Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



АРХИТЕКТУРНЫЙ ЭКСПРЕССИОНИЗМ В ХХ ВЕКЕ



Экспрессионизм (от лат. expressio — выражение), направление, развивавшееся в европейском искусстве и литературе примерно с 1905 по 1920-е гг. Возникло как отклик на острейший социальный кризис 1-й четверти 20 в. (включая 1-ю мировую войну и последовавшие революционные потрясения), стало выражением протеста против уродств современной буржуазной цивилизации. Социально-критический пафос отличает многие произведения Э. от искусства авангардистских течений, развивавшихся параллельно с ним или сразу после него (кубизма, сюрреализма). Протестуя против мировой войны и социальных контрастов, против засилья вещей и подавленности личности социальным механизмом, а иногда обращаясь и к теме революционного героизма, мастера Э. совмещали протест с выражением мистического ужаса перед хаосом бытия. Кризис современной цивилизации представал в произведениях Э. одним из звеньев апокалиптической катастрофы, надвигающейся на природу и человечество. Термин «Э.» впервые употребил в печати в 1911 Х. Вальден — основатель экспрессионистского журнала «Штурм» («Der Sturm»).

В архитектуре (Р. Штейнер, Э. Мендельсон, Х. Пёльциг, Б. Таут и др.) Э. во многом продолжал традиции «модерна», пропагандируя применение новых конструкций и материалов, его мастера стремились к созданию органически обусловленных, как бы вырастающих из почвы форм.Штейнер (Steiner) Рудольф (27.2.1861, Кралевич, Хорватия, — 30.3.1925, Дорнах, близ Базеля), немецкий философ-мистик, основатель антропософии. Последователь натурфилософии Гёте, редактор и комментатор его естественнонаучного сочинения в 1883—97. Испытал влияние эволюционных учений Ч. Дарвина и Э. Геккеля, позднее — «философии жизни» Ф. Ницше. В 1902 перешёл к теософии, возглавив немецкую секцию Теософского общества; после конфликта с ним в 1913 (из-за провозглашения Кришнамурти новым мессией) основал Антропософское общество с центром в Дорнахе (Швейцария). В условиях послевоенного кризиса учение Ш. получило распространение преимущественно в Германии; имело определённое воздействие на круги художеств. интеллигенции. Штейнер выступал также как драматург, скульптор и архитектор: выстроенный по его проекту в Дорнахе архитектурный комплекс (Гетеанум и др.) оказал значительное влияние на архитектурный экспрессионизм. Деятельность Антропософского общества преследовалась нацистами, наложившими после 1933 запрет на сочинения Ш. С 1960-х гг. происходит некоторое оживление штейнерианства в Западной Европе и США (деятельность клинико-терапевтического института в Арлесхейме, Швейцария, и др.).

Мендельсон (Mendelsohn) Эрих (21.3.1887, Алленштейн, Восточная Пруссия, ныне Ольштын, Польша, — 15.9.1953, Сан-Франциско, США), немецкий архитектор. Учился в Высшей технической школе в Мюнхене (1907—11) у Т. Фишера. В 1911—14 был близок к мюнхенской группе «Синий всадник». В 1933 эмигрировал; жил и работал в Великобритании (между 1933 и 1941), Палестине (1936—1938), США (с 1941; преподавал в Калифорнийском и др. университетах). Испытав влияние стиля «модерн», а затем экспрессионизма, в своих первых постройках сочетал поиски островыразительных, скульптурно-пластичных архитектурных форм (то уподобленных объектам органического мира, то подчёркнуто геометризованных) со строгой функциональностью общей композиции [астрофизическая лаборатория (Башня Эйнштейна) в Потсдаме, см. илл.; шляпная фабрика в Люккенвальде, Бранденбург, 1921—23]. Со 2-й половины 20-х гг. перешёл от напряжённой динамики ранних работ к более спокойным, хотя не менее эффектным решениям, в большей мере сближаясь с функционализмом (универмаги Шоккена в Нюрнберге, 1926, Штутгарте, 1926—28, Хемнпцс, ныне Карл-Маркс-Штадт, 1929—30; Колумбусхауз в Берлине, 1929—32). Работая в Палестине (2 больницы в Хайфе, 1937; Палестинский банк в Иерусалиме, 1938), М. оказал значительное влияние на местных архитекторов. Его главные сооружения в США — госпиталь Маймонида в Сан-Франциско (1946) и синагогальный центр в Сент-Луисе (1950). В 1924 М. посетил СССР, в 1925 выполнил проект трикотажной фабрики «Красное знамя» в Ленинграде; в 1932 участвовал в конкурсе на проект Дворца Советов в Москве.

Пёльциг (Poelzig) Ханс (30.4.1869, Берлин, — 14.6.1936, там же), немецкий архитектор. Учился в Высшей технической школе в Берлине (1888—93). Преподавал в АХ в Бреслау (ныне Вроцлав, Польша; 1900—16, с 1903—директор), в Высшей технической школе в Дрездене (1916—20), в АХ (с 1920) и Высшей технической школе в Берлине (с 1924). Начинал как последователь П. Беренса (водонапорная башня в Познани, 1910; административное здание во Вроцлаве, 1911). В 10-е гг. перешёл к причудливо-романтической (химическая фабрика в г. Любань-Шлёнски, Польша, 1911—12), подчас экспрессионистической трактовке новых конструкций, свободным объёмно-пространственным композициям, неожиданным декоративным решениям интерьеров (например, оформление металлических рёбер перекрытия в виде сталактитов в Большом театре в Берлине, многоступенчатый потолок в берлинском кинотеатре «Капитоль», см. илл.). В конце 20-х гг. в творчестве П. проявились тенденции к большей монументализации форм (здание управления фирмы «И. Г. Фарбениндустри» во Франкфурте-на-Майне,1928—30). В 1932 П. создал проект Дворца Советов в Москве. Активная творческая и педагогическая деятельность П., оказавшего большое влияние на следующее поколение немецких архитекторов (Х. Шароун и др.), была прервана нацистами: после 1933 он был лишён права работать и преподавать.

Таут (Taut) Бруно (4.5.1880, Кенигсберг, ныне Калининград, — 24.12.1938, Анкара), немецкий архитектор и теоретик архитектуры. В начале 1900-х годов учился у Т. Фишера в Штутгарте. В 1931—32 жил и работал в Москве (которую посетил также в 1926). После прихода нацистов к власти был в эмиграции (с 1933 работал и преподавал в Японии, затем в Турции). Представитель функционализма, лидер архитектурной группы «Ринг», Т. в своих произведениях [многочисленные постройки в Магдебурге (главный архитектор в 1921—24), жилой комплекс в районе Бриц в Берлине (см. илл.)] одним из первых применил в строительстве стекло и бетон, разрабатывал новые типы учебных и жилых комплексов, добиваясь лаконизма композиции и чёткой дифференциации помещений; пропагандировал широкое применение цвета в архитектуре.

 



Просмотров 1418

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2025 год. Все права принадлежат их авторам!