Судьбой отсчитанные дни. И так уж тягостны они. Я знаю: век уж мой измерен; …………….. Но так и быть: я сам себе Противиться не в силах боле; Всё решено: я в вашей воле, И предаюсь моей судьбе. VIII-XLII. Онегин, помните ль тот час, Когда в саду, в аллее нас Судьба свела, и так смиренно Урок ваш выслушала я? Сегодня очередь моя. VIII-XLVII. А счастье было так возможно, Так близко!.. Но судьба моя Уж решена… <8>[151] Сей муж судьбы, сей странник бранный Пред кем унизились цари <15> Блажен кто стар! блажен кто болен Над кем лежит судьбы рука. <32> Судьбы не спят — определили И нам назначили поход Судьбы нас снова разлучили…
<33> О, где б Судьба не назначала Мне безымянный уголок Где б ни был я, куда б ни мчала Она смиренный мой челнок Где поздний мир мне б ни сулила Где б ни ждала меня могила Везде, везде в душе моей Благословлю моих друзей. ПАРАДОКС СОГЛАСОВАННОСТИ «ТРОИЦЫ» —
![]() |