![]()
Главная Обратная связь Дисциплины:
Архитектура (936) ![]()
|
АРТ ДЕКО КАК ИНТЕРНАЦИОНАЛЬНЫЙ СТИЛЬ
Стиль Арт Деко особенно ярко проявление нашел в архитектуре и дизайне. Как художественное течение Арт Деко оформился в 1906-1912 годы и достиг расцвета между 1925 и 1935 годами. Дизайнеры широко использовали и продолжают использовать идеи и средства Арт Деко в своем творческом репертуаре. Ностальгические тенденции в области дизайна периодически возрождают формы Арт Деко, чему способствует эффективность этого стиля при создании атмосферы «элегантности, роскоши и возбуждения», свойственной эпохе ретро. Оптимизм, экзотика, фантазия, театральность и вера в способность человека одерживать победу в любых условиях соединились, чтобы создать стиль немеркнущей привлекательности. Эта привлекательность сохранилась в условиях растущей механизации жизни. Характеные подчеркнуто геометрические, закругленные, "струящиеся" фасады, деревянная мебель с хромированными ручками и др. деталями, стеклянные столешницы. Арт деко использует кленовый массив, ясень, розовое дерево, древесину мадроньи. У стиля деко масса источников: рисунки кубистов, искусство американских индейцев, современный автомобильный и авиационный дизайн. В архитектуре — это прежде всего стилистика американских небоскребов и советских высотных зданий 20-х — 30-х годов, правда советские мастера Арт Деко этот термин никогда не применяли (возможно, по идеологическим соображениям), изобретая иные наименования — «пролетарская классика», «сталинский ампир» и др. Наиболее ярко московский вариант Арт Деко проявился в работах В.А. Щуко, И.А. Фомина, Л.В. Руднева, Б.М. Иофана, Д.Ф. Фридмана, П.А. Голосова. Особенно широко в начале 1930-х годов приемы Арт Деко использовались в оформлении и меблировке интерьеров новых общественных и административных зданий (комбинат «Правда» и др.) и при проектировании станций московского метрополитена (1935-1943), павильоны их надземных вестибюлей, подземные центральные и перронные залы. Здесь стилевые признаки и приемы Арт Деко проявились особенно широко и разнообразно, включая использование скульптурной и живописной декорации, вкомпоновывание надписей и эмблем в архитектурную композицию. Работы недавних конструктивистов и рационалистов (Б.М. Иофана, Н.А. Ладовского и Д.Ф. Фридмана и др.) были близки по своей стилистике к Арт Деко.В настоящее время архитекторы, желающие усилить символизм своих проектов снова вернулись к испытанным временем принципам Арт Деко.Одним из источников вдохновения мастеров Арт Деко явились яркие краски и экзотические персидские и восточные мотивы балетных «Русских сезонов» Сергея Дягилева, которые своим «триумфальным шествием» с 1909 года по 1929 год покорили не только Париж, но и мир. Костюмы и декорации, созданные по эскизам Л. Бакста, А. Бенуа, Н. Гончаровой соперничали по своей яркости с картинами фовистов. Внезапно ярко-оранжевые, нежно-голубые, лимонно-желтые, ядовито-зеленые и др. не менее необычные цвета и оттенки вошли в моду в одежде, украшениях, появилось даже эстетическое течение«цвет ради цвета».Экзотический и яркий, стиль Арт деко - самый загадочный стиль XX столетия. Центрами Арт деко были Франция и США. Полнее всего А. д. проявилось в оформлении и украшении интерьеров фешенебельных отелей, клубов, салонов, океанских лайнеров и представительских зданий большого бизнеса, включавших различные виды скульптурных, живописных и всевозможных отделочных работ. Также А. д. было представлено прикладными изделиями модных домов, рекламой, промышленной и журнальной графикой и т. д. Наиболее крупные произведения - Крайслер-билдинг (Нью-Йорк, 1928- 1930, архитектору. Ван Элен) и Рокфеллер-центр (Нью-Йорк, 1931-1940, архитектор Б. У. Моррис). 26. К.-Н. ЛЕДУ И ПРОБЛЕМА «ГОВОРЯЩЕЙ АРХИТЕКТУРЫ». 26.К.Н. Леду и проблема «говорящей» архитектуры. Клод Никола, франц. архитектор. В своих постройках (театр в Безансоне, Франш-Конте, 1778—80; заставы, т. н. «пропилеи Парижа», 1784—89, запроектировано 80, из 6 построенных сохранились 4) Л. противопоставлял изяществу французского классицизма формы, отмеченные аскетическим стереометризмом, подготавливая тем самым стиль ампир. В проекте г. Шо при соляных копях развил ренессансные идеи «идеального» города, впервые задумав единый комплекс жилых, производственных и административных зданий. Увлекаясь изобразительностью в архитектуре, а также символизмом простейших геометрических форм, Л. стремился воплотить в некоторых своих проектах, несущих печать социального утопизма, идеалы Великой французской революции.Леду задумал выстроить в Шо идеальный город, различные функции которого выражались бы не только в полукруглой структуре плана (сосредоточенного вокруг завода и в то же время рассчитанного на оптимальное удовлетворение всех внеиндустриальных потребностей рабочих), но и в самой форме главных зданий, поражающих своим стереометрическим лаконизмом. «Дом садовника»-форма шара, поставленного на землю, а «Дом смотрителя источников» – полого цилиндра, сквозь который протекал бы горный поток. Наряду с домами «братства», «добродетели» и «воспитания» был предусмотрен и «общественный лупанарий», дом терпимости (в виде фаллоса по своему плану). Замысел Леду предвосхитил как градостроительные начинания Р.Оуэна и других утопистов, так и позднейшее авангардно-функционалистское зодчество с его геометризованными формами, поэтому Леду часто называют «первым мастером современной архитектуры». Строительство в Шо (1774–1779) прервалось в связи с финансовыми трудностями, затем Французская революция сделала его и вовсе невозможным; наиболее же экстравагантные здания остались лишь на бумаге. Примером более практичной реализации принципов ампира – в значительной мере упрощающих формы прежнего классицизма, но с другой стороны максимально усиливающих их градостроительную, социально-организующую роль – стали «парижские ворота» Леду, таможенные заставы, которые призваны были опоясать всю столицу. Их было выстроено пятьдесят (1785–1789), но сохранились лишь четыре; остальные были разрушены в числе прочих «символов тирании» (наиболее известна застава Вийет с ее монументальной ротондой). Подобно осуществленным постройкам Шо, они впечатляют своей суровой мощью. В 1793–1794 Леду был заключен в тюрьму Поздние годы посвятил теоретическим комментариям к своим утопическим проектам, издав первый их том под заглавием Архитектура с позиций искусства, нравов и законодательства (1804; второй том вышел посмертно, в 1847). Здесь пропагандировал принципы красноречивого по формам, «говорящего» зодчества, активно способствующего совершенствованию общества. К сожалению, при жизни К.-Н. Леду из пяти задуманных томов удалось издать только первый том. В этом томе К.-Н. Леду увлекательно рассказывает и показывает в изысканных гравированных рисунках и чертежах материальную и духовную составляющие архитектурно-пространственной среды задуманного им и частично осуществленного идеального города Шо. В этой же книге К.-Н. Леду показывает и еще один визуальный ряд своих построек и проектов, предназначенных для Франш-Конте - обширного района Восточной Франции. И везде у королевского архитектора К.-Н. Леду архитектура - достойна Человека.Можно сказать, что К.-Н. Леду творитутопическую архитектурно-пространственную среду, чтобы люди, обитающие в ней, были бы идеально счастливыми.
![]() |