![]()
Главная Обратная связь Дисциплины:
Архитектура (936) ![]()
|
Истоки субъектного синкретизма
Отмеченная форма субъектного синкретизма — явление пережиточное, реликт некогда господствовавших принципов субъектной организации. При всей их малоизученности они 1 Х е л и м с к и й Е.А. Чередование глагольных шифтеров в селькупском 2 См. об этом: К о л п а к о в а Н. П. Русская народная бытовая песня. — 3 См.: К о л п а к о в а Н. П. Русская народная бытовая песня; А к и м о- уже привлекали внимание исследователей. Ключи к их пониманию начал подбирать А.Н.Веселовский, изучавший феномен «хорического синкретизма». Ученый видел в хоре не только «преобладающий способ исполнения» в архаическом искусстве, но и свидетельство того, что первобытная поэзия «сложилась в бессознательном сотрудничестве массы, при содействии многих»1. Поэтому хор — «проекция коллективного “я” в ярких событиях, особях человеческой жизни. Личность еще не выделилась из массы, не стала объектом себе и не зовет к самонаблюдению. И ее эмоциональность коллективная: хоровые клики, возгласы радости и печали и эротического возбуждения в обрядовом действе или весеннем хороводе»2. Во всех этих аспектах для ученого главное — невыделен-ность личности из массы. Под этим углом зрения он исследует субъектный синкретизм хора и его эволюцию: формы хорового исполнения, еще безличного, появление певца-корифея, говорящее о нарождающемся личном начале, возрастание роли певца и, наконец, переход от певца к поэту, личному автору. Одновременно А.Н.Веселовского интересует, как хор обусловил своеобразие композиционных форм древнего искусства (так, по его наблюдениям, дихория и амебейное исполнение с их повторами и подхватами строк служили «новообразованию эпического целого»; в диалогических моментах хора ученый искал объяснения некоторых явлений эпической стилистики3, в частности эпических повторений; из хорового исполнения он выводил генезис строфики и рефренов и т.д.). Иначе говоря, А.Н.Веселовский рассматривал хор как безличного автора, постепенно выделявшего из себя автора личного и в этом процессе рождающего стилевые, жанровые и композиционные формы. Вопрос о соотношении автора-хора с героем ученый не ставил. Больший интерес к авторско-геройным ипостасям хора и других архаических форм проявляется в трудах О.М.Фрей-денберг и М.М.Бахтина. При этом обозначается существенное различие в подходах к проблеме. Если для А.Н.Веселов-ского центральным было соотношение в исходном синкретизме личного и хорового начал, то для О.М.Фрейденберг ключевым оказывается отношение субъекта к объекту, а для М.М.Бахтина — «я» к «другому». Акцентирование разных аспектов — субъектно-объектного и субъект-субъектного — В е с е л о в с к и й А.Н. ИП. — С. 201. Там же. — С. 271. Там же. — С. 259. обусловило различие, а во многом и дополнительность полученных результатов. Подчеркивая, как и А.Н.Веселовский, невыделенность первобытного человека из природы и социума, О.М.Фрейден-берг видела внутренний и сущностный коррелят этого в том, что он не отделял субъект от объекта и не дифференцировал связанные с этим активный и пассивный статусы. Такая структура сознания отразилась, по О.М.Фрейденберг, в одной из первичных форм словесного творчества — в рассказе-мифе. В нем «сам рассказчик идентичен своему рассказу»1: в субъектном (активном) аспекте он — «автор», или, что то же, действующий бог; в объектном (пассивном) аспекте он — «герой», или бог претерпевающий, хотя оба этих аспекта в рассказе-мифе не разделены. Итак, бог как активный субъект в функции действия — тот, кто впоследствии станет «автором». После О.М.Фрейден-берг об этом пишет С.С.Аверинцев: «Auctor (“автор”) — nomen agentis, то есть обозначение субъекта действия; auctoritas (“авторитет”) — обозначение некоего свойства этого субъекта. Само действие обозначается глаголом augeo». Это «действие, присущее в первую очередь богам как источникам космической инициативы: “приумножаю”, “содействую”, но также просто “учиняю” — привожу нечто в бытие или увеличиваю весомость, объем или потенцию уже существующего»2. Но тот же бог в своей пассивной (объектной) ипостаси, в функции претерпевания и умирания — это «герой»3. Еще у греков понятия «умереть» и «стать героем» были синонимич-ны4. Герой сначала не человек, а умирающее божество, сам космос, «весь видимый мир в его воплощении»5 или «тотем в состоянии захода, под землей»6. Поэтому «первоначально герой нисколько не соответствует тому значению, которое мы вкладываем в него теперь. Воинственный, отважный характер герой получает впоследствии, и это вытекает из его подвигов в преисподней, где он борется со смертью и вновь рождается в жизнь»7. Однако как в слове «автор» культурная память удержала связь с «богом», так же и в слове «герой» не прервана окончательно его соотнесенность со «смертью» — эта прапамять позволила 1 Ф р е й д е н б е р г О. М. Образ и понятие // МЛД. — С. 212. 2 Аверинцев С.С. Авторство и авторитет // ИП ЛЭТХС. — М., 1994. — 3 Ф р е й д е н б е р г О.М. МЛД. — С. 85. 4 Там же. — С. 39. 5 Там же. — С. 49. 6 Там же. — С. 38. 7 Там же. — С. 39. М.М.Бахтину заключить, что «эстетическое отношение (автора. — С.Б.) к герою и его миру есть отношение к нему как к имеющему умереть»1. При описанной субъектно-объектной нерасчлененности в рассказе-мифе, по О.М.Фрейденберг, нет «различия между тем, кто рассказывает, что рассказывается, кому рассказыва-ется»2. Тот, кто рассказывает, как мы уже заметили, — нерасчле-ненный автор-герой-бог. Но и слушающий — это бог; рассказ носит форму молитвы, обращенной к богу, — слушателю и зрителю, «пред лицом которого протекают события». В свою очередь то, что рассказывается (сюжет и сам рассказ как некое «тело»), является «жертвой, которую возлагают на алтарь. Этот образ недвусмысленно говорит о том, что рассказ уподоблен жертвенному животному»3, то есть опять-таки самому богу в его пассивном состоянии (известно, что в мифологических глубинах «жрец и жертва — одно», а во многих мифологиях сам бог приносит себя в жертву). Эта архаическая субъектная структура, по наблюдениям исследовательницы, не была изжита до конца даже в греческой литературе. Более всего она сохранилась в драме, но также и в лирике и даже таком позднем жанре, как роман. Определяющая особенность древней комедии, например, состоит в том, что «главным действующим лицом был сам автор»4, оставшийся субъектно-объектным, единично-множественным, хоричным5 и сохранивший божественную и одновременно зооморфную природу6. То, что принято считать героем, — маска в древней комедии — «относится не к “персонажной” категории, а к реальной», это нечто «долитературное, живое»7. Весьма архаична и субъектная структура греческой лирики. Хоровая лирика «поется и пляшется тем, кто… сказывает, — автором»8. Но этот автор «не один, их множество». И такой множественный автор тем не менее «называет себя единичным и говорит о себе не “мы”, а “я”, но то, что он рассказывает, относится не к нему, а к богу»9. (Он еще «говорит за бога и оттого говорит о себе»10.) Б а х т и н М.М. ЭСТ. — С. 165. Ф р е й д е н б е р г О. М. МЛД. — С. 210 — 212. Там же. — С. 211. Там же. — С. 291. Там же. — С. 292. Там же. — С. 210. Там же. — С. 290. Ф р е й д е н б е р г О.М. Поэтика сюжета и жанра. — Л., 1936. — С. 42. Там же. — С. 42. 0 Ф р е й д е н б е р г О.М. МЛД. — С. 288. И в сольной лирике, где автор уже как будто единичен, он соединяет в одном лице создателя и исполнителя песни, но при этом «поет не о себе… <…> Себя самого — такого персонажа греческая лирика не знает»1. Дело в том, что сам лирик, по О.М.Фрейденберг, был маской в ее архаическом смысле, то есть чем-то «долитературным», «живым», не персонажем, а «персоной»; только он открыто выступал в обеих ролях, не скрывая, что персонаж его песен «он сам и его живые современники. Но, оставаясь реальным, лирический автор не переставал быть маской»2. Поэтому «биографии-маски лирических “авторов” представляют собой древний мифологический пантеон, уже поверх которого легли лирические мотивы»3. Естественно, что такое авторское «я» не имеет «личностного зна-чения»4 и не является «чистым субъектом»5. Общий вывод исследовательницы таков: в греческой литературе «за каждым автором стоит субъектно-объектный “я”, то есть нерасчлененный автор-герой-реальная персона. В этой неизживаемости субъектного синкретизма разгадка того, что “Греция не умеет повествовать”»6. Предложенный О.М.Фрейденберг субъектно-объектный критерий описания автора и героя был значительным шагом на пути уяснения и углубления проблемы. При таком подходе решающим оказалось не «количественное» соотношение личного и «хорового», а своеобразие позиций-ролей — активно-субъектной и пассивно-объектной — в их изначальной нерасчлененности и потенциях будущего развития. Важным открытием было и прочтение в авторской и геройной позиции божественной интенции (она до сих пор жива в нашем представлении об авторе-творце). И все же субъектно-объектный критерий имеет свои границы. Прежде всего встает вопрос, является ли герой (пассивное состояние божества) объектом в позднейшем смысле слова? Из работ самой исследовательницы следует, что он был своеобразной формой субъекта. Именно так и понимал проблему М.М.Бахтин, акцентировавший, как мы уже отмечали, субъект-субъектные отношения в архитектонике эстетического объекта. Подход М.М.Бахтина к проблеме субъектной структуры вырастал из его общих методологических установок. Соглас- Ф р е й д е н б е р г О. М. Поэтика сюжета и жанра. — С. 43. О н а ж е. МЛД. — С. 290. Там же. — С. 291. Там же. — С. 289. Там же. — С. 426. Там же. — С. 250. но одной из исходных посылок ученого, реальной формой существования человека является не «абстракция я», а двуедин-ство «я-другой». «Как тело формируется первоначально в материнском лоне (теле), так и сознание пробуждается в человеке окутанное чужим сознанием»1. И «эстетическое творчество не может быть объяснено и осмыслено имманентно одному единому сознанию, эстетическое событие не может иметь лишь одного участника»2. В этом событии двуединство «я-другой» предстает в форме «автора-героя». На ранних стадиях развития искусства, когда эстетическое сознание только пробуждается и формируется, рождающийся автор почти буквально окутан и пронизан чужим сознанием — «хором других», а эстетический акт возможен только тогда, когда он нашел «хоровое утверждение, поддержку хора»3. Особенно явственно это, по М.М.Бахтину, в лирике, восходящей к более древнему, чем другие роды, хоровому субстрату: «Лирика — это видение и слышание себя изнутри эмоциональными глазами и в эмоциональном голосе другого: я слышу себя в другом, с другими и для других… <…> Я нахожу себя в эмоционально взволнованном чужом голосе, воплощаю себя в чужой воспевающий голос, нахожу в нем авторитетный подход к своему собственному внутреннему волнению, устами возможной любящей души я воспеваю себя. Этот чужой, извне слышимый голос, организующий мою внутреннюю жизнь в лирике, есть возможный хор, согласный с хором голос, чувствующий вне себя хоровую поддержку»4. Очевидно, что при такой постановке вопроса дело не сводится к тому, что личность не выделилась из массы или не отличает субъект от объекта. М.М.Бахтин исходит из факта фундаментальной укорененности субъектного синкретизма в сознании (в том числе и в эстетическом сознании), из принципиальной необходимости «другого» для «я», героя для автора. Эта необходимость, рождающая и искусство, первоначально проявляется в непосредственной и наглядной форме хора. В это время «авторитет автора есть авторитет хора»5, являющегося одновременно «хором других», то есть героев. Чрезвычайно важно, что за автором-героем у М.М.Бахтина, как и у О.М.Фрейденберг, проступает бог, но проступает не прямо, не «объектно», а в форме особого рода интенции, без которой невозможно авторство как таковое. Ученый назы- Б а х т и н М. М. ЭСТ. — С. 342. Там же. — С. 77. Там же. — С. 198. Там же. — С. 149. Там же. — С. 148. вает ее «внежизненно активной позицией» — «необходимым условием эстетического оформления наличного бытия»1: «Художник и есть умеющий быть внежизненно активным, не только изнутри причастный жизни и изнутри ее понимающий, но и любящий ее там, где ее нет для себя самой, где она обращена вовне себя и нуждается во вненаходящейся и внесмысло-вой активности»2. Эта формулировка М.М.Бахтина учитывает всю эволюцию определяемой формы, в том числе стадию «синкретического» авторства, на почве которого только и могла возникнуть особого рода субъектная целостность, не знающая дихотомии, «нечувствительная» к противоречию и включающая в себя вне-жизненность и активность. Продуктивность бахтинской постановки проблемы авторства состоит в том, что ученый видит условие его не просто в количественном развитии личного начала, возникшего по меркам исторической поэтики, совсем недавно, а в обретении особого рода ценностной позиции. Хотя мы сегодня знаем, что авторство возникает задолго до появления феномена самоценной личности, для нас до сих пор «авторство в собственном смысле» — это личное авторство, а его характеристикой оказывается «неповторимость творческой инициативы» и «индивидуальная манера»3. Бахтинская же точка зрения помогает понять, почему эстетически полноценное авторство может иметь место в тех культурах, в которых личность еще не выделилась из социума и не стала самоценной, но в которых выработался тот тип эстетической позиции, который ученый назвал внежизненно активным. Итак, в ходе исследований по исторической поэтике выяснилось, что субъектный синкретизм автора и героя коренится в специфической нерасчлененности «я» и «другого» в архаическом сознании и искусстве. Описанный феномен обусловливает архитектонику эстетического объекта и проявляется как на микроуровне высказывания, так и на макроуровне композиционного целого. Присмотримся сначала к микроуровню.
![]() |