Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



Морально-этическая сторона проблемы



 

Иногда, оправдывая собственные промахи, начальствующие нефтяники, директора химических предприятий и другие технократы регионального масштаба заявляют, что отравление полей, уничтожение почв, загрязнение атмосферы и вод делается якобы в интересах людей — чтобы лучше накор­мить, напоить и одеть их. Но ведь не хлебом единым жив человек. Челове­чество не будет и не может быть счастливым на оскальпированной земле без прозрачных рек и озер, без зеленых полей и лесов, без голубого неба, без птиц и животных. Нельзя забывать, что все человеческое в человеке — доброта, благородство, любовь, мудрость — все эти человеческие качества зарождались, развивались и сделали человека человеком в условиях его единства с природой. Вне природы, разрушая природу, человек неизбежно обеднеет духовно и растеряет многие свои моральные ценности.

Сейчас в трудах советских ученых, особенно экологов и философов, все чаще говорится о необходимости перехода к ноогенезу — разумному уп­равлению эволюцией биосферы, для чего необходимы новые принципы прогрессивного развития общества 18. «Человек, — пишет М. М. Камшилов, — в отличие от других живых существ способен ставить цели и добиваться их осуществления. Сейчас наступил момент задуматься над тем, каковы должны быть наши цели. Сама жизнь выдвигает ноогене-тический критерий; они должны быть такими, чтобы их осуществление спо­собствовало процветанию человечества, а не вело его к пропасти ядерной катастрофы, самоотравлению и другим последствиям явно неразумной де­ятельности, навязанной обществу варварством прошлых социальных си­стем. Мы живем в век, когда происходит переоценка человеческой меры разумности, когда применение новых приемов воздействия на окружающий мир должно сочетаться с мудростью предвидения результатов этого при­менения» 19.

Охрана природы, доброе внимание к миру не должны ограничиваться лишь бережным отношением к естественно-географическому окружению. Не в меньшей мере наши заботы необходимо направить на сохранение па­мятников человеческого прошлого — древних поселений, архитектурных сооружений, ритуальных комплексов, наскальной живописи, которые не только раскрывают, нам страницы биографии человечества, но и явля­ются органичным компонентом окружающей среды.

Сейчас, начиная сознавать ответственность перед будущими поколени­ями, мы реконструируем историко-архитектурные памятники, пытаемся спасти вымирающих животных и исчезающую растительность, восстанав­ливаем нарушенные естественные ландшафты, сберегаем нетронутые уголки природы, создаем заповедники. Однако у нас до сих пор нет ар­хеологических заповедников, куда бы был строжайше запрещен доступ землеройной технике и все увеличивающейся армии добытчиков археоло­гического материала. Не так давно в Свердловской обл. были возобнов­лены раскопки знаменитого Ермакова городища, где прошла зимовка Ермака перед вступлением во владения Кучума. Похоже, уральские ар­хеологи до сих пор не поняли, что их священный долг — сохранение этого уникальнейшего исторического памятника 20. В 1982 г. тобольские архео-

логи заложили большой раскоп на Кошелевском городище, которое в 1582 (1583?) г. штурмовал ближайший друг и сподвижник Ермака атаман Богдан Брязга. В те времена это был самый южный остяцкий «го­родок», стоявший в пограничье остяцких и татарских земель. В результате неоправданных раскопок этот важный исторический памятник, заслужи­вающий самой строгой и тщательной охраны, безнадежно искалечен.

В последние годы отмечается «информационный взрыв» в археологии, во многом обязанный развертыванию археологических работ в зоне ново­строек. Некоторые археологи склонны расценивать новостроечные экспеди­ции как положительное явление в археологии: появилась возможность ис­следования памятников по микрорайонам, ускорились темпы раскопок в связи с применением землеройных машин, многократно возросла источ­никоведческая база и т. д. Нам кажется, однако, что это — несколько одно­сторонняя оценка содержания и последствий нынешнего так называемого «информационного взрыва» в археологии. Если форсированные раскопки с широким применением землеройных машин в зонах новостроек в целом оправданы, хотя и являются печальной необходимостью, то перенесение и активное внедрение новостроечных методов за пределы новостроек со­провождается, на наш взгляд, общим снижением методики археологиче­ских раскопок — зачастую по существу до кладоискательского уровня. Мы стремимся раскапывать в первую очередь самые хорошие и самые богатые памятники, не думая о том, что через сотню лет, оставь мы их сейчас в по­кое, они при возросшей методике полевых исследований дали бы во много раз большую научную информацию. Приоритет количества перед качест­вом и целесообразностью — показатель недостаточно высокой культуры археологических исследований.

Верховным Советом СССР 29 октября 1976 г. был принят Закон СССР «Об охране и использовании памятников истории культуры». В этой связи представляется не совсем понятным то обстоятельство, что одним из главных показателей научной значимости археолога по-прежнему явля­ется число раскопанных им древних памятников — 50, 75, 100 и т. д. Это напоминает критерий оценки качеств джентльменов прошлого века амери­канского дикого Запада — по числу убитых ими бизонов. Наверное когда-нибудь научатся исследовать древние памятники, не разрушая их, но, учи­тывая нынешние темпы раскопок, надо полагать, что когда это время на­ступит, археологических памятников уже не будет и возросшие возможно­сти осмысления археологического материала не смогут быть реализованы из-за отсутствия полноценных источников.

Думается, что методические и методологические принципы археологии должны исходить из единства научной и морально-этической сторон иссле­довательского процесса, из необходимости жалеть памятники, как мы жа­леем сейчас исчезающие виды животных и птиц, а также из того, что темпы накопления археологических материалов должны находиться в разумном динамическом равновесии с возможностями его исторического осмысления.



Просмотров 1675

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2025 год. Все права принадлежат их авторам!