Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



Контры с выбором на простые действия



Сабля. Упражнение 1. Защищающийся у стенки мед­ленно меняет позиции 5—3. Атакующий из неподвижной боевой стойки наносит удар по маске или правому боку.

Упражнение 2. Атака та же, но защищающийся у стенки делает медленно челночные шаги вперед-назад со сменой позиций 5—3.

Упражнение 3. Дистанция средняя, оба в 3-й позиции. Атакующий вспугивает противника легкими батманами, финтами и наносит удар по маске или левому боку.

Считаются поражения только в атаках. Обороня­ющиеся рапиристы и шпажисты пользуются только пря­мыми и полукруговыми защитами. Из 10 попыток: 1-я группа — 4 поражения, 2-я — 4, 3-я — 5.

Рапира—шпага. Упражнение 1. Дистанция средняя, соединение 6-е, нейтральное. Атакующий колет прямо или переводом.

Упражнение 2. То же, что упражнение 2 для сабли­стов, со сменой позиций 6—4. Атакующий колет прямо или переводом в обе стороны.

Упражнение 3. То же, что упражнение 3 для сабли­стов. Атакующий колет прямо или с переводом. Из 10 по­пыток: 1-я группа — 3 поражения, 2-я — 4, 3-я — 5.

Контры с выбором на сложные действия

Сабля. Упражнение 1. Дистанция средняя, 3-я пози­ция, атакующий — обман ударом по маске, удар по лево­му боку или наоборот.

Упражнение 2. То же, что упражнение 2 для сабли­стов, атака та же.

Упражнение 3. То же, что упражнение 3 для сабли­стов, атака та же.

Из 10 попыток: 1-я группа — 4 поражения, 2-я — 5, 3-я — 6.

Рапира — шпага. Упражнение 1.Из 6-го нейтраль­ного соединения обман прямо — перевод или два^ пере­вода.

Упражнение 2. Атака та же при челночных пере­движениях обороняющегося у стенки.

Упражнение 3. Дистанция средняя, 6-е позиции. Ата­ка — обман во 2-й сектор, укол в 4-й или наоборот.

Из 10 попыток: 1-я группа — 3 поражения, 2-я — 4, 3-я — 6.

Контры с выбором на простые и сложные действия

Сабля. Упражнение 1. Дистанция средняя, третьи позиции, атака по маске или обман по маске, удар по левому боку.

Упражнение 2. То же, что упражнение 2 для сабли­стов, атака та же.

Упражнение 3. То же, что упражнение 3 для сабли­стов, атака та же.

Из 10 попыток: 1-я группа — 4 поражения, 2-я — 6, 3-я — 7.

Шпага — рапира. Упражнение 1. Дистанция средняя, 6-е нейтральное соединение, атака — перевод или два перевода.

Упражнение 2. Атака та же, защищающийся выпол­няет шаги вперед-назад.

Упражнение 3.После «вспугивания» партнера атака переводом или двумя переводами.

Из 10 попыток: 1-я груп­па — 5 поражений, 2-я — 6, 3-я — 8.

 

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ УРОК

 

Индивидуальный урок — ведущий метод тренировки квалифицированного спортсмена, осуществляемый препо­давателем-тренером с одним занимающимся.

Как правило, тренер на протяжении многолетних занятий с учеником, изучив слабые и сильные стороны своего подопечного, имеет широкие возможности углу­бленно работать над ними, развивая «своизмы» спорт­смена. Только тренер — мастер своего дела в уроке мо­жет создавать противоположные и быстро меняющиеся боевые ситуации не в ущерб техническому совершенство­ванию ученика, постоянно корректируя тактические нюан­сы боевой схватки или отдельным фрагментам боя.

По педагогическим задачам индивидуальные уроки де­лятся на учебно-тренировочные, тренировочные уроки вольного боя с тренером и разминочно-соревновательные. Это деление условно, так как на каждом их них тренировка боевого действия имеет технические и тактические задачи.

Предлагая ученику фрагменты различных учебных боевых эпизодов, взятых из практики боя, тренер посто­янно должен ощущать степень их боевой достоверности.

Математиками подсчитано, что в рапире, оружии только колющем, теоретически существует 12 тысяч на­ступательных комбинаций. Мы рассматриваем здесь только основные практические положения тренера и уче­ника, могущие служить поводом для начала результа­тивной, действительной атаки. Эти поводы для атаки чисто внешние, связанные в большинстве случаев только с «так­тикой приема» при относительно широкой амплитуде действий тренера вооруженной рукой и его акцентиро­ванными передвижениями.

Предлагаем некоторые из них:

а) вызовы атаки ученика, достигаемые перемещением оружия тренера из одной закрытой позиции в другую, обусловленную позицию (или соединение), открывающие сектор определенной поражаемой поверхности (например, в сабле тренер, находясь в 5-й позиции, меняет ее на 3-ю, приглашая ученика атаковать по маске);

б) как частный усложненный случай — «игра» тре­нера оружием с замедленной фиксацией в направлении
атаки или ее первого действия (финта, батмана и т. д.). Например (сабля), тренер быстро и плавно меняет позиции, задерживаясь в 1-й, приглашая нанести удар по правому боку;

в) перемещения тренера, различные по характеру, амплитуде; создание предпосылок для результативной
атаки или контратаки ученика. Например (в шпаге), из плавных, спокойных маневрированных передвижений на
попытку тренера атаковать провести встречную атаку в руку с оппозицией гардой;

г) различного рода перемены соединений до его овла­дения, используя смену соединений, двойную перемену, вплоть до изменения его путем полузавязывания. Напри­мер (в рапире), на попытку из 4-го соединения завязать оружие в 8-е колоть с переводом кнаружи после различ­ных действий на оружие ученика в виде попыток батма­нов, захватов, нажимов и т. п.;

д) вытягивание руки или статическая угроза «прямой руки», создающие благоприятные условия для атаки с действием на оружие саблистов и рапиристов;

е) ложная атака в виде разведки для принятия последующих мер в зависимости от действия тренера;

ж) комбинации передвижений тренера с работой вооруженной рукой, имитирующей подготовительные действия.

Еще раз подчеркнем, что к этому виду уроков до пускается ученик, освоивший технику приемов в обучении без партнера, на мишенях и чучелах; получивший элементарные тактические навыки в различных вида парных упражнений, включая упражнения на дистанционное общение, взаимоуроки, рипостную игру на простые действия, контры определенных видов и учебные бои, по преимуществу технического направления по упрощенным правилам судейства. Таким образом, в учебно-тренировочных уроках участвуют ученики, получившие начальную технико-тактическую подготовку достигшие уровня III разряда и показавшие незаурядны психомоторные, волевые качества на первых официальных соревнованиях.

На примере совершенствования атаки рапириста дву­мя переводами разберем взаимодействие тренера — уче­ника в индивидуальном уроке.

Упражнение 1. Тренер и ученик на ближней дистан­ции. Ученик владеет 6-м соединением. На попытку тре­нера медленно поменять соединение (4-е) ученик показы­вает слегка выпрямленной рукой перевод в 3-й сектор; на 6-ю защиту тренера ученик, выпрямляя руку, колет вторым переводом до положения прямой линии утыкания наконечника рапиры, гарды и руки, с тем чтобы стрела прогиба рапиры, направленная вправо-вверх, составля­ла 8—10 см.

Упражнение повторяется многократно, тренер посте­пенно сужает амплитуду перемены соединения и защиты, увеличивая скорость действий.

Упражнение 2. В той же последовательности выпол­няется атака два перевода с шагом вперед ученика. Тренер делает шаг назад.

Упражнение 3. Тренер меняет соединение с шагом вперед. Ученик выполняет действие в другой координа­ции, с шагом назад, имитируя уже будущий тактиче­ский вариант — сложную контратаку.

Упражнение 4. Оба передвигаются в ближней дистан­ции. Тренер меняет соединения вперемежку с шагом впе­ред и назад. Ученик, сохраняя дистанцию, колет задан­ной атакой.

Упражнение 5. Дистанция больше ближней. Та же атака два перевода, но вместо шага вперед — полувыпад. Финт под локтем тренера, утыкание рапиры во втором переводе совпадает с постановкой маховой ноги на пол.

Упражнение 6.Ученик атакует с полным выпадом.

Упражнение 7. Тренер разрывает дистанцию до даль­ней, меняя соединение. Ученик атакует с шагом вперед (скачком) — выпадом. Рука в шаге вперед бездействует; собственная атака два перевода начинается с движения маховой ноги на выпад.

Упражнение 8. Маневрируют. Тренер на различных дистанциях меняет соединения. Ученик в зависимости от этого проводит основную атаку от полувыпада до шага вперед — выпада; внимание на действенность фин­та и различную взаимокоординацию рук, ног, туловища.

Упражнение 9. Маневрируют. Тренер на различных дистанциях в конце своего шага вперед меняет соедине­ние. Ученик после шага назад пересекает инерционное движение назад, проводит ответную атаку в зависимости от месторасположения тренера — с выпадом различной длины, шагом вперед и выпадом.

Тренер, учитывая, что атаки с переводом прочно усво­ены в предыдущих уроках, дает задание: «Если дистан­ция близка к средней, атакуйте с переводом; если пре­дельно средняя или дальняя — два перевода».

Упражнение 10. Маневрируют. Тренер меняет соеди­нения на разных дистанциях. Ученик выполняет условия вводной задачи, беспокоясь только о проведении нужной атаки, сняв заботу о своих защитах и контратакующих мерах, направляя все внимание на сохранение дистан­ции, выполняя дилеммную атаку в процессе пере­движения или переводом, или двумя переводами, обра­щая внимание на технику, правильность выбора и свое­временность боевого действия.

Упражнение 11.Маневрируют. На попытку тренера поменять соединение на месте или с шагом вперед уче­ник атакует в зависимости от созданной дистанции пере­водом или двумя переводами. На перемену соединения тренера с шагом назад ученик бездействует, сохраняя дистанцию, так как атаковать противника в основной атаке при его отходе нет смысла. Если же тренер идет вперед с многочисленными обманами или размашистыми действиями на оружие, ученик контратакует прямо или с переводом.

Эти связки требуют распределенного внимания и создают условия, близкие к боевым: не только выбора атаки (прямо или двумя переводами), но и тактиче­ского обыгрыша: контратаки или основной атаки.

Модификация атаки. Предыдущие 11 упражнений в той же последовательности, но из другого соединения (4-го) (им владеет ученик). Сигнал для атаки — тре­нер пытается с переводом завладеть 6-м соединением, т. е. отрабатывается атака двумя переводами, оканчиваю­щаяся уколом в трудный для поражения наружный сектор.

По аналогии с предыдущими, упражнениями отраба­тывается атака двумя переводами в вертикальной пло­скости, что значительно труднее: обман переводом вверх — колоть переводом вниз соединение 8-е, владеет ученик, на попытку тренера овладеть соединением ученик показывает укол в 3-й сектор и на 6-ю (4-ю) защиту тренера колет вторым переводом во 2-й (1-й) сектор, или обман вниз — колоть вверх (оба в 4-м соединении, тренер пытается овладеть 6-м, ученик показывает перевод в 1-й сектор и на 7-ю защиту тренера заканчивает атаку вторым переводом вверх).

Упражнение 12. Два перевода из различных верхних и нижних соединений с элементами «видения» учеником прямых и полукруговых защит, применяемых тренером. Выполнять в условиях первых 11 упражнений, но в относительно замедленном темпе защит тренера. Это в определенной мере способствует интуиции ученика, зависящей от степени его тренированности и знания противника.

Упражнение 13. Ученик на попытку овладения соеди­нением тренером делает укороченную простую атаку — пря­мо, переводом, в отличие от основной атаки, начиная движение вооруженной руки. Тренер в шаге назад берет любую защиту без нанесения ответа. Ученик, страхуясь от рипоста, овладевает соединением и, закрываясь вперед, в повторной атаке наносит укол двумя переводами. Де­лая первую, т. е. ложную, атаку, ученик в некоторой сте­пени ожидает защиту и ответ со стороны тренера и рабо­тает на контррипосте. Если же тренер отходит пассивно, то ученик возобновляет атаку, закрываясь вперед со страховкой в соединение, которым он овладел, производит «нажим» и на инстинктивное защитное движение тренера колет его двумя переводами в обычной технике.

Упражнение 14. Инициатором передвижений является ученик, который с шагами вперед, легкими разведыва­тельными батманами и захватами (например, в 6-е и 4-е соединения) готовит атаку. Тренер отступает и, внезапно останавливаясь, сокращает дистанцию до средней. Уче­ник незамедлительно проводит сильный контрбатман и колет двумя переводами.

Упражнение 15. Предыдущее упражнение, но разве­дывательные действия на оружие на месте или с шагом вперед делает тренер. В одном из движений шага вперед и выпрямления руки ученик, воспользовавшись сокраще­нием дистанции, предварительно завладев соединением, атакует двумя переводами, т. е. «ловит» тренера на шаг вперед.

Упражнение 16. Соединение 14-го и 15-го упражне­ний, — выполняемые с переменой инициативы передвиже­ний тренера и ученика.

Упражнение 17. На «игру» клинком тренера в верх­них и нижних позициях вначале на месте, затем в пере­движениях ученик, используя правило «противохода», производит финт переводом в открывающийся сектор тренера и на его защиту колет вторым переводом в откры­тый сектор.

Упражнение 18. Атака двумя переводами не в качестве основной, а в порядке ответной атаки. Для этого тренер заказывает ученику защиты на 2—3 точки. После парада с шагом назад ученик в зависимости от дистанции колет с переводом или заданными двумя переводами.

Здесь приведены почти все практические варианты тре­нировки только атаки «два перевода». По тому же прин­ципу идет совершенствование других атак с финтами, дей­ствием на оружие и комбинированных атак не только на рапирах, но и шпагах и саблях с учетом разницы исходных положений, специфической техники и применения ее в этих видах оружия.

Не следует забывать, что предлагаемые типовые уп­ражнения в двух переводах рассчитаны на длительный срок совершенствования, в процессе которого очередность их индивидуализируется, так же как и исходные положе­ния; меняется инициатива, и только в редких случаях тре­нер иногда сам атакует ученика, развивая у него перерас­пределенность внимания между подготовкой атаки, са­мого атакующего действия, защитных и контратакующих средств.

Тренировка оборонительных действий занимает меньше половины времени в работе тренера с учеником, если это не диктуется особыми задачами урока, связанными с периодом тренировки, типом бойца, степенью владения наступательными и оборонительно-контратакующими дей­ствиями ученика.

Как правило, в этом виде урока параллельно совершен­ствуются определенного типа атака и меры защиты против нее. Это, между прочим, способствует чередованию боль­шой физиологической напряженности мышечной массы атакующего фехтовальщика с меньшей нагрузкой на ноги, но большей на психику защищающегося или контрата­кующего, который находится в состоянии повышенного «ожидания» и вынужден реагировать на активные дейст­вия тренера.

Недостатками в тренировке активных защитных действий у многих тренеров являются:

а) однообразие атакующих действий, выполняемых только способами «переводом» в колющих видах оружия и «прямо» в сабле;

б) тренировка защит из одной, часто несвойственной ученику позиции;

в) тренировка классических защит только способом «подставки», исключая защиту перехватом («ловля
клинка») и защит типа «уступающих» в третьем эше­лоне;

г) отсутствие тренировки защитных действий из раз­ных позиций, в том числе из промежуточных, создава­емых «игрой оружия» как тренера, так и ученика;

д) тренировка опровергающих действий атаки тренера с различными видами действий на оружие ученика в виде батманов, захватов, толчков и нажимов;

е) тренировка парадов с явно выраженными предсигналами атаки со стороны тренера, не воспитывающих
у ученика защитную реакцию на последнее, истинное движение атаки — основу современного поединка;

ж) недостаточность тренировки сложных защит и не­ медленных ответов, укладывающихся в формулу «каса­ние оружия — рипост»;

з) малое количество защит с шагом вперед, особенно в колющих видах;

и) рассматривая рипосты и контратаки как часть ак­тивной обороны, некоторые тренеры злоупотребляют ответами прямо по кратчайшей линии, не используя в должной мере рипосты с переменой линии укола (удара) при активно-пассивной защите, а также альтернатив­ности между парадом и контратакой, особенно в индиви­дуальных уроках тренировочного типа.

Ниже на примере совершенствования 4-й защиты и ответа рапириста приводятся методические приемы учеб­но-тренировочного индивидуального урока в защитных действиях. Просмотрим примерную последовательность действий ученика и тренера, имея в виду, что любая другая защита как рапириста, так и шпажиста, саблиста тренируется в тех же параметрах с большей долей спе­цифики того или иного вида оружия.



Просмотров 612

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2024 год. Все права принадлежат их авторам!