![]()
Главная Обратная связь Дисциплины:
Архитектура (936) ![]()
|
АРХИТЕКТУРНЫЙ ЭКСПРЕССИОНИЗМ В ХХ ВЕКЕ
Экспрессионизм (от лат. expressio — выражение), направление, развивавшееся в европейском искусстве и литературе примерно с 1905 по 1920-е гг. Возникло как отклик на острейший социальный кризис 1-й четверти 20 в. (включая 1-ю мировую войну и последовавшие революционные потрясения), стало выражением протеста против уродств современной буржуазной цивилизации. Социально-критический пафос отличает многие произведения Э. от искусства авангардистских течений, развивавшихся параллельно с ним или сразу после него (кубизма, сюрреализма). Протестуя против мировой войны и социальных контрастов, против засилья вещей и подавленности личности социальным механизмом, а иногда обращаясь и к теме революционного героизма, мастера Э. совмещали протест с выражением мистического ужаса перед хаосом бытия. Кризис современной цивилизации представал в произведениях Э. одним из звеньев апокалиптической катастрофы, надвигающейся на природу и человечество. Термин «Э.» впервые употребил в печати в 1911 Х. Вальден — основатель экспрессионистского журнала «Штурм» («Der Sturm»). В архитектуре (Р. Штейнер, Э. Мендельсон, Х. Пёльциг, Б. Таут и др.) Э. во многом продолжал традиции «модерна», пропагандируя применение новых конструкций и материалов, его мастера стремились к созданию органически обусловленных, как бы вырастающих из почвы форм.Штейнер (Steiner) Рудольф (27.2.1861, Кралевич, Хорватия, — 30.3.1925, Дорнах, близ Базеля), немецкий философ-мистик, основатель антропософии. Последователь натурфилософии Гёте, редактор и комментатор его естественнонаучного сочинения в 1883—97. Испытал влияние эволюционных учений Ч. Дарвина и Э. Геккеля, позднее — «философии жизни» Ф. Ницше. В 1902 перешёл к теософии, возглавив немецкую секцию Теософского общества; после конфликта с ним в 1913 (из-за провозглашения Кришнамурти новым мессией) основал Антропософское общество с центром в Дорнахе (Швейцария). В условиях послевоенного кризиса учение Ш. получило распространение преимущественно в Германии; имело определённое воздействие на круги художеств. интеллигенции. Штейнер выступал также как драматург, скульптор и архитектор: выстроенный по его проекту в Дорнахе архитектурный комплекс (Гетеанум и др.) оказал значительное влияние на архитектурный экспрессионизм. Деятельность Антропософского общества преследовалась нацистами, наложившими после 1933 запрет на сочинения Ш. С 1960-х гг. происходит некоторое оживление штейнерианства в Западной Европе и США (деятельность клинико-терапевтического института в Арлесхейме, Швейцария, и др.). Мендельсон (Mendelsohn) Эрих (21.3.1887, Алленштейн, Восточная Пруссия, ныне Ольштын, Польша, — 15.9.1953, Сан-Франциско, США), немецкий архитектор. Учился в Высшей технической школе в Мюнхене (1907—11) у Т. Фишера. В 1911—14 был близок к мюнхенской группе «Синий всадник». В 1933 эмигрировал; жил и работал в Великобритании (между 1933 и 1941), Палестине (1936—1938), США (с 1941; преподавал в Калифорнийском и др. университетах). Испытав влияние стиля «модерн», а затем экспрессионизма, в своих первых постройках сочетал поиски островыразительных, скульптурно-пластичных архитектурных форм (то уподобленных объектам органического мира, то подчёркнуто геометризованных) со строгой функциональностью общей композиции [астрофизическая лаборатория (Башня Эйнштейна) в Потсдаме, см. илл.; шляпная фабрика в Люккенвальде, Бранденбург, 1921—23]. Со 2-й половины 20-х гг. перешёл от напряжённой динамики ранних работ к более спокойным, хотя не менее эффектным решениям, в большей мере сближаясь с функционализмом (универмаги Шоккена в Нюрнберге, 1926, Штутгарте, 1926—28, Хемнпцс, ныне Карл-Маркс-Штадт, 1929—30; Колумбусхауз в Берлине, 1929—32). Работая в Палестине (2 больницы в Хайфе, 1937; Палестинский банк в Иерусалиме, 1938), М. оказал значительное влияние на местных архитекторов. Его главные сооружения в США — госпиталь Маймонида в Сан-Франциско (1946) и синагогальный центр в Сент-Луисе (1950). В 1924 М. посетил СССР, в 1925 выполнил проект трикотажной фабрики «Красное знамя» в Ленинграде; в 1932 участвовал в конкурсе на проект Дворца Советов в Москве. Пёльциг (Poelzig) Ханс (30.4.1869, Берлин, — 14.6.1936, там же), немецкий архитектор. Учился в Высшей технической школе в Берлине (1888—93). Преподавал в АХ в Бреслау (ныне Вроцлав, Польша; 1900—16, с 1903—директор), в Высшей технической школе в Дрездене (1916—20), в АХ (с 1920) и Высшей технической школе в Берлине (с 1924). Начинал как последователь П. Беренса (водонапорная башня в Познани, 1910; административное здание во Вроцлаве, 1911). В 10-е гг. перешёл к причудливо-романтической (химическая фабрика в г. Любань-Шлёнски, Польша, 1911—12), подчас экспрессионистической трактовке новых конструкций, свободным объёмно-пространственным композициям, неожиданным декоративным решениям интерьеров (например, оформление металлических рёбер перекрытия в виде сталактитов в Большом театре в Берлине, многоступенчатый потолок в берлинском кинотеатре «Капитоль», см. илл.). В конце 20-х гг. в творчестве П. проявились тенденции к большей монументализации форм (здание управления фирмы «И. Г. Фарбениндустри» во Франкфурте-на-Майне,1928—30). В 1932 П. создал проект Дворца Советов в Москве. Активная творческая и педагогическая деятельность П., оказавшего большое влияние на следующее поколение немецких архитекторов (Х. Шароун и др.), была прервана нацистами: после 1933 он был лишён права работать и преподавать. Таут (Taut) Бруно (4.5.1880, Кенигсберг, ныне Калининград, — 24.12.1938, Анкара), немецкий архитектор и теоретик архитектуры. В начале 1900-х годов учился у Т. Фишера в Штутгарте. В 1931—32 жил и работал в Москве (которую посетил также в 1926). После прихода нацистов к власти был в эмиграции (с 1933 работал и преподавал в Японии, затем в Турции). Представитель функционализма, лидер архитектурной группы «Ринг», Т. в своих произведениях [многочисленные постройки в Магдебурге (главный архитектор в 1921—24), жилой комплекс в районе Бриц в Берлине (см. илл.)] одним из первых применил в строительстве стекло и бетон, разрабатывал новые типы учебных и жилых комплексов, добиваясь лаконизма композиции и чёткой дифференциации помещений; пропагандировал широкое применение цвета в архитектуре.
![]() |