![]()
Главная Обратная связь Дисциплины:
Архитектура (936) ![]()
|
Субъектный синкретизм на уровне композиционного целого
Теперь посмотрим, как проявляются реликты субъектного синкретизма на макроуровне композиционного целого. Обратимся к «Океану сказаний» индийского писателя Сомадевы, памятнику сравнительно позднему (XI в.), но восходящему к «Великому сказу» Гунадхьи (первые века новой эры), а главное, сохранившему во многом типично архаическую структуру. Начнем с имени автора. В него входит слово «сома» — напиток бессмертия, добытый пахтанием океана, некая квинтэссенция божественной силы, подобная греческому нектару. Вторая часть имени — «дева», бог, а в целом — бог сомы, ее властитель. Имя автора оказывается чрезвычайно значимым для всего произведения, состоящего из 18 книг, в свою очередь распадающихся на 124 волны. Каждая из «волн» океана сказаний предваряется эпиграфом-вступлением: «Как некогда напиток бессмертия (сома. — С.Б.) возник из океана, взволнованного раскачиванием Мандары, так и этот рассказ возник из уст Хары, взволнованного страстью к дочери благородного Гирин-дры. Те, кто без промедления вкусят его сладости, избавятся 1 Ф р е й д е н б е р г О. М. Образ и понятие. — С. 213. 2 Там же. — С. 212. от препятствий, добьются успеха и еще на земле по милости Бхавы достигнут сана богов» (перевод с санскрита И.Д.Серебрякова). Итак, автор Сомадева — бог, властитель сомы. Рассказывание — пахтание океана, добывание сомы. Тем, кто вкусит этот рассказ-сому, слушателям-читателям, обещано, что они тоже станут богами, то есть обретут статус автора. Но и герой этого произведения, Нараваханадатта — человек, становящийся богом — повелителем видьядхаров (хранителей знания): сюжет «Океана сказаний» — история превращения На-раваханадатты в бога, дублированная еще тремя рассказами о том, как сана повелителя достигали другие герои. Уже на этом уровне видна тесная связь автора, рассказывания, слушателей-читателей и героя, но она еще более осложнена и архаизирована специфическим авторством Сомадевы. Сомадева — не автор-творец в современном смысле слова: история, им рассказанная, принадлежит не ему. Во-первых, это пересказ «Великого сказа» Гунадхьи, отделенного от Сомаде-вы почти тысячелетием во времени (Гунадхья, как мы увидим, появится в особом облике в самом «Океане сказаний»). Во-вторых, и Гунадхья не является «первичным» автором, ибо, как говорится в повторяющемся эпиграфе, этот рассказ возник из уст Шивы, был обращен к его женской ипостаси — Парвати и содержал в себе некую тайну, героем которой был он сам. Как писала О.М.Фрейденберг об архаической литературе, здесь нет различия между тем, кто рассказывает, что рассказывается и кому рассказывается: богом является и автор, и герой, и слушатель, и сам рассказ. Энергия первичного автора, Шивы, пронизывает и предопределяет авторскую инициативу Гунадхьи и Сомадевы. Мы узнаем, что рассказ Шивы, обращенный к Парвати и не предназначенный для посторонних ушей, подслушал бог Пушпа-данта. Его, как и заступившегося за него бога Мальявана, постигло наказание: Шива перерождает их в людей и ставит условие, по которому они вновь обретут статус богов, лишь когда в человеческом облике расскажут подслушанную историю. После ряда перерождений Пушпаданта, став человеком, рассказывает то, что он услышал от Шивы, якше Супратике (среди людей она — Канубхати) и освобождается. Супратика-Канубхати рассказывает ее Мальявану, воплотившемуся на земле в облике Гунадхьи (автора «Великого сказа»), и этим удостоверяется божественное происхождение его «текста». Гунадхья, в свою очередь рассказавший-записавший историю Шивы, вновь обретает статус бога. Наконец, Сомадева пересказывает текст Гунадхьи-Малья-вана-Шивы и становится богом сомы — того же ранга может достичь каждый его читатель, если (как предполагается древней семантикой текста) тоже «вкусит» от «Океана сказаний». Так сам рассказ становится искупительной жертвой-богом и освобождением. Конечно, перед нами поздний памятник, но тот «хоровод» авторов, который мы видим у Сомадевы, просвечивающий сквозь него синкретизм автора, героя, слушателя, рассказа — отсылает нас к истокам явления и не может быть прочитан без знания этих истоков. Мы рассмотрели наиболее раннюю стадию отношений автора и героя, а именно синкретическое их состояние, — и только наметили возможности будущих изменений субъектной структуры. Уже в эпоху синкретизма начинается постепенное разграничение субъектов, плавно изменяющее архитектонику эстетического объекта. Как это происходило, мы увидим в разделе о литературных родах. Глава 3
![]() |