![]()
Главная Обратная связь Дисциплины:
Архитектура (936) ![]()
|
Опыт № 1. Растворимость в воде и отношение к индикаторам. Муравьиную, уксусную кислоты (по 3 капли) и несколько кристалликов трихлоруксусной и стеариновой кислот помещают в четыре пробирки (каждое вещество помещают в
Муравьиную, уксусную кислоты (по 3 капли) и несколько кристалликов трихлоруксусной и стеариновой кислот помещают в четыре пробирки (каждое вещество помещают в отдельную пробирку), добавляют по 5 капель воды и встряхивают. Что наблюдается? Содержимое пробирок нагревают, затем охлаждают. Отмечают происходящие изменения. В пробирки помещают полоски универсального индикатора и отмечают изменение цвета. Опыт № 2. Кислотные свойства карбоновых кислот. а) В пробирку помещают 3 капли уксусной кислоты, 2 капли воды и добавляют несколько крупинок карбоната натрия. Пробирку закрывают пальцем. Что наблюдается? К отверстию пробирки подносят горящую спичку и убирают палец. Что наблюдается? б) В пробирку помещают 3 капли уксусной кислоты, 2 капли воды и добавляют немного магния. Пробирку закрывают пальцем. Что наблюдается? К отверстию пробирки подносят горящую спичку и убирают палец. Что наблюдается Опыт № 3. Получение этилацетата (этилового эфира уксусной кислоты). В сухую пробирку помещают немного (высота слоя около 2 мм) безводного ацетата натрия и 3 капли этилового спирта. Добавляют 2 капли концентрированной серной кислоты и осторожно нагревают над пламенем спиртовки. Отмечают изменение запаха. Опыт № 4. Получение ацетанилида. В пробирку помещают 1-2 капли анилина, 3 капли воды и 1 каплю уксусного ангидрида. Содержимое пробирки тщательно перемешивают и подогревают на водяной бане 1-2 минуты. Затем охлаждают. Что наблюдается? Опыт № 5. Получение и свойства высших карбоновых кислот. а) В пробирку помещают 6-7 капель концентрированного раствора мыла, добавляют 1 каплю серной кислоты и слегка подогревают на водяной бане. Что наблюдается? Содержимое пробирки оставляют для следующего опыта. б) В пробирку с жирными кислотами, полученными в предыдущем опыте, добавляют 2-3 капли бромной воды и пробирку встряхивают. Отмечают происходящие изменения. в) В пробирку помещают 2-4 капли концентрированного раствора мыла, добавляют 1-2 капли раствора хлорида кальция и встряхивают. Отмечают происходящие изменения. Отчет по работе должен содержать следующие данные: 1. Название лабораторной работы. 2. Цель работы. 3. Описание опытов, уравнения всех проводимых реакций. 4. Таблицу с результатами опыта № 1. 5. План проведения анализа неизвестного вещества. 6. Описание и результаты проведенного анализа. 7. Вывод по проделанной работе.
Часть 2. Амины и аминокислоты Цель работы:знакомство с реакциями аминов и аминокислот. Краткая теория Амины. Аминами называются производные аммиака, в которых один, два или все три атома водорода замещены на углеводородные радикалы. Амины могут быть первичными - RNH2, вторичными - R2NH и третичными – R3N. При выполнении работы следует помнить следующее: 1. Химические свойства аминов определяются наличием неподеленной электронной пары у атома азота. Эта пара электронов обуславливает то, что амины являются основаниями (акцепторами протонов), а также выступают в роли нуклеофилов. Основные свойства аминов зависят от количества и строения радикалов, связанных с азотом. Электронодонорные заместители усиливают основность аминов, так как увеличивают электронную плотность на атоме азота. Растворимые в воде алифатические амины образуют гидроксиды алкиламмония:
2. В ароматических аминах неподеленная пара электронов атома азота участвует в сопряжении с ароматическим ядром и становится менее склонной к образованию связи с протоном. Поэтому ароматические амины являются более слабыми основаниями и образуют соли только с достаточно сильными кислотами:
3. Как нуклеофилы амины вступают в реакции алкилирования и ацилирования. При взаимодействии с азотистой кислотой в кислой среде первичные амины образуют диазониевые соли: HX
4. Соли диазония алифатических аминов очень неустойчивы и сразу разлагаются с выделением азота, поэтому продуктами реакции диазотирования первичных алифатических аминов являются спирты: HX H2O
5. Соли диазония ароматических аминов более устойчивы и могут реагировать без выделения азота. При их взаимодействии с фенолами или ароматическими аминами (реакция азосочетания) образуются окрашенные соединения. Реакция азосочетания является качественной реакцией на первичные ароматические амины. Ar,OH
Аминокислоты Аминокислоты - органические соединения, которые содержат две функциональные группы, противоположные по характеру: кислую карбоксильную и основную аминогруппу. Это создает возможность образования внутренних солей – бетаинов: +NH3(CH2)nCOO-. 1. Аминокислоты вступают в реакции по карбоксильной группе – этерификация, солеобразование. С основаниями образуют обычные соли, а с ионами тяжелых металлов комплексные соли:
CH2-NH2 O-C=O 2. Аминокислоты также дают все реакции аминов: образуют соли с кислотами, алкилируются, ацилируются, вступают в реакции конденсации с карбонильными соединениями. При реакции аминокислот, содержащих первичную алифатическую аминогруппу, с азотистой кислотой происходит диазотирование и распад соли диазония с образованием гидроксикислоты: H2O
+NH3 N2+ -N2 OH Эта реакция используется для качественного определения a-аминокислот в растворе. 3. Кроме реакций по амино- и карбоксильной группам аминокислоты могут вступать в реакции и за счет радикалов. Например, аминокислоты, которые содержат ароматические кольца, нитруются концентрированной азотной кислотой. Экспериментальная часть Студент получает набор известных веществ (амины – метиламин, анилин, сульфаниловую кислоту и набор аминокислот) и изучает их химические свойства. Последовательность выполнения работы: 1. Проводятся реакции аминов и аминокислот, отмечаются условия проведения реакций и все видимые изменения. Данные опытов № 1 и № 5 сводятся в таблицу.
![]() |