![]()
Главная Обратная связь Дисциплины:
Архитектура (936) ![]()
|
Человек и природа в прошлом и настоящем
Среди ряда ученых до сих пор бытует мнение, что зависимость человека от природы была особенно сильной в глубокой древности, а по мере приближения к нашему времени она становилась все более слабой. Между тем основоположники марксистского учения полагали, что чем дальше шел человек по пути экономического и социального развития, тем большее число неразрывных нитей связывало его с окружающей природной средой. Так, Ф. Энгельс считал, что на стадии дикости, когда повсеместно господствовало присваивающее хозяйство, несходство природного окружения не влияло существенно на региональные особенности экономического развития, «но с наступлением варварства мы достигли такой ступени, когда приобретает значение различие в природных условиях...» '. В древности зависимость человека от природного окружения была не более сильной, а более прямой и непосредственной. В дальнейшем, с развитием производительных сил, связь человека с природой становилась все сложнее и опосредованнее. Эта опосредованность и породила позднее иллюзию независимости человека от окружающей природной среды. Для исследуемой территории зависимость человека от естественно-географического окружения стала особенно сложной и многогранной начиная с бронзового века, когда в пределах Западно-Сибирской равнины окончательно оформились и приобрели достаточно четкую локализацию три больших хозяйственных ареала — ареал производящей экономики на юге, ареал традиционной присваивающей экономики на севере и ареал многоотраслевого хозяйства, сочетавшего производящие отрасли и присваивающие промыслы, в пограничье тайги и лесостепи. Усложнение зависимости человека от природы в этот период проявилось, в частности, в том, что каждый из трех названных ареалов мог существовать лишь на определенном ландшафтно-климатическом фоне. Распространенное убеждение, что первобытный человек был не способен проникнуть в законы природы, в свете этнографических данных выглядит поверхностным и прямолинейным. «Эвенк, — пишет А. Ф. Анисимов, — по характеру лосиного следа узнает, местный это или пришлый зверь, пришел он издалека или из ближайших мест, самец это или самка, молод и неопытен или стар и умен был зверь и т. д. По веткам, которые обглодал лось, охотник безошибочно заключает, голоден был зверь или сыт; по его следам — как вел себя зверь на жировке: долго ли он дневал здесь, ушел сам или кто-то его спугнул и т. д. Учтя все это, охотник и решает, где искать притаившегося зверя и как его скрадывать» 2. Перечень подобных примеров можно продолжать до бесконечности. Человек, беспомощный перед силами природы, неспособный проследить направление причинно-следственных связей природных явлений, не умеющий или не желающий соблюдать «законы» тайги и тундры, не смог бы выжить. Было бы неверно говорить, что первобытные люди были более зависимы от природы, правильнее считать, что в древности отрицательные последствия нарушения закона единства природы и общества сказывались на человеке более быстро и зримо, что заставляло его предпринимать своевременные шаги по предотвращению экологических кризисов или их смягчению. «Отмечаемый в настоящее время грандиозный рост антропогенного фактора, — пишет академик И. П. Герасимов, — порождает представление о все возрастающей независимости человека от природы. Однако следует указать на одновременный рост обусловленных самим, человеком экологических и эдафических кризисов, а также на мощные не подвластные человеку ритмы общей направленности развития природы земли, механизм которых определяется на биосферно-космических уровнях» 3. Тем не менее старые заблуждения удивительно живучи. Продолжают выходить в свет статьи и брошюры, где нас призывают «покорять» или даже «штурмовать» природу. Такой стиль управления природой метко оценен известным специалистом по общей экологии М. М. Камшиловым. «Мы уже давно «управляем» природой, — говорил он, — но наше управление пока больше напоминает старания незадачливого водителя автомашины, умеющего «крутить баранку», но незнакомого с устройством мотора и смутно представляющего маршрут движения» 4. Среди факторов, способствующих углублению нынешнего экологического кризиса, наиболее существенны следующие: 1) диспропорция между высокими темпами научно-технической революции и крайне низким уровнем наших знаний в области экологии и ее практического применения; 2) стремление получать от природы лишь немедленную зримую материальную отдачу, без учета того, чем эта сиюминутная выгода обернется для природы и человека в будущем; 3) исчезновение или, точнее, затухание издревле присущего человеку сознания его единства с природой; 4) нежелание или неумение учитывать опыт прошлого. В воспитании этого умения особенно велико значение археологии. Мне представляется, что сейчас ее роль и предназначенность сравнимы с ролью и предназначенностью мудрого старца далеких патриархальных времен, передававшего внукам и правнукам многовековой опыт ушедших поколений, учившего избегать в настоящем и будущем ошибок прошлого. Односторонность современной научно-технической революции заключается, на наш взгляд, в том, что осуществляющие ее люди, становясь все более умными в достижении высот технического прогресса, проявляют удивительное отсутствие мудрости в способности постичь содержание взаимосвязей биосферы и техносферы, предугадать последствия одностороннего акцента на безудержное развитие промышленного ландшафта. Думается, что подобные проявления объясняются отчасти тем, что не все еще могут правильно оценить цель и назначение своей технической вооруженности. Мне несколько раз в своих таежных экспедициях с удивлением приходилось наблюдать странную метаморфозу в поведении казалось бы интеллигентных и не злых парней, когда им доверялось обычное охотничье ружье. Они становились как бы другими людьми и начинали зачастую вести себя именно как «цари» природы, которые по мимолетной прихоти могли казнить или миловать окружающее зверье. Логика поведения выглядела примерно так: раз есть ружье, надо его использовать, а как — не суть важно. Судя по этнографическим материалам, первобытным людям не была свойственна бессмысленная жестокость к окружающему живому миру; им было чуждо стремление взять от природы больше, чем необходимо для жизни. По представлениям эвенков Подкаменной Тунгуски, хозяйка родовой земли (дуннэ мушунин) дает людям зверей только в том случае, когда они соблюдают установленные запреты, в частности не убивают лишних зверей и не оскорбляют добычи 5. У коряков аппатиль («добрый старик» — обычно обожествленный предок-покровитель) учил человека бережному обращению с богатствами окружающего мира: нельзя лишить жизни даже птичку, если в этом нет нужды 6. Убивать зверей зря, ради баловства, или мучить их считалось у негидальцев большим грехом. На Амгуни известна легенда, в которой рассказывается, что роды Хатагиль и Конига, прежде очень многочисленные, вымерли из-за того, что проявили жестокость по отношению к животным 7. Коренные жители тайги и тундры всегда помнили, что природа — мать всего сущего, животворящий источник. Неуважительное отношение к природе, осквернение ее человеком было чревато большими бедами 8. Особенно почитались земля, вода, деревья. У сибирских аборигенов плюнуть в реку считалось непростительным кощунством. Как мы плюем в реки сейчас и чем плюем, нетрудно увидеть, побывав на Иртыше и Оби. Сто лет назад человек, срубивший кедр, чтобы обобрать шишки, становился объектом всеобщего презрения. «По словам местных жителей, — писал С. Швецов о Сургутском крае, — бывали случаи, когда за подобные проделки виновных тут же, на месте преступления, вешали на первой попавшейся лесине, раздетыми донага привязывали к деревьям и оставляли в таком положении на съедение комарам и муравьям. Особенной суровостью и жестокостью в этом отношении отличаются остяки» 9. В последние годы мне все чаще встречаются в западносибирской тайге спиленные красавцы-кедры — результат хищнической добычи кедровых орехов любителями легкого заработка. Губительные последствия от отравления вод, эрозии почв, сокращения растительного покрова земли, уничтожения животных и от других последствий наших «побед» над природой становится все более реальной. Здесь уместно вспомнить слова Ф. Энгельса, который предостерегал: «Не будем . . . обольщаться нашими победами над природой. За каждую такую победу она нам мстит. Каждая из этих побед имеет, правда, в первую очередь те последствия, на которые мы рассчитывали, но во вторую и третью очередь совсем другие, непредвиденные, которые очень часто уничтожают значение первых. Людям, которые в Месопотамии, Греции, Малой Азии и в других местах выкорчевывали леса, чтобы получить таким путем пахотную землю, и не снилось, что они этим положили начало нынешнему запустению этих стран» 10 Тезис о единстве природы
![]() |