![]()
Главная Обратная связь Дисциплины:
Архитектура (936) ![]()
|
ДЬЮДОК И ЭВОЛЮЦИЯ ГРУППЫ ДЕ СТИЛЬ
Дюдок (Dudok) Виллем Маринус (р. 6.7.1884, Амстердам), голландский архитектор. С 1915 главный архитектор г. Хилверсюма, который получил характер города-сада и стал важным центром новой голландской архитектуры; в 1935 составил план развития Гааги и позже построил в ней ряд жилых комплексов. Постройки Д. (бани, бойня, ратуша, в Хилверсюме; Городской театр в Утрехте,; портовое управление в Амстердаме, отличаются пластической мощью объёмов, часто живописной асимметрией композиции, выразительным контрастом ритмов и материалов (бетон, кирпич, стекло).ДЕ СТИЛЬ - (нидерл. "De Stijl" -"Стиль") - объединение молодых голландских художников, основанное в 1917 г. в Брюсселе живописцем Питером Мондри-аном и архитектором Тео Ван Дусбургом .Художники сплотились вокруг редакции журнала "Де Стиль", пропагандировавшего идеи рационализма и конструктивизма в архитектуре, мебели, оформлении интерьера. Ван Дусбург с 1925 г. работал в Германии, в Баухаузе, и во Франции. П. Мондриан, испытав влияние французского кубизма, создал оригинальное течение неопластицизма в искусстве геометрического абстрактивизма. Он создавал абстрактные композиции на плоскости из прямоугольников и квадратов, закрашенных в красный, серый, голубой и желтый цвета, разделенных черным контуром. В основу подобных композиций положен принцип "динамического равновесия". Известное еще с эпохи Возрождения "правило прямого угла" голландский художник преобразовал в "мистерию отношений единичного и множества... противопоставления вертикальных и горизонтальных линий, как мужских и женских". Особое мистическое значение придавалось соцоставлению основных цветов спектра: красного, синего, желтого с "нецветами" - белым, серым, черным. В 1938 г. Мондриан переехал в Лондон, а в 1940 г. - в Нью-Йорк. "Неопластицизм" Мондриана в его композициях 1940-х гг. оказал существенное воздействие на развитие "интернационального стиля" американской живописи и архитектуры. В 1920-1923 гг. Т. Ван Дусбург вместе с Корнелиусом Ван Эстере-ном разрабатывал теорию неопластической архитектуры. В 1930 г. был опубликован Манифест конкретного искусства, в котором Ван Дусбург призывал к "элементаризму", абстрактному искусству "универсального языка", не связанному ни с какими литературными ассоциациями (намек на течения символизма и сюрреализма в живописи), - искусству, основанному "на четких визуальных формах". Эти идеи возникли под влиянием позднего французского "синтетического кубизма", дивизионизма Ж. Сера, работ А. Ван де Велде и выставки "Золотое Сечение" в Париже (1912). Участником объединения был Геррит Ритвелд (1888-1964), архитектор и проектировщик мебели. Среди основателей группы "Де Стиль" был Яко-бус Йоханнес Питер Ауд архитектор, ученик П. Кайперса в Амстердаме. В 1918-1933 гг. Ауд занимал должность главного архитектора Роттердама. Вместе с Ван Дусбургом и Эстереном он считается основателем новой голландской школы архитектуры. Проекты и постройки архитекторов группы "Де Стиль" оказывали значительное влияние на многих художников, в частности, на творчество Н. Габо, Л. Лисицкого, А. Певзнера. Идеи голландцев нашли отражение в программе Баухауза в Ваймаре и во многом определили развитие европейского дизайна. Но постепенно внутри самой группы назревал раскол. Идеи пуризма и "чистого эстетизма", не связанного с социальнойдействительностью, рушились под воздействием социалистического движения (захватившего также и Баухауз), нарастания напряженности в Германии и движения "Новая вешественность" среди молодых немецких художников. С кончиной Ван Дусбурга в 1931 г. в Давосе, Швейцария, завершилась деятельность группы "Де Стиль". 33. АНТОНИО САНТ'ЭЛИА И ФУТУРИЗМ В АРХИТЕКТУРЕ. Футуризм – художественное течение, возникшее в Италии под влиянием кубизма в начале 20в. Футуризм объективно отразил реальность своего времени: научно-технический прогресс и стремление к радикальному изменению жизни. В качестве нового критерия красоты прославляется машина. Футуристы отрицали традиции классического искусства и его формы. Сторонниками этого движения были: поэт Филиппо Томасо Маринетти, худ. Карло Карра и Джино Северини, скульптор Умберто Бочонни и арх. Антонио Сант’Элиа.Находившийся отчасти под влиянием Отто Вагнера, Сант’Элиапытается перенести в область архитектуры элементы движения, которые художники и скульпторы-футуристы стремились отразить в своих произведениях. Поэтому в его проектах «Город будущего» особое внимание уделяется транспортным устройствам: в арх-ре жилых зд-й выделяются выступающие наружу шахты подъемников, плоские кровли, фасады из стали и стекла, мостики-переходы над улицами, планировка городов определяется расположенными на разных уровнях транспортными магистралями, прослеживается функциональное единство градостроительных структур, неизбежность роста города по вертикали. Основная идея Сант’Элиа - фундаментальные понятия арх-ры верны только до определенного рубежа во времени, после которого глубокие изменения в технологии создают разрыв исторической последовательности, определяя возникновение новых типов восприятия, новых идеалов, новой арх-ры. В одностороннем подчеркивании отдельных формообразующих элементов здесь наблюдается нечто подобное тому, что имело место в Германии и Голландии около 1920 года. Распространение футуризма окончилось Италией. Его самые яркие представители (Сант’Элиа и Бочонни) погибли в 1-ю мировую войну. 34. СОВЕТСКИЙ КОНСТРУКТИВИЗМ В КОНТЕКСТЕ МИРОВОЙ АРХИТЕКТУРЫ.В начальный период развития советской архитектуры творческие организации «новой архитектуры» сыграли большую положительную роль. Во-первых, они стали центрами поляризации теоретических идей и творческих поисков, до этого достаточно хаотичных, что позволило выявить основные тенденции, понять их и оценить по существу. Во-вторых, они показали большое значение науки для архитектуры. В-третьих, они объективно выявили формообразующую роль таких элементов архитектуры как функция, конструкции и материалы, экономика. В-четвертых, они сосредоточили внимание на разработке новых в социальном отношении типов зданий клубы, детские дошкольные учреждения, фабрики-кухни, новые типы производственных зданий, жилище с элементами обслуживания и т.д.). Наличие четко сформулированных программ новых организаций было весьма привлекательно, особенно для молодых архитекторов. «Силовое поле» новых архитектурных концепций воз- действовало не только на молодежь. Так И. Фомин модернизирует классические мотивы, разрабатывая в теории и в творческой практике формы «красной дорики», А. Щусев откровенно стилизует некоторые свои работы под «новую архитектуру».Активно используют новые материалы все авангардные течения в архитектуре. Все больше возрастает популярность стекла: из него создают целые стены, выкладывают отдельные стеклянные объёмы (например, голосовский клуб имени Зуева в Москве); если раньше модерн любовался пластическими возможностями железобетона, то сейчас восхищаются прозрачными стенами и архитектурными конструкциями из металла. Из плотного вещества создаются не бионические существа модерна, а тонкие кристаллы, способные держать в напряжении обширное пространство, окружающее их, структурирующие и гармонизирующие это пространство. АРХИТЕКТУРА НЕБОСКРЕБОВ. АРХИТЕКТУРА ЧИКАГО В 1980-е ГОДЫ стали расти здания в 12, 14, 16 и 23 этажа в близости друг к другу общий вид застройки не производил хаотичного впечатления.…Расцвет Чикагской школы …1883-1893 гг. …Луп – деловой центр города …возникали целые улицы … стремительный рост строительства. Конторские здания – исходная точка развития …гостиницы …крупные здания, где помещались одновременно контора, театр, гостиница, как, например, Аудиториум Адлера и Салливена. попытки решить проблему многоквартирного дома. основатель школы Уильям ле Барон Дженни (1832-1907) архитектор инженер. Дженни давал молодым архитекторам профессиональную подготовку [как Беренс Перре в мастерской]. Роль Уильяма ле Барона Дженни. Салливен считает его скорее знатоком чем архитектором. …детали и стилистические украшения играли незначительную роль. Его Лейтер-билдинг (1889) – самое раннее здание каркасной конструкции. Первый небоскреб. Первым зданием нового типа был дом Страхового общества Дженни в 1884-1885 гг. …в 1889 г. …Холаберд и Рош построили 12-этажное здание Дакота каркасной конструкции. В 1889 г. Дженни построил здание «Лейтер». В 1891 г. закончил дом в Манхеттене. самое высокое здание чисто каркасной конструкции. 16 этажей, высотой 61 м квартир[ы] нижних этажей эркер[ы] их форма была тщательно дифференцирована. В 1891 г. Дженни построил «Ярмарку» девятиэтажно[е] здани[е] Первые два этажа сплошь застеклены. требовали владельцы площадь для экспонируемых товаров. В 1891 г. Барнхэм и Рут построили Монаднок-блок со стенами сплошной кирпичной кладки. небольшие размеры окон показывают массивные стены сужали возможности архитекторов. …1891 г. Барнхэм и Рут возвели «Грейт Норзерн Отель». В 1894 г. Холаберд и Рош построили Маркетт-билдинг. широки[е] «чикагски[е] окна[]».конторское здание …с тыльной стороны выступы. В средней части здания вестибюль, в котором лифты. помещения не имеют перегородок съемщик мог установить по своему усмотрению Многоквартирный дом. …после …пожара …тенденции строить …многоквартирные дома вместо …частных…Восьмиэтажная гостиница «Гайд-парк»…в 1887-1891 гг. Теодор Старретт и Джордж Фуллер. …300 номеров в две-пять комнат. 50 номеров оборудованы ваннами, электрическим освещением и паровым отоплением. доходный дом Линдер-Мак-Кормик блок, впоследствии отель «Виргиния» Архитектором Клинтон Дж. Уоррен работал в мастерских Барнэма и Рута … «Брюстер» …архитектор[а] Р.Г.Тарнок[а] работал у Дженни. лестницы из толстых стеклянных плит. …дневной свет сверху может проходить через все восемь этажей здания. Мастера [Чикагской школы] возводили не отдельные образцы архитектуры, а застройку целого делового района… Благодаря новым законам озонирования тер Нью-Йорка в начале 30-ых появились небоскребы с выразительными ступенчатыми силуэтами. Этот тип зданий нарушил условности и пропорции арх ордеров, которым еще соответствовали первые небоскребы, построенные в Чикаго в 19-20вв.. Новый тип небоскребов вобрал в себя мотивы арт-деко и в тоже время отразил увлечения авангардными геометрическими формами. Эмпайер Стейт Билдинг – создан по проекту архитектурной фирмы «Шриф, Лэм и Харман» 381 м ( 102 эт. ) Крайслер - 36. АДЛЕР И САЛЛИВЕН: АУДИТОРИУМ И ВЫСОТНОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО. Универсальный магазин Маршалла Филда в неороман-ском стиле, начатый Г. X. Ричардсоном в 1885 г. и полностью завершенный после его смерти в 1887 г., стал отправной точкой для важнейшихдостижений чикагской архитектурной фирмы Адлера и Салливена Первые годы своей деятельности Адлер и Салливен посвятили удовлетворению неотложных требований стремительно растущего Чикаго, Высотные коммерческие здания появились из-за поднявшихся цен на землю, цены на землю увеличились из-за роста населения, рост населения был вызван притоком людей извне архитекторам Чикаго 1880-х гг.не оставалось ничего иного, как только овладеть передовыми методами строительства: великий пожар продемонстрировал уязвимость чугуна, а последующее развитие огнестойких стальных каркасов,дало возможность биржевым дельцам развивать деловые части города в абсолютном оптимуме. До 1886 г. Адлер и Салливен занимались в основном проектированием небольших административных зданий, складов и магазинов. Эти невысокие (не выше шести этажей) здания не давали особого простора творческому воображению.Все изменилось в 1886 г.,когда Адлеру и Салливену по-ручили проектирование Аудиториума — сооружения, влияние которого на развитие культуры Чикаго было значительным как с идейной, так и с технической точки зрения. Проект этого многоцелевого комплекса был образцовым. Архитекторам нужно было в середине участка, занимавшего половину квартала чикагской сетки улиц, возвести большое современное оперное здание, а по краям — выходящие на обе стороны 11-этажные блоки, часть помещений которых должна была быть отдана под офисы,часть — под номера отеля. Адлер и Салливен. Аудиториум, Чикаго, 1887—1889. Продольный разрез, проходящий через сцену и зал Уникальный проект отличался такими новаторскими деталями,как размещение кухни отеля и обеденных залов на крыше,так что дым и запахи не мешали жильцам. В то же время работа над проектом предоставляла множество возможностей для технического воображения Адлера. Использовав складывающиеся панели потолка и навесные вертикальные перегородки, Адлер смог удовлетворить требование об изменяемой вместимости зала. Весь комплекс размещался в массивной конструкциииз камня и железа.Салливен варьировал облицовочный материал Аудиториума, чтобы смодулировать его большую высоту и массу, переходя от рустованных блоков к гладкому тесаному камню выше третье-го этажа. Уэйнрайт-билдинг — первое выражение,в котором «отказ» от оконного переплета, Аркады по фасаду отсутствуют,фасад расчленен рельефными импостами, облицованными кирпичом, в то время как переплеты заглублены и отделаны терракотой так, чтобы зрительно слить их со стеклом. Четыре года спустя Салливен улучшил эту выразительную формулу в здании Гаранти. В этом 13-этажном административном здании Салливен создал декоративную конструкцию. Орна-ментированная терракота покрывает здание, как темная филигрань, мотивы которой повторяются даже в богато украшенных металлом интерьерах коридора. Только зеркальные окна и мраморные стены первого этажа были лишены этой интенсивной отделки. Расставшись со своим изысканным партнером, Адлером,Салливен теряет контроль над своей профессиональной судьбой и в наступившем столетии получает лишь несколько заказов. 37. КОНСТРУКТИВНЫЙ РАЦИОНАЛИЗМ И ВЛИЯНИЕ ВИОЛЛЕ-ЛЕ-ДЮКА: ГАУДИ, ОРТА, ГИМАР И БЕРЛАГЕ. Гауди, Гауди-и-Корнет (Gaudi у Cornet) Антонио (26.6.1852, Реус, близ Таррагоны, — 10.6.1926, Барселона), испанский архитектор. Жил в Барселоне с 1868, учился в Высшей технической школе архитектуры. В причудливых по формам постройках Г. (главным образом в Барселоне) — в церкви Саграда Фамилия (1884—1926), где переосмыслена в мистическом духе композиция готического собора, и в домах стиля «модерн» (Каса Батло, 1905—07; Каса Мила, 1905—10) — смело изогнутые объёмы и конструктивные новшества (параболические арки, наклонные опоры, облегчённые своды) создают эффект фантастических, как бы вылепленных от руки, криволинейных форм. Берлаге (Berlage) Хендрик Петрюс (21.2.1856, Амстердам, — 12.8.1934, Гаага), голландский архитектор. Основоположник современной голландской архитектуры. Б. построил здание Биржи в Амстердаме (1897—1903); черты национально-романтического стиля (подчёркнутая массивность здания с асимметрично поставленной башней, большие плоскости кирпичных стен) сочетаются здесь с функциональной обусловленностью плана и смелостью конструктивного решения; огромный зал перекрыт стеклянной кровлей, опирающейся на лишённые декора стальные фермы. Стремление Б. к простоте, рациональности и геометрической строгости композиции более последовательно проявилось в планах расширения Амстердама (1902—17) и реконструкции Гааги (1908—09) и в поздних постройках (Муниципальный музей в Гааге, 1916—35). 38. ХАЙ – ТЕК В АРХИТЕКТУРЕ ХХ ВЕКА. эстетическое течение в архитектуре, сложившееся в 70-е гг. представляет собой современную модификацию техницизма. Хай-тек - символическое отражение века "высоких технологий" ракетно-космических объектов в архитектуре крупных общественных зданий. В известной мере хай-тек является последним в ХХ в. этапом эстетического освоения новых технических форм, начатого конструктивистами 20-х гг. и продолженного структуралистами в 60-х. От предшествующих этапов хай-тек отличает только ему присущий демонстративный супертехницизм, при котором функциональное применение строительных конструкций, инженерных систем и оборудования перерастает в декоративно-театрализованное с элементами преувеличения, а иногда и иронии. В отличие от конструктивизма и структурализма, основными средствами выражения у которых служили конструкции на основе железобетона и стекла, хай-тек ориентирован на эстетическое освоение металлических конструкций в сочетании со стеклом. Кроме того, хай-тек активно включает в архитектурную композицию зданий элементы их инженерного оборудования - воздуховоды, вентиляционные шахты, трубопроводы. Опираясь на сугубо технологическую практику промышленных предприятий маркировать различными цветами трубопроводы разных инженерных систем, хай-тек стал использовать этот прием в общественных зданиях уже в качестве композиционного средства. В практическом плане предтечами хай-тека в XIX в. считают "Хрустальный дворец" Д. Пекстона, а в ХХ в. - творчество Мис ван дер Роэ. Выдающийся зодчий, начинавший как функционалист, в поздний период творчества /50-60-е гг./ стал принципиальным антифункционалистом. Исходя из недолговечности функций, приводящей к раннему моральному старению капитальных зданий, он стремился проектировать здания с универсальным внутренним пространством, легко приспосабливаемым к меняющимся функциям. Средством для этого Мис ван дер Роэ избрал большепролётные конструктивные системы с выносом несущих конструкций из внутреннего пространства наружу и креплением к вынесенным несущим - ограждающих конструкций. При этом основу архитектурной композиции составлял строгий метр и форма несущих конструкций, выполненных из стальных стержней открытого профиля /широкополочные двутавры, швеллеры и пр./. Хай-тек не только унаследовал эти приёмы, но и существенно их развил и обогатил. Наряду с применением в композиции традиционных несущих конструкций-рам, ферм, каркасов - стали применяться комбинированные системы из жёстких и тросовых элементов, с активным использованием последних, как выразительного средства. Однако в наибольшей степени специфичности облика сооружений хай-тека способствовал прогресс в решении и применении металлических наружных ограждающих конструкций, который позволил принципиально модернизировать внешний облик зданий, их силуэт, цвет и фактуру фасадов. Хай-тек естественно и целенаправленно захватывает в свою орбиту не только облик и интерьеры зданий, но и внешнюю среду - элементы благоустройства и декоративную скульптуру, выполненную из того же материала, что и фасады. Однако, наиболее ранним, известным, "знаковым" произведением хай-тека стало здание Центра искусств им. Ж. Помпиду на площади Бобур в Париже, построенное в 1972-1979 гг. по проекту арх. Р. Пиано и Р. Роджерса Дальнейшее развитие хай-тека проходит в борьбе двух тенденций, начатых парижским Центром им. Помпиду и берлинским конгресс-халле Примером развития первого направления служит здание страховой компании Ллойда в лондонском Сити, построенного по проекту Р. Роджерса /одного из авторов Центра им. Помпиду/ в 1986 г. Примером развития второго направления хай-тека может служить построенное в том же 1986 г. и то же англичанином Н. Фостером здание высотного офиса банковской корпорации Шанхай-Гонконг в Гонконгекоторый сам автор охарактеризовал, как "первую в мире экологичную бюро башню." К концу 90-х гг. второе направление развития хай-тека становится главенствующим. В нём теперь работает даже Р. Роджерс, уйдя от усложненных композиций 70-80-х гг. В этом отношении наиболее ярким примером позднего хай-тека стала композиция здания Европейского суда по правам человека в Страсбурге, построенного по проекту Р. Роджерса в 1997 г.
![]() |