Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



Экономический механизм управления деятельностью корпорации



 

В настоящее время создается система, в которой люди правильно взаимодействуют друг с другом без прямого вмешательства дирекции. Генеральный директор создает систему менеджмента качества. Люди работают в системе. Глава компании работает над совершенствованием системы.

Концепция непрерывного улучшения требует установления новой корпоративной культуры, новых методов вовлечения людей и их мотивации.

Для бизнеса важнее денег − источник денег. А источник денег − это потребитель. Главное то, что у людей в головах. Если научить людей работать по-новому, то документ будет только напоминать им, как надо работать. Но если люди отдельно и бумаги отдельно, то это выброшенные деньги и потерянное время. В один момент изменить навыки, стереотипы, обычаи, традиции нельзя. Это требует много времени − годы. Начинать нужно с правил, процедур, инструкций − их изменить проще. Не надо стремиться к обилию документов, нужно стремиться к тому, чтобы самые важные вопросы были задокументированы, особенно подлежащие проверкам (аудиту) или потенциально спорные. Остальное относится к обучению и возможностям творческого поведения людей. Оставьте им необходимую свободу действий. Но люди любят постоянство, и чтобы они могли также быстро изменяться, необходимо принять новый принцип постоянства − это постоянство перемен к лучшему.

Никакая теория, программа или правительственная политика не могут сделать корпорацию успешной: это могут сделать только люди. На рис. 3.13 отражена философия производственной системы ОАО «ГАЗ». Самая важная задача менеджера состоит в том, чтобы установить нормальные отношения с работниками, создать отношение к корпорации, как к родной семье, сформировать понимание того, что у рабочих и менеджеров одна задача.

Создание производственной системы ОАО «ГАЗ» началось с марта 2003 года. Мероприятия были направлены на эффективную организацию рабочего места, оптимизацию материальных потоков, снижение уровня производственных запасов, организацию подачи материалов на конвейер на 2 часа работы, повышение качества выполнения работ – 95% продукции с первого предъявления.

В исследование проблем управления компанией входит и качество выпускаемой продукции. Почему не получились кружки качества в Европе и США в 70-е годы XX в. Там не поняли, что кружки качества − это переворачиваемые пирамиды власти. Кроме делегирования полномочий, кружки качества получили возможность давать задания менеджерам. Ни одно из предложений кружков качества не должно было немотивированно отклоняться. В этом и была главная сила кружков качества. Главные факторы внутрифирменной мотивации: атмосфера признания результатов, способствующая получению радости от работы и гордости за полученные результаты. Труд не может быть качественным без самомотивации.


                       
   
 
   
 
   
  1. Безопасность
  2. Качество
  3. По первому требованию заказчика
  4. Одно за другим
  5. Мгновенная реакция поставщика
  6. Минимальные затраты (Цена покупателя – Себестоимость = Прибыль)
 
ИДЕАЛЫ ПС ОАО «ГАЗ»
   
 
 
 
   
Рис. 3.13 Философия производственной системы ОАО «ГАЗ»

 

 

Справедливо и другое − невозможно добиться высококачественного труда только путем принуждения и/или его купли («материального стимулирования»).

Репрессивный менеджмент опирается на два вопроса: «Кто виноват?» и «Что делать?». Такой менеджмент предполагает, что у каждой проблемы есть фамилия, имя, отчество и достаточно найти их носителя, наказать его − и проблемы больше не повторятся.

Гуманистический менеджмент ставит два других вопроса: «Что виновато?» и «Как будем делать?». То есть надо искать причины проблем и лидеров, способных разрешить эти проблемы.

В работе предлагается 14 пунктов управления корпорацией:

– Поставьте перед собой цель и будьте неизменно твердыми и постоянными в достижении поставленной цели непрерывного улучшения продукции и услуг.

– Примите новую философию. Мы находимся в новой экономической эре.

– Уничтожайте потребность в массовых проверках и инспекции как способе достижения качества.

– Покончите с практикой оценки и выбора ваших поставщиков только на основе цены на их продукцию.

– Улучшайте постоянно, сегодня и всегда все процессы.

– Введите в практику современные подходы к подготовке и переподготовке для всех работников.

– Усвойте и введите в практику лидерство как метод работы, имеющий целью помочь работникам выполнять их работу наилучшим образом.

– Поощряйте эффективные двусторонние связи и используйте другие средства для искоренения страхов, опасений и враждебности внутри организации.

– Разрушьте барьеры между подразделениями, службами, отделами.

– Откажитесь от использования плакатов, лозунгов и призывов к работникам.

– Устраните рабочие инструкции и стандарты, которые устанавливают произвольные нормы, квоты для работников и количественные задания для руководителей.

– Устраните барьеры, которые обкрадывают рабочих и руководителей, лишая их возможности гордиться своим трудом.

– Учредите энергичную программу образования и поддержки самосовершенствования для всех работников.

– Ясно определите непоколебимую приверженность высшего руководства к постоянному улучшению качества и производительности.

Результаты, полученные управлением производственной системы ОАО «ГАЗ».

В 2007 году с целью снижения себестоимости выпускаемой продукции в ОАО “ГАЗ” было пересмотрено 127625 норм расхода материалов. Результаты пересмотра норм на основную продукцию приведены в таблице 2.

 

Результаты пересмотра норм расхода материалов Таблица 2

Наименование материала     ГАЗ-31105 Результат ГАЗ - 3221 Результат  
Текущая норма на 01.12.06, кг Текущая норма на 01.12.07, кг Снижение (-) Увеличе-ние (+) Текущая норма на 01.12.06, кг Текущая норма на 01.12.07, кг Снижение (-) Увеличение (+)  
 
Металлы-всего 1173,406 1145,27 -28,136 2080,949 2012,061 -68,888  
в том числе:              
прокат черных металлов 855,349 809,331 -46,018 1546,988 1539,279 -7,709  
трубы стальные 30,908 28,548 -2,36 47,058 43,053 -4,005  
лента стальная холоднокатаная 115,119 139,755 24,636 191,72 154,643 -37,077  
прокат цветных металлов 4,225 4,036 -0,187 6,525 2,295 -4,23  
использование металл отходов 38,604 44,607 6,003 44,42 51,661 7,241  
Лакокрасочные материалы 30,345 28,451 -1,894 35,855 30,832 -5,023  

 

Снижение текущих норм получено за счет внедрения организационно-технических мероприятий, направленных на экономию материалов. В целом, по результатам внедрения всех оргтехмероприятий экономический эффект за 2007 год составил 465,48 млн. руб., в т.ч. за счет внедрения производственной системы “Группы ГАЗ” - “подачи кайзенов” - получена экономия 75,4 млн. руб. Динамика основных показателей говорит о том, что производственная система «Группы ГАЗ» в целом эффективна, но из-за мирового кризиса в 2008 г. есть тенденция к снижению основных показателей (таблица 3):

Динамика основных показателей говорит о том, что производственная система «Группы ГАЗ» в целом эффективна, но из-за мирового кризиса в 2008 г. есть тенденция к снижению основных показателей (таблица 3):

Динамика основных показателей деятельности ОАО «ГАЗ» Таблица 3

Наименование показателя Ед. изм. 2003г 2004г 2005г 2006г 2007г 2008г
Выпуск продукции шт.            
Автомобили, всего шт.
Грузовые шт.
Автобусы шт.
Легковые шт.
Численность персонала чел.
Оборачиваемость запасов в днях 16,1 8,7 9,1 7,3 6,5
Колическво травм  
Запасные части для РЭН млн.руб. 1 829 2 751 2 432
Комплектующие для сборки автомобилей шт.
Выпуск товаров и услуг по основной деятельности в действующих ценах (без НДС и акциза) млн.руб.
Выручка от продажи товаров, продукции, работ, услуг (без НДС) млн.руб.
в том числе автомобилей млн.руб.

 

 

 

 


При изучении функционирования корпораций неизбежно возникает вопрос об оценке экономической эффективности и факторе глубины взаимодействия участников интеграции.

Следует особо подчеркнуть, что современная корпорация представляет собой сложную систему, функционирующую в многомерном пространстве, для достоверного описания функционирования которой необходимо рассмотреть сотни взаимосвязанных параметров.

Проведенное исследование показывает, что в настоящее время в теории и практике существует два подхода к определению эффективности функционирования корпорации. Первый подразумевает использование технологии анализа среды функционирования (АСФ). Второй основан на проектировании и использовании на практике системы количественных коэффициентов, характеризующих ту или иную степень интеграции. Мера связанности материнской организации с дочерними организациями может быть оценена как в аспекте взаимопроникновения капиталов участников группы, так и применительно к различным видам деятельности.

Разностороннюю деятельность современной корпорации естественно интерпретировать как функционирование в многомерном пространстве системы, описывать состояние, прогнозировать и оптимизировать развитие только с помощью сотен, а то и тысяч взаимосвязанных параметров сложно. В этой ситуации даже самый талантливый менеджер или многоопытный совет директоров не в состоянии при принятии решений связать воедино и учесть весь этот огромный массив информации. Требуется высококвалифицированная работа аналитиков, вооруженных соответствующими высокими технологиями. Одна из них — технология анализа среды функционирования (АСФ), авторами которой явились известные американские ученые А.Чарнес и В.Купер и которая в последнее время активно используется за рубежом для определения эффективности деятельности крупных корпораций (нефтяных корпораций, банков, компьютерных фирм и т.д.). Ведущие международные журналы публикуют статьи о методологии и применении технологии АСФ, этим вопросам посвящаются мировые конгрессы и международные конференции.

Технология АСФ явилась результатом фундаментальных работ, проводимых в течение последних двух десятилетий в области макро- и микроэкономики, системного анализа и исследования операций. Она базируется на теории производственных функций, модели производства Леонтьева, модели экономики фон Неймана. Реализация данной технологии стала возможной благодаря использованию последних достижений в области теории и методов решения задач оптимизации большой размерности.

Суть технологии АСФ такова: 1) каждая корпорация трактуется как система, имеющая «входы» и «выходы»; 2) корпорация рассматривается как совокупность организаций; 3) каждой корпорации в многомерном пространстве «входов» - «выходов» соответствует своя точка, совокупность же организаций определяет множество производственных возможностей; 4) граница множества производственных возможностей называется эффективной гиперповерхностью, точки на которой соответствуют корпорациям с наиболее высокой на данный момент эффективностью, а корпорации, коим соответствуют точки ниже гиперповерхности (внутри множества производственных возможностей), работают менее эффективно.

В своем первоначальном виде модель АСФ была сформулирована как нелинейная задача оптимизации. Мера эффективности в этой задаче определяется как отношение взвешенной суммы выходных параметров к взвешенной сумме входных производственных параметров. Задача, таким образом, состоит в нахождении оценок производственных параметров, которые максимизируют эффективность заданного ПО при условии, что аналогичные отношения для других ПО не превышают заданной нормы.

Такая нелинейная оптимизационная модель по существу обобщает понятие обычной инженерной эффективности (коэффициента полезного действия) на случай многомерных входных и выходных величин. И определяется как отношение виртуального выхода (суммы выходных параметров, умноженных на оценки) к виртуальному входу (сумме входных параметров, умноженных на оценки). Оценки находятся в результате решения нелинейной оптимизационной задачи.

По существу технология АСФ представляет собой большой класс моделей, связанных общей методологией, но показывающих разные характеристики производственного объекта в зависимости от того, как необходимо высветить объект.

Первой в классе моделей АСФ в научной литературе была предложена модель ССК (по первым буквам фамилии авторов Сhаmеs, Соорег, Rhodes). Эта модель выявляет эффективные точки с наибольшей масштабной эффективностью.

Пользуясь аналогией с техническими системами, можно отметить, что в точках с наибольшей масштабной эффективностью достигается наибольший КПД, т.е. с экономической точки зрения это точки с постоянным эффектом масштаба. Однако модель ССК не учитывает нелинейность производственной функции. Второй в классе моделей АСФ в научной литературе была предложена модель ВСС (по фамилиям авторов — ВаnКег, Сhаmеs, Соорег), построенная с помощью аппроксимации нелинейной производственной функции, т.е. получается модель с переменным эффектом масштаба.

При использовании технологии АСФ интерес представляют не только количественные оценки меры эффективности корпорации, но и то, какие практические выводы можно сделать из полученных результатов. Технология АСФ позволяет находить направления повышения эффективности в многомерном пространстве параметров, определять для каждой корпорации зоны устойчивости, т.е. такие области в пространстве параметров, в которых сохраняется статус эффективного или неэффективного объекта. Соответственно определяется, какой шаг в найденном направлении надо сделать конкретной корпорации для того, чтобы стать эффективной, или, наоборот, перейти в разряд неэффективных организаций.

В ряде научных публикаций последних лет опубликованы расчеты, базируемые на технологии АСФ, которые представляют как научную, так и практическую значимость для эффективного функционирования отечественных корпораций.

Использование технологии АСФ позволяет корпорации приобрести два ключевых преимущества. Во-первых, меры эффективности, получаемые по технологии АСФ, – не просто количественные оценки деятельности корпорации, они показывают, в какой мере каждой корпорации следует снизить затраты или увеличить выпуск, чтобы стать (остаться) эффективной; в конечном счете, рекомендуемая технология дает одну из научных основ для разработки оптимальных корпоративных стратегий. Во-вторых, хотя используемые при предлагаемом моделировании математический аппарат и программные средства довольно сложны и относятся к классу высокоинтеллектуальных технологий, получаемые результаты могут быть выражены в традиционных экономико-финансовых терминах и относительно легко освоены менеджерами.

В работе рассматривается именно второй подход, поскольку он более доступен в практическом плане и основан на следующих методологических подходах:

1. Подход, связанный с признанием показателей роста ресурсного (инвестиционного) потенциала участников объединения как следствие интеграции. Цель привлечения инвестиций - главная для большинства корпораций.

2. Акцентирование внимания в анализе на качество корпоративного управления, прежде всего результативности взаимодействия материнской организации с дочерними организациями. В условиях углубления институциональных преобразований этот концептуальный подход приобретает особую значимость.

В соответствии с этим система показателей уровня интеграции участников корпорации включает в себя:

1. Материнскую организацию с участниками объединения (по размерам и структуре консолидированных капиталов).

2. Промышленные предприятия (объемы внутренних поставок по кооперации (Vв.п); количество предприятий, потребляющих продукцию участников корпорации (Sк-о); производственная мощность участников, используемая в корпоративных целях (Wк-о).

Система показателей определяется по формуле:

 

К2(п1)=Vв.п/Vо,

где Vо – объемы общих поставок

 

К2(п2) = Sк-о / Sо,

где Sо – общее количество предприятий

К2(п1)=Wк-о/Wо,

 

где Wо – общая производственная мощность участника

3. Промышленные предприятия и научные учреждения (объемы НИОКР, выполняемые собственными НИИ для участников корпорации (Vниокр к-о); объемы инновационных (Vиннов) и инвестиционных средств (Vинвест):

К3(н1) = Vниокр к-о / Vниокр о,

где Vниокр о – общие объемы НИОКР, выполняемые НИИ.

К3(н2) = Vиннов / Vинвест.

4. Промышленный и банковский сектор (по показателям объемов финансовых услуг со стороны сторонних банков (Ф ст. о) и корпоративных банков (Ф к-о), прирост банковского оборота за счет роста корпоративной клиентской базы (Ф к-о):

К4(б1) = Ф к-о / Ф ст. о,

К4(б2) == Ф к-о / Фо ,

где Фо – общая клиентская база.

5. Промышленный и финансовый капитал (доля продаж корпорации, обеспеченной собственной торговой сетью (N к-о); прирост объемов продаж за счет снижения торговых наценок):

К5(м1)=Nк-о/Nо,

где N о – общее количество организаций торговли.

К5(м2) = V пред / V отч,

где V пред – объемы продаж за предыдущий период,

а V отч – объемы продаж за отчетный период

Первые показатели уровня интеграции участников корпорации рассмотрены подробнее ниже; следует отметить, что в настоящее время они представляют особый интерес для отечественных корпораций, активизирующих процесс перехода на «единую акцию».

Исходным принципом выработки алгоритма анализа и оценки эффективности совершенствования корпоративных структур является комплексность, исключающая гипертрофирование роли отдельных аспектов жизнедеятельности объединений:

а) оценка эффективности интегрированной корпоративной структуры, учитывающая специфику деятельности всех участников объединения;

б) анализ совокупности внутренних и внешних по отношению к корпорации факторов, влияющих на ее конечную эффективность;

в) анализ и оценка процесса корпоративной интегрированной деятельности, который отражается в инструментарии аналитической работы.

Таким образом, на содержательном уровне экономический эффект корпоративных объединений, их привлекательность определяется следующими факторами:

– Синергетический эффект.

– Консолидация финансов, персонала, научного потенциала.

– Инвестиционная привлекательность.

– Минимизация рисков.

– Возможность диверсификации производства.

– Глубокие маркетинговые, в том числе стратегические исследования.

– Возможность создания замкнутых технологических цепочек от добычи сырья до выпуска готовой продукции и доведении ее до потребителя.

– Экономия на маркетинговых, научно-технических, торговых и прочих услугах.

– Единая кредитно-финансовая политика.

– Возможность варьирования финансовыми и инвестиционными ресурсами в рамках корпорации.

– Прямая экономическая заинтересованность организаций-участников корпорации, если последние имеют акции материнской организации.

Реализация процессного принципа в анализе эффективности корпораций направлена на получение адекватной информации о причинах той или иной обобщающей оценки результативности объединения. Например, факторный анализ процессов деятельности интегрированной структуры позволит проследить:

а) наращивание объемов и совершенствование структуры инвестиций в промышленный сектор корпорации;

б) реструктурирование производственного и (или) управленческого аппарата корпорации на всех уровнях;

в) изменения в финансовых показателях и сокращение сроков освоения нового производства и реализации конечных изделий на основе рационализации взаимодействия участников корпорации;

г) улучшение взаимодействия (по целям деятельности и способам их достижения) различных по экономической природе участников объединения (что может выражаться в критерии сбалансированности доходов каждого участника с учетом общих результатов интегрированной деятельности);

д) повышение управляемости корпорации со стороны материнской организации.

Отмеченный инвестиционный срез процессов деятельности участников корпорации значим при соблюдении следующих требований:

а) наращивание общих объемов инвестиционного потока в основной капитал предприятий-участников;

б) сбалансированность «внешней» составляющей инвестиционного потока и соответствующих обязательств корпорации по погашению долга с ее собственными финансовыми ресурсами;

в) связанность главных потоков инвестиций в развитие корпорации с регламентированными приоритетами ее деятельности на перспективу;

г) тенденция повышения удельного веса долгосрочных инвестиций;

д) неуклонный рост абсолютных размеров инвестиций в промышленные проекты корпорации со стороны участвующих финансово-кредитных организаций.

Следующий принцип — ориентация на изучение частных аспектов эффективности каждой из корпоративных программ (принцип «программности»). Основная идея формирования корпораций − получение синергетического эффекта от объединения усилий по реализации совместных проектов. Условно говоря, общий экономический эффект деятельности интегрированных корпоративных структур образуется из совокупности частных эффектов по планам производства и реализации продукции, инвестиций и инноваций.

Из специфики рассматриваемого объекта (корпорации) вытекает и сущностный принцип − взаимовлияние участников корпорации в рамках совместной деятельности. Данный принцип целесообразно использовать применительно к отдельно взятой корпоративной структуре с целью оптимизации аналитического инструментария. Наконец, следует выделить принцип использования общей корпоративной информационной базы, обеспечивающей повышение качества корпоративного управления на всех уровнях объединения.

Приведенный перечень принципов и их содержание учитывают наработки западных и отечественных ученых в области корпоративного менеджмента, в том числе касающиеся обоснования требований к синергическим результатам корпорирования, снижению трансакционных издержек, наращиванию конкурентных преимуществ, улучшению взаимодействия менеджеров и акционеров.

Эффективное управление корпорацией со стороны собственника возможно при наличии у последнего контрольной доли капитала. Для минимизации затрат инвестора и сохранения эффективного контроля над управлением корпорацией необходимо учитывать, что размер «контрольной доли собственности» зависит не только от структуры собственности, но и от используемой структуры управления. В связи с этим актуальной проблемой является разработка методов оценки эффективности структуры собственности и управления корпорацией. Одна из известных методик оценки инвестиций рассчитывает следующие коэффициенты: величину активов, приходящихся на одну обыкновенную акцию; величину активов, приходящихся на одну денежную единицу, вложенную в контрольный пакет компании; относительную величину контрольного пакета, удельный контролируемый капитал и т.д.

По нашему мнению, рассмотрение эффекта от корпоративного управления рациональнее производить с точки зрения экономии средств для приобретения контроля над дочерней организацией и частного эффекта от совершенствования структуры управления с несколькими уровнями собственности.

Контрольным считается пакет в размере 50% плюс 1 акция (за исключением законодательно установленных случаев, когда для решения необходимо квалифицированное большинство голосов). Однако современные условия (особенно в западных странах) предполагают получение контроля над организацией даже при достаточно меньшей контрольной доли уставного капитала. Поэтому с точки зрения собственника, желающего приобрести контроль над организацией, целесообразно рассчитать минимальный пакет акций, достаточный для осуществления контроля. С другой стороны, потенциальный инвестор экономит свои средства, необходимые для приобретения контрольных функций в новой структуре; значит, данное обстоятельство (снижение величины контрольного пакета) повышает эффективность использования капитала, структуры собственности и организационной структуры управления в целом. Эффект рассчитывается по формуле:

Э = ЦКП – ЦКonm ,

где ЦКП — цена стандартного контрольного пакета акций;

ЦКПопт – цена оптимального контрольного пакета.

Предложенный метод применим как для одной хозяйствующей единицы, так и для корпорации, включающей несколько организаций; тогда каждая организация характеризуется уровнем собственности в структуре корпорации. Под уровнем понимается принадлежность собственности некоторой организации одному лицу − юридическому или физическому, которое также может владеть долей капитала и контролировать другую (следующую) организацию. Поэтому чем больше число уровней собственности, тем более сложной становится организация управления и тем большую собственность корпорация может контролировать с помощью меньших ресурсов.

Практическое значение данного обстоятельства реализуется через понятие «стоимость контроля»: отношение средств, необходимых для приобретения доли акций, дающее право контролировать организации, входящие в корпорацию, к суммарной цене акционерного капитала этих организаций.

n

ЦКПск = ЦКП/åЦСКi ,

i=1

где ЦКПск — цена контрольного пакета, принадлежащего субъекту контроля,

ЦСКi — цена собственного капитала (или рыночная цена акционерного капитала) i-той подконтрольной организации, входящей в корпорацию.

Частный эффект (для субъекта контроля по отношению к одной из подконтрольных организаций) от использования структуры управления с несколькими уровнями собственности можно рассчитать как разницу между стоимостью контрольного пакета подконтрольной организации, входящей в структуру корпорации, и стоимостью акций этой организации, условно принадлежащих субъекту контроля:

m

Э=ЦКП – ЦКПi * П Iкnj,

j=1

где ЦКПi — стоимость контрольного пакета i подконтрольной организации;

i порядковый номер организации, iÎ(1;n) ;

nколичество организаций в структуре;

IКnj доля контрольного пакета промежуточной организации j − го уровня собственности, jÎ(1;m-1).

m число уровней собственности между субъектом контроля и данной подконтрольной организацией ЦКП рассчитывается по формуле:

ЦКП=ЦСК*IКn,

где ЦСК — цена собственного капитала компании, рассчитываемая на основе рыночной стоимости акций (в случае, если отсутствует рыночная стоимость акций, используют данные бухгалтерского баланса).

Чем больше уровней собственности в структуре управления корпорации, тем больше совокупный эффект для субъекта контроля

m

Величина П IКnj произведение долей контрольных пакетов промежуточных j=1

организаций между субъектом контроля и подконтрольной организацией. Эта величина характеризует долю акций подконтрольной организации, условно принадлежащих субъекту контроля. Величина, обратная произведению долей контрольных пакетов промежуточных организаций (между субъектом контроля и полуконтрольной организацией), называется коэффициентом структурного рычага. Таким образом, коэффициент структурного рычага для конкретной организации, входящей в корпорацию, показывает, во сколько раз капитал данной организации, условно принадлежащий субъекту контроля (корпорации), меньше стоимости контрольного пакета этой организации.

Коэффициент структурного рычага для корпорации рассчитывается по формуле:

Кср = 1

m

П IКnj

J=1

где IКnj доля контрольного пакета J контролирующей организации, jÎ(1;i-1);

m число уровней собственности (m = i-1, где I номер уровня подконтрольной организации).

Коэффициент структурного рычага показывает, во сколько раз увеличивается (уменьшается) показатель удельного контролируемого капитала в результате изменения структуры собственности корпорации.

Показатель удельного контролируемого капитала рассчитывается по формуле:

Куккi = ЦСКi ,

m

ЦКП* П IКnj

J=1

где Куккi коэффициент удельного контролируемого капитала.

Таким образом, коэффициент удельного контролируемого капитала для организации, входящей в корпорацию, равняется отношению цены собственного капитала этой организации к цене пакета акций (контрольного пакета), принадлежащего корпорации, умноженному на произведение долей акций, принадлежащих корпорации в промежуточных подконтрольных организациях.

Предложенный метод оценки структуры собственности показывает преимущество корпоративных структур с точки зрения управления капиталом организаций. Для российских организаций, работающих в условиях трансформации экономических отношений, а значит обладающих значительной долей неопределенности, использование подобных структур позволит наиболее гибко приспособиться к постоянно меняющимся внешним условиям и снизить инвестиционные риски.

Таким образом, рассмотрение экономического эффекта от совершенствования корпоративного управления должно включать следующие области деятельности:

– финансово-экономический результат хозяйственной деятельности (работоспособность корпоративной структуры, совершенствование структуры и методов управления с использованием современных информационных технологий в разработке стратегий, производстве и реализации продукции, рост производства).

– перспективы на рынках (рост производства, использование ресурсов, внедрение новых технологий);

– конкурентоспособная позиция корпорации (котировка акций, реальная прибыль в конце финансового года, переход на международную стандартизацию, выплаты дивидендов).

 

Вопросы для самопроверки

1. В чем сущность стратегии изменений в организационном механизме хозяйствования в условиях рыночной экономики?

2. Какова роль крупных корпораций в развитии национальной экономики?

3. Охарактеризуйте структуры как новый вид организационных стратегий.

4. Какие изменения происходят в стратегии внутрифирменного управления отдельных компаний?

5. Каковы характерные черты новой организационной стратегии?

6. Дайте характеристику основных разновидностей стратегии рынка?

7. Дайте характеристику основных этапов развития конкуренции в рыночной экономике.

8. Раскройте понятие «конкурентное преимущество».

9. Каковы современные методы управления конкурентным потенциалом?

10. Назовите основные виды конкурентных стратегий.

11. Дайте характеристику разновидностей конкурентных стратегий по признаку доли рынка.

12. Назовите основные типы конкурентной борьбы.

13. Каковы особенности формирования стратегии конкурентоспособности компании?

 



Просмотров 1588

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2025 год. Все права принадлежат их авторам!