![]()
Главная Обратная связь Дисциплины:
Архитектура (936) ![]()
|
Предмет исторической поэтики
Будучи тесно связанной с историей литературы, историческая поэтика тем не менее является теоретической дисциплиной, имеющей свой предмет изучения. Четкая дефиниция этого предмета при всей его непосредственной ощутимости представляет известные трудности, о чем говорят разные подходы к проблеме, существующие в современной науке2. Согласно авторитетной точке зрения «предмет исторической поэтики можно считать более или менее установленным, и она имеет дело с происхождением и эволюцией поэтических принципов, приемов и форм»3. В этом определении учтена, 1 В е с е л о в с к и й А. Н. Из введения в историческую поэтику // Весе- 2 Расхождения в понимании предмета интересующей нас науки намети 3 Г р и н ц е р П. А. Литературы древности и Средневековья в системе однако, одна из двух сторон предмета, динамическое (чтобы не сказать — драматическое) отношение между которыми видел А. Н. Веселовский. Ссылаясь на факт изменчивости содержания и устойчивости художественных форм, ученый утверждал, что задача исторической поэтики — «проследить, каким образом новое содержание жизни, этот элемент свободы, приливающий с каждым новым поколением, проникает старые образы, эти формы необходимости, в которые неизбежно отливалось всякое предыдущее развитие»1. По его более поздней формулировке, «задача исторической поэтики… определить роль и границы предания в процессе личного творчества»2. Такая постановка проблемы, конечно, небезразлична для понимания предмета нашей науки. Этот предмет не сводится к генезису и эволюции художественных форм, но включает в себя и содержание эстетической деятельности, то, что М.М.Бахтин позже назовет «эстетическим объектом»3, или «произведением в его целом», не равным его тексту4. Должно быть учтено и предлагаемое М.М.Бахтиным разграничение архитектонических форм (входящих в эстетический объект) и форм композиционных (которые в него не входят, являясь способами организации материала, а потому «носят телеологический, служебный, как бы беспокойный характер и подлежат чисто технической оценке: насколько адекватно они осуществляют архитектоническое задание»5). По М.М.Бахтину, «эстетический объект как содержание художественного видения и его архитектоника… есть совершенно новое бытийное образование, не естественно-научного, — и не психологического, конечно, — и не лингвистического порядка: это своеобразное эстетическое бытие, вырастающее на границах произведения путем преодоления его материально-вещной, внеэстетической определенности»6. Введение такого понятия, как эстетический объект, и разграничение архитектонических и композиционных форм способствуют более строгой дефиниции предмета исторической поэтики и вскрывают его реальную сложность, явную для 1 Веселовский А.Н. О методе и задачах истории литературы как 2 Он же. Поэтика сюжетов // ИП. — С. 493. 3 Бахтин М.М. Проблема содержания, материала и формы в словес 4 См.: Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. — М., 1979. — 5 Там же. — С. 21. 6 Там же. — С. 49 — 50. А.Н.Веселовского, но не всегда учитываемую в современных исследованиях. Напротив, М.М.Бахтин вполне в духе основателя исторической поэтики видит «событийный характер эстетического объекта» — «нераздельность и неслиянность» в нем формы и содержания, взаимоотношение которых «носит здесь почти драматический характер»1. С учетом этого следует говорить, что историческая поэтика изучает генезис и развитие эстетического объекта и его архитектоники, их проявление в эволюции содержательных художественных форм. Это принципиальное уточнение предмета подводит нас к проблеме адекватного ему метода. Метод исторической поэтики В самом замысле исторической поэтики лежал отказ от любых априорных решений, предлагаемых и нормативной, и философской эстетикой. По А.Н.Веселовскому, искомый метод не может быть абстрактно-теоретическим. Он должен быть, во-первых, историческим (способным «отвлечь законы поэтического творчества и отвлечь критерий для оценки его явлений из исторической эволюции поэзии — вместо господствующих до сих пор отвлеченных определений и односторонних условных приговоров»2). Во-вторых, он должен быть сравнительным, притом сравнительный метод понимается как «развитие исторического, тот же исторический метод, только учащенный, повторенный в параллельных рядах в видах достижения возможно полного обобщения»3. В качестве примера одностороннего обобщения, к которому ведет игнорирование сравнительно-исторического метода, ученый приводит построение Гегеля, касающееся литературных родов. Исходя только из факта греческого литературного развития, философ создал схему, согласно которой сначала возникает эпос как выражение объекта, потом лирика как выражение субъекта и, наконец, драма — синтез объекта и субъекта. Но такая последовательность родов не характерна 1 Б а х т и н М.М. ЭСТ. — С. 71. Ср. поздние размышления ученого, пря 2 В е с е л о в с к и й А. Н. Задачи исторической поэтики // Веселов- 3 Там же. — С. 47. для других литератур, а потому не может быть принята за «идеальную норму литературного развития вообще»1. Предложенная схема оказывается ненаучной, ибо она неисторична и не учитывает сравнительного материала, который дает всемирная литература. Именно сравнительно-исторический метод позволяет, по А.Н.Веселовскому, избежать произвольности построений и вывести из самого материала законы зарождения и развития изучаемого явления, а также выявить большие стадии литературного процесса, «повторяющиеся, при стечении одинаковых условий, у разных народов»2. Таким образом, уже у основателя исторической поэтики в самой формулировке его метода была задана дополнительность двух аспектов — исторического и типологического. После А.Н.Веселовского будет меняться понимание соотношения этих аспектов, они начнут рассматриваться более дифференцированно, само развитие будет истолковываться по-новому, но дополнительность исторического и типологического подходов останется определяющей чертой новой науки. А.Н.Веселовский стоял в целом на позициях эволюционизма — к открытию стадиальности литературного развития его подвел сам материал. Обогащение метода потребовало разработки этого открытия и специального анализа проблем типологии. В трудах О.М.Фрейденберг возникло резкое отталкивание от понимания эволюции как прямолинейного, строго последовательного («дивергентного») процесса. «Эволюция, — утверждает исследовательница, — мыслит… движения прямолинейными, противореча всему процессу природы, дающей обратимость, противоположения, реакции и прочие виды волнообразной кривой. Обратные направления в кривой — следствие прямого хода. В ней встречное отталкивает. Обратное продолжает»3. По О.М.Фрейденберг, «каждое явление совершает круговорот двух противоположных фаз, которые и дают своим противоположением общность последовательного хода. Этот кругооборот заключается в переходе факторов в факты и фактов — обратно, в новые факторы. Явление передвигается от предыдущего к последующему, входит в противоположное и в этом обратном направлении переправляется к дальнейшему»4. 1 В е с е л о в с к и й А.Н. ИП. — С. 243. 2 Там же. — С. 46. 3 Ф р е й д е н б е р г О.М. Система литературного сюжета (не опубликова 4 Там же. — С. 534. Такое понимание развития понуждает исследовательницу пересмотреть понятия генезиса и эволюции. По мнению Фрей-денберг, А.Н.Веселовский их смешивал, хотя они являются «двумя совершенно разными стадиями всякого бытия»1. Развитие — стадия вторичная, ей предшествует генезис, и именно «вопрос о происхождении является для природы литературного явления центральным»2, ибо только генезис создает феномен как органическое единство3. Соответственно исследовательница определяет свой метод как генетический, противопоставляя его сравнительно-историческому методу А.Н.Веселовского. Это метод, «идущий от поверхности явлений вглубь, обнажающий слой за слоем, пока он не доходит до неизменно и спокойно пребывающего соотношения между фактором и данным явлением». И далее: «Развитие и формация не входят в его задачи. Для него начальный момент зарождения и конечная фаза развития — один и тот же цельный и самоценный процесс, различный лишь во внешних и второстепенных формах… <…> Он открывает прежде всего органичность каждого процесса жизни»4. При всей резкости формулировок5 исследовательница, конечно, не отказывается от исторического принципа (ср. ее более позднее утверждение: «Понятие — категория историческая, как и все, из чего слагается мышление»6). Но историческое у нее переместилось на стадию генезиса7 и перестало совпадать с эволюционным, хотя какое-то, пусть и ограниченное по своему значению, развитие признается и на стадии готового эсте- 1 Ф р е й д е н б е р г О.М. Вступление к греческому роману // Диалог. Карна 2 Там же. — С. 84. 3 Там же. — С. 80—81. 4 Там же. — С. 85. В связи с проблемой соотношения факта и фактора 5 См. далее: «В своем бесстрастном ходе он (генетический метод. — С.Б.) 6 Ф р е й д е н б е р г О.М. МЛД. — С. 175. 7 См. более позднее утверждение: «Подлинный процесс становления про тического объекта. Поэтому, несмотря на резкие инвективы в адрес оппонента («сравнительно-исторический метод показал, что нагромождение аналогий и сближение по внешним признакам не дает никаких результатов»), данный метод признается все же как «рабочее подспорье»1. Очевидно, что О.М.Фрей-денберг делает акцент на генезисе, и это подчеркивание типологического начала (структуры) было выражением внутренней логики развития метода исторической поэтики после А.Н.Веселовского. Оно отвечало потребности в более органичном и целостном понимании эстетического объекта, чем это имело место прежде. Параллельно с О. М. Фрейденберг методологические проблемы исторической поэтики разрабатывает М.М.Бахтин, эксплицировавший центральное для этой дисциплины понятие «большое время». Для М.М.Бахтина историческое развитие предстает прежде всего «не как временная последовательность, а как живая эволюция, как внутренне, телеологически обоснованная преемственность»2. Понимая каждую культурную эпоху как автономное и индивидуально неповторимое целостное образование (отсюда важность типологического аспекта в исследованиях ученого), он, в отличие от О.Шпенглера, видит ее как «открытое единство», которое «при всем своем своеобразии входит в единый (хотя и не прямолинейный) процесс становления культуры человечества»3. Этот процесс раскрывает свое единство «только на уровне большого времени»4, что требует от исследователя соответствующего масштабного исторического критерия. М.М.Бахтин вслед за В.И.Вернадским говорит о «медленном историческом формировании основных категорий (не только научных, но и художественных)» и в связи с этим замечает: «Литература на своем историческом этапе пришла на готовое: готовы были языки, готовы основные формы видения и мышления. Но они развиваются и дальше, но медленно (в пределах эпохи их не уследишь)»5. Этим и вызвана необходимость масштабного историзма: «Произведение литературы… раскрывается прежде всего в дифференцированном единстве культуры эпохи его создания, но замыкать его в 1 Ф р е й д е н б е р г О.М. Вступление к греческому роману. — С. 80—81. 2 М е д в е д е в П. Н. (Б а х т и н М. М.). Ученый сальеризм // Волоши- 3 Б а х т и н М. М. Ответ на вопросы редакции «Нового мира» // ЭСТ. — 4 Там же. — С. 369. 5 Там же. — С. 344. этой эпохе нельзя: полнота его раскрывается только в большом времени»1. Столь же важным, как понятие «большое время», оказалось для исторической поэтики понятие «большой диалог», или «диалог в большом времени»2. До М.М.Бахтина литературное развитие так или иначе представлялось аналогичным природному. (Б.М.Энгельгардт упрекал в этом А.Н.Веселов-ского3, но биологические ассоциации очень важны и для О.М.Фрейденберг.) Введением такой категории, как «диалог», М.М.Бахтин акцентировал понимание эстетического объекта не как вещ-но-природного феномена, а как совершенно нового бытийно-эстетического образования, в основе которого лежат персоно-логические и имманентно-социальные отношения между субъектами — «я» и «другим», автором и героем. При таком подходе может быть более глубоко понят вопрос А.Н.Весе-ловского о роли и границах предания в процессе личного творчества. Предание уже не кажется безгласным объектом, пассивным материалом или даже «нервным узлом», как его называл А.Н.Веселовский. Оно становится выразительным и говорящим смыслом, «голосом», включенным в диалогический контекст большого времени, притом голосом, которому «все предстоит еще». В свое время А.Н.Веселовский спрашивал: «Каждая новая поэтическая эпоха не работает ли над исстари завещанными образами, обязательно вращаясь в границах их, позволяя себе лишь новые комбинации старых и только наполняя их тем новым пониманием жизни, которое собственно и составляет ее прогресс перед прошлым?»4. Ответом на этот вопрос, несомненно, является последний фрагмент последней работы М.М.Бахтина: «Нет ни первого, ни последнего слова и нет границ диалогическому контексту (он уходит в безграничное прошлое и безграничное будущее). Даже прошлые, то есть рожденные в диалоге прошлых веков смыслы никогда не могут быть стабильными (раз и навсегда завершенными, конченными) — они всегда будут меняться (об- 1 Б а х т и н М.М. Ответ на вопрос редакции «Нового мира» // ЭСТ. — 2 Б а х т и н М.М. ЭСТ. — С. 356. 3 См.: Э н г е л ь г а р д т Б. М. Александр Николаевич Веселовский. — 4 В е с е л о в с к и й А.Н. ИП. — С. 51. новляясь) в процессе последующего, будущего развития диалога. В любой момент развития диалога существуют огромные, неограниченные массы забытых смыслов, но в определенные моменты дальнейшего развития диалога, по ходу его они снова вспомнятся и оживут в обновленном (в новом контексте) виде. Нет ничего абсолютно мертвого: у каждого смысла будет свой праздник возрождения. Проблема большого времени»1. Исходя из этих методологических установок, М.М.Бахтин вырабатывает свой историко-типологический метод. Так намечается вековая эволюция метода исторической поэтики: от сравнительно-исторического к генетическому и историко-типологическому.
![]() |