![]()
Главная Обратная связь Дисциплины:
Архитектура (936) ![]()
|
Формы проявления синкретизма в архаическом сознании и искусстве
Называя А.Н.Веселовского создателем теории первобытного синкретизма, часто имеют в виду прежде всего разработанную им концепцию обрядового синкретического действа, в котором были представлены в нерасчлененном виде жизнь и искусство, разные виды искусств, будущие литературные роды и жанры4. На самом деле (и это видно уже из приведенных высказываний) синкретизм понимается ученым более широко, а именно как общий принцип художественного (и еще слитого с ним «нехудожественного») мышления, уходящий в самые глубины непосредственного, чувственного восприятия мира (так, исследователь говорит о «физиологическом синкретизме» чувственных восприятий5, о синкретизме языка, мифа и обряда6, «хоровом синкретизме» «я» и «другого»). В своих трудах А.Н.Веселовский проследил, как проявляется этот общий принцип в древнем искусстве слова — в сфере поэтического языка и стиля, в структуре художественной образности, в предыстории и ранней истории литератур- 1 В е с е л о в с к и й А. Н. Психологический параллелизм и его формы в 2 О н ж е. История или теория романа? // Веселовский А.Н. Избр. 3 Там же. — С. 88—89. 4 См. также: В е с е л о в с к и й А. Н. Синкретизм древнейшей поэзии и 5 «Эпитеты, которые я называю синкретическими, отвечают этой слит 6 Там же. — С. 200. ных родов и жанров, в формировании авторства, вплоть до мотива и сюжета, т.е. провел его через центральные категории литературы изучаемой эпохи. При этом выяснилось, что дольше всего сохраняется синкретизм в сфере поэтической образности. Поэтому мы в дальнейшем, говоря об интересующей нас стадии поэтики, будем иметь в виду не только искусство синкретическое в прямом смысле слова (т.е. еще не отделившееся от обряда или других видов искусств), но и такое искусство, образная структура которого определяется принципом синкретизма. После А.Н.Веселовского большую роль в прояснении ведущего принципа архаического искусства сыграли труды О.М.Фрейденберг. Исследовательница подчеркивала, что ми-фопоэтическое сознание на этой стадии «имеет цельный характер, нерасчлененный. Если приходится говорить о его словесных, вещных, действенных оформлениях, то это не значит, что каждая из этих форм действует разобщенно от другой. Напротив, они параллельны»1. Само «деление на литературную реальность и фантастику, на быт, религию и искусство — деление исторически сложившееся. Их мировоззренческое происхождение едино; трафарет литературных форм совершенно параллелен трафарету форм жизни, то есть те и другие — производные одного и того же мышления и бытия»2. В то же время О.М.Фрейденберг не пользовалась термином «синкретизм» и даже с ним полемизировала. Она считала, что данный термин содержит в себе представление о развитии, исходящем из одного источника, тогда как на самом деле в основе становления лежит множество факторов — оно не «моно-», а «полифилично». На интересующей нас стадии этот общий закон, по убеждению исследовательницы, проявляется в том, что здесь на всех уровнях целого (в образе, сюжете, персонаже и т.д.) действует принцип семантического тождества при различии форм, причем различие есть лишь внешнее проявление внутреннего единства3. Это, по мнению О.М.Фрейденберг, и ввело в заблуждение А.Н.Веселовского: «Все эти формы мифа настолько семантически едины, что производят впечатление неразрывных. Весе-ловский принимал этот кажущийся их характер за присущий им синкретизм. Но все их своеобразие в том, что они совершенно различны и генетически независимы. Основная их черта объясняется тем, что первобытное мышление отождествляло 1 Ф р е й д е н б е р г О. М. Введение в теорию античного фольклора // 2 О н а ж е. Поэтика сюжета и жанра. — Л., 1936. — С. 241—242. 3 Там же. — С. 248. все явления жизни и повторяло свои представления в поливариантных друг к другу формах. Генезис из одного комкообраз-ного синкретического действа противоречил бы характеру мифотворческого сознания, которое повторяло одно и то же в разных формах, не связывая их причинной связью»1. Позиция О. М.Фрейденберг должна быть рассмотрена дифференцированно. Некоторые ее упреки в адрес А.Н.Весе-ловского некорректны. Как заметила Н.В.Брагинская, «критика Веселовского относилась в большей мере к последователям теории первобытного синкретизма, нежели к ее создателю, который ясно называл синкретизмом “не смешение, а отсутствие различий между определенными поэтическими родами, поэзией и другими искусствами”»2. Но в работах исследовательницы содержалось и действительное углубление проблемы. С учетом семантического тождества при различии форм синкретизм оказывается более структурированным, чем это виделось А. Н. Веселовскому. Становится ясно, что речь должна идти не просто об отсутствии различий, а об особом («синкретическом») характере самих различий. Сама нераздельность форм словесных, действенных, музыкальных оказывается не просто тождеством, а специфическим разыгрыванием его. В современных исследованиях по исторической поэтике концепция синкретизма, предложенная А.Н.Веселовским, в целом принимается, хотя чаще всего рассматривается не во всем ее объеме, а лишь применительно к учению о родах и жанрах. В этой области наметились разногласия с А.Н.Весе-ловским, который, по мнению некоторых исследователей, переоценил роль ритуала (и потому вскрыл главным образом формальный синкретизм первобытной культуры), но недооценил роль мифа, что помешало ему увидеть идеологический синкретизм культуры3. Этот упрек, однако, высказан в слишком общем виде и слабо подкреплен конкретным материалом; кроме того, он основан на теории родов и жанров и недостаточно учитывает всю концепцию ученого. Рассматривая же ее в целом, нужно сказать, что принцип, открытый ученым и действовавший на протяжении самой длительной стадии в истории поэтики, так и не привлек к себе должного внимания науки. До сих пор сохраняют свою актуальность слова, сказанные об А.Н.Веселовском в 1920-е годы М.М.Бахтиным: «Его труд, во многом незавершенный, до сих пор недостаточно усвоен и в общем не сыграл еще той Ф р е й д е н б е р г О.М. МЛД. — С. 76. Б р а г и н с к а я Н. В. Комментарий // МЛД. — С. 571. См., напр.: М е л е т и н с к и й Е.М. Поэтика мифа. — М., 1976. — С. 178. роли, какая, как нам думается, принадлежит ему по праву»1. Неразработанность проблемы затрудняет понимание не только прошлого, но и самой сущности искусства, ибо основатель исторической поэтики не считал принцип синкретизма чем-то преходящим и уже отошедшим в прошлое. Напомним, что он говорил именно о «физиологической неразборчивости нашей, тем более первобытной психики» (курсив мой. — С.Б.), а далее утверждал: «С тех пор мы научились наслаждаться раздельно, не смешиваем, так нам кажется, явления звука и света, но идея целого, цепь таинственных соответствий, окружающих и определяющих наше “я”, полонит и опутывает нас более прежнего»2. В чем же причина такой значимости этого древнего принципа для искусства? Казалось бы, перед нами глубокая и наивная архаика, а с точки зрения строго аналитического сознания — едва ли не «хаос». Но давно замечено, что чем архаичнее искусство, тем оно современнее, а аналогия с хаосом тоже имеет глубокий смысл, если понимать его не просто как беспорядок, а как первичное состояние явления (стадию «яйца»), обладающее архетипическим значением для всей его будущей истории. Синкретизм действительно тот «родимый хаос», из которого возникли современное сознание и искусство, и можно с достаточной уверенностью говорить, что на иной почве (на основе того же строго аналитического мышления) они не могли бы родиться. В этом смысле древний синкретизм литературы родствен мифологии, психическому бессознательному, тому, что исследователи мышления ребенка называют «ди-пластия», и другим первичным («архетипическим») структурам сознания и культуры, из которых вырастают их более дифференцированные формы. И в более позднее время — в момент своего становления — каждая литература переживает состояние, типологически родственное тому, что мы называем синкретизмом. Почему, например, Пушкин — это «наше все» (Ап.Григорьев)? Очевидно, потому, что он для русской литературы был тем началом, в котором в синкретическом виде заложены возможности ее будущего развития.
![]() |