Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ



 

Упражнения в учебных, учебно-тренировочных и воль­ных боях на счет играют решающую роль в воспитании фехтовальщика. Из 40 и более видов боев, описанных ранее (8 с технической и технико-тактической доминан­той, 13 по преимуществу тактических и около 19 боев, направленных на специальную боевую подготовку), предназначены для совершенствования необходимых качеств и умений на протяжении длительного времени, и только после того, как тренируемым боевым действием спортсмен овладеет, успешно используя его в учебно-тре­нировочных боях, начальную задачу следует считать вы­полненной.

Учебные бои, включая вольные поединки, проводимые как по заданию тренера, так и самостоятельно, по объему использования их в тренировочном процессе и с учетом того, что они приближены по характеру к соревнователь­ным, должны для спортсменов высших разрядов стать основным видом упражнений в процессе организованно­го урока по фехтованию при руководящей роли тренера.

У спортсменов 1-й и 2-й групп учебно-тренировочные бои должны преобладать над боями «на счет».

В повседневной работе многих тренеров отсутствует подчас самое главное в подготовке спортсмена — обуче­ние вольному бою и его составной части — тактике, так как учебно-тренировочные бои проводятся неправильно, без вмешательства и контроля тренера-педагога.

Продолжительные вольные поединки (когда тренер занят индивидуальным уроком с одним учеником) при отсутствии у фехтовальщика навыков самостоятельной работы и самоконтроля часто ведут к отрицательным результатам, к ошибкам в технике, неверным двигатель­ным и тактическим стереотипам. Поэтому тренер должен понимать теорию тактики, не путаться в терминологии сложной системы боевых действий, а главное — быть энтузиастом в организации по-настоящему учебных боев, не подменяя их боями «на протокол».

Упражнения в учебных боях могут проходить как часть общего урока по фехтованию, что не исключает, а, наоборот, предполагает специальные уроки, посвящен­ные только учебно-тренировочным боям; в обоих случаях тренер должен активно участвовать в практическом творчестве своих учеников путем заданий, поправок их техники, замечаний по тактике остановки боя с разбором возникшей ситуации в судейском аспекте или технико-тактических нюансов, индивидуально подходя к каждому из спортсменов.

Практика передовых коллективов и сборной команды страны показала, насколько уместен день учебных боев в недельном цикле тренировки. В этот день тренер по заранее разработанному плану организует учебно-трени­ровочные и вольные бои, имея возможность самому ви­деть в боях достижения и недостатки своих учеников за определенный отрезок тренировочного цикла, сделать выводы для дальнейшей работы в индивидуальных уро­ках и парных упражнениях.

В обычные тренировочные дни при наличии в зале двух тренеров бригады целесообразно заниматься одному из них парными упражнениями и учебными боями, а другому — давать индивидуальные уроки. Если в зале находится только один тренер, даже для спортсменов высших разрядов можно рекомендовать уроки по 15—25 мин с параллельными заданиями ученикам и более актив­ным наблюдением и разбором в паузах учебных боев и парных упражнений, суть которых они должны отлично знать.

В соревновательном периоде тренер, предварительно изучив систему, объем и периодику предстоящих сорев­нований, обязан хотя бы один раз построить тренировоч­ный цикл, моделируя эти соревнования. Если даже мара­фонец помимо применения всех методов тренировки в определенный период цикла пробегает полностью всю свою дистанцию, то фехтовальщик в тренировочных боях, сочетая их с участием в небольших соревнованиях по вре­мени, интенсивности и системе проведения, обязан воспро­извести предполагаемую модель соревнований (по воз­можности практикуя смену утренних и вечерних часов тренировки).

Чтобы повысить эмоциональную заинтересованность учеников и привить им различные технические и такти­ческие навыки, в учебных боях рекомендуется постоянная смена партнеров. Посещение тренировки спортсменов других коллективов — обязательный элемент учебной и организационной работы хорошего тренера.

Правильно определив возможности и целесообраз­ность задач, которые необходимо решать в бою с кон­кретным партнером, можно всегда обоюдно облегчить или усложнить применение различных боевых действий избранием того или иного вида учебного боя.

Учебно-тренировочные бои даже с более слабым по уровню мастерства противником приносят определенную пользу обоим партнерам. Со спортсменом, уступающим по степени подготовленности, следует шлифовать свои слабые технические места, рассматривая его как тренера, плохо и не вовремя подающего оружие. Тренировка с более сильным противником расширяет тактические умения, требует максимальных напряжений, при кото­рых удается проверить степень применения своих излюб­ленных и «пусковых» боевых действий; напротив, техни­ческое совершенствование, освоение нового материала проходят медленнее, чем при работе со слабым противником.

Подбор спарринг-партнеров на учебные бои должен проводиться тренером с учетом конкретных задач. Так, если перед спортсменом поставлена цель совершенство­вать контратаки, то лучшим партнером ему будет фехто­вальщик, много и бурно атакующий сложными атаками; для отработки нижних защит лучше подобрать партнера, поражающего преимущественно нижние секторы, и т. д.

Малоинициативным спортсменам или спортсменам, проявляющим склонность к пассивному бою и работаю­щим на ошибках противника, на первых порах рекомен­дуются поединки, где по условиям проведения схваток они обязаны больше атаковать и применять другие дей­ствия, направленные на развитие активности и смелости. Спортсменов с легковозбудимой нервной системой необ­ходимо ставить в положение, требующее сдержанности и строгого выполнения приемов. Упражнения в условиях, спровоцированных защитных действиях, на выполнение тактических ловушек, связанных с логическими умоза­ключениями, более всего способствуют приобретению самообладания и смелости.

Тренер должен знать все группы учебных боев, цели и задачи, преследуемые каждым из них, способности и степень выученности своих учеников, чтобы подбирать конкретные приемы в этих боях, обеспечивающие спор­тивный рост своих подопечных.

Учебные бои (конечный результат не является целью поединка) могут при неверном их использовании при­вести к тому, что у спортсмена, добросовестно выполняю­щего трудное для него задание тренера и поэтому часто проигрывающего, создается неправильное мнение о яко­бы явном превосходстве над ним противника — мораль­ном факторе, нежелательном в условиях соревнователь­ного боя. Чтобы учебная настроенность не приводила к выхолащиванию одного из важнейших стимулов роста мастерства — спортивного самолюбия, каждая группа учебных боев со спарринг-партнером должна обязательно заканчиваться вольным боем «на счет», в котором сопер­ники применяют приемы, приносящие им успех, отказы­ваясь от тех действий, которые еще разучиваются и не твердо вошли в их выигрышный арсенал. Здесь во имя победы тренер должен снисходительно смотреть на неко­торые искажения техники в выполнении приемов.

Вольные бои «на счет» для более сильного фехтоваль­щика должны быть по преимуществу экспериментальны­ми, где он опробует новые варианты тактического обманывания, применительные к данному конкретному бойцу, совершенствует «пусковые» и излюбленные средства нападения и обороны, а иногда, при сильно разнящемся уровне подготовленности, выполняет свои учебные зада­чи, переходя к выигрышным комбинациям только в слу­чаях критического для него счета. Таким образом, один и тот же вольный бой на результат в некоторых случаях может быть учебным для сильного партнера и соревнова­тельным для слабого.

При ведении длительного учебного боя с одним партне­ром иногда рекомендуется, не предупреждая противника, вести счет «про себя». Такие периодически вкрапленные в учебный бой эпизоды борьбы на результат часто необ­ходимы как средство поддержания психологической уверенности в результативности тренируемых приемов.

Соревновательная обстановка (счет в боях «на прото­кол») способствует тому, что более слабый спортсмен ведет бой собранней, ответственней относится к соблю­дению дистанции и выбору из своего «аварийного» запа­са проверенных боевых действий, обычно приносящих ему успех, т. е. становится полезным партнером. В свою очередь, это дисциплинирует сильного партнера, а преи­мущество в опыте, технике и тактике позволяет ему успешно решать учебные задачи, не забывая о счете боя. Даже в некоторых официальных соревнованиях небольшо­го масштаба, в предварительных группах, особенно в под­готовительный период, сильный боец в отдельных, нереша­ющих боях может успешно реализовать свои учебные задачи, прибегая к полному использованию своих средств в случае критического счета, так как при современной системе проведения соревнований при «туре выбывания» и дальше значение имеет коэффициент участника, полу­ченный в последних двух турах.

Правилами соревнований по фехтованию в СССР участникам запрещено совмещение в видах оружия. Однако это не значит, что в учебных боях не может соревноваться женщина против мужчины (на рапирах), или саблист против шпажиста, или шпажист-пятиборец против шпажиста-фехтовальщика.

Подобные общения в учебных боях особенно реко­мендуются в условиях острого дефицита партнеров на тренировочных занятиях. В обязанности тренера входит выбор учебных боев и подбор партнеров по задачам, которые решают спортсмены в данной ситуации. Но трудно согласиться, что хорошо, когда в соревнователь­ных боях у пятиборцев девушки на тяжелых шпагах выступают против мужчин. Это противоречит смыслу физической культуры вообще и спортивной этике в част­ности.

Каждый вид учебно-тренировочного боя имеет свои положительные и отрицательные стороны и поэтому не является всеобъемлющим упражнением, способным ре­шить все задачи становления фехтовальщика. Более того, увлечение одним из видов боев приводит к ненужной гипертрофии одних качеств в ущерб другим. Задача тренера — в занятиях, эмоционально интересных, умело сочетать перечисленные виды учебно-тренировочных боев между собой и с вольными боями для решения по­ставленных задач по отработке определенных технико-тактических действий.

В день боев для 3-й и 2-й групп спортсменов жела­тельно проведение многотуровых учебных соревнований с подведением итогов к концу тренировки. Например: 1-й тур — учебно-тренировочный бой на правильную технику, 2-й тур — на поражение заданного сектора, 3-й тур — на вариативность одного боевого приема, 4-й тур — на большее количество уколов в течение 3 мин; 5-й тур — вольный бой «на счет».

В последнем туре спортсмены сами судят, т. е. получа­ют навыки судейства от старшего судьи, сами заносят результаты в общий протокол, вывешенный тренером в зале, причем каждый по договоренности определяет очередность противников, что позволяет фехтовальщику варьировать свои усилия и настрой. В конце соревнова­ний подсчитывают результаты каждого участника в каж­дом туре и выводят общее место, занятое в данной тренировке. Так как каждый из указанных видов боя предъявляет разные требования к спортсмену, решает разные задачи, то в практике не редки случаи, когда победитель 5-го тура (бой «на счет») не является первым по сумме очков всех учебных боев, ибо в его арсенале отсутствовали некоторые качества, навыки и умения, которые не дали ему возможности оказаться лучшим в предыдущих видах учебных боев.

Таким образом, главное в организации и методике проведения учебных боев не нанесение удара или укола, а выполнение задач, поставленных тренером перед тре­нировкой.

 

Глава VI. СОДЕРЖАНИЕ И ПЛАНИРОВАНИЕ УРОКА

 

Урок обычно состоит из трех частей: вводной, основной и заключительной. Каждая из них имеет цель, частные задачи и средства для их решения, логически связанные между собой.

Организация урока с фехтовальщиками, входящими в начальную группу, не вызывает больших затруднений: один тренер на протяжении занятий руководит педаго­гическим процессом, включая в него все виды упражне­ний.

Вводную часть урока (особенно его общую часть) с разрешения тренера могут проводить наиболее подго­товленные ученики, проходящие инструкторскую прак­тику.

Организовать урок для двух групп сложнее, так как фехтовальщики должны получать и индивидуальные уроки у тренера. На группу 8—12 человек необходимо иметь двух тренеров; дежурный тренер проводит урок груп­повым методом, другой дает короткие индивидуальные уроки.

После построения двое из учеников выполняют интен­сивную разминку, а затем берут индивидуальные уроки у двух свободных тренеров. По окончании упражнений с тренером они включаются в общие занятия, продолжая тренировку самостоятельно в соответствии с их индиви­дуальными планами под контролем ведущего занятия.

Дежурного тренера целесообразно определять на недельный цикл. В этом случае он, сохраняя преемствен­ность групповых занятий, более тщательно готовится к каждому из них; его ученики, находясь под непрерывным личным контролем во время групповых занятий, получа­ют 2—3 урока в неделю у другого тренера, с тем чтобы последующие 2 недели (6—8 индивидуальных уроков) заниматься со своим тренером. Периодически рекоменду­ется основную часть урока посвящать учебно-тренировочным боям, или упражнениям в парах, или индивидуаль­ным урокам.

Лишь предварительная подготовка тренера к уроку обеспечивает образцовую организацию педагогического процесса. Перед уроком или циклом уроков, объединенных одной задачей, он должен составить рабочий план-кон­спект основной части урока, где раскрываются формы организации занимающихся, виды парной и индивидуаль­ной тренировки с перечислением конкретных упражнений, в которых отрабатываются боевые действия с приблизи­тельной дозировкой. Для занятий с 1-й группой, где тренер, как правило, сам проводит вводную часть, необ­ходимо подготовить краткий перечень упражнений раз­минки.

Для опытного тренера, хорошо знающего технику проведения того или иного специального упражнения, достаточно краткой записи основной части (конспекта) урока с указанием тренировки боевых приемов, применя­емых форм организации занимающихся и методических приемов их проведения в соответствии с материалом данного учебного пособия, которое тренер обязан держать на уроке при себе.

Например, запись основной части тренировочного урока (конспект № 2, стр. 194) будет выглядеть так: 1. Рипостная игра — импровизация — 10 мин. 2. Контры на тактильные ощущения — 10 мин. 3. Упражнения на представляемость —15 мин. 4. Индивидуальный урок —40 мин. 5. Учебно-тренировочный бой № 5, 2, 4—20 мин. 6. Воль­ный бой («на протокол») —45 мин.

Этот рабочий конспект урока заносится в постоянную записную книжку-дневник тренера и помогает ему сле­дить за ростом успехов ученика.

Анализ учебного процесса показывает, что необходи­ма узкая тематизация занятия с включением 1—2 кон­кретных боевых действий или приемов и доскональным обыгрыванием их в широком объеме форм, методов и видов упражнений в сочетании с ранее усвоенными прие­мами. Необходимо постепенно повышать нагрузки в дан­ном уроке (выдерживать физическую и психическую напряженность урока) и в определенном цикле занятий придерживаться объема и интенсивности нагрузки не­дельного, месячного, годового планирования. Ежеурочно должен возрастать объем нервно-мышечной работы, достигая максимума к периоду, предшествующему нача­лу соревнований.

Подчиняется общим требованиям физиологии, психо­логии и педагогики и объем нагрузки в уроке фехтова­ния. В зависимости от периода тренировки и задач она может несколько видоизменяться, сохраняя форму дуги с вершиной в конце основной части урока. Кривая урока, отражая практически частоту пульса занимающегося, зависит от величины мышечных масс, участвующих в движении, частоты повторяемости упражнения, скорости их выполнения и эмоционального характера самого упражнения. Исходя из этого, тренер и выдерживает заданную напряженность. Так как расходы нервной энер­гии по сравнению с энергетическими затратами покрыва­ются медленно, тренер должен строго контролировать дозировку упражнений соревновательного характера и, не полагаясь на заключительную часть урока, снимать нервное напряжение уже в конце основной части урока, включая в нее знакомые, не требующие особого психи­ческого напряжения упражнения.

Общая для фехтования перегруженность статическими напряжениями мышц ног и вооруженной руки обязывает тренера в каждом виде упражнений чередовать характер динамической и статической работы в наступательных и оборонительных действиях с активным отдыхом, состоя­щим из демонстрации приемов и их объяснений, упраж­нений на расслабление и просто отдыхом на гимнасти­ческой скамейке.

Для достижения хороших результатов важное значе­ние имеет последовательность решения учебно-трениро­вочных задач. Формы организации занимающихся, виды упражнений и сами упражнения должны соответствовать подготовленности контингента, периоду обучения и трени­ровки и вытекающим отсюда частным задачам урока.

Таким образом, главная педагогическая задача вто­рой части учебного урока у спортсменов 1-й группы — это образование прочных и правильных технических навыков и тактических умений. В основном используются такие формы организации занимающихся в уроке, как упраж­нения без партнера, на подсобных снарядах с применени­ем всех указанных методических приемов. Из упражнений с партнером во взаимопомощи — технико-тактические одинарные упражнения, упражнения рипостной игры, простые упражнения на представляемость с 1-го по 7-е, взаимоуроки; из раздела «Упражнения с противником»— на дистанционное общение, упражнения на овладение и перемену соединений; из контров — упражнения 1 —13; из раздела «Учебные вольные бои технического характе­ра»— 1—4 и 8 видов боев; из раздела «Бои с технико-тактической направленностью» —6—7 боев; из «Боев с тактической доминантой» — бой № 8; из боев с задачей специальной подготовки — бой № 1 («а» и «б») и № 5; вольные бои «на счет» с ограничением репертуара и воль­ный бой «на протокол».

Широкое применение в занятиях с фехтовальщиками 2-й группы в условиях уже учебно-тренировочных и тренировочных уроков помимо форм и видов, рекомен­дованных для 1-й группы, находят и индивидуальные уроки, оканчивающиеся, как правило, уроком боя с тренером, а также взаимоуроки. Из видов парной трени­ровки рекомендуются в целях освоения технико-такти­ческой программы усложненная рипостная игра с изме­нением сектора поражаемой поверхности, импровизация с применением простых и сложных действий, контры по выбору простых и сложных действий, учебно-тренировоч­ные бои (1—8) с технико-тактической направленностью, бои № 1,4, 8, по преимуществу с тактической доминантой, бои № 1, 4, 5, 6 из раздела «Боевая подготовка»— учебно-тренировочные бои «на протокол» без ограниче­ния репертуара.

Активное овладение тактикой и техникой у фехто­вальщиков 3-й группы проходит на уроках учебно-трени­ровочного типа, а решение вопросов совершенствования физических, моральных и волевых качеств — на трениро­вочных уроках и соревнованиях, являющихся основной формой работы этого контингента в соревновательный период.

На этом этапе происходит качественный переход от формально гимнастической, «классической» техники с ее пространственными и временными параметрами к осозна­нию противоборства двух личностей, двух интеллектов, совершенствуется вариативная техника приемов, приво­дящая к появлению свободы действий, двигательной раскрепощенности, импровизации — качеств, характер­ных для мастеров экстракласса.

Ювелирная техника и тактика уже отрабатываются в индивидуальных уроках, продолжительность которых доходит до 45 мин; остальное время 180-минутной трени­ровки (включая вводную и заключительную части) — 80—90 мин — по-прежнему отводится различным видам парных упражнений, в том числе учебно-тренировочным боям и боям «на счет». Упражнения без партнера, на подсобных снарядах и большая часть рипостной игры в соревновательный период становятся средством специ­альной разминки мастера.

Для 3-й группы в основной части урока рекомендуют­ся дополнительно к объему упражнений 2-й группы сво­бодные контры, контры на «видение» в сабле, «на так­тильные ощущения» (в рапире и шпаге), «немой» трени­ровочный урок, оканчивающийся боем с тренером с усложненными переходами от атаки к защите, от защи­ты к атаке, и другие виды «переключений». Из учебно-тренировочных боев добавляются бои № 2, 3, 5, 7, 9, 10 (бои с тактической доминантой); № 2, 3, 7— из боев с задачей специальной подготовки фехтовальщика с преоб­ладанием боев «на протокол». По специальной подготов­ке в подготовительный период спортсмен совершенствует преимущественно технику фехтования в видах упражне­ний, свойственных 2-й группе.

В табл. 7 показано использование в основной части урока специализированных форм организации занимаю­щихся и видов упражнений в зависимости от контингента и периода обучения (тренировки). Эта таблица планиро­вания на год не включает переходного периода (в нашем примере июль, август), во время которого спортсмены активно отдыхают, занимаясь другими видами спорта, подготовкой и сдачей норм ГТО, а также оздоровитель­ной физкультурой в спортивных лагерях (1-я и 2-я груп­пы), на специальных оздоровительных сборах (3-я груп­па).

Таким образом, ведущий занятия, пользуясь объемом технико-тактического материала на год, данного в табл. 8, составляет конспект проведения основной части урока с более точной дозировкой данного упражнения. Конспект составляется на основе типового рабочего плана, упражнения и кратких методических указаний, данных в соответствующих разделах учебного пособия. Тренер должен учитывать, что здесь даны типологические упражнения независимо от вида оружия, по принципу нарастания их сложности. Задача тренера состоит в том, чтобы исходные положения учеников, терминологию изучаемых и тренируемых приемов, технику и условия их выполнения перевести на язык данного вида оружия.

 


 



Просмотров 757

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2024 год. Все права принадлежат их авторам!