Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



ДЬЮДОК И ЭВОЛЮЦИЯ ГРУППЫ ДЕ СТИЛЬ



Дюдок (Dudok) Виллем Маринус (р. 6.7.1884, Амстердам), голландский архитектор. С 1915 главный архитектор г. Хилверсюма, который получил характер города-сада и стал важным центром новой голландской архитектуры; в 1935 составил план развития Гааги и позже построил в ней ряд жилых комплексов. Постройки Д. (бани, бойня, ратуша, в Хилверсюме; Городской театр в Утрехте,; портовое управление в Амстердаме, отличаются пластической мощью объёмов, часто живописной асимметрией композиции, выразительным контрастом ритмов и материалов (бетон, кирпич, стекло).ДЕ СТИЛЬ - (нидерл. "De Stijl" -"Стиль") - объединение молодых голландских художников, основанное в 1917 г. в Брюсселе живописцем Питером Мондри-аном и архитектором Тео Ван Дусбургом .Художники сплотились вокруг редакции журнала "Де Стиль", пропагандировавшего идеи рационализма и конструктивизма в архитектуре, мебели, оформлении интерьера. Ван Дусбург с 1925 г. работал в Германии, в Баухаузе, и во Франции. П. Мондриан, испытав влияние французского кубизма, создал оригинальное течение неопластицизма в искусстве геометрического абстрактивизма. Он создавал абстрактные композиции на плоскости из прямоугольников и квадратов, закрашенных в красный, серый, голубой и желтый цвета, разделенных черным контуром. В основу подобных композиций положен принцип "динамического равновесия". Известное еще с эпохи Возрождения "правило прямого угла" голландский художник преобразовал в "мистерию отношений единичного и множества... противопоставления вертикальных и горизонтальных линий, как мужских и женских". Особое мистическое значение придавалось соцоставлению основных цветов спектра: красного, синего, желтого с "нецветами" - белым, серым, черным. В 1938 г. Мондриан переехал в Лондон, а в 1940 г. - в Нью-Йорк. "Неопластицизм" Мондриана в его композициях 1940-х гг. оказал существенное воздействие на развитие "интернационального стиля" американской живописи и архитектуры. В 1920-1923 гг. Т. Ван Дусбург вместе с Корнелиусом Ван Эстере-ном разрабатывал теорию неопластической архитектуры. В 1930 г. был опубликован Манифест конкретного искусства, в котором Ван Дусбург призывал к "элементаризму", абстрактному искусству "универсального языка", не связанному ни с какими литературными ассоциациями (намек на течения символизма и сюрреализма в живописи), - искусству, основанному "на четких визуальных формах". Эти идеи возникли под влиянием позднего французского "синтетического кубизма", дивизионизма Ж. Сера, работ А. Ван де Велде и выставки "Золотое Сечение" в Париже (1912). Участником объединения был Геррит Ритвелд (1888-1964), архитектор и проектировщик мебели. Среди основателей группы "Де Стиль" был Яко-бус Йоханнес Питер Ауд архитектор, ученик П. Кайперса в Амстердаме. В 1918-1933 гг. Ауд занимал должность главного архитектора Роттердама. Вместе с Ван Дусбургом и Эстереном он считается основателем новой голландской школы архитектуры. Проекты и постройки архитекторов группы "Де Стиль" оказывали значительное влияние на многих художников, в частности, на творчество Н. Габо, Л. Лисицкого, А. Певзнера. Идеи голландцев нашли отражение в программе Баухауза в Ваймаре и во многом определили развитие европейского дизайна. Но постепенно внутри самой группы назревал раскол. Идеи пуризма и "чистого эстетизма", не связанного с социальнойдействительностью, рушились под воздействием социалистического движения (захватившего также и Баухауз), нарастания напряженности в Германии и движения "Новая вешественность" среди молодых немецких художников. С кончиной Ван Дусбурга в 1931 г. в Давосе, Швейцария, завершилась деятельность группы "Де Стиль".

33. АНТОНИО САНТ'ЭЛИА И ФУТУРИЗМ В АРХИТЕКТУРЕ.

Футуризм – художественное течение, возникшее в Италии под влиянием кубизма в начале 20в. Футуризм объективно отразил реальность своего времени: научно-технический прогресс и стремление к радикальному изменению жизни. В качестве нового критерия красоты прославляется машина. Футуристы отрицали традиции классического искусства и его формы. Сторонниками этого движения были: поэт Филиппо Томасо Маринетти, худ. Карло Карра и Джино Северини, скульптор Умберто Бочонни и арх. Антонио Сант’Элиа.Находившийся отчасти под влиянием Отто Вагнера, Сант’Элиапытается перенести в область архитектуры элементы движения, которые художники и скульпторы-футуристы стремились отразить в своих произведениях. Поэтому в его проектах «Город будущего» особое внимание уделяется транспортным устройствам: в арх-ре жилых зд-й выделяются выступающие наружу шахты подъемников, плоские кровли, фасады из стали и стекла, мостики-переходы над улицами, планировка городов определяется расположенными на разных уровнях транспортными магистралями, прослеживается функциональное единство градостроительных структур, неизбежность роста города по вертикали. Основная идея Сант’Элиа - фундаментальные понятия арх-ры верны только до определенного рубежа во времени, после которого глубокие изменения в технологии создают разрыв исторической последовательности, определяя возникновение новых типов восприятия, новых идеалов, новой арх-ры. В одностороннем подчеркивании отдельных формообразующих элементов здесь наблюдается нечто подобное тому, что имело место в Германии и Голландии около 1920 года. Распространение футуризма окончилось Италией. Его самые яркие представители (Сант’Элиа и Бочонни) погибли в 1-ю мировую войну.

34. СОВЕТСКИЙ КОНСТРУКТИВИЗМ В КОНТЕКСТЕ МИРОВОЙ АРХИТЕКТУРЫ.В начальный период развития советской архитектуры творческие организации «новой архитектуры» сыграли большую положительную роль. Во-первых, они стали центрами поляризации теоретических идей и творческих поисков, до этого достаточно хаотичных, что позволило выявить основные тенденции, понять их и оценить по существу. Во-вторых, они показали большое значение науки для архитектуры. В-третьих, они объективно выявили формообразующую роль таких элементов архитектуры как функция, конструкции и материалы, экономика. В-четвертых, они сосредоточили внимание на разработке новых в социальном отношении типов зданий клубы, детские дошкольные учреждения, фабрики-кухни, новые типы производственных зданий, жилище с элементами обслуживания и т.д.). Наличие четко сформулированных программ новых организаций было весьма привлекательно, особенно для молодых архитекторов. «Силовое поле» новых архитектурных концепций воз- действовало не только на молодежь. Так И. Фомин модернизирует классические мотивы, разрабатывая в теории и в творческой практике формы «красной дорики», А. Щусев откровенно стилизует некоторые свои работы под «новую архитектуру».Активно используют новые материалы все авангардные течения в архитектуре. Все больше возрастает популярность стекла: из него создают целые стены, выкладывают отдельные стеклянные объёмы (например, голосовский клуб имени Зуева в Москве); если раньше модерн любовался пластическими возможностями железобетона, то сейчас восхищаются прозрачными стенами и архитектурными конструкциями из металла. Из плотного вещества создаются не бионические существа модерна, а тонкие кристаллы, способные держать в напряжении обширное пространство, окружающее их, структурирующие и гармонизирующие это пространство.

АРХИТЕКТУРА НЕБОСКРЕБОВ.

АРХИТЕКТУРА ЧИКАГО В 1980-е ГОДЫ

стали расти здания в 12, 14, 16 и 23 этажа в близости друг к другу общий вид застройки не производил хаотичного впечатления.…Расцвет Чикагской школы …1883-1893 гг. …Луп – деловой центр города …возникали целые улицы … стремительный рост строительства. Конторские здания – исходная точка развития …гостиницы …крупные здания, где помещались одновременно контора, театр, гостиница, как, например, Аудиториум Адлера и Салливена. попытки решить проблему многоквартирного дома. основатель школы Уильям ле Барон Дженни (1832-1907) архитектор инженер. Дженни давал молодым архитекторам профессиональную подготовку [как Беренс Перре в мастерской].

Роль Уильяма ле Барона Дженни. Салливен считает его скорее знатоком чем архитектором. …детали и стилистические украшения играли незначительную роль. Его Лейтер-билдинг (1889) – самое раннее здание каркасной конструкции. Первый небоскреб. Первым зданием нового типа был дом Страхового общества Дженни в 1884-1885 гг. …в 1889 г. …Холаберд и Рош построили 12-этажное здание Дакота каркасной конструкции. В 1889 г. Дженни построил здание «Лейтер». В 1891 г. закончил дом в Манхеттене. самое высокое здание чисто каркасной конструкции. 16 этажей, высотой 61 м квартир[ы] нижних этажей эркер[ы] их форма была тщательно дифференцирована. В 1891 г. Дженни построил «Ярмарку» девятиэтажно[е] здани[е] Первые два этажа сплошь застеклены. требовали владельцы площадь для экспонируемых товаров.

В 1891 г. Барнхэм и Рут построили Монаднок-блок со стенами сплошной кирпичной кладки. небольшие размеры окон показывают массивные стены сужали возможности архитекторов. …1891 г. Барнхэм и Рут возвели «Грейт Норзерн Отель». В 1894 г. Холаберд и Рош построили Маркетт-билдинг. широки[е] «чикагски[е] окна[]».конторское здание …с тыльной стороны выступы. В средней части здания вестибюль, в котором лифты. помещения не имеют перегородок съемщик мог установить по своему усмотрению Многоквартирный дом. …после …пожара …тенденции строить …многоквартирные дома вместо …частных…Восьмиэтажная гостиница «Гайд-парк»…в 1887-1891 гг. Теодор Старретт и Джордж Фуллер. …300 номеров в две-пять комнат. 50 номеров оборудованы ваннами, электрическим освещением и паровым отоплением.

доходный дом Линдер-Мак-Кормик блок, впоследствии отель «Виргиния» Архитектором Клинтон Дж. Уоррен работал в мастерских Барнэма и Рута … «Брюстер» …архитектор[а] Р.Г.Тарнок[а] работал у Дженни. лестницы из толстых стеклянных плит. …дневной свет сверху может проходить через все восемь этажей здания. Мастера [Чикагской школы] возводили не отдельные образцы архитектуры, а застройку целого делового района…

Благодаря новым законам озонирования тер Нью-Йорка в начале 30-ых появились небоскребы с выразительными ступенчатыми силуэтами. Этот тип зданий нарушил условности и пропорции арх ордеров, которым еще соответствовали первые небоскребы, построенные в Чикаго в 19-20вв.. Новый тип небоскребов вобрал в себя мотивы арт-деко и в тоже время отразил увлечения авангардными геометрическими формами.

Эмпайер Стейт Билдинг – создан по проекту архитектурной фирмы «Шриф, Лэм и Харман» 381 м ( 102 эт. )

Крайслер -

36. АДЛЕР И САЛЛИВЕН: АУДИТОРИУМ И ВЫСОТНОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО.

Универсальный магазин Маршалла Филда в неороман-ском стиле, начатый Г. X. Ричардсоном в 1885 г. и полностью завершенный после его смерти в 1887 г., стал отправной точкой для важнейшихдостижений чикагской архитектурной фирмы Адлера и Салливена

Первые годы своей деятельности Адлер и Салливен посвятили удовлетворению неотложных требований стремительно растущего Чикаго, Высотные коммерческие здания появились из-за поднявшихся цен на землю, цены на землю увеличились из-за роста населения, рост населения был вызван притоком людей извне

архитекторам Чикаго 1880-х гг.не оставалось ничего иного, как только овладеть передовыми методами строительства: великий пожар продемонстрировал уязвимость чугуна, а последующее развитие огнестойких стальных каркасов,дало возможность биржевым дельцам развивать деловые части города в абсолютном оптимуме. До 1886 г. Адлер и Салливен занимались в основном проектированием небольших административных зданий, складов и магазинов. Эти невысокие (не выше шести этажей) здания не давали особого простора творческому воображению.Все изменилось в 1886 г.,когда Адлеру и Салливену по-ручили проектирование Аудиториума — сооружения, влияние которого на развитие культуры Чикаго было значительным как с идейной, так и с технической точки зрения. Проект этого многоцелевого комплекса был образцовым. Архитекторам нужно было в середине участка, занимавшего половину квартала чикагской сетки улиц, возвести большое современное оперное здание, а по краям — выходящие на обе стороны 11-этажные блоки, часть помещений которых должна была быть отдана под офисы,часть — под номера отеля. Адлер и Салливен. Аудиториум, Чикаго, 18871889. Продольный разрез, проходящий через сцену и зал

Уникальный проект отличался такими новаторскими деталями,как размещение кухни отеля и обеденных залов на крыше,так что дым и запахи не мешали жильцам. В то же время работа над проектом предоставляла множество возможностей для технического воображения Адлера. Использовав складывающиеся панели потолка и навесные вертикальные перегородки, Адлер смог удовлетворить требование об изменяемой вместимости зала. Весь комплекс размещался в массивной конструкциииз камня и железа.Салливен

варьировал облицовочный материал Аудиториума, чтобы смодулировать его большую высоту и массу, переходя от рустованных блоков к гладкому тесаному камню выше третье-го этажа.

Уэйнрайт-билдинг — первое выражение,в котором «отказ» от оконного переплета, Аркады по фасаду отсутствуют,фасад расчленен рельефными импостами, облицованными кирпичом, в то время как переплеты заглублены и отделаны терракотой так, чтобы зрительно слить их со стеклом. Четыре года спустя Салливен улучшил эту выразительную формулу в здании Гаранти. В этом 13-этажном административном здании Салливен создал декоративную конструкцию. Орна-ментированная терракота покрывает здание, как темная филигрань, мотивы которой повторяются даже в богато украшенных металлом интерьерах коридора. Только зеркальные

окна и мраморные стены первого этажа были лишены этой интенсивной отделки.

Расставшись со своим изысканным партнером, Адлером,Салливен теряет контроль над своей профессиональной судьбой и в наступившем столетии получает лишь несколько заказов.

37. КОНСТРУКТИВНЫЙ РАЦИОНАЛИЗМ И ВЛИЯНИЕ ВИОЛЛЕ-ЛЕ-ДЮКА: ГАУДИ, ОРТА, ГИМАР И БЕРЛАГЕ.

Гауди, Гауди-и-Корнет (Gaudi у Cornet) Антонио (26.6.1852, Реус, близ Таррагоны, — 10.6.1926, Барселона), испанский архитектор. Жил в Барселоне с 1868, учился в Высшей технической школе архитектуры. В причудливых по формам постройках Г. (главным образом в Барселоне) — в церкви Саграда Фамилия (1884—1926), где переосмыслена в мистическом духе композиция готического собора, и в домах стиля «модерн» (Каса Батло, 1905—07; Каса Мила, 1905—10) — смело изогнутые объёмы и конструктивные новшества (параболические арки, наклонные опоры, облегчённые своды) создают эффект фантастических, как бы вылепленных от руки, криволинейных форм.

Берлаге (Berlage) Хендрик Петрюс (21.2.1856, Амстердам, — 12.8.1934, Гаага), голландский архитектор. Основоположник современной голландской архитектуры. Б. построил здание Биржи в Амстердаме (1897—1903); черты национально-романтического стиля (подчёркнутая массивность здания с асимметрично поставленной башней, большие плоскости кирпичных стен) сочетаются здесь с функциональной обусловленностью плана и смелостью конструктивного решения; огромный зал перекрыт стеклянной кровлей, опирающейся на лишённые декора стальные фермы. Стремление Б. к простоте, рациональности и геометрической строгости композиции более последовательно проявилось в планах расширения Амстердама (1902—17) и реконструкции Гааги (1908—09) и в поздних постройках (Муниципальный музей в Гааге, 1916—35).

38. ХАЙ – ТЕК В АРХИТЕКТУРЕ ХХ ВЕКА.

эстетическое течение в архитектуре, сложившееся в 70-е гг. представляет собой современную модификацию техницизма. Хай-тек - символическое отражение века "высоких технологий" ракетно-космических объектов в архитектуре крупных общественных зданий. В известной мере хай-тек является последним в ХХ в. этапом эстетического освоения новых технических форм, начатого конструктивистами 20-х гг. и продолженного структуралистами в 60-х. От предшествующих этапов хай-тек отличает только ему присущий демонстративный супертехницизм, при котором функциональное применение строительных конструкций, инженерных систем и оборудования перерастает в декоративно-театрализованное с элементами преувеличения, а иногда и иронии. В отличие от конструктивизма и структурализма, основными средствами выражения у которых служили конструкции на основе железобетона и стекла, хай-тек ориентирован на эстетическое освоение металлических конструкций в сочетании со стеклом. Кроме того, хай-тек активно включает в архитектурную композицию зданий элементы их инженерного оборудования - воздуховоды, вентиляционные шахты, трубопроводы. Опираясь на сугубо технологическую практику промышленных предприятий маркировать различными цветами трубопроводы разных инженерных систем, хай-тек стал использовать этот прием в общественных зданиях уже в качестве композиционного средства. В практическом плане предтечами хай-тека в XIX в. считают "Хрустальный дворец" Д. Пекстона, а в ХХ в. - творчество Мис ван дер Роэ. Выдающийся зодчий, начинавший как функционалист, в поздний период творчества /50-60-е гг./ стал принципиальным антифункционалистом. Исходя из недолговечности функций, приводящей к раннему моральному старению капитальных зданий, он стремился проектировать здания с универсальным внутренним пространством, легко приспосабливаемым к меняющимся функциям. Средством для этого Мис ван дер Роэ избрал большепролётные конструктивные системы с выносом несущих конструкций из внутреннего пространства наружу и креплением к вынесенным несущим - ограждающих конструкций. При этом основу архитектурной композиции составлял строгий метр и форма несущих конструкций, выполненных из стальных стержней открытого профиля /широкополочные двутавры, швеллеры и пр./. Хай-тек не только унаследовал эти приёмы, но и существенно их развил и обогатил. Наряду с применением в композиции традиционных несущих конструкций-рам, ферм, каркасов - стали применяться комбинированные системы из жёстких и тросовых элементов, с активным использованием последних, как выразительного средства. Однако в наибольшей степени специфичности облика сооружений хай-тека способствовал прогресс в решении и применении металлических наружных ограждающих конструкций, который позволил принципиально модернизировать внешний облик зданий, их силуэт, цвет и фактуру фасадов. Хай-тек естественно и целенаправленно захватывает в свою орбиту не только облик и интерьеры зданий, но и внешнюю среду - элементы благоустройства и декоративную скульптуру, выполненную из того же материала, что и фасады. Однако, наиболее ранним, известным, "знаковым" произведением хай-тека стало здание Центра искусств им. Ж. Помпиду на площади Бобур в Париже, построенное в 1972-1979 гг. по проекту арх. Р. Пиано и Р. Роджерса Дальнейшее развитие хай-тека проходит в борьбе двух тенденций, начатых парижским Центром им. Помпиду и берлинским конгресс-халле Примером развития первого направления служит здание страховой компании Ллойда в лондонском Сити, построенного по проекту Р. Роджерса /одного из авторов Центра им. Помпиду/ в 1986 г. Примером развития второго направления хай-тека может служить построенное в том же 1986 г. и то же англичанином Н. Фостером здание высотного офиса банковской корпорации Шанхай-Гонконг в Гонконгекоторый сам автор охарактеризовал, как "первую в мире экологичную бюро башню." К концу 90-х гг. второе направление развития хай-тека становится главенствующим. В нём теперь работает даже Р. Роджерс, уйдя от усложненных композиций 70-80-х гг. В этом отношении наиболее ярким примером позднего хай-тека стала композиция здания Европейского суда по правам человека в Страсбурге, построенного по проекту Р. Роджерса в 1997 г.

 



Просмотров 992

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2025 год. Все права принадлежат их авторам!