Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



Урок боя с тренером на совершенствование избранных боевых действий



 

Эта методическая форма общения тренера с учеником введена советскими педагогами не так давно и решает одну из основных задач — закрепление отдельных момен­тов боевой техники в различных тактических вариантах ее исполнения, на фоне быстрого переключения от атаку­ющих действий с выбором к защитным действиям в виде парадов и контратак.

Таким образом, в этом упражнении по заданию тре­нера можно использовать обширный арсенал боевых дей­ствий, отрабатываемый учеником в данный период трени­ровки.

В индивидуальном уроке происходит углубление спор­тивно-педагогического процесса: от заранее обусловлен­ной системы действий тренера, связанных с распоряже­ниями, командами, через экспромтные его действия в так называемом немом уроке, разновидностью которого явля­ются атака с неизвестным окончанием, к уроку боя с тре­нером, где совершенствуются отдельные боевые эпизоды, связка поединка как с отвлеченным, идеальным против­ником так и конкретным бойцом «под противника», имеющим свою манеру боя и «коронные» номера.

Этот вид учебного боя позволяет тренеру в любом возрасте быть всегда авторитетным в его проведении, независимо от того, успешно ли он закончил свою боевую карьеру или никогда не имел больших спортивных дости­жений. Разница в классе ученика и тренера нивелируется особыми условиями проведения учебного боя, так как инициатива в нем, как правило, принадлежит тренеру, для которого этот бой проводится в преднамеренных действиях, в то время как ученик в зависимости от боевой ситуации поступает всегда экспромтно, в соответ­ствии с задаваемыми тренером фрагментами боя, что всегда намного труднее.

Тренер обусловливает боевую заданную ситуацию, включающую для ученика как минимум одну совершен­ствуемую атаку, одну защиту и контратаку, т. е. прак­тически весь набор отдельных приемов, свойственных поединку. За ним остается инициатива в передвижениях и создании выгодного момента для начала атаки учени­ком, взятии определенной защиты с последующим отве­том и нанесением контратаки.

Ученик считается выигравшим схватку у тренера в том случае, если:

а) он выполнил в обусловленный тактический момент заказанную атаку, защиту или контратаку, нанеся действительный укол (удар);

б) боевое действие было выполнено в технике, соот­ветствующей параметрам того или иного приема, свойственной его сегодняшней технической подготовленности;

в) ученик провел заказное действие в максимальной для него скорости и ускорении, а также с минималь­ным временем реакции на действие тренера и с обяза­тельным нанесением действительного укола-удара.

Нарушение одного из этих условий считается пораже­нием ученика, хотя он и не получил от тренера дейст­вительного укола.

Этот учебный бой предлагается тренером ученику в конце индивидуального урока, когда последний зна­чительно устал, но спортивное самолюбие позволяет сделать все необходимое для его победы над тренером в этом бою.

Поединок, проводимый из 3 боев по 5 уколов, можно закончить со счетом 2:0 в пользу ученика или тренера, но с точки зрения педагогики лучше, когда первый бой выигрывает ученик, а второй бой — после предупрежде­ния тренера с введением им различных неожиданных действий в запрограммированную структуру боя — выиг­рывает тренер, а результат третьей, «контровой» партии решает тренер в зависимости от настроения ученика, его успехов в предыдущих двух боях, тем более что тренер всегда может повернуть счет боя в любую сторону, даже «не придираясь» к моментам исполнения учеником боевых действий, а давая (или не давая) повод к успеш­ному (или неуспешному) действию ученика. Хорошо, ког­да последний, решающий поединок выигрывает ученик, это воспитывает в нем уверенность, веру в действитель­ность применяемых им приемов.

Положительными чертами этого вида боя являются: а) отработка в эмоциональной форме общения с трене­ром «мелочей» техники боевых приемов в разнообраз­ной тактической обстановке, на фоне боевой практики, распределения учеником внимания между тремя основ­ными компонентами боя — атакой, защитой и контрата­кой — и переключения этого внимания в определенный момент на основное действие; б) совершенствование прие­мов, направленных против конкретной модели будущего противника с его «своизмами» и особенностями построе­ния боя.

Отрицательной стороной этого вида урока является то, что инициатива в «завязках», отдельных фрагментах боевой практики принадлежит тренеру. Это ограничивает ученика в проявлении собственной инициативы и созда­нии боя по своему рецепту, навязывании противнику своего, собственного стиля боя.

Продолжительность этого вида учебного боя у спорт­сменов 2-й группы составляет 5—8 мин от индивиду­ального урока, у спортсменов высшей квалификации (3-я группа) — 10—12 мин, т.е. 25—30% от общего времени работы с тренером.

Приводим образцы построения учебного боя с трене­ром (табл. 6).

 

Действия тренера Действия ученика Результат и счет
Тренер и ученик выполняют упражнения маневрируя
Передвигается в тренерской стойке, делая шаги различной длины вперед-назад, пытаясь сблизиться или разорвать дистанцию Сохраняет дистанцию  
С шагом назад меняет 8-ю позицию на 6-ю С шагом вперед пытается атаковать 1:0 в пользу тренера. За атаку ученика, выполненную на шаг назад тренера
Атакует тремя переводами оканчивающимися вниз На 1-й (2-й) перевод с шагом назад контратакует 1:1
Атакует в беге: контрбатман в 8-е соединение, укол с переводом Инстинктивно защищается 4-й, контратакует 1:2 в пользу тренера: взята привычная, а не обусловленная круговая 6-я
На месте меняет 6-ю позицию Батман в 4-ю, перенос-перевод, нет «пика» ускорения 1:3 неправильно выбранная атака на средней дистанции
Атакует просто в верхний сектор Защита круг 6 – ответ с переводом 2:3 в пользу тренера
С шагом вперед в 6 позиции создает среднюю дистанцию Батман в 4-ю укол с переводом 3:3
Тренер в передвижениях и полувыпадах создает впечатление подготовки атаки
На месте берет 6-ю позицию Вначале пытается контратаковать, поверив передвижениям тренера, затем медленно атакует 4:3 в пользу тренера за ошибку в выборе действий и технические погрешности в атаке
Делает шаг назад, берет 6-ю позицию Выполняет атаку: шаг вперед, батман в 4-ю, перенос-перевод 4:4
Тренер берет 7-ю позицию Ученик берет обобщающий круг 6, отвечает уколом в руку 4:4 – укол недействительный
С шагом вперед в 6-й позиции создает среднюю дистанцию Батман в 4-ю, укол с переводом 5:4 в пользу ученика

 

Рапира (3-я группа). Совершенствование: а) атаки с батманом или контрбатманом в 4-е соединение, укол с переводом на средней дистанции и батман в б-е сое­динение — перенос, перевод с дальней дистанции; б) за­щиты круговая 6-я—ответ с переводом; в) контратаки уколом прямо. Тренер на прямых ногах, ученик в боевой стойке, оба в восьмых позициях. Инициатор передвиже­ний — тренер. Повод для атаки ученика — тренер на мес­те или с шагом вперед берет 6-ю позицию, для контр­атаки и защиты — различные нападения тренера.

Во втором бою тренер более требователен в оценке технического и тактического заданного материала: пре­дупреждает ученика о своем намерении выиграть бой и о введении «неожиданностей» с его стороны в виде про­должения «завязок», реконтррипостов, контратак в ходе сложных атак ученика; выигрывает бой, создавая повод для проведения «контровой», решающей третьей партии.

Особенно рекомендуется проведение такого типа боя в соревновательном периоде против будущих «трудных» противников, которым ученик проигрывал в соревнова­тельных боях. На основе анализа неудач тренер и уче­ник подбирают и выполняют типовые упражнения с уче­том сильных и слабых сторон противника и ученика, с тем чтобы эти «домашние заготовки» могли принести успех.

По аналогии с приведенным примером строится учеб­ный бой на шпагах и саблях. Глубокие знания законов фехтовального поединка позволят тренеру подобрать необходимый технико-тактический материал для совер­шенствования учебника.

 



Просмотров 633

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2024 год. Все права принадлежат их авторам!