![]()
Главная Обратная связь Дисциплины:
Архитектура (936) ![]()
|
Периодизация истории поэтики
Результатом более чем вековых методологических поисков стала выработанная на сегодняшний день периодизация истории поэтики — выявление больших стадий или исторических типов художественных целостностей. А.Н.Веселовский выделял две такие стадии, называя их эпохами синкретизма и личного творчества. На несколько иных основаниях две стадии выделяет и Ю.М.Лотман, именуя их «эстетикой тождества» и «эстетикой противопоставления»2. Однако большинством ученых принята трехчастная периодизация. То, что А.Н.Веселовский называл эпохой личного творчества, само распадается на два больших периода, различия между которыми столь же принципиальны, как несходство каждого из них с предшествующей стадией. Первый из периодов «личного творчества», охватывающий, по Э.Р.Курциу-су, «двадцать шесть веков европейской литературы от Гомера до Гёте», характеризуется единством художественных принципов, обусловленных культурой риторики с ее поэтикой то-посов — «общих мест»3. С XVIII в. начинается, по Э.Р.Кур-циусу, новая стадия в истории поэтики, связанная с преодолением риторической культуры4 (на XVIII в. как на границу традиционалистской поэтики, при которой «литературное произведение строится на готовом жанровом и сюжетном материале», указывала еще раньше О.М.Фрейденберг5). 1 Бахтин М.М. ЭСТ. — С. 373. 2 Лотман Ю.М. Структура художественного текста. — М., 1970. 3 Curtius E.R. Europaische Literatur und lateinisches Mittelalter. — 4 Op. cit. — S. 89. 5 Фрейденберг О.М. Поэтика сюжета и жанра. — Л., 1936. — С. 252, После Э.Р.Курциуса выделение именно трех стадий в истории поэтики становится традицией, хотя единая терминология не выработана до сих пор. Первая стадия, именуемая разными исследователями эпохой синкретизма (этим термином мы будем пользоваться и в дальнейшем), фольклора, до-рефлексивного традиционализма, архаической, мифопоэтиче-ской, охватывает трудноисчислимые временные границы — от предыскусства до Античности. Вторая стадия — мы будем называть ее эйдетической поэтикой (другие ее именования — эпоха поэзии, рефлексивного традиционализма, традиционалистская, нормативная, риторическая) — начинается в VII — VI вв. до н.э. в Греции и в первые века новой эры на Востоке и длится до середины XVIII в. в Европе и до начала XX в. на Востоке. Третья — в принятой нами терминологии поэтика художественной модальности (иные ее названия — эпоха прозы, неканоническая, нетрадиционалистская, историческая, индивидуально-творческая) — начинает складываться с середины XVIII в. в Европе и с начала XX в. на Востоке и длится по сегодняшний день1. Предпочтенные нами обозначения стадий в истории поэтики, хотя они не общеприняты, отличаются концентрацией общего принципа поэтики каждой из стадий. Более подробная характеристика стадий развития поэтики составит содержание нашего курса. Здесь же заметим, что «большое время», в котором историческая поэтика рассматривает литературу, дает совершенно новое ее видение и понимание. 1 О периодизации в исторической поэтике см.: А в е р и н ц е в С. С. Древнегреческая поэтика и мировая литература // Поэтика древнегреческой литературы. — М., 1981; А в е р и н ц е в С.С., А н д р е е в М.Л., Г а с п а р о в М.Л., Г р и н ц е р П. А., М и х а й л о в А. В. Категории поэтики в смене эпох // Историческая поэтика: Литературные эпохи и типы художественного сознания. — М., 1994 (далее при ссылках на это издание — ИП ЛЭТХС). Иные наименования и трактовки стадий поэтики см.: Теория литературы: Основные проблемы в историческом освещении. — М., 1962—1965.
Раздел первый ПОЭТИКА ЭПОХИ СИНКРЕТИЗМА Глава 1 СИНКРЕТИЗМ КАК ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ПРИНЦИП Понятие синкретизма Первую стадию в истории поэтики А. Н. Веселовский называл эпохой синкретизма (от греческого слова, обозначающего неразличение). Этот термин представляется более удачным, чем те, которые были предложены позже, ибо он охватывает порождающий принцип мировидения и сознания (в том числе эстетического) огромной по своей протяженности эпохи — от палеолита до VII — VI вв. до н.э. в Греции и первых веков новой эры на Востоке. Принцип синкретизма А.Н.Веселовский сформулировал, опираясь на современную ему этнографию, исследования в области мифологии и обрядности, широко используя данные фольклористики и психологии. Последующее развитие науки подтвердило, что самым элементарным и в то же время самым фундаментальным отличием архаического сознания от современного является его нерасчлененно-слитная природа, или синкретизм. Он пронизывает всю древнюю культуру, начиная с непосредственных чувственных восприятий ее носителей до их идеологических построений — мифов, религии, искусства. Архаический человек синкретически воспринимает данные разных органов чувств (в русских деревнях, например, до сих пор могут сказать: «Идем смотреть грома»), себя и природу, «я» и «другого», слово и обозначаемый им предмет, ритуальное и бытовое действа, искусство и жизнь. Синкретизм, по А. Н.Веселовскому, есть выражение свойственного архаическому сознанию целостного взгляда на мир, еще не осложненного отвлеченным, дифференцирующим и рефлексивным мышлением. В таком сознании сами идеи тожде- ства и различия еще не оформились в своей раздельности, а потому они не накладываются на воспринимаемые явления. Тут «дело идет не об отождествлении человеческой жизни с природною и не о сравнении, предполагающем сознание раздельности сравниваемых предметов»1, а именно о синкретизме, нерасчлененно-слитном восприятии их, предполагающем «не смешение, а отсутствие различий»2. «Когда в былое время, — пишет ученый, — создавались эпитеты: ясен сокол и ясен месяц, — их тождество исходило не из сознательного поэтического искания соответствия между чувственными впечатлениями, между человеком и природой, а из физиологической неразборчивости нашей, тем более первобытной психики»3.
![]() |