![]()
Главная Обратная связь Дисциплины:
Архитектура (936) ![]()
|
Шли годы. Бурь порыв мятежный
Рассеял прежние мечты, И я забыл твой голос нежный, Твои небесные черты.
26.3.1820 года, когда Пушкин окончил свою поэму«Руслан и Людмила», никто и не подумал, какое великое произведение он создал — пророческое. Именно в это время в их дом явился сотрудник тайной полиции Фогель и пытался подкупить за 50 рублей Козлова - дядьку Пушкина, чтобы взять для чтения бумаги стихотворца. После этого Пушкин сжёг свои бумаги, и многие сведения канули в Лету. Об этом слова из «Я помню...» – «И я забыл твой образ нежный...» Пушкину было поручено выявить заговор против царя (за время командировки на Юг), и, по возможности, возвратить заблудившихся в европейских идеях на верный путь служения Отечеству. Но для всех было создано и преподнесено мнение, что его сослали подальше от Петербурга за стихотворение «Вольность» и др. Будучи на Юге, Пушкин обязан по заданию Коллегии МИД был присутствовать на всех тайных собраниях будущих декабристов. Оставив Петербургский свет, Пушкин расстался с милой его сердцу няней. В июле 1822 г. воспользовался «оказией» и передал письма родным и друзьям через кишинёвского приятеля Липранди И.П., который вспоминал, что у Пушкиных его «встретила 70-летняя старушка (няня Арина Родионовна) и, обливаясь слезами, рассказывала об одиноком житье-бытье Александра Сергеевича»[265]. В письме к брату 28.09.22 г. Пушкин наставляет его, чтобы не поступал в любви к женщинам, как поступают безнравственные люди: «Чем меньше любим мы женщину, тем вернееможем овладеть ею. Однако забава эта достойна старой обезьяны XVIII столетия»[266]. Это наставление он повторил в «Евгении Онегине»: Чем меньше женщину мы любим, Тем легче нравимся мы ей, И тем её вернее губим… Но эта важная забава Достойна старых обезьян.
В ноябре 1822 г., продолжая мысль о нравственности, Пушкин в письме В.П. Горчакову (кишинёвскому приятелю) сообщает, что в «Кавказском пленнике» он «хотел изобразить... преждевременную старость души, которые сделались отличительными чертами молодёжи 19-го века»[267].
Четвёртая строфа «Я помню...» описывает жизнь в южной командировке в ритмах №№ 19 и 20 (24.6.1821 г... 7.12.1823 г.): В глуши, во мраке заточенья Тянулись тихо дни мои Без божества, без вдохновенья, Без слёз, без жизни, без любви.
В 1823 году он переосмысливает свою жизнь и выражает в своём «Демоне»: В те дни мне были новы Все впечатленья бытия... Тогда какой-то злобный гений Стал тайно навещать меня... Его язвительные речи Вливали в душу хладный яд. Неистощимой клеветою Он провиденье искушал; Он звал прекрасное мечтою; Он вдохновенье презирал; Не верил он любви, свободе; На жизнь насмешливо глядел - И ничего во всей природе Благословить он не хотел[268].
Задачу южного задания Пушкин выполнил, но Александр I не оценил его трудов, оставив его на произвол судьбы. Пушкин писал письмо А.А. Бестужеву: «Мне грустно видеть, что со мною поступают, как с умершим, не уважая ни моей воли, ни бедной собственности»[269]. Позже Жуковский напишет Пушкину по поводу «Демона»: «Обнимаю тебя за твоегоДемона. К чёрту чёрта! Вот пока твой девиз. Ты создан попасть в боги- вперёд. Крылья у души есть! вышины она не побоится, там настоящая её стихия! Дай свободу этим крыльям, и небо твоё. Вот моя вера. Когда подумаю, какое можешь состряпать для себя будущее, то сердце разогреется надеждою за тебя... Быть Сверчку орлом и долететь ему до Солнца»[270]. Выход из трудного положения в жизни описан Пушкиным в стихотворении «Я помню...» в пятой строфе. Это ритмы №№ 21 и 22 (7.12.1823 г... 21.5.1826 г.):
Душе настало пробужденье И вот опять явилась ты, Как мимолётное виденье, Как гений чистой красоты.
Пушкин почувствовал, что может своим трудом стать независимым от службы в секретной Коллегии Министерства иностранных дел. В июле 1824 г. пришла бумага из Петербурга об освобождении его от службы и переводе в село Михайловское. В январе 1825 года состоялась памятная встреча с лицейским другом И.И. Пущиным в Михайловском. 23.2.1825 г. Пушкин из Михайловского писал Н.И. Гнедичу: «Сижу у моря, жду перемены погоды. Ничего не пишу».[271] И дождался... 22.7.25 г. из Михайловского Пушкин писал другу Раевскому Николаю: «Чувствую, что духовные силы мои достигли полного развития, я могу творить» - «Бориса Годунова» Пушкин написал с помощью науки предвидения и прозрения в прошлое - и потому «душе настало пробужденье». Известие о кончине императора Александра I в Таганроге потрясло всех, но Александр предрёк смерть его в своём «Андрее Шенье»: И час придёт... И он уж недалёк Воспрянет, наконец. Отечества рыданье Разбудит утомлённый рок...[272]
6.12.1825 г. Пушкин спешил сообщить П.А. Плетнёву: «Душа моя! я пророк, ей Богу пророк! Я “Андрея Шенье” велю напечатать церковными буквами во имя отца и сына etc…»[273] 14 декабря 1825 г. – после ночного написания «Графа Нулина» (с 13 на 14) - декабристы получили свою «пощечину» от законной власти, на которую они подняли руку преждевременно - не в том веке. 30.12.1825 г. вышел в свет «Андрей Шенье» - в самый разгар арестов декабристов. О том, что декабристы - масоны на допросах подтверждали, что их звали на «подвиги» стихи Пушкина, которые они все имели при себе. Последняя строфа «Я помню...» своим образом созвучна с ритмами №№ 23 и 24 (21.5.1826 г... 2.11.1828 г.): И сердце бьётся в упоенье, И для него воскресли вновь И божество, и вдохновенье, И жизнь, и слёзы, и любовь. После казни 5 декабристов 12.7.1826 г., осуждения 126 дворян и около 6 тысяч солдат из крестьян, вдруг, в августе в Михайловское примчался за Пушкиным военный посыльный от царя. Тогда Пушкин ещё более уяснил, что его способности, наконец, оценены, и нужны Руси. Разговор с царём Николаем I состоялся у Пушкина в Чудовом монастыре. Длительную беседу Николай I закончил так: «Знай, что осуждение легко и что искусство трудно: для глубоких преобразований, которые Россия требует, мало одной воли монарха, как бы он ни был твёрд и силён. Ему нужно содействие людей и времени, нужно соединение всех высших духовных сил государства в одной великой передовой идее; нужно соединение всех усилий и рвений в одном похвальном стремлении к поднятию самоуправления в народе и чувства чести в обществе. Пусть все благонамеренные, способные люди объединятся вокруг меня, пусть в меня уверуют, пусть самоотверженно и мирно идут туда, куда я поведу их, и гидра будет побеждена! Гангрена, разъедающая Россию, исчезнет! Ибо только в общих усилиях - победа, в согласии благородных сердец - спасение.Что же до тебя, Пушкин, ты свободен»[274]. Выйдя в зал, царь поведал о беседе с Пушкиным, назвав его «умнейшим человеком в России». Пушкин начал излагать свои научные труды, после многолетних изучений закономерных исторических перемен. Это было преддверием его донской научной рукописи, основанием Пушкинской Науки. Он знал о 1829 годе - годе передачи этой рукописи на Дон. Он уже был извещён, что надёжный дворянин, генерал Кутейников Д.Е., герой Отечественной войны 1812 года, станет в октябре 1827 года наказным атаманом Войска Донского — которому он передаст свою научную рукопись. Лишь только Пушкину исполнится 30 лет, так пророк Пушкин со своим научным трудом явится к берегам тихого Дона. И сердце бьётся в упоенье…
«ГАВРИИЛИАДА» И РОЖДЕНИЕ РУСЬЮ НОВЫХ ТВОРЕНИЙ РАЗУМА В ИСКУССТВЕ И НАУКЕ
28.7.1816 г. учась в Лицее, Александр — «гений - парадоксов друг»[275] — вероятно получил подсказку от старца, передавшего ему «сафьяновую тетрадь» в 1812 г., что надо написать пророческую поэму «Гавриилиада»[276] о «рождении» Пророка от Богородицы-Науки, несущей понятие парности в Троице[277] (Рис.58):
Рис.58 История создания пророческого произведения «Гавриилиада» и гонений на Пушкина из-за неё занимала умы изследователей не одно столетие. И вот, наконец, найдена разгадка с помощью научной рукописи Пушкина. 29.5.1828 г. митрополит Серафим, получив прошение дворовых людей отставного штабс-капитана, Митькова о том, «что господин их развращает в понятиях православной веры, прочитывая им из книги его рукописи некоторое развратное сочинение под заглавием „Гавриилиада"», отправил его и рукопись статс-секретарю Н.Н. Муравьеву: «при сём рукопись в коей между многими разного, но буйного или сладострастного содержания стихотворениями... помещена поэма под названием Гавриилиада, сочинения Пушкина», исполненная «ужасного нечестия и богохульства… Содержание её прописано в самой просьбе. Оно есть следующее:Господь Бог —страшно и писать —Архангел Гавриил, и Сатана влюбились в пресвятую Деву Марию и проч. Поистине, сам Сатана диктовал Пушкину поэму сию!»[278] Можно понять верующего, но не сведущего человека, прочитавшего такие строки «Гавриилиады». Усталая Мария Подумала: "Вот шалости какие! Один, два, три! - как это им не лень? Могу сказать, перенесла тревогу: Досталась я в один и тот же день Лукавому, архангелу и Богу".
4.8.1828 г. генерал-губернатор П.В. Голенищев-Кутузов рапортовал графу П.А. Толстому: «Пушкин в допросе о поэме, известной под заглавием "Гавриилиада", решительно отвечал: что сия поэма писана не им, что он в первый раз видел её в Лицее в 1815 или 1816 году, и переписал её, но не помнит, куда девал сей список, и что с того времени он не видал её».[279] 1.9.1828 г. Пушкин писал другу князю П.А. Вяземскому: «До правительства дошла, наконец, Гавриилиада; приписывают её мне; донесли на меня, и я, вероятно, отвечу за чужие проказы, если кн. Дмитрий Горчаков (умерший в 1824 г. - В.М.Л.) не явится с того света отстаивать права на свою собственность. Это да будет между нами». Это писалось для особой службы на почте, просматривающей тайно переписку, чтобы отвести от себя обвинения. 25.9.1828 г. П.А. Вяземский, знавший, кто написал «Гавриилиаду» и понимал её истинный смысл, писал Пушкину: «Сердечно жалею о твоих хлопотах по поводу Гавриила, но надеюсь, что последствий худых не будет, и что Фон-Фок скажет Музе твоей: Стихородица, дево радуйся, благословенна ты в женах и прочее…»[280] 2.10.1828 г. П.В. Нащокин: «Пушкин сказал, что не может отвечать на допрос, но так как государь позволил ему писать к себе, то он просит, чтобы ему дали объясниться с самим царем. Пушкину дали бумаги, и он у самого губернатора написал письмок царю».[281] Вот это письмо от 2.11.28 г.: «Будучи вопрошаем правительством, я не почитал себя обязанным признаться в шалости, столь же постыдной, как и преступной. Но теперь, вопрошаемый прямо от лица моего Государя, объявляю, что Гавриилиада сочинена мною[282] в 1817 году…»[283] В 1829 г. стихотворец Юзефович вспоминал: «Во всех его речах и поступках не было уже и следа прежнего разнузданного повесы. Он даже оказывался, к нашему сожалению, слишком воздержанным застольным собутыльником. …Я помню, как однажды один болтун, думая, конечно, ему угодить, напомнил ему об одной его библейской поэме («Гавриилиаде») и стал, было читать из неё отрывок. Пушкин вспыхнул, на лице его выразилась такая боль, что тот понял и замолчал. После Пушкин, коснувшись этой глупой выходки, говорил, как он дорого бы дал, чтобы взять назад некоторые стихотворения, написанные им в первой легкомысленной молодости. И ежели в нём ещё иногда прорывались наружу неумеренные страсти, то мировоззрение его изменилось уже вполне и безповоротно. Он был уже глубоко верующим человеком и одумавшимся гражданином, понявшим требования русской жизни и отрешившимся от несбыточных представлений. К нравственным требованиям он относился даже с нравственной строгостью».[284] Пушкин как-то высказался по поводу понятия Бога: «Я убеждён, что народ более склонен к религии потому, что врождённое наитие веры присуще каждому человеку. Народ чувствует, что Бог существует, что он есть Высшее Существо вселенной, - одним словом, чтоБог есть».[285] Пушкину было известно, что спустя столетия на основании его науки о кругооборотах во Вселенной будет доказано не только творчество Пушкина, но и понят тайный смысл «Гавриилиады». В плане произведения он написал: «Святой дух призвал Гавриила, описывает ему свою любовь, и производит в сводники. Гавриил влюблён. Сатана и Мария». А вот план, полученный мной в итоге изследования по изложению поэмы. Ритмика пророческой работы Пушкина равна 4 четвертям по 64 недели (4 годам 331 дню) в 14 строках. Как и все произведения, Пушкин составил круг из 4-х четвертей развития, начав и закончив его одной темой - «благой вестью» о Законах Вселенной, которую сначала не принимают, а в конце – поняв, принимают: 1. Россия не понимает пользы новых творений разума; 2. Тяга России к искусству; 3. Преодоление неверного взгляда учёных на новую науку; 4. Польза пушкинских творений разума для России.
Старая Европа (Иосиф) не может «оплодотворить» молодую Русь (Марию), и потому согласно Законам Вселенной о Вечном Движении - её «оплодотворяет» новый Пророк Пушкин (Голубь) с помощью своих произведений искусств (Сатана) и науки (Гавриил), а также с помощью тайной донской научной рукописи: В её окно влетает голубь милый, Над нею он порхает и кружит И пробует весёлые напевы, И вдруг летит в колени милой девы, Над розою садится и дрожит, Клюёт её, копышется, вертится, И носиком и ножками трудится. Он, точно он! - Мария поняла, Что в голубе другого угощала; Колени сжав, еврейка закричала, Вздыхать, дрожать, молиться начала, Заплакала, но голубь торжествует, В жару любви трепещет и воркует, И падает, объятый лёгким сном, Приосеня цветок любви крылом…
Разделив произведение по 7 строк, и проставив годы через 64 недели, получим следующую «полистатическую» матрицу (рис.59):
Рис.59
Пушкин этим произведением показал иной пример ветхозаветного стихосложения «Песни песней» — в чувственных образах показал высшую любовь к кольцевой парной науке, порождающей Пророка и возрождающую народ. Как широко и вольно чувствовал себя в творчестве Пророк Пушкин, продолжатель древних писаний, преданий. Новые творения ума, которые зачал Пушкин, он выразил плодом России-Марии от Святой Троицы: пионера русских творений разума (Пушкина в образе Бога), и его пары равных противоположностей – Искусства и Науки, соответственно изображённых в образах искусителя Сатаны – покровителя искусств, и архангела Гавриила – покровителя наук. Россию и Европу Пушкин выразил соответственно в образах Марии и Иосифа. Старая Европа - Иосиф не может оплодотворить молодую Русь. И тайный цвет, которому судьбою Назначена была иная честь, На стебельке не смел ещё процвесть,
![]() |