Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



СЛУЖЕБНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ, ЖИЛЫЕ И ОБЩЕСТВЕННЫЕ ЗДАНИЯ



24.1. В проектах новых железнодорожных линий, дополнительных главных путей и усиле­ния (реконструкции) существующих линий сле­дует предусматривать комплексную механиза­цию и автоматизацию производ­ственных про­цессов, автоматизированную систему управле­ния желез­нодорожным транспортом, машини­зацию путевых и других линейных работ, учи­тывая существующую организационную струк­туру, располо­жение ближайших населенных пунктов и наличие зданий различного назначе­ния на примыкающих участках железных дорог или обслуживаемых предприятиях (для подъ­ездных путей).

Дистанции пути, дистанции сигнализации и связи, дистанции гражданских сооруже­ний, дистанции электроснабжения, а также их линейные подразделения следует разме­щать в пределах каждого отделения желез­ной дороги, как правило, в общих границах с учетом возможного объединения служебно-технических зданий, подсобных предпри­ятий, гаражей и других сооружений и уст­ройств отдельных служб.

Эксплуатационная длина дистанции пути, сигнализации и связи, а также дистанций элект­роснабжения должна назначаться по нормам Министерства путей сообщения Российской Фе­дерации.

В горных районах, подверженных лавинной опасности и сильным снежным заносам, в про­ектах следует предусматривать дорожную снеголавинную службу.

24.2. Объем строительства жилых и обще­ственных зданий и сооружений следует опре­делять в зависимости от штатов подразделений с учетом существующих в данном районе жи­лых и общественных зданий и других местных условий.

При проектировании вторых путей и усиле­нии (реконструкции) существующих железных дорог (станций, депо, устройства СЦБ, связи и др.) объем строительства жилых и обществен­ных зданий следует определять на дополни­тельный штаг, необходимый для эксплуатации объектов и устройств. Строительство обще­ственных зданий и инженерно-технических соо­ружении следует осуществлять по кооперации с другими заказчиками.

24.3. Жилые и общественные здания и соо­ружения, предназначенные для всех подраз­делений, следует размещать в населенных пунктах при станциях. Расстояние между насе­ленными пунктами следует устанавливать а за­висимости от размеров движения поездов, структуры поездопотока, климатических, топо­графических, геологических м других условий. При этом размещение населенных пунктов и объемы строительства общественных зданий должны соответствовать решениям, предус­матриваемым схемами и проектами районной планировки, а также генпланами соответствую­щих городов и поселков. На новых линиях рас­стояние между населенными пунктами следует принимать, как правило, не более 60 км. Раз­мещение поселков на большем расстоянии не­обходимо подтвердить технико-экономическим обоснованием.

Обслуживание разъездов, обгонных пунк­тов и производственных объектов (насосные станции и т. п.) или охраняемых сооружений (мосты, тоннели, обвальные места и т. п.), рас­положенных на расстоянии более 4 км от насе­ленных пунктов, должно предусматриваться с ежедневной или ежесуточной доставкой рабо­тающих к месту работы и обратно в течение 1,0—1,5 ч железнодорожным или автомобиль­ным транспортом (в зависимости от местных условий).

Персонал смен на этих объектах должен быть обеспечен помещениями для приготов­ления и приема горячей пищи, кратковремен­ного отдыха и пунктом по оказанию первой медицинской помощи. Площадь помещений устанавливается в зависимости от численности смены.

Помещения для персонала смен на разъез­дах и обгонных пунктах должны располагаться, по возможности, в станционных зданиях. Допу­скается их размещение в отдельно стоящих зданиях.

24.4. Для работников службы пути, сигнали­зации и связи и электроснабжения следует предусматривать комплексные стационарные пункты обогрева в I климатическом районе Северной строительно-климатической зоны на расстоянии 2 км от раздельных пунктов и от одного до другого, в других районах — на расстоянии 3 км друг от друга, оборудованные отопительными приборами. При наличии авто­мобильной дороги пункты обогрева могут быть передвижными.

24.5. При соответствующем обосновании, по согласованию с железной дорогой, допускает­ся предусматривать эксплуатационное обслу­живание вахтовым методом промежуточных станций, обгонных пунктов, других подразде­лений различных хозяйств и охраняемых объ­ектовновых линий, расположенных в местностях с суровыми природно-климатическими ус­ловиями, в труднодоступных и малонаселен­ных районах.

При этом следует учитывать возможности доставки персонала вахтовых смен от мест по­стоянного жительства в населенных пунктах, расположенных на крупных участковых станци­ях новой линии, и обратно железнодорожным, автомобильным или воздушным транспортом (в зависимости от местных условий).

Применение вахтового метода организации обслуживания и эксплуатации новой линии дол­жно быть предусмотрено заданием на ее про­ектирование с разрешения Министерства путей сообщения Российской Федерации или других ведомств, эксплуатирующих линию.

Продолжительность вахтовых смен, режим работы, тип зданий, уровень культурно-бытового обслуживания и степень благоустройства вахтового комплекса, способ доставки работа­ющих должны быть предусмотрены заданием на проектирование, выдаваемым заказчиком.

Для работников, обеспечивающих эксплуа­тацию железной дороги, создаются вахтовые комплексы а составе общежитии для прожива­ния, помещений бытового и медицинского об­служивания, организации досуга и спортивных мероприятий.

Вместимость общежитии следует опреде­лять на основе расчета штатного контингента работников всех служб, одновременно участ­вующих в производственном процессе на период максимального объема работ по ремонту и эксплуатации железной дороги, с учетом персонала, обслуживающего вахтовый комплекс.

Здание общежития следует проектировать из расчета не менее 6 м2 жилой площади на одного работника вахтового комплекса.

24.6. В зависимости от численности населе­ния железнодорожные населенные пункты следует подразделять на следующие группы:

малые — до 3 тыс. человек;

средние — от 3 до 5 тыс. человек;

большие — более 5 тыс. человек.

Проектную численность населенного пункта следует рассчитывать исходя из численности основных групп населения, определенных в соответствии с положениями СНиП 2.07.01—89 и указаниями, приведенными в Приложении 3 настоящего документа.

24.7. Жилищную обеспеченность работни­ков железнодорожного транспорта и сферы обслуживания следует предусматривать (в % штатного контингента);

на участковых ч других крупных станциях а обжитых районах — 85—90, в необжитых райо­нах — 100;

на промежуточных станциях — 100.

Штатный контингент работников следует принимать в соответствии с действующими нормативами.

Жилые дома должны быть с благоустроен­ными квартирами для посемейного заселения по действующим в соответствующих регионах нормам, но не менее 9м2 жилой площади на одного человека. Наборы квартир следует оп­ределять исходя из демографической структу­ры района строительства.

Общежития для несемейных работников следует предусматриватьиз расчета не менее 6 м2 жилой площади на 1 человека.

Таблица 23

    Учреждение Протяженность железнодорожной линии, км, обеспечиваемой     Расчетные
здравоохранения больничной помощью амбулаторной помощью показатели
Узловая больница с поликлиникой 320—360 80—120 Больница на 300 коек. Полик­линика на 250 посещений в день
Линейная больница с поликлиникой 80—120 80—120 Больница на 30 коек. Полик­линика на 100 посещений в день.
Линейная амбулато­рия 80—120 Амбулатория из расчета 26 посещений в день на 1000 чело­век в населенных пунктах, где нет больниц с поликлиникой
Аптека (встроенная) 2 категории В каждом населенном пункте
Профилакто­рий круглого­дичный 320—360 Профилакторий из расчета 30 коек на 10 000 человек населе­ния (по заданию заказчика)

Примечания: 1. Расчетные показатели для учрежде­ний здравоохранения на линиях, располагаемых в Северной строительно-климатической зоне (подрайоны IА, IБ, IГ), при соответствующем обосновании, допускается увеличивать на 15 %.

2. На предприятиях железнодорожного транспорта, в учреждениях и организациях следует предусматривать врачебные или фельдшерские здравпункты в зависимости от количества работающих.

3. Проектирование больниц необходимо осуществ­лять в соответствии с нормой 7 м2 на 1 койку.

Таблица 24

Санитарно-эпидемиологичес­кая станция (СЭС) Население, тыс. чел. Число СЭС
Линейная До 30 Одна на обслужива­емой желез­нодорожной линии

Таблица 25

Предприятия торговли, общественного питания и бытового обслуживания   Размещение Расчетные показатели
Магазины продовольст­венных и промышленных товаров несложного ассор­тимента (сблокированные с вокзалом или постом ЭЦ) На каждой станции, в на­селенном пункте с числен­ностью населения до 200 человек 36 м2 площади торгового зала
Магазины продовольст­венные В каждом населенном пункте 80 м2 торговой площади на 1000 человек, прожи­вающих в населенном пун­кте
Магазины непродоволь­ственные То же 110 м2 торговой площади на 1000 человек, прожи­вающих в населенном пун­кте
Предприятия обществен­ного питания 28 мест на 1000 жителей в настоящее время и 40 мест на перспективу
Столовые При производственных предприятиях с континген­том, имеющим передвиж­ной характер работы (при локомотивных, вагонных, рефрижераторных депо, локомотивные бригады в пунктах оборота, на мет­рополитене) 125 мест на 1000 рабо­тающих в наиболее много­численной смене
  На узловых, сортировоч­ных станциях, дистанциях, заводах при численности работающих 150 человек и более 250 мест на 1000 рабо­тающих в наиболее много­численной смене
  В домах отдыха локомо­тивных бригад с числом коек 30 и более 50 % мест от наличия коек
Диетическая столовая или диетическое отделение При каждом производ­ственном предприятии 20 % от наличия мест в столовой
Столовая-раздаточная или буфет На станциях и отдельных предприятиях при числен­ности работающих менее 150 человек 25 мест на 100 работаю­щих в наиболее многочис­ленной смене
Буфеты внешние с горя­чим питанием То же 2 посадочных места на 3 человек работающих
Комната приема пищи с организацией продажи продуктов через дежурную дома отдыха В домах отдыха локомо­тивных бригад с числом коек менее 30 50 % мест от наличия коек
Магазин кулинарии При каждом производ­ственном предприятии с числом работающих в наи­более многочисленной смене 500—1000 человек 2 рабочих места
Отдел кулинарии На производственном предприятии с числом ра­ботающих в наиболее мно­гочисленной смене до 500 человек 1 рабочее место
Механизированные хле­бозаводы и хлебопекарни (не менее 2-х печей на хле­бопекарне) В каждом населенном пункте 0,6 т хлебобулочных из­делий в сутки на 1000 че­ловек
Склады для муки При каждой хлебопекарне 20-дневный запас муки, но не менее, чем 120 т
Овощехранилища и кар­тофеле­хранилища В каждом населенном пункте 70 т картофеля и 30 т овощей на 1000 человек
Квасильно-засолочные пункты В границах действия от­дела рабочего снабжения (ОРС) или его филиала 30 т солений на 1000 че­ловек
Фруктохранилища с холо­дильными установками То же 15 т фруктов на 1000 че­ловек
Склады продовольствен­ных товаров с холодиль­ными установками 15 т продуктов на 1000 человек (в том числе 35 % для хранения скоропортя­щихся продуктов), но не менее, чем на 250 т
Склады промышленных товаров 100 м2 складской пло­щади на 1000 человек, но не менее 600 м2
Склады для стеклянной тары 300 м2 складской площади
Цехи по выработки без­алкогольных напитков В границах действия от­дела рабочего снабжения (О°С) или его филиала 3000 декалитров в год на 1000 че­ловек
Холодильники В каждом населенном пункте 10 т скоропортящихся продуктов на 1000 человек, но не менее 25 т
Комбинаты (мастерские) бытового обслуживания населения: а) по пошиву одежды   В населенных пунктах с численностью населения от 500 человек и более (с учетом населенных пунк­тов, примыкающих к же­лезнодорожной линии про­тяжением в каждую сторо­ну до 100 км) с имеющимся предприятием службы быта   Одно рабочее место на 300 человек
б) по ремонту обуви То же То же
в) по ремонту одежды
г) по ремонту мелкого хозяйственного инвентаря
Парикмахерские В населенных пунктах с численностью населения от 300 человек и более
Комплексные приемные пункты При производственных предприятиях 2 рабочих места на 1500 работающих
Бани В каждом населенном пункте 7 мест па 1000 человек. Допускает­ся 10 мест на 1000 человек для населен­ных пунктов, размещаемых в кли­матических подрайо­нах IА, IБ, IГ, IIА, север­ной части подрайона IВ (севернее 58° с. ш.) и в зо­не освоения БАМ 3 места на 1000 человек для населенных пунктов, обеспеченных благоуст­роенным жилым фондом
Прачечные механизиро­ванные То же 90 кг сухого белья в сме­ну на 1000 человек
Ателье по эксплуатации и ремонту телевизоров, ра­дио- и фотоаппаратуры Одно на отделение дороги Из расчета 3 рабочих места на 1000 человек
Контора ОРСа (филиал ОРСа) В местах дислокации ОРСов (филиалов ОРСов) На 50 человек для ОРСа, на 30 человек для филиалов ОРСа
Гараж для автомобилей с мастерскими для ремонта То же На 40 автомобилей для ОРСа, на 20 автомобилей для филиала ОРСа
Мастерские по ремонту торгово-технологического и холодильного оборудова­ния В местах дислокации ОРСов Из расчета 100 м2 полез­ной пло­щади
Подсобное сельское хо­зяйство То же Свинарник на 300—500 голов

Примечания: 1. Расчетные показатели для овощехранилищ, фруктохранилищ и квасильно-засолочных пунктов для насоленных пунктов, размещаемых в климатических подрайонах IА, IБ и IГ, следует повышать на 50 %.

2. Склады продовольственных и промышленных товаров, хлебозаводы ихлебопекарни, овощехранилища, картофе­лехранилища и квасильно-засолочные пункты должны иметь автодорожные и, как правило, железнодорожные подъез­ды.

3. Объекты рабочего снабжения следует предусматривать в разделе "А" сводной сметы.

4. Предприятия торговли, общественного питания и бытового обслуживания следует, какправило, объединять в торговые центры и, в зависимости от местных условий, размещать в комплексе с другими учреждениями и предприяти­ями обслуживания.

Таблица 26

Общеобразователь­ные школы, дош­кольные учрежде­ния, учреждения культуры   Размещение   Количество мест   Расчетные показатели
Оздоровительные лагеря По заданию на проектирование На 1000 человек населения (по зада­нию заказчика)
Неполные средние и средние школы В каждом населен­ном пункте Из расчета охвата 100 % детей непол­ным средним обра­зованием к 75 % де­тей сред­ним образо­ванием 180 детей школь­ного возраста на 1000 человек
Школы-интернаты По заданию на проектирование В счет норм по средней школе По заданию заказ­чика
Детские ясли-сады В каждом населен­ном пункте Из расчета охвата 100 % детей дош­кольного возраста детскими дошколь­ными учреждениями 200 детей дош­кольного возраста на 1000 человек
Клуб со зритель­ным залом В средних и боль­ших насе­ленных пунктах Количество мест в зрительном зале из расчета 180—120 мест на 1000 чело­век
Библиотека В каждом населен­ном пункте 2,5 тыс. книг па 1000 человек

Примечания: 1. Количество детей дошкольного и школьного возраста следует уточнять по данным прогноза демографической структуры населения.

2. Проектирование школ-интернатов и клубов осуществляется по специальному заданию министерства (ведомст­ва) - заказчика.

3. В малых населенных пунктах в составе торгово-общественных центров необходимо предусматривать помещение с кинобудкой из расчета не менее 100 мест на 1000 человек при отсутствии специального задания на проектирование клуба.

24.8. Планировку и застройку поселков сле­дует осуществлять а соответствии с требовани­ями СНиП 2.07.01—89. Учреждения и пред­приятия здравоохранения, просвещения, тор­говли, общественного питания, бытового обслу­живания икультуры, спортивные сооружения следует размещать с учетом создания единой системы обслуживания населения, проживаю­щего в населенных пунктах при железнодо­рожных линиях.

Расчетныепоказатели проектирования больниц и поликлиник следует принимать по табл. 23, санитарно-эпидемиологических стан­ций — по табл. 24, предприятий торговли, обще­ственного питания и бытового обслуживания — по табл. 25, общеобразовательных школ, дошкольных учреждений и учреждений культуры — по табл. 26, а других учрежде­ний и предприятий обслуживания — согласно СНиП 2.07.01—89.

Расчетные показатели даны на проектную численность населения железнодорожных на­селенных пунктов.

ПРОТИВОПОЖАРНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ

Общие требования

25.1. Требования настоящего раздела не распространяются на железнодорожные тонне­ли, шпалопропиточные заводы, промывочно-пропарочные станции, а также на объекты про­мышленного железнодорожного транспорта.

25.2. Размещение и группировку проекти­руемых зданий, сооружений и устройств на территории железнодорожных линий следует пооизводить с учетом пожарной опасности смежно расположенных объектов, розы вет­ров, рельефа местности и сейсмичности райо­на, а также с учетом перспективы развития территории станции (узла). Величина противо­пожарных разрывов между зданиями, соору­жениями и устройствами должна устанавли­ваться в соответствии с требованиями глав СНиП II—89—80 и СНиП 2.07.01—89 и других соответствующих нормативных документов.

Примечания: 1. Расстояние от оси крайнего железнодорожного пути до лесных массивов следует принимать от 15 до 25 м в зависимости от высоты деревьев.

2. Минимальное расстояние от оси крайнего желез­нодорожного пути до зданий и сооружений складов неф­ти и нефтепродуктов (в том числе резервуарных парков и сливно-наливных устройств) необходимо принимать согласно СНиП 2.11.03—93.

3. Расстояния от крайнего железнодорожного пути до одноэтажных строений II степени огнестойкости (гаражей для легковых автомобилей, принадлежащих гражда­нам), должно составлять не менее 50 м, при этом долж­ны отсутствовать оконные проемы и выходы в сторону железнодорожного пути.

25.3. Категории помещений, зданий и сооружений по взрывопожар­ной и пожарной опасности, а также классы и зоны помещений согласно Правилам устройства электроустано­вок (ПУЭ) следует определять в соответствии с требованиями государственных и ведомствен­ных норм технологического проектирования.

25.4. Категории зданий и классы помеще­ний, сооружений по пожаро- и взрывоопасности следует указывать на чертежах планов эта­жей технологической, электротехнической, санитарно-технической и архитек­турно-строительной частей проекта.

25.5. Требуемая огнестойкость зданий, соо­ружений и пожарных отсеков, минимальные пределы огнестойкости строительных конструк­ций, максимальные пределы распространения огня по ним, требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям в обеспе­чении противопожарных преград, организации эвакуации людей из помещений и зданий не­обходимо определять согласно СНиП по про­ектированию зданий и сооружений.

25.6. При проектировании противопожарной защиты в системах отопления и вентиляции со­оружений и устройств следует руководство­ваться требованиями СНиП 2.04.05—91, а так­же отраслевыми нормами проектирования.

25.7. Противопожарные требования к осве­тительным и силовым сетям, электропотребителям должны приниматься согласно ПУЭ, СНиП II—4—79, СНиП 3.05.06—85, Руководству по выбору и применению проводов для сило­вых и осветительных сетей. 1981, Инструкции по проектированию электрооборудования об­щественных зданий массового строительства, 1982, Инструкции по проектированию электро­снабжения промышленных предприятий, 1977, а также отраслевым нормам искус­ственного освещения объектов железнодорожного транспорта.

25.8. Молниезащита сооружений и устройств осуществляется в соответствии с требованиями Инструкции по проектированию и устройству молниезащиты зданий и сооружений, 1977 и ПУЭ.

25.9. Защиту от искрообразования устройства слива. Налива и хранения легковоспламеняющихся и горючих жидкостей (ЛВЖ и ГЖ) на электрифицированных участках железных до­рог следует осуществлять в соответствии с Указаниями по проектированию защитыот искрообра­зования на сооружениях с ЛВЖ и ГЖ, расположенных вблизи электрифицированных железнодорожных линий.

25.10. Противопожарные требования к складским зданиям и помещениям общего на­значения должны приниматься согласно СНиП 2.11.01—85*, а к складам нефти и нефтепро­дуктов — согласно СНиП 2.11.03—93 с учетом упомянутых а этих нормах соответствующих глав СНиП, а также Правил пожарной безопас­ности на железнодорожном транспорте, 1984.

Пожаротушение

25.11. Проектирование пожарных дело на железнодорожных станциях и в поселках, раз­мещение и определение количества машин, должны выполняться в соответствии с требова­ниями главы СНиП 2.07.01—89, а для произ­водственной зоны — в соответствии с требова­ниями главы СНиП II—89—80***.

Вид пожарной охраны, количество и тип по­жарные автомобилей и пожарных поездов на станции следует определять комиссией в со­ставе представителей заказчика, генеральной проектной организации и органов государст­венного пожарного надзора.

Место стоянки пожарного поезда должно располагаться на пути с двухсторонним выхо­дом, вблизи основных и пожароопасных объ­ектов станции, а также пожарных депо.

При проектировании пожарной автоматики необходимо руковод­ствоваться перечнем зда­ний и помещений, подлежащих оборудованию установками автоматического пожаротушения, утвержденным МПС России, СНиП 2.04.09—84 и отраслевыми, стандартами по установкам ав­томатического пожаротушения.

25.12. В парках сортировочных, грузовых, участковых и пассажирских станций с числом путей свыше 20 через каждые 300 м на рас­стоянии 10 м от пожарных гидрантов надлежит устанавливать металлические ящики-шкафы (высота 1,6 м, ширина 1 м, глубина 0,6 м) для размещения в них кнопочных извещателей по­жарной сигнализации и пожарно-технического вооружения: пожарной колонки, пожарных ру­кавов, стволов и разветвления. Приемно-контрольные пункты пожарной сигнализации и дис­танционную систему включения пожарных на­сосов (насосов-повысителей) необходимо раз­мещать в помещениях дежурных по станциям. Помещения дежурных по станциям следует обеспечить прямой телефонной связью с цент­ральным пунктом пожарной связи (ЦППС).

Территорию станции в целом необходимо оборудовать системами извещения о пожаре.

25.13. Дороги, проезды и подъезды к по­жарным водоисточникам (гидрантам, водо­емам — искусственным и естественным), зда­ниям и сооружениям, а также железнодорож­ные переезды должны иметь твердое покры­тие и в ночное время освещаться. Допускает­ся использование для подъезда спланирован­ных поверхностей.

Устройство автомобильных дорог на желез­нодорожных станциях, проездов в рабочие парки и переездов через пути, их количество и ширину, наличие площадок для разворота по­жарных автомобилей, в том числе и около во­доисточников, следует предусматривать в за­висимости от протяженности парков, количест­ва в них путей с учетом требований СНиП II—89—80***.

25.14. На промежуточных станциях и не­больших железнодорожных объектах ширина пожарных подъездов должна быть не менее 3,5 м.

25.15. При пересечении в одном уровне железнодорожных путей и пожарных проездов следует предусматривать переезды через железнодорожные путиза пределами их по­лезной длины. Расстояние от края проезжей части или спланированной поверхности, обеспе­чивающее проезд пожарной техники, до стен зданий и сооружений необходимо определять согласно СНиП II—89—80***.

25.16. В парках станций с числом путей бо­лее трех необходимо через каждые 150 м предусматривать устройство междушпальных лотков для протаскивания пожарных рукавов под рельсами.

Число лотков следует определять исходя из расхода воды на наружное пожаротушение и размещение в одном лотке двух пожарных рукавов.

На станциях с числом путей 10 и более для подачи огнетушащих средств от передвижной пожарной техники или пожарных колонок че­рез каждые 150 м следует предусматривать соответствующие устройства.

25.17. Отключение секций контактной сети на станциях и снятие остаточного напряжения а проводах должно осуществляться дистанцион­но с единого централизованного пункта, кото­рый следует размещать так, чтобы время вы­дачи письменного разрешения на подачу огне­тушащих веществ с момента получения изве­щения о пожаре не превышало 10 мин.

25.18. На сортировочных, участковых, грузо­вых и пассажирских станциях необходимо уста­навливать световые или флюоресцентные ука­затели пожарных водоисточников.

25.19. Противопожарное водоснабжение зданий, сооружений и устройств станций следу­ет проектировать в соответствии с требования­ми СНиП 2.04.02—84, СНиП 2.04.01—85 и СНиП 2.11.03—93.

Расчетный расход воды на наружное пожа­ротушение для станций должен приниматься по максимальному расчетному расходу воды, требуемому на пожаротушение зданий, соору­жений или вагонов.

25.20. Противопожарное водоснабжение в парках станций, на которых производятся рас­формирование, формирование, погрузочно-разгрузоч­ные операции и отстой составов или группы вагонов свыше 20 единиц подвижного состава (в том числе цистерн с ЛВЖ и ГЖ) не­обходимо предусматривать из водопровода, как правило, объединенного с водопроводом станций или водопроводом городской сети.

При числе единиц подвижного состава на станции менее 20 противопожарное водоснаб­жение допускается предусматривать из пожар­ных водоемов или естественных водоисточни­ков.

Примечание. При организации противопожарного во­доснабжения из пожарных водоемов их расстояние до крайнего пути парка станции должно быть не более 100 м, а из естественных водоисточников — не более 500 м с обязательном устройством к ним дорог, площа­док размером 18´18 м для разворота пожарном техники и пирсов длязабора воды с установкой не менее пяти автомобилей.

Таблица 27

Расчетное чис­ло ваго­нов в парке или на стан­ции Более 2000
Расход воды, л/с

Примечания. 1. Расчетное число вагонов следует принимать для сортировочной, участковой и грузовой станции по одному парку с максимальным числом путей и подвижного состава, для пассажирской и промежуточ­ной станции — в целом по станции.

2. Расчетное число вагонов необходимо определять по формуле (с учетом перспектив развития станции):

где Nв — число вагонов в парке или на станции в часы их максимальной загруженности, ваг.; Nп — число путей в парке или на станции, шт.; Lп — полезная длина путей парка (станции), м; Lв — средняя длина одного вагона, м; g — плотность (уровень) заполнения путей вагонами, в долях от единицы, но не менее 0,5.

3. При наличии в парке сортировочной, участковой или грузовой станции одновременно с вагонами более 20 цистерн с ЛВЖ и ГЖ расход воды на наружное пожаротушение необходимо принимать согласно п. 25.22 настоя­щего раздела.

25.21. Расходы воды на наружное пожаро­тушение (на один пожар) подвижного состава с твердыми горючими материалами и вещества­ми, находящегося а парках участковой, сорти­ровочной, грузовой или пассажирской станции в целом надлежит принимать по табл. 27.

25.22. При наличии а парке сортировочной, участковой и грузовой станции до 20 цистерн с ЛВЖ и ГЖ расход воды на пожаротушение следуетпринимать 110 л/с, до 50 цистерн — 140 л/с, до 100 цистерн — 165 л/с, более 150 цистерн — 195 л/с независимо от числаваго­нов с твердыми горючими материалами.

При расчете объема резервуаров для хра­нения неприкосновенного пожарного запаса (НПЗ) воды для ценообразования (тушения пе­ной) необходимо принимать расход воды 80 л/с а течение 10 мин (с учетом, трехкратно­го запаса), а на охлаждение цистерн 30, 60, 85 и 115 л/с в течение 3-х часов, соответственно, для 20, 50, 100 и более 100 цистерн в парке станции.

25.23. Расчетный расход воды на пожаротушение в парке станции принимается по боль­шему расходу воды согласно требованиям пп. 25.21 и 25.22.

25.24. При расчетном расходе воды на по­жаротушение в парках станции более 110 л/с недостающий расход воды допускается пре­дусматривать из пожарных водоемов.

25.25. При организации пожаротушения по­движного состава в парке станции из пожарных водоемов или естественных водоисточников необходимо руководствоваться требованиями п. 25.20 настоящего раздела. Расстояние меж­ду пожарными водоемами должно быть не более 300 м, вместимость водоемов необхо­димо принимать исходя из расчетного расхода воды на тушение пожара в парке станции с учетом требований СНиП 2.04.09—84. СНиП 2.11.03—93 и п. 25.22 настоящего раздела.

25.26. Сеть противопожарного водопровода следует принимать кольцевой. При числе стан­ционных путей до 5 включительно кольцевую сеть противопожарного водопровода допуска­ется располагать с одной стороны путей. Диа­метр сети противопожарного водопровода не­обходимо принимать исходя из обеспечения расчетного расхода воды на наружное пожа­ротушение и давления у наиболее удаленных пожарных гидрантов не менее 4 кгс/см2. Рас­стояние между пожарными гидрантами долж­но быть не более 150 м.

25.27. Расход воды на наружное пожароту­шение открытых площадок хранения контейне­ров грузоподъемностью до 30 г следует при­нимать в зависимости от числа контейнеров:

30—50 шт. — 15 л/с; 1001—1500 шт. — 60 л/с;

51—100 шт. — 20 л/с; 1501—2000 шт. — 80 л/с;

101—300 шт. — 25 л/с;свыше 2000 шт. — 100 л/с.

301—1000 шт. — 10 л/с;

25.28. В зданиях тяговых подстанций элект­рифицируемых железных дорог внутренний противопожарный водопровод предусматри­вать не следует.

25.29. Устройства наружного пожаротуше­ния зданий, сооружений и оборудования тяго­вых подстанций электрифицируемых участков железных дорог независимо от напряжения и единичном мощности трансформаторов допу­скается не предусматривать при отсутствии в местах их расположения систем централизованного водоснабжения.

При расстоянии тяговых подстанций до сис­тем централизованного водоснабжения не бо­лее 500 м наружное пожаротушение зданий, сооружений и оборудования тяговых подстан­ций с трансформаторами единичной мощно­стью 63 МВ·А и более следует предусматри­вать из этих систем или из емкостей (резервуа­ров, водоемов), пополняющихся из водопрово­да.

Расчетный пожарный расход воды должен приниматься наибольшим из необходимых для тушения пожара зданий тяговых подстанций или масляных трансформаторов.

25.30. При проектировании зданий для уст­ройств сигнализации, блокировки и связи на малых ( с количеством стрелок до 30) станци­ях, разъездах и пассажирских остановочных пунктах, где отсутствуют системы централизо­ванного водоснабжения, при объеме здании до 1000 м3 и категории по взрывопожарной и по­жарной опасности "В" устройства наружного пожаротушения допускается не предусматри­вать.

ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ

26.1. В разрабатываемом в составе проекта прогнозе функционирования создаваемой природно-технической системы следует учитывать свойства местности благотворно влиять на здо­ровье человека и предусматривать комплекс мероприятий по охране окружающей воздуш­ной. водной и наземной среды (флоры и фау­ны) и обеспечению минимального нарушения природных систем (сложившегося взаимодей­ствия экосистем, водно-теплового режима почв и горных пород, гравитационного и биохи­мического равновесия), сохранению богатств животного и растительного мира. Должны быть разработаны также технические решения и ме­роприятия по предупреждению неуправляемо­го развития возникающих в процессе строи­тельства линии геологических процессов и яв­лений и ликвидации последствий их воздейст­вия на окружающую среду. В проектах долж­ны быть разработаны технические решения по сохранению исторических, этнографических, архитектурных и других памятников.

26.2. При проектировании трассы железно­дорожной линии следует предусматривать максимальное сохранение сложившегося экологичес­кого равновесия достаточно широкой полосы местности вдоль нее, взаимно увязы­вая элементы плана и профиля с ландшафтом местности. Архитектурную композицию проек­тируемой линии в целом, так же как и отдель­ных ее инженерных сооружений, следует вы­бирать с учетом рельефа, наличия раститель­ности, населенных пунктов, транспортных ком­муникаций, перспективы экономического раз­вития района и других местных условий. В не­обходимых случаях надлежит предусматривать создание новых декоративных композиций или разрабатывать другие мероприятия, предотв­ращающие ухудшение ландшафта.

С целью уменьшения количества мест на­рушения природного ландшафта в обжитых районах запрещается, как правило, предусмат­ривать открытие карьеров и резервов в полосе временного отвода, а добычу грунта, дрениру­ющих и каменных материалов следует обеспе­чивать за счет уширения выемок. В тех случа­ях, когда открытие резервов и карьеров в по­лосе временного отвода является необходи­мым, надлежит предусматривать в проекте рекультивацию территории вокруг них, очистку и планировку дна и превращение их а культур­ные водоемы.

26.3. Природоохранные мероприятия, пре­дусматриваемые при строительстве и эксплуа­тации железных дорог, должны удовлетворять требованиям Закона Российской Федерации "Об охране окружающей природной среды", а также действующих постановлений, положений, правил, нормативов, инструкций и методиче­ских указаний, утвержденных соответствующими органами в его развитие.

26.4. Земельные участии, предоставляемые для строительства во временное пользование, а также территория в полосе отвода до сдачи строящейся линии или отдельного сооружения в постоянную эксплуатацию должны быть рекультивированы.

26.5. При выборе направления и проектиро­вании трассы новых железнодорожных линии в северных и восточных районах в зонах тайги, тундры и лесотундры следует:

укладывать трассу преимущественно по безлесному водоразделу, что позволит избе­жать вырубки леса, а при трассировании до­линным ходом избегать пересечения проток, староречий и озер;

не закладывать резервы в мелких и пылеватых пескахво избежание их ветровой эрозии.

26.6. При выборе направления и проектиро­вании трассы на участках вечной мерзлоты и подземных льдов надлежит:

предусматривать мероприятия по сохране­нию торфяно-мохового покрова растительно­сти;

предусматривать мероприятия по сохране­нию вечной мерзлоты во всех случаях, когда это не препятствует принятым техническим ре­шениям возведения инженерных сооружений линии;

избегать сооружения выемок; в необходи­мых случаях при их сооружении предусматри­вать меры по предотвращению деформаций откосов, наледеобразования, обводнения ос­новной площадки земляного полотна.

26.7. При проектировании трассы в зоне оврагообразования (активной эрозии склонов) не­обходимо предусматривать проведение проти­воэрозионных мероприятий. — уположение склонов с задерновыванием их, фитомелиорацию (использование растительности в системе стокорегуляции) и устройство противоэрозионных гидротехнических сооружений (распылите­лей стока, водозадерживающих дамб, водо­сбросных сооружений и др.).

При проектировании трассы в зоне активной селевой деятельности необходимо разрабаты­вать противоселевые мероприятия и проекти­ровать селепропускные и селезадерживающие сооружения.

26.8. При проектировании мостовых перехо­дов, на подходах к ним, исходя из местных ус­ловий (экологических, топографических, гидро­логических, почвенно-грунтовых и др.), необ­ходимо разрабатывать мероприятия по органи­зации стока паводковых вод на поймах и пред­отвращению заиливания и заболачивания с учетом перспективы развития мелиорации, сель­скохозяйственного освоения прилегающей к дороге местности и развития рыбных промыс­лов.

Использующиеся а сельскохозяйственном производстве поймы при проектировании мос­товых переходов следует перекрывать эстака­дой или обваловывать с таким расчетом, чтобы исключить застой воды и заболачивание пониженных мест после спада половодья.

В необходимых случаях на пойме следует проектировать дополнительные водопропуск­ные сооружения, отверстия которых надлежит назначать с таким расчетом, чтобы осушение подтапливаемых земель было обеспечено к началу сельскохозяйственных работ.

При пересечении трассой водотоков с про­мысловой рыбой следует сохранять пути миг­рации рыбы на нерестилище, для чего в необ­ходимых случаях подлежит проектировать мо­стовые переходы с несколькими отверстиями. При возведении опор, устройстве подходов гидронамывом и других видах работ, вызыва­ющих повышенное замутнение прилегающей акватории, следует предусматривать специаль­ные ограждения районов взмучивания воды, осветление мутной воды в прудах-отстойниках и др.

26.9. При проектировании водопропускных сооружений для предотвращения оврагообразования ниже сооружения в лёссовидных суглинках в районах с частым выпадением ливней и резкой сменой температур, на склонах юж­ной экспозиции с крутизной более 0,003 следу­ет отдавать предпочтение поперечным водо­пропускным сооружениям за счет возможно большего сокращения продольного водоотвода.

В районах, где возможны эрозионные про­цессы, следует разрабатывать и сравнивать ва­рианты расположения трассы в долине или по склону.

26.10. При проектировании жилых поселков, ремонтно-эксплуатационных и производствен­ных баз железных дорог следует предусмат­ривать:

максимальное сохранение естественного рельефа и растительности;

отделение жилой застройки от железной до­роги санитарно-защитной зоной шириной 100 м; при реконструкции линии в условиях сложив­шейся застройки территории размер санитар­но-защитной зоны может быть принят менее 100 м при условии обеспечения нормативных требований по шуму на прилегающей территории, в жилых и общественных зданиях;

совмещение торговых, медицинских, культурно-бытовых зданий, трасс теплофи­кации, водоснабжения, канализации, связи постоянного и временного поселков для уменьшения площади отторгаемых земель;

строительство сооружений и устройств по обезвреживанию всех производственных отхо­дов и выбросов в водную, воздушную, назем­ную и подземную среду, а также захоронение бытовых отходов;

внедрение безотходных и малоотходных технологических процессов, системы оборотно­го водоснабжения и приборов контроля;

использование пристанционных карьеров после рекультивации земель как мест отдыха;

выделение зоны неустойчивых косогоров, где запрещаются рубка леса, инженерная дея­тельность и проезды механизмов во избежа­ние эрозии почв и оползневых явлений;

разработку мероприятий по уменьшению уровня шума от движущегося подвижного со­става.

26.11. Для защиты от шума движущегося подвижного состава следует предусматривать:, планировочные градостроительные мероприя­тия, строительство специальных шумозащитных сооружений, устройство звукоизоляции и внут­ренней шумозащитной планировки помещений.

При назначении шумозащитных мероприя­тий надлежит пользоваться методикой расчета уровней звука, изложенной в Приложении 4, и выполнять требования СНиП II—12—77.

В зоне нахождение железнодорожной ли­нии следует применять следующие виды шумозащитных сооружений:

протяженные линии зданий нежилого на­значения (типа многоэтажных гаражей и скла­дов);

земляные сооружения (выемки для заглуб­ления пути, параллельно расположенные насы­пи, комбинированные выемки-насыпи);

экраны-стенки, устроенные на земляных сооруженияхили на зданиях нежилого назна­чения (на удалении более 100 м автономно применятьне рекомендуется);

защитные лесонасаждения.

Шумозащитные сооружения на станциях должны иметь протяженность не менее длины поезда принятой весовой нормы.

Существующие жилые и общественные здания, расположенные в санитарно-защитной зоне станции или перегона, подлежат сносу по мере их физического и морального износа.

26.12. Необходимо предусматривать допол­нительные искусственные сооружения с отвер­стиями не менее 8 м (см. п. 8.9) или другие виды переходов через железнодорожную ли­нию с направляющими заграж­дениями для обеспечения жизнедеятельности диких живо­тных с учетам ареалов их распространения, пу­тей миграции и других ситуационных условий, а также, при соответствующих обоснованиях, скотопрогоны для домашних животных.

26.13. Проектные решения схем производ­ственного водоснабжения и водоотведения проектируемых предприятий должны соответ­ствовать основным положениям .территориаль­ных комплексных схем охраны природы и комплексного использования водных ресурсов. Балансоваясхема водопользования проектиру­емого объекта должна разрабатываться в увязке с балансом водопотребления и водоотведения района, в котором располагается данный объект, при максимальном использовании для производственного водоснабжения локальных и объединенных схемоборотного и замкнутого водоснабжения, незагрязненных (условно чис­тых), очищенных производственных и дожде­вых сточных вод.

На железнодорожных предприятиях хозяй­ственно-бытовые стоки должны быть отделены от производственных. Сброс смеси хозяйствен­но-фекальных и производственных сточных вод или только производственных сточных вод в систему городской (узловой) канализации до­пускается при условии, что качественный состав стоков соответствует требованиям СНиП 2.04.03—85 и Правил приема производствен­ных сточных вод в системе канализации насе­ленных пунктов, 1984 и должен быть согласо­ван с соответствующими организациями. При необходимости загрязненные производствен­ные сточные воды должны быть подвергнуты очистке на локальных сооружениях. При отсут­ствии канализации сброс хозяйственно-бытовых стоков в открытый водоем производят только после соответствующей биохимической его очистки и в соответствии с Правилами охраны поверхностных вод, 1991.

26.14. Замкнутая система водопользования локомотивных и вагонных депо должна вклю­чать оборотные контуры, охватывающие основ­ные технологические процессы: обмывки локо­мотивов (дизель-поездов, моторвагонных сек­ций), щелочных моющих растворов, мойки подшипников, окрасочных установок, поверх­ностного стока депо, охлаждения оборудова­ния, термоутилизации отходов очистки стоков.

Замкнутая система водопользования на пункте обмывки пассажирских вагонов (моторвагонных секций, дизель-поездов) должна включать водооборотный контур обмывки ва­гонов; контур моющего раствора; контур сбо­ра очистки и использования поверхностного стока; блок термоутилизации шламов, выде­ленных при очистке воды.

26.15. На пунктах подготовки грузовых ваго­нов к перевозкам для сокращения загрязнен­ности промывочной воды следует предусмат­ривать предварительную сухую (вакуумную) пылеочистку вагонов. Промывочная вода должна, как правило, использоваться многократно.

26.16. На промывочно-пропарочных станци­ях (ППС) подготовки цистерн под налив в осно­ву замкнутой системы водопользования должны входить оборотные контуры с локальной очисткой оборотной воды: внутренней промыв­ки цистерн, наружной обмывки цистерн; ох­лаждения оборудования; пропарки битумных полувагонов; сбора и очистки конденсата гре­ющего пара; сбора, очистки и использования поверхностных стоков с загрязненной террито­рии ППС; блок термоутилизации шламов, вы­деленных при очистке воды.

26.17. Для очистки стоков с территории же­лезнодорожных станций должны быть предус­мотрены очистные сооружения (песколовки, усреднители, флотаторы-отстойники, механиче­ские фильтры и др.).

Перечень производственных территорий станций с загрязненным стоком и состав очист­ных сооружений должен быть обоснован в проекте с учетом целесообразности строитель­ства или реконструкции объектов, влияющих на состояние вод.

26.18. На дезинфекционно-промывочных станциях устройства для очистки производст­венных сточных вод должны проектироваться по специальным нормам.

26.19. Площадки сооружений водоподготовки и очистных сооружений бытовой канали­зации следует располагатьза пределами при­брежных водоохранных полос, мест размеще­ния подземных полезных ископаемых и зон пи­тания подземных водных источников. Необхо­димо учитывать характер прилегающей терри­тории и преобладающее направление ветра. Трассы трубопроводов следует прокладывать с минимальным нарушением пахотных земель и лесных угодий, используя для этих целей, при наличии соответствующих согласовании, полосы отвода земель автомобильных и железных до­рог, трассы ЛЭП, полевые дороги и лесные просеки.

26.20. Водозабор и сброс очищенных сточ­ных вод на водотоках и водоемах рыбохозяйственного значения не допускается размещать в местах нерестилищ, нагула молоди, зимо­вальных ям и т. п. При выборе места необхо­димо учитывать требования Правил охраны по­верхностных вод. Следует предусматривать берегозащитные сооружения, минималь­ное стеснение живого сечения водотока, защиту рыбы от попадания в водоприемник, а также мероприятия, исключающие попадание актив­ного хлора в источник водоснабжения и за­грязнение прилегающей территории и атмос­феры в процессе хлорирования воды при во­дозаборе. При водозаборах из подземных ис­точников или закачке стоков под землю (шахты отработанные и т. п.) необходимо предусмат­ривать мероприятия, исключающие негативное влияние понижения уровня подземных вод при водоотборе и загрязнение водоносного слоя при закачке стоков на окружающую природ­ную среду и жизнедеятельность населения.

26.21. При проектировании очистных соору­жений следует предусматривать эффективное использование территории, сокращение протя­женности коммуникаций с соблюдением тех­нологических, санитарно-гигиенических и про­тивопожарных требований. Вертикальную пла­нировку территории производят с учетом тех­нологических требований при максимальном сохранении естественного рельефа и отвода поверхностного стока со скоростями, исключа­ющими эрозию почвы. Хлораторные и склады сильнодействующих ядовитых веществ разме­щают на определенных нормами расстояниях от жилой застройки и рабочих мест обслужива­ющего персонала с учетом господствующего направления ветров.

Емкостные сооружения, предназначенные для приготовления и хранения растворов реагентов или для приема загрязненных сточных вод, должны быть оборудованы противофильтрационными устройствами Необходимо пре­дусматривать аварийные емкости и усреднители для сбора и возврата на очистные сооруже­ния аварийных сбросов загрязненных сточных вод. Трубопроводы, транспортирующие агрес­сивные и токсичные вещества, должны укла­дываться в каналах. Способ сброса очищенных сточных вод в водоемы должен обосновывать­ся в проекте.

26.22. Средства защиты и предельно допу­стимые выбросы вредных веществ в атмосфе­ру (ПДВ) должны обосновываться а проекте в соответствии с ГОСТ 17.2.3.02—78 с учетом фонового загрязнения атмосферного воздуха.

Для установления допустимых выбросов вредных веществ проектируемых, реконструи­руемых и действующих котельных, а также объектов вагонного и локомотивного хозяйств необходимо пользоваться: Методикой расчета концентраций в атмосферном воздухе вред­ных веществ, содержащихся в выбросах пред­приятий (ОНД-86), 1987; Руководством по конт­ролю источников загрязнения атмосферы (ОНД-90), ч. 1, 1991, ч. 2, 1992; Перечнем и кодами веществ, загрязняющих атмосферный воздух, 1991.

Выброс веществ а атмосферу устанавлива­ют для каждого источника загрязнения в соот­ветствии с Методикой проведения инвентариза­ции выбросов загрязняющих веществ в атмос­феру на предприятиях железнодорожного транспорта (расчетным методом), 1992.

Расчет количества вредных веществ, вы­брасываемых автомобильным транспортом предприятий, производится в соответствии с Методичес­кими указаниями по расчету выбро­сов вредных веществ автомобильным транс­портом, 1983.

26.23. Для предотвращения загрязнения атмосферного воздуха аварийными выбросами вредных веществ из хлораторных, фтораторных, озонаторных, реагентных хозяйств, котель­ных, установок термообработки осадков и т. п. следует предусматривать устройство аварий­ных систем вентиляции, соответствующих филь­тров, устройств для локализации очагов аварии, увеличение высоты дымовых труб и т. п.

26.24. На железнодорожных линиях с мас­совыми перевозками сыпучих пылящих грузов для предотвращения утраты плодородия почв и накопления вредных веществ в продуктах сельскохозяйственного производства на приле­гающих к дороге территориях следует предус­матривать создание с каждой стороны пути взвесеаккумулирующих защитных лесных на­саждений на протяжении не менее 200 км от места погрузки.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Обязательное



Просмотров 1684

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2025 год. Все права принадлежат их авторам!