![]()
Главная Обратная связь Дисциплины:
Архитектура (936) ![]()
|
Теоретическая поэтика, историческая поэтика и история литературы
ТЕОРИЯЛИТЕРАТУРЫ В ДВУХ ТОМАХ Под редакцией Н.Д.Тамарченко Том 2 С. Н. БРОЙТМАН ИСТОРИЧЕСКАЯ ПОЭТИКА УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ Допущено Советом по филологии Учебно-методического объединения по классическому университетскому образованию в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности 021700 — Филология Москва АСАОША УДК 82.09(075.8) ББК 83я73 Т338 Рецензенты: доктор филологических наук, профессор, зав. кафедрой теории литературы Тверского госуниверситета И. В. Фоменко; доктор филологических наук, профессор, зав. кафедрой теории и истории литературы Самарского муниципального университета Наяновой В. Ш. Кривонос Теориялитературы: Учеб. пособие для студ. филол. фак. Т338 высш. учеб. заведений: В 2 т. / Под ред. Н.Д.Тамарченко. -Т. 2: Бройтман С.Н. Историческая поэтика. - М.: Издательский центр «Академия», 2004. - 368 с. ISBN 5-7695-1591-0 (Т. 2) ISBN 5-7695-1690-9 Второй том учебного пособия посвящен исторической поэтике, которая взаимодополняет теоретическую поэтику. Созданная сто лет назад русским ученым А.Н.Веселовским, она все еще находится в состоянии становления, хотя уже вошла в круг дисциплин, изучаемых в высшей школе. Предлагаемый труд - первое учебное пособие по исторической поэтике. Основные проблемы этой области теоретического литературоведения -происхождение и развитие как самой литературы, так и ее важнейших категорий: автора и героя, слова и образа, сюжета, родов и жанров и др. Они излагаются систематически, с охватом всех стадий развития литературы и на широком сравнительном материале (фольклор, античная и европейские, русская, арабская и персидская, индийская, китайская и японская литературы). Для студентов филологических факультетов вузов. Может быть рекомендовано филологам, историкам, культурологам, преподавателям и широкому кругу читателей. УДК 82.09(075.8) ББК 83я73 ISBN 5-7695-1591-0 (Т. 2) ISBN 5-7695-1690-9 © Бройтман С.Н., 2004 © Образовательно-издательский центр «Академия», 2004 © Оформление. Издательский центр «Академия», 2004
ОГЛАВЛЕНИЕ Ч асть третья ИСТОРИЧЕСКАЯ ПОЭТИКА Введение ................................................................................................................ 4 § 1. Теоретическая поэтика, историческая поэтика и история литературы ....................................................................... 4 § 2. Предмет исторической поэтики ......................................................... 5 § 3. Метод исторической поэтики ............................................................. 7 § 4. Периодизация истории поэтики ....................................................... 12 Р а з д е л п е р в ы й. Поэтика эпохи синкретизма.................................... 14 Г л а в а 1. Синкретизм как художественный принцип ..................................... 14 § 1. Понятие синкретизма ....................................................................... 14 § 2. Формы проявления синкретизма в архаическом сознании и искусстве ...................................................................... 15 § 3. Синкретизм и генезис эстетического объекта ................................ 18 Г л а в а 2. Субъектная структура эстетического объекта в поэтике эпохи синкретизма .......................................................... 20 § 1. Понятие субъектного синкретизма ................................................. 20 § 2. Истоки субъектного синкретизма ................................................... 22 § 3. Субъектный синкретизм в отражении форм высказывания ................................................................................... 28 § 4. Субъектный синкретизм на уровне композиционного целого ................................................................ 30 Г л а в а 3. Словесный образ в эпоху синкретизма ........................................... 32 § 1. Слово в эпоху синкретизма. Проблема генезиса и исходной формы образа .............................................................. 32 § 2. Эволюция образного сознания ........................................................ 36 § 3. Кумуляция и параллелизм ............................................................... 38 § 4. Рождение ранних форм тропа, их историческая семантика и своеобразие ................................................................ 46 Г л а в а 4. Сюжет в эпоху синкретизма ............................................................. 51 § 1. Сюжет и проблема семантической границы в эпоху синкретизма ....................................................................... 51 § 2. Мотив и сюжет ................................................................................. 53 § 3. Герой и сюжет. Кумулятивная схема .............................................. 57 § 4. Циклический сюжет. Взаимодействие двух схем ........................... 63
Г л а в а 5. Литературные роды в эпоху синкретизма ....................................... 72 § 1. Определение литературного рода и теория исходного синкретизма родов ........................................................ 72 § 2. Роль слова в обрядово-мифологическом синкретизме и выделение его эстетической функции ................... 74 § 3. Проблемы лироэпических песен ..................................................... 81 § 4. Способ исполнения как родовой критерий: пение, речь и наррация ................................................................... 82 § 5. Способ изображения и дифференциация родов ............................. 84 1. Эпос ............................................................................................ 84 2. Драма .......................................................................................... 86 3. Лирика ......................................................................................... 91 Г л а в а 6. Жанры в эпоху синкретизма .......................................................... 100 § 1. Понятие жанра ............................................................................... 100 § 2. Исходный жанровый синкретизм. Три этапа дифференциации .......................................................... 101 § 3. Доминанта функциональной роли жанра. Развитие тематики и топики ......................................................... 110 Р а з д е л в т о р о й. Эйдетическая (традиционалистская) поэтика... 117 § 1. Новая стадия в истории поэтики ................................................... 117 § 2. Эйдос как порождающий принцип ............................................... 118 § 3. Эйдос, рефлексия и канон ............................................................. 121 Г л а в а 2. Субъектная сфера в эйдетической поэтике ................................... 123 § 1. Развитие личности и авторское начало ........................................ 123 § 2. Традиционалистская установка и личная инициатива... 127 § 3. Двуединство автора и героя .......................................................... 131 § 4. Авторская и чужая речь. Повествовательные ситуации ........................................................................................ 133 § 5. Всезнающий автор и готовый герой. Открытие характера ...................................................................................... 138 Г л а в а 3. Словесный образ в эйдетической поэтике .................................... 141 § 1. Словесный образ в европейской поэтике. Статус слова: «готовое» и «чужое» слово .................................. 141 § 2. Система тропов ............................................................................. 145 § 3. Словесный образ в индийской поэтике ........................................ 151 § 4. Словесный образ в японской поэтике ........................................... 157 § 5. Словесный образ в китайской поэтике ......................................... 160 1. Категория «дао» и принцип «естественнности» .................... 160 2. Способы преобразования параллелизма ................................ 163 Г л а в а 4. Сюжет в эйдетической поэтике ..................................................... 169 § 1. Понятие «готовый сюжет»: его смысл и границы ....................... 169 § 2. От сюжета-мотива к сюжету-ситуации ........................................ 178 § 3. Сюжет-ситуация и начало формирования сюжета становления .................................................................................. 187
Глава 5. Жанры в эйдетической поэтике ..................................................... 189 § 1. Жанровый канон и мышление жанрами ....................................... 189 § 2. Строгие и свободные жанровые формы........................................ 193 § 3. Роман как маргинальный жанр....................................................... 201 Глава 6. Завершение эйдетической поэтики................................................. 209 § 2. Кристаллизация монологических начал и возрождение стихии синкретизма.............................................. 211 § 3. Идея и жизнь в «Дон Кихоте», тайна и слова § 4. «Странность» и норма в барокко ................................................. 216 Раздел третий. Поэтика художественной модальности....................... 221 Глава 1. Принципы поэтики художественной модальности........................ 221 § 1. Хронологические рамки и этапы развития.................................... 221 § 2. Автономная личность и «неклассическое я»................................ 222 § 3. Принцип художественной модальности........................................ 224 § 4. Романтическая поэтика «возможности» и образ неготового мира............................................................... 228 § 5. Искусство — «игра», правила которой не даны заранее, а создаются в процессе игры............................ 230 § 6. Единичное и единое. Автономия искусства ................................ 232 Глава 2. Субъектная сфера в поэтике художественной § 1. Самооценка «я» и «я-другой». Субъекты авторского плана.......................................................... 234 § 2. Образ-личность и авторская позиция ........................................... 237 § 3. Автор и герой в раннем и «аналитическом» реализме......................................................................................... 240 2. Аналитический реализм............................................................ 243 § 4. Автор и герой у Л.Толстого и Ф.Достоевского............................ 246 § 5. Развитие «неклассического» типа субъектных 1. Двуединство «я-другой»........................................................... 253 2. Речевые формы высказывания ................................................ 254 3. Неклассические субъектные структуры в лирике................... 255 4. Неклассические субъектные структуры в прозе .................... 258 Глава 3. Словесный образ в поэтике художественной § 1. Прозаическое и поэтическое разноречие...................................... 267 § 2. Трансформация тропов. Возрождение архаических типов словесного образа......................................... 274 § 3. Соотношение образных языков..................................................... 281
Г л а в а 4. Сюжет в поэтике художественной модальности .......................... 287 § 1. Сюжет-ситуация и сюжет становления ........................................ 287 1. Исходная ситуация .................................................................. 288 2. Становление ............................................................................. 291 3. Открытый финал и принцип сюжетной неопределенности ... 298 § 2. Неокумулятивный сюжет .............................................................. 304 Г л а в а 5. Деканонизация жанров в поэтике художественной модальности ................................................................................. 313 § 1. Нарушение канона и жанровая модальность ............................... 313 § 2. Замена канона внутренней мерой ................................................. 321 1. Лироэпическая (романтическая) поэма .................................. 322 2. Баллада .................................................................................... 330 Литература ........................................................................................................ 335 Предметный указатель ..................................................................................... 345 Указатель имен и названий художественных призведений ............................ 348
ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ ИСТОРИЧЕСКАЯ ПОЭТИКА
ВВЕДЕНИЕ Теоретическая поэтика, историческая поэтика и история литературы Историческая поэтика связана с поэтикой теоретической отношениями дополнительности. Если теоретическая поэтика разрабатывает систему литературоведческих категорий и дает их понятийно-логический анализ, то историческая поэтика изучает происхождение и развитие этой системы. Существует точка зрения, согласно которой «разделение теоретической и исторической поэтики носит скорее технический, нежели методологический характер», поскольку «и теоретическая поэтика должна быть историчной», а каждое ее определение должно быть «адекватным всей эволюции определяемой формы»1. На наш взгляд, различия между двумя ветвями поэтики более принципиальны. Слово «поэтика» имеет два основных смысла: оно означает и науку о литературе, и поэтическое искусство. Оба эти значения, не смешиваясь, присутствуют в литературоведении. Но в теоретической поэтике акцент ставится на первом значении термина, а в исторической поэтике — на втором. Историческая поэтика более, чем теоретическая, погружена в живую плоть литературы: она изучает не только генезис и развитие системы категорий, но и само искусство слова в его историческом становлении, сближаясь здесь с историей литературы. Но дело, конечно, не только в том, что первая ветвь поэтики более теоретична, вторая же — более эмпирична. Теоретическая поэтика, как всякая философская дисциплина, начинает с того, что в феноменологии называют актом редукции: она выявляет чистый феномен. Ведь не нужно думать, что феномен жанра, например, может быть эмпирически выведен из текста. Чтобы нечто выделить, мы должны предварительно знать, что это такое. Теоретическая поэтика и вырабатывает такое знание, дает нам умозрительное видение категорий. В идеале это должно быть адекватное, непосредственное созерцание феномена, свободное от «предрассуд- 1 Медведев П.Н. (Бахтин М.М.). Формальный метод в литературоведении. — М., 1993. — С. 38. ков любимой мысли» (A.Пушкин) и заранее принятых оснований. Но реально мы всегда на чем-то основываемся. Вот эти-то основы и проверяет вторая ветвь поэтики. Она, по определению своего создателя А.Н.Веселовского, стремится снять все противоречия теории исторически, или выяснить «сущность поэзии — из ее истории»1.
![]() |