Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ ОБУЧЕНИЯ ТАКТИКЕ



 

Подробный анализ поединка позволит познакомить занимающихся с применением на практике основ теории тактики.

Для этого применяется следующий методический прием. Ведущий занятия подбирает пару, для которой характерен определенный штамп в выборе тактического разрешения в той или иной ситуации, и предлагает ей провести вольный бой на счет, после чего партнеры на время удаляются из зала. Тренер объясняет группе осо­бенности ведения ими боя, излюбленные приемы и харак­терные для них тактические решения, после чего спорт­сменов снова приглашают в зал для ведения вольного боя.

Ученики активно наблюдают за ведением боя и мыс­ленно участвуют в решении задач первой фазы такти­ческого мышления.

После боя один из партнеров (более слабый и при­верженный к однообразным действиям) снова удаляется из зала, и вся группа обсуждает его тактическую ма­неру, стиль боя и коллективно под руководством тренера составляет общий план построения с ним боя. С по­мощью условных обозначений тренер записывает на доске последовательность уколов, которые он должен нанести ученику. Затем приглашают в зал ученика, и он, не зная сути эксперимента, ведет бой с тренером по заранее на­меченным планам.

В процессе поединка тренер может остановить бой и внести некоторые коррективы в последовательность на­несения им уколов (ударов), обратив внимание учеников на средства разведки, создание тактических ловушек и т. д. После окончания боя тренер подводит итог, объясняя, почему он не смог провести заранее запланированное действие, что заставило изменить в процессе боя пер­воначальное решение и т. д.

Примерно так же происходит и совершенствование в отдельных тактических приемах: маскировке намерений и действий, в обманывании противника, в боевой ориенти­ровке, в создании «расплоховых» моментов и т. п. Таким образом постепенно развивается целенаправленное тактическое мышление, которое в дальнейшем ведет к боевым действиям экспромтного характера.

Отдельные тактические моменты могут демонстриро­вать и тренеры, подыгрывая друг другу, но убедитель­ность в этом случае менее эффективна. В практике работы этот прием часто носит другую окраску — тренер под­ходит к паре, ведущей бой, и сам пытается провести так­тический прием, не удавшийся одному из спортсменов.

Последовательность обучения тактике условно можно разделить на три стадии.

Первая стадия (дает ответ на вопрос «как делать?») — начальное освоение пространственной структуры приема (т. е. первичное обучение технике). Но так как техника и тактика даже на этом этапе неотделимы друг от друга, перед занимающимся возникает и другой вопрос: «По­чему я это делаю?» Таким образом, уже на первичном этапе обучения делается попытка заглянуть и проникнуть в глубь формальных двигательных действий. На этой стадии обучения тактике ученики овладевают простейши­ми формами упражнений без противника, на подсобных снарядах, боевыми действиями с помощью тренера или партнера.

После этого можно переходить ко второй стадии обу­чения приема (дает ответ на вопрос «когда выполнить боевое действие?») — тактике, но пока ограниченной конкретными боевыми действиями: атакой, защитой, отве­том, контратакой, т. е. «построением фехтовальных фраз». В этот период переходят к более сложным упражнениям: парной работе, взаимоурокам, где один партнер атакует, другой защищается с предельно суженным выбором средств для тактического обыгрывания партнера.

Третья стадияобучения тактике (дает ответ на вопрос «когда и что выполнять?») — совершенствование сложных специализированных реагирований и тактических навы­ков.

На этой стадии совершенствования и тренировки ре­шающее значение приобретают также специализирован­ные формы проведения упражнений: индивидуальный урок, необусловленные контры, рипостная свободная игра и, конечно, учебно-тренировочные бои преимущественно тактической направленности, технико-тактические бои, бои специальной боевой подготовки и бои «с прото­колом». Таким образом, в индивидуальном уроке фех­товальщик тренируется главным образом в тактической подготовке. В боях, являющихся главным средством воспитания «боевитости», фехтовальщики соревнуются в про­явлении и совершенствовании тактических навыков и умений.

В длительном процессе начального обучения ведущая задача — школьная техника, а тактика укладывается в рамки одного изолированного боевого действия («тактика приема»). При совершенствовании многих технико-тактических связок этого типа по мере овладения пла­стическими двигательными стереотипами фехтовальщик большее внимание уделяет развитию специализированных боевых реагирований и искусству управления ими в бою, т. е. тактике, хотя эти упражнения по закону обратной связи неизбежно содействуют совершенствованию техни­ки, но уже боевой, вариативной.

 



Просмотров 745

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2024 год. Все права принадлежат их авторам!