![]()
Главная Обратная связь Дисциплины:
Архитектура (936) ![]()
|
ТВОРЧЕСТВО ФРАНКА ЛЛОЙД РАЙТА
ГРАДОСТР ПРЕДЛОЖ ГАРНЬЕ Получение в 1898 «Римского приза», присуждавшегося молодым художникам, позволило ему сосредоточиться на главном своем творении – разработке плана «Индустриального города», экспонированного в 1904 и опубликованного в 1917. Гарнье предложил выстроить на плато в юго-восточной Франции город, разделенный на четыре функциональных зоны: жилую, промышленную, культурно-административную и сельскохозяйственную, обеспечив их жизнедеятельность и взаимосвязи как транспортными сетями, так и оптимальным использованием возможностей самого ландшафта – земного рельефа, солнца, воздуха и воды. Протяженные комплексы построек должны были разделяться широкими свободными пространствами; предусматривались также два разных уровня для транспортных и пешеходных маршрутов. Гарнье исключил из своего идеального города здания суда, тюрьмы и больницы, полагая, что по мере совершенствования общества нужда в них отпадет город, где все незастроенное простр-во занимал общ парк.. Главным Поиски новой красоты, нового, более совершенного порядка в градостроении явственно ощутимы в проекте “Промышленного города” Тони Гарнье, выполненном еще в 1911 году. Завод у него – уже не случайное скопление разнородных строений, а четко спланированный единый функциональный организм. Жилые кварталы удобно связаны с производственной территорией и вместе с тем отделены от нее массивом зелени. Сами жилые дома открыты для солнца, свежего воздуха, окружены зеленью. Размер предложенного Гарнье города невелик – он рассчитан всего на 35 тысяч жителей, но интересно то, что автор-архитектор вообразил промышленный, индустриальный город очень далеким от его реального прототипа – не пропитанным копотью, пылью, хаотичным, лишенным запоминающегося характерного облика, но напротив – светлым, чистым, упорядоченным, привлекательным по архитектуре. Немногими замеченная в свое время работа Гарнье оказала большое влияние на последующее развитие представлений о современном городе.
ТВОРЧЕСТВО ЛЕ КОРБЮЗЬЕ. В 1909-1910 годах он работал в мастерской Перре в Париже, где учился, как использовать железобетон. В Берлине он недолго работал в мастерской Петера Беренса. С 1919 года Ле Корбюзье поселился в Париже. Технические проекты, теоретические книги по архитектуре сделали имя Ле Корбюзье известным во всем мире. В начале 1920-х Ле Корбюзье окончательно сформулировал принципы домостроения, которые оформились под названием пуризма. Опыт, приобретенный на строительстве жилых домов, позволял оттачивать свои творческие установки. В самом чистом виде они выражены в вилле Савой, построенной в Пуасси в 1928-1930 годах. В 1927 году Международный конкурс на здание Дворца Лиги Наций в Женеве стал одним из самых значительных этапов в истории современной архитектуры. Уже с самого начала было ясно, что из 337 представленных проектов особенно значительной и интересной была работа Ле Корбюзье и Пьера Жаннере, что подтвердилось впоследствии. Проект Дворца Лиги Наций Ле Корбюзье остался нереализованным, но заложенные в нем принципы частично были осуществлены в здании Центросоюза в 1928-1934 годах. Приблизительно в тот же период в Париже появились два больших сооружения Ле Корбюзье: убежище Армии Спасения (1929-1933) и общежитие для швейцарских студентов в Университетском городке (1931-1933). В середине 1930-х годов начинается новый этап в творчестве архитектора, отмеченный усилением пластических и пространственных начал. В 1933 году, проектируя административное здание в Алжире, Ле Корбюзье изобрел систему солнцезащитных выступов, покрывающих стену и придающих ей пространственную глубину. Спроектированный им павильон фирмы "Филипс" на Всемирной выставке в Брюсселе в 1958 году был перекрыт гиперболо-параболической оболочкой. В 1926 году он провозгласил пять принципов единства архитектуры и конструкции, заключающихся в следующем: 1. колонна, которая свободно стоит в открытом пространстве жилища; 2. функциональная независимость каркаса и стены не только в отношении наружных стен, но и внутренних членений; 3. свободный план, при котором моделируется внутреннее пространство, а план здания становится фактором эстетического воздействия; 4. свободный фасад как следствие каркасной конструкции; 5. сад на крыше (плоская кровля). Ле Корбюзье принадлежит несколько утопических градостроительных проектов, предусматривавших организацию городской жизни в нескольких вертикальных ярусах, регулярный план города с делением на разнофункциональные зоны, строго упорядоченную посредством архитектуры и, таким образом, уподобленную работе машины деятельность людей (план «Вуазен» для Парижа и планы нового устройства Буэнос-Айреса, Алжира, Антверпена и др.). Один из таких проектов предполагал перестройку Москвы по регулярному плану, но абсолютно без учета ее исторической застройки и особенностей ландшафта. В России по проекту Ле Корбюзье было построено здание Центросоюза на Мясницкой улице (1928–1933, при участии архитектора Н.Д.Колли). Ему принадлежит также один из проектов Дворца Советов. Среди построек Ле Корбюзье 1930-х – начала 1940-х годов – здания Центра Армии спасения в Париже (1932–1933) и Министерства просвещения и здравоохранения в Рио-де-Жанейро (1937–1943, совместно с рядом других архитекторов). В 1940-х годах Ле Корбюзье разработал систему гармонических величин, основанную на пропорциях человеческого тела, которая должна была стать отправной точкой архитектурного проектирования; она получила название «модулор». В 1948–1952 он построил в Марселе «жилую единицу» – 17-этажный дом яркой расцветки, снабженный солнцерезами, для которого предполагалась возможность автономного функционирования, однако эта идея не была осуществлена. Впоследствии им были созданы капелла Нотр-Дам-дю-О в Роншане (1950–1953); генеральный план города и административные здания в Чандигархе, столице индийского штата Пенджаб (1950–1957); Национальный музей западного искусства в Токио (1957–1959); Центр искусств Гарвардского университета в Кеёмбридже в США (1964); больница в Венеции (1965). Ле Корбюзье принадлежит около 50 монографий и статей. Самые известные из его трудов – К архитектуре (Vers une architecture, 1923); Урбанизм (Urbanisme, 1925); Когда соборы были белыми (Quand les cathédrales étaient blanches, 1937); Три человеческих установления (Les Trois Etablissements humains, 1945). В 1918 вместе с Озанфаном он стал одним из основоположников движения пуризма в живописи.
3.А.ЛООС В АРХ-НОЙ ПРАКТИКЕ И ПУБЛИЦИСТИКЕ.Выдающийся австрийский архитектор. Изучал архитектуру в Технич. колледже в Дрездене (1890-93). Предпринятая им в 1893-96 поездка по Америке оказала большое влияние на его развитие как архитектора. Вернувшись в Вену, сделал несколько интерьеров, которые принесли ему известность. С 1897 выступал как теоретик и публицист по вопросам современной архитектуры. Проявил себя как мастер малых арх-х форм. Его дизайн внес существенный вклад в традиции венской школы. В 1903 издавал журнал. ТВОРЧЕСТВО ФРАНКА ЛЛОЙД РАЙТА. Ученик Салливена. Колебался м/у властью классич стиля и жизненностью ассиметричной формы. Вопрос монуменьальности был одинаково острым как для Саливана, так и для Райта. Саливан уже исп-л монумент формы в надгробных мавзолеях. Начальное решение было двояким: классика и камень в городе, готика и гонт за его пределами.Райт продемонстрировал это в собственном доме в пригороде Чикаго. В доме Уинслоу, построенным Райтом в Ривер-Форест, шт Иллинойс: уличный, или «городской фасад симметричен, вход расположен строго по центр оси; фасад «деревенский», выход в сад, ассиметричен. В планировке нерегулярные изломв позади офиц-го фасада помагали орг-ть «неудобные» составные части зд-я. Впервые исп низкую шатровую крышу. Но оживление поверхностей орнаментальными поясами в духе Саливана свидет-ет о том, что Райт все еще оставался под влиянием идей своего учителя. Райт долго прорывался к «новому стилю»: его общ зд остаются частично итальянизированными. Формир-е «стиля прерий» произошло в проектах зд-й разработ-х Райтом для журнала. Среди его элементов: свобный план 1-го эт, горизонтальность, пологие крыши и низкие ограждающие стены –вытянутые очертания, тонко вписанные в ландшафт и остро контрастирующие с вертикалями и внутр объемом двойной высоты. Противоречие м/у монолитностью и подчеркнутой экспрессией разрешилось, когда Райт начал работу для семьи предпринимателя Мартина в Буффало. Первое зд-е из бетона –Унитарианская церковь в шт Иллинойс. С этих пор классич основа, сдобренная экзотикой, трансф-сь в стиль, кот стал собств стилем Райта. Последнее зд Райта, выполн в стиле прерий – зд-е отеля Импириал в Токио.
![]() |