Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



ОТ ТЕХНИКИ УЧЕБНОЙ К ТЕХНИКЕ БОЕВОЙ



 

Техника фехтовальщика сложна и разнообразна. К примеру, скоординировать по времени и дистанции 12 тысяч возможных комбинаций движений вооруженной руки рапириста с десятками вариантов работы ног и туловища при активном сопротивлении противника, об­ладающего в потенциале тем же запасом атакующих и обороняющих средств, — задача сложная. Она решается в следующей последовательности (соответственно группе подготовленности): понять, разучить и закрепить клас­сические, учебные приемы (1-я группа); расширить воз­можность применения приема в стандартных технико-так­тических условиях, т. е. превратить его в боевое действие с прочными условнорефлекторными связями, характер­ными для автоматизированного выполнения (2-я группа), и, наконец, расширить репертуар бойца по мере разви­тия способностей использовать двигательные навыки в из­меняющихся условиях поединка, т. е. добиться вариатив­ности действий на основании ранее образованных условнорефлекторных связей, позволяющих быстро образо­вывать новые формы движений (3-я группа).

Переход от одного этапа к другому сопряжен с боль­шими трудностями в освоении программных требова­ний и зависит от степени одаренности ученика, его тру­долюбия, квалификации тренера, условий проведения боев со спортсменами разного класса.

В профессиональном аспекте тренер должен быть чут­ким камертоном, улавливающим готовность своего уче­ника к переходу от одной стадии к другой.

Так, если при выполнении основной атаки при обуче­нии мы требовали, чтобы выпрямление вооруженной руки осуществлялось перед работой ног при выпаде с целью избежания естественных замахов при переводах и уко­лах, типичных для новичков («показать укол» — «коли»), то в боевой технике выполнения приемов нападения (в том числе и атак с действием на оружие противника) это ста­новится анахронизмом, мешающим росту бойца.

Говоря о технике атакующих действий, многие спе­циалисты считают, что во время атаки квалифицирован­ного фехтовальщика последний подает корпус вперед и начинает работу ног для выпада только после того, как вооруженная рука полностью выпрямлена; «вначале голова, затем рука и, наконец, ноги» — крылатая посло­вица многовековой давности, определявшая эту концеп­цию. Давно доказана несостоятельность этого положе­ния, так как вооруженная рука должна выпрямляться в момент укола.

Сказанное выше целиком относится и к атакам с батманами. Первый двигательный импульс исходит не от руки, а от смещения таза вперед и разгибания сзади стоящей ноги, с тем чтобы в первой трети выпада про­извести действие на слабую часть клинка противника своей средней или сильной частью и тем самым не оста­вить никакой надежды на успешную защиту. Кроме того, жестко вытянутая рука в атаке лишает атакующего сво­бодно пользоваться ею в действиях переключения.

В фехтовании на саблях неверность этой трактовки еще более заметна, так как нельзя делать рубочного дви­жения (пальцами), если не произведена «доставка» ору­жия ногами и туловищем. Предварительное вытягивание руки чревато также возможностью получить «темпо». В меньшей степени это относится к шпажному фехтова­нию.

В выполнении основной скоростной атаки конечный пик ускорения слагается из 3 элементов, сфокусированных в одну временную точку: 1. Продолжения выпрямления вооруженной руки. 2. Окончательного разгибания сзади стоящей и выхлеста маховой ноги — несущей плат­формы укола. 3. Незначительного смещения корпуса фехтовальщика в направлении противника (Прим. ред).

Итак, на наш взгляд старая трактовка взаимокоор­динации остается действительной в процессе начального обучения новичка как профилактика против инстинкта «замаха», и настоящее педагогическое мастерство долж­но подсказать тренеру, когда переходить на новый спо­соб.

В процессе эволюции методики фехтования качествен­но меняются боевые приемы, средства передвижений, защитные действия, но большинство наших тренеров не справляются с этим потоком информации и работают по старинке или, что хуже, пытаются уже в постановке «школы» вооружить ученика приемами, свойственными только бойцам экстракласса.

Так, в защитные действия новичка вводятся на ра­пирах и шпагах 1-я защита с последующим рипостом «горбушкой» Свешникова, в сабле — 7-я защита с эф­фектной концовкой — ответом через голову по пробегаю­щему во флеше противнику и т. п. Однако нельзя за­бывать о том, что «школа» — это прежде всего постанов­ка классической техники, не терпящей никакого фор­сажа.

Не менее вредна практика, при которой тренер в ин­дивидуальном уроке «набивает» стандартную боевую за­щиту у квалифицированного спортсмена 2-й группы в резко очерченных рамках без учета дистанции, такти­ческих моментов с однообразными по ритму и характеру подачами оружия (только переводом, прямо), образуя у ученика жесткий стереотип формальной защиты, труд­но поддающийся впоследствии разрушению, а также да­лекий от гибкости вариативный навык.

Тренеры в своей практике совершенно недостаточно для постановки техники боевых защит используют атаки с различными батманами, захватами во все позиции ору­жия ученика, ограничиваясь условной атакой переводом и рипостом в широко открытое место. Чаще применяют только защиты подстановкой, культивируемые венгерской школой, забывая о перехватах, требующих движения оружия вперед, а также экспромтные защиты вплоть до положения «крючка», прикрывающего ученика в эк­стремальных условиях боя. Нередко тренер обучает уче­ника защитным действиям из стандартной, несвойствен­ной ему боевой позиции (например, из 6-й, хотя ученик в бою работает с оружием, опущенным вниз), мало уделяет внимания защитам со сближением и оппозиция­ми — мощным фактором борьбы с необъективным судей­ством, дающим возможность работать в «один фонарь». В контратакующе-защитных акциях необходимо пере­смотреть наше отношение к таким видам классических вольтов, как пассато-сотто, инквартата и другие, заменив их более мобильными уклонениями, которые свойствен­ны лучшим представителям итальянской школы.

Вклад контратакующих и защитных действий в со­ревновательную деятельность даже у кандидатов и мас­теров спорта (саблистов) незначителен (соответственно 8,8 и 12,9%); около 74% от общего количества контратак выполняется несвоевременно, с опозданием или в несо­ответствии с боевыми действиями, применяемыми про­тивниками. При выполнении защит оружием юные саблисты допускают большое количество технико-тактиче­ских ошибок, что проявляется в неумении определить направление завершающей фазы нападения противника (37%) и неправильном предвосхищении динамических и кинематических параметров движения своих противни­ков. 90% всех результативных схваток начинаются со статических положений: на линии предупреждения своей и противника, а также с дальней и средней дистанций, преодоление которых не требует использования глубоких и продолжительных нападений.

Необходимость прочного усвоения защит оружием как способа противодействия атакам становится очевидной потому, что в боях молодых саблистов основным сред­ством является простая атака. Объем ее применения составляет 27%, а защита оружием используется лишь в 15% от общего количества выполненных действий. Сле­довательно, даже при 100% результативности защитных действий примерно 12% простых атак беспрепятственно достигают цели.

Группа студентов ГЦОЛИФКа, специализирующихся по фехтованию, возглавляемая доцентом А. Д. Мовшович, в течение 1981 —1983 гг. на открытых турнирах и пер­венствах г. Москвы провела исследования, охватившие 120 рапиристов, по двум группам: 1-я группа начальной подготовки—10—13 лет и 2-я группа учебно-трениро­вочная— 14—16 лет. Обработка большого количества статистического материала позволяет сделать некоторые предварительные выводы о степени применения в боях (см. табл. 3) программного материала по специальной подготовке, динамике атакующих действий, защитных средств и ответов в различные секторы поражаемого пространства, способов передвижений, тенденциях разви­тия и применения «школьных» приемов и боевой техники на разных стадиях совершенствования и тренировки (табл. 4).

Для полного анализа и выводов желательно продол­жить начатые исследования по другим видам оружия и на более высоких ступенях мастерства.

У более подготовленных рапиристов наблюдается тен­денция саблистов — верхние защиты. Внутренний сектор перекрывается 4—5-й защитами, наружный — 6—8-й; в связи с увеличением «купэ» резко возрастает роль 9-й защиты. Появление рукоятки «пистолета» повело к исчезновению 3-го «фантастического» парада. У квали­фицированных фехтовальщиков многие работают в 8-й боевой позиции и в случае необходимости предпочитают 8-ю защиту. Очень редко применяется круговая 6-я и 2-я защита, а также защиты со сближением.

Обращает внимание увеличение поражения наружного сектора во 2-й группе суммарно (44,8% против 17,2% в 1-й группе), включение в поражаемое пространство бока и спины (10,4% против 1,56% в 1-й группе).

 

 

 



Просмотров 709

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2024 год. Все права принадлежат их авторам!