Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



УЧЕБНЫЕ БОИ С ТЕХНИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТЬЮ



 

Боевое действие, или вариант тактического замысла, уже усвоенный в процессе обучения, при попытке пере­нести его в соревновательный бой подчас не приносит желаемого результата, несмотря на отличную школьную технику, «теоретическое» понимание сути боя и наличие психомоторных качеств. Причина состоит в трудности сочетания в бою на фоне распределенного внимания трех компонентов: поисков тактической ситуации, соблюдения дистанции и выбора технически правильного выполнения боевого действия в экстремальной ситуации.

Эти помехи создаются партнером — противником, ре­шающим в единоборстве те же задачи.

Связующим звеном между соревновательным боем и «урочной», школьной техникой, закрепленной в контровых упражнениях, является учебно-тренировочный бой. Он занимает у спортсменов 1-й группы 15—25% времени специальной подготовки, у спортсменов 2-й — 35%, а мастера спорта должны уделять учебным боям во всем их многообразии почти половину тренировочного време­ни. Учебными эти бои называются потому, что в них решаются конкретные учебные задачи, а не задача на­нести противнику необходимое количество уколов, обес­печивающее победу. К сожалению, многие тренеры, ув­лекшись доступной им постановкой «урочной» техники в индивидуальных уроках, получая при этом большую на­грузку, чем его ученики, забывают (а многие и не знают) о совершенствовании боевых действий и тактических уме­ний, составляющих главную цель учебных боев.

То, что мы называем «учебные бои», без ясно постав­ленных задач, правильной их организации и без руково­дящей роли опытного тренера, как правило, превращаются в вольные бои, где эмоции участников препятствуют решению узконаправленных учебных задач.

Спортсмен, проводящий бои под влиянием эмоций, обычно забывает цель, поставленную ему тренером, и в погоне за результатом или пользуется своими излюблен­ными приемами, или, в зависимости от навязанной ему тактики, часто вынужден применять не свойственные ему и не вошедшие в его боевой репертуар действия.

Разумеется, прием, скрупулезно разученный спортсме­ном и тренером в индивидуальном уроке, без самоконтро­ля, на фоне эмоционального возбуждения в условиях бесконтрольного вольного боя, многократно и хаотически повторяется, что ведет к образованию технически устой­чивых ошибок, трудно корригируемых впоследствии.

Учебные (по-настоящему учебные) бои отличаются от вольных конкретностью задач. Главная цель учебного боя — совершенствование боевых действий и тактических умений применительно не к тренеру, а к будущим про­тивникам, которые отличаются стилем ведения боя, тех­никой и тактикой.

Результат не имеет решающего значения, так как фехтовальщик опробует в учебном бою свои излюблен­ные приемы, шлифует технико-тактические действия, не занявшие еще прочного места в личном репертуаре; кроме того, он работает над отстающими звеньями своего нападения и обороны и решает другие многочисленные задачи, которые должны ставиться тренером.

Поскольку даже в учебном бою партнеры становятся: соперниками, противодействующими друг другу в борьбе замыслов, то на первый план, особенно у спортсменов старших разрядов, здесь выступает тактика, являющаяся наиболее действенным средством развития и совер­шенствования «чувства боя».

Учебно-тренировочные бои в зависимости от решаемых задач могут иметь техническую, тактическую и боевую направленность, хотя в каждом из них в большинстве случаев эти задачи решаются комплексно, с акцентом на главной задаче.

Учебные бои с технической доминантой решают общую задачу совершенствования вариативной боевой техники определенных боевых действий применительно к данному типу бойца. Взяв для тренировки один или два пусковых или отстающих приема, спортсмен, сочетая их с ранее освоенными действиями, имеющими скорее отвлекающее значение, создает такие условия боя, которые позволял бы чаще использовать заданные приемы. В этом виде боев благодаря предварительной договоренности об ус­ловиях проведения боев или стимуляторах в виде поощ­рения, определяемых тренером, возможно более частое применение конкретных технических приемов, составляю­щих цель задания.

Предлагаем разновидности боев с технической на­правленностью.

1. Бои на техническую правильность боевых действий.Занимающиеся разбиты по парам, лицом друг к другу, на дистанции 4 м, что соответствует началу боя. По рас­поряжению тренера через исходное положение с последу­ющим салютом принимают боевую стойку и по его коман­де «Начинайте!» вступают в учебный бой. Фехтовальщи­ки, не обращая внимания на полученные и нанесенные уколы, находясь в непрерывном маневрировании и по-бо­евому общаясь с партнером, проводят все изученные приемы и действия школьной техники, закрепленной в контровых и других упражнениях.

Если один из спортсменов нарушает правильность формы или движения какого-то боевого действия, тре­нер командует: «Стоп!» — и называет фамилию бойца, технически неверно выполнившего прием, кратко объяс­няет всем суть ошибки, правильную технику данного прие­ма и штрафует его одним очком. Затем подаются команды: «К бою!», «Начинайте!» — и упражнение возобновляет­ся до следующей технической ошибки одного из зани­мающихся.

Спортсмен, получивший первый, к примеру, 3 штраф­ных очка, выбывает из учебного боя и занимает послед­нее место. Следующий получивший 3 штрафных очка занимает предпоследнее место и т. д. до тех пор, пока не останется лучшая технически подготовленная пара, которая демонстрирует перед всеми образцовую технику передвижений и выполнения боевых приемов в процес­се продолжающегося поединка за 1-е и 2-е места. По­бедителя в финальной паре можно определить с помощью обычного боя на 3—5 уколов, ударов.

Участники по мере выбывания из соревнований уса­живаются на скамейки для штрафников (в порядке вы­бывания), что позволяет определить занятое в соревно­ваниях место каждого, и наблюдают за оставшимися на дорожке. Участник, временно оставшийся без пары, не сходит со своего места, а ждет выбывания из соревно­ваний следующего бойца и занимает его место.

Тренер на возвышении (стул, скамейка) находится у стенки посреди зала, держит в поле зрения все упраж­няющиеся пары и вовремя подмечает их ошибки. Для контроля он ведет протокол, где против фамилии ставит штрафные единицы и определяет порядок выбывания из упражнения, а также занятое место в этом виде учебно­го боя.

Практика показала, что ученики даже высоких раз­рядов из-за естественного нежелания первыми занять место на штрафной скамейке стараются в течение 15— 20 мин продемонстрировать хорошую технику в бою. Этот вид учебного боя можно проводить как в группе, пред­ставленной различными видами оружия, так и в одном виде оружия.

2. Бой на результат с ограниченным или полным объ­емом боевых действий, но с зачетом уколов, нанесенных в правильной технике боевого приема.Он способствует самоконтролю соревнующихся за техникой выполнения приема, поскольку укол может быть не засчитан, если боевое действие, в котором он нанесен, не отвечает тех­нической правильности выполнения приема. Таким обра­зом, партнеры по бою, чтобы выиграть поединок, прихо­дят к единственному верному решению — действовать как учили.

В бою этого вида вопрос о качестве туше и тактиче­ской правоте, как в обычном бою, решают угловые судьи (сабля) и руководитель боя; правильность техники в ту­ширующем действии определяет или тренер (который может выступать в роли старшего судьи), или руководи­тель боя, назначенный ведущим занятия из более опыт­ных спортсменов.

Практика показала, что при объективном отношении участников поединка бои подобного вида могут прово­диться и без постоянного вмешательства судьи-тренера: признание своих технических ошибок и получение в схватке туше позволяют активизировать творческую дея­тельность занимающихся.

3. Бой на красивое и правильное выполнение приемов (оценка по десятибалльной шкале). Подобные бои, как известно, у венгерских фехтовальщиков практикуются даже в официальных соревнованиях между спортсмена­ми, не имеющими разрядов. Спортсмен, получивший за технику боя определенный проходной балл, допускается к обычным соревнованиям на результат.

Тренер, проводящий подобные соревнования (или официальная комиссия, как в Венгрии), при объявлении окончательного балла должен кратко объяснить техни­ческие ошибки бойца, за которые ему снизили балл, и рассказать (а при необходимости и показать), как пра­вильно выполнить то или иное действие.

4. Бой, проводимый в замедленном темпе. В этом виде боя партнеры могут иногда помогать друг другу специальными действиями, создающими благоприятные условия для проведения того или иного тренируемого боевого действия. Возможны даже кратковременные ос­тановки в статических положениях и повторы предшест­вующих моментов. Бои в замедленном темпе позволяют менять скорость, проверять статические ощущения, пе­реходить от медленных движений к «взрывным» и пе­реключаться с одних действий на другие, создавая пред­посылки к ведению боя «на видение» (сабля). Абсолют­ный результат не имеет решающего значения.

5. Бой на технически правильные, скоростные, простые ответы в рапире.Проводится с помощью электрофиксатора на аппарате с установленным минимальным опере­жением, равным примерно времени вытягивания во­оруженной руки (≈70 мс). Оба спортсмена (или один) получают задание: любое атакующее действие (или контратаку) повторять незамедлительно в той же линии или с переменой линии. Защищающийся, чтобы избежать возобновления атаки, обязан после парада немедленно (а значит, и быстро) нанести ответное действие. В слу­чае задержки ответа или медленного его выполнения, даже при тактической правоте отвечающего, его сигналь­ная лампочка не сработает из-за специально постав­ленного опережения фиксатора. Задание можно изме­нить, потребовав от защищающегося ответа с оппози­цией (шпага).

Этот вид боев для 2-й группы лучше проводить по преимуществу на простые действия и на укороченном поле боя, исключающем частые пассивные отступления и побуждающем к активной защите оружием.

6. Бои типа «разведка-действие» для тренировки тех­ники атакующих действий. Спортсмены, находясь на бо­евой дистанции, маневрируют, сохраняя ее. Тренер ста­вит обязательное условие: при проведении разведыва­тельного действия в виде обмана, батмана или захвата одного из партнеров другой соответственно реагирует взятием постоянной защиты или темповым движением. Выяснив характер реакции, боец, проведший разведку, в действительной атаке повторяет то же действие, что и при разведке, на которую защищающийся по условиям боя должен аналогично отреагировать, а атакующий не­замедлительно после разведывательного действия с вы­падом — атаковать в открывающийся сектор.

Атакованный на месте пытается закрыться и нанести ответ. Право атаковать принадлежит любому из спорт­сменов после предварительной разведки.

Например, фех­тование на рапирах:

 

Партнер «А» Партнер «Б»
Маневрируют в шестых позициях
На месте показывает в разведке укол в 4-й сектор Стоя на месте, закрывается круговой 6-й защитой
Выяснив характер реакции против своего обмана, колет удвоенным переводом в 4-й сектор На месте против обмана в 4-й сектор обязательно повторяет круговую 6-ю защиту, пытаясь перехватить развитие атаки, и против удвоенного перевода пытается защититься 4-й прямой или вторично 6-й круговой защитой
Маневрируют: партнер «А» — в 6-й позиции, партнер «Б» — в 8-й
Берет 4-ю прямую защиту с ша- гом назад С шагом вперед показывает обман в 4-й сектор перевод в 3-й сектор
С шагом назад пытается перехватить клинок «Б» 4-й защитой с последующим ответом; в случае неудачи закрывается прямой 6-й защитой и отвечает переводом или прямо Делает шаг вперед и с выпадом проводит атаку обманом прямо в 4-й сектор перевод в 3-й сектор
Маневрируют в шестых позициях
С шагом вперед проводит разведку контрбатманом в 6-е соединение На месте вытягивает руку
Закрывается в исходное положение
Атакует с контрбатманом в 6-е соединение, колет прямо или с переводом во 2-й или 3-й сектор После вытягивания руки закрывается 6-й или 4-й защитой и отвечает
Дальнейшее развитие этого вида условного боя может происходить с наслаиванием темпа атак. Например:
Оба маневрируют в нижних правых позициях
Проводит разведку обманом в 3-й сектор Показывает 6-ю защиту и 4-ю страхующую
Снова маневрируют в нижних правых позициях
Выяснив характер реакции «Б» атакует обманом прямо в 3-й сектор, обманывает с переводом в 4-й сектор и переводит в 3-й сектор Пытается поймать клинок «А» в 6-ю или 4-ю защиту (повторяя реакцию на разведку «А»); в случае неудачи закрывается 6-й защитой и наносит ответ

 

7. Бой на узкой дорожке (20—40 см) или на невысо­кой гимнастической скамейке. Направлен на искоренение технических погрешностей боевой стойки и выпада при устойчивых боковых смещениях. Боец, пересекший бо­ковую линию суженного поля боя, штрафуется уколом (ударом).

 

Методические указания

 

Каждый из приведенных выше видов боев способ­ствует совершенствованию необходимых качеств, умений, специализированных реакцией в различной степени. Так, бои 1—5 и 8 рекомендуются для фехтовальщиков 1-й груп­пы, бои 6—7 — для 2-й и 3-й групп.

Только после того, как спортсмен 1-й группы будет многократно и успешно использовать в учебном бою, а иногда и в соревнованиях, тренируемое боевое дей­ствие, начальную задачу следует считать выполненной.

У спортсменов 1-й группы учебные бои должны пре­обладать над вольными боями с фиксированием резуль­татов.

Поединки, проводимые фехтовальщиком без органи­зующей роли тренера, при отсутствии навыков самосто­ятельной работы часто ведут к негативным результа­там — созданию неправильных двигательных и тактиче­ских стереотипов.

Неверное использование учебных боев может привести к тому, что спортсмен, добросовестно выполняющий труд­ное для него задание тренера, часто проигрывает и приходит к неправильному выводу о явном превос­ходстве своего противника — моральный фактор, не­желательный в условиях соревновательного боя. Чтобы учебная настроенность не приводила к выхолащиванию одного из важнейших стимулов роста — спортивного са­молюбия, каждый учебный бой или группу их обязатель­но следует заканчивать вольным боем «на счет». Здесь ради победы соперники прибегают к приемам, дающим положительный эффект, доказывают, кто есть кто, а тренер снисходительно относится к некоторой утечке боевой техники.

Учебные бои могут быть частью общего урока, что не исключает, а предполагает специальные уроки, посвящен­ные только тренировочным боям. Из практики передовых коллективов можно отметить, что один день в недельном цикле соревновательного периода отводится учебным бо­ям. На таких тренировках тренер имеет возможность сам увидеть достижения своих учеников и сделать вы­воды для дальнейшей работы.

Контрольные нормативы. Для проверки успеваемости приводим нормативы на освоение боевых действий в учебных боях.

Учебный бой 1. Попасть в финал соревнований (2 че­ловека) — «отлично». Попасть в полуфинал (4 челове­ка) — «хорошо». Оставшиеся (4 человека) — «посред­ственно». Первые выбывшие из соревнований (2 челове­ка) — «неудовлетворительно».

Примечание. Группа начальной подготовки насчитывает 12 человек.

Учебный бой 2. В 3-минутном (чистого времени) бою нанести противнику с правильной техникой: 3 укола — «отлично», 2 — «хорошо», 1 — «посредственно»; оцен­ка «неудовлетворительно» выставляется ученику, кото­рый, возможно, и выиграл бой, но нанес укол с непра­вильной техникой действий.

 



Просмотров 690

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2024 год. Все права принадлежат их авторам!