![]()
Главная Обратная связь Дисциплины:
Архитектура (936) ![]()
|
Пастушеско-земледельческое хозяйство
В стадах, принадлежавших населению бронзового века западносибирских степей и лесостепей, которое входило в ареал носителей культур андроновского типа, количественно преобладал крупный рогатый скот, затем шел мелкий рогатый скот и, наконец, лошадь. По данным Т. М. Потемкиной, в Среднем Притоболье кости домашних животных на поселениях андроновского времени распределялись по числу особей следующим образом: крупный рогатый скот — 37,7—55%, мелкий рогатый скот — 20,9—47%, лошадь — 8,7 12% 12. Похожее соотношение разных видов скота выявлено на андроновских поселениях Южной Сибири и Северного Казахстана, причем М. П. Грязное считает, что у андроновцев верхней Оби крупный рогатый скот количественно превосходил мелкий «во много раз» 13 . Тот факт, что корова не способна добывать корм из-под снега, позволяет предполагать стойловое ее содержание в зимнее время и, следовательно, заготовку на зиму значительных запасов сена. Однако здесь следует иметь в виду, что зимний прокорм скота в то время был более легким в связи с малоснежными зимами в степях вследствие засушливости климата бронзового века, из-за чего подножный корм на зимних пастбищах был доступнее, чем в новое время. Этнографы неоднократно отмечали, что с переходом кочевников-скотоводов к более оседлому образу жизни увеличивается доля крупного рогатого скота и приобретает большое значение заготовка зимнего корма. В этом отношении весьма показательны данные по Эмбинскому уезду Тургайской обл., учитывающие долю разных видов скота в 1879 г., до развития земледельческих занятий, и в 1891 г., когда земледелие и оседлость здесь сделали некоторые успехи (табл. 1) 14. Таблица 1. Соотношение разных видов скота в Эмбннском уезде Тургайской обл. в 1879 и 1891 г.
Из приведенной таблицы видно, что с увеличением роли земледелия, толчок которому дал катастрофический джут 1879—1880 гг., казахи Эмбинского уезда всего лишь за 11 —12 лет существенно изменили состав стада: количество лошадей уменьшилось в 1,3 раза, верблюдов — в 1,25, поголовье же крупного рогатого скота увеличилось в 8,6 раза; одновременно возросла численность мелкого рогатого скота в2,4 раза. Тенденция к уменьшению доли лошади и увеличению значения крупного рогатого скота с возрастанием оседлости прослеживается и во всех других районах южносибирских и казахстанских степей 15. Интересно, что эта закономерность была зафиксирована не только в южных степях, но даже в суровой реликтовой лесостепи Центральной Якутии. «Есть указания на то, — писал в конце прошлого столетия В. Иохельсон, — что в прежние времена у якутов преобладал конный скот над рогатым; теперь же мы видим обратную картину: рогатого скота вдвое больше, чем лошадей»15. Он объясняет это возрастанием численности населения и усилением степени оседлости, при которой выгоднее содержать крупный рогатый скот. Оседлости здесь, как и в южных степях, способствовало сокращение пастбищ, развитие сенокошения и (на юге Якутии) земледельческих занятий, особенно в Олекминском округе17 ''. В разных местах Зауралья и Западной Сибири в зависимости от ландшафтно-географических условий соотношение разных видов скота в стаде бронзового века было не вполне одинаковым. Так, на поселении Черноозерье VI в северной части прииртышской лесостепи остеологический материал неожиданно показал подавляющее преобладание овцы (163 особи против 29 лошадей и семи коров) 18. Правда, этот памятник относится не к андроновскому, а к самусьско-кротовскому кругу культур. Но есть основания говорить о возможных различиях в составе андроновского стада: андроиовские поселения Мирный III, IV в Челябинской обл. тоже показали преобладание овцы, хотя и в меньшей степени, чем на Черноозерье VI (Мирный III: крупный рогатый скот — 29 особей, мелкий 33, лошадь — три особи; Мирный IV: крупный рогатый скот — 37 особей, мелкий — 54, лошадь - четыре особи)19. Существует мнение, что количественное соотношение разных видов скота, выявляемое по костям домашних животных в культурном слое древних поселений, не соответствует их истинному соотношению в реальном стаде, так как воспроизводство овец идет более быстрыми темпами, чем коров и лошадей, и поэтому необходимы соответствующие поправки и коэффициенты. Думается, однако, что количественное соотношение костных остатков домашних копытных (по числу особей) в культурном слое древних поселений отражает более объективную картину численного соотношения разных видов скота в реальном стаде, чем с учетом предлагаемых поправок, где не принимаются во внимание этнографические особенности населения, ландшафтно-климатические условия его существования, неодинаковая смертность разных видов домашних копытных от буранов, гололедов, эпизоотии, нападений хищников и т.д. В 1891 г. кочевники Тургайской обл. имели 1969 тыс. овец и 714 тыс. лошадей, т. е. овец было почти в 3 раза больше, чем лошадей 20. В те годы, по данным А. И. Добросмыслова, в Тургайской области забивалось ежегодно около 400 тыс. овец и 70 тыс. лошадей 2|, т. е. овец почти в 6 раз больше, чем лошадей, что в 2 раза превышает их количественное соотношение в реальном стаде. Это как будто противоречит высказанному нами мнению. Однако здесь надо учитывать следующее: лошади и крупный рогатый скот забивались степняками, за редким исключением, осенью при массовой заготовке мяса на зиму, а овцы — и летом, и осенью 22. Поэтому количество особей овцы, выявляемое по остеологическим остаткам на зимних поселениях со стационарными жилищами, по крайней мере вполовину меньше забиваемых в действительности. Таким образом, не соответствуя числу убиваемых за год овец, количество забитого на зиму мелкого и крупного рогатого скота, тем не менее, достаточно верно отражает их реальное соотношение в стаде. Данные прошлого столетия об осенних убоях скота по степному Казахстану в целом говорят, что овец забивали в 3—5 раз больше, чем лошадей 23, что в общем соответствует их количественному соотношению в стаде степных кочевников и полукочевников Казахстана в то время 24. Почти очевидно, что наряду с локальным своеобразием пастушеского и пастушеско-земледельческого хозяйства степей в эпоху бронзы должны были иметь место какие-то хронологические тенденции — особенно в процессе перехода к кочевому скотоводству. В Среднем Притоболье, например, к концу бронзового века идет увеличение доли лошади в стаде и параллельно уменьшение процента крупного рогатого скота 25. На поселениях саргаринской культуры в Северном Казахстане, относящейся к переходному времени от бронзового века к железному, доля лошади составляет по остеологическим материалам уже более 30% (Саргары, Петровка IV, Алексеевское); в целом численность домашних копытных, способных к самодобыванию корма, — лошади, овцы, намного превышает здесь в это время количество крупного рогатого скота 26. Сходная тенденция наблюдается в Центральном Казахстане, что убедительно показано А. X. Маргула-ном по данным памятников бегазы дандыбайской культуры 27. Похожую картину выявила М. А. Итина на поселениях амиробадской культуры конца бронзового века в Приаралье. Она интерпретировала это явление как «выделение хозяйственного типа полукочевых скотоводов из хозяйственно-культурного типа земледельцев-скотоводов предшествующего, тазабагьяб-ского времени» 28. Таким образом, в истории пастушества южной части Западно-Сибирской равнины в эпоху бронзы прослеживаются две тенденции — локальная и хронологическая: локальная выразилась в неодинаковом количественном соотношении разных видов скота в разных районах; хронологическая проявилась в том, что с приближением к эпохе железа возрастает роль лошади в стаде и уменьшается доля крупного рогатого скота. Вторая тенденция отражает процесс накопления внутри пастушеско-земледельческого хозяйства новых качеств, позволивших перейти на рубеже бронзового и железного веков к кочевому скотоводству. Можно предполагать, что одновременно с возрастающей подвижностью степного населения роль земледелия в степях к концу бронзового века несколько падает, хотя мы не в состоянии подтвердить это предположение какими-либо конкретными археологическими материалами. Несмотря на утвердившееся в литературе мнение о знакомстве степного и лесостепного населения бронзового века с земледелием, у нас до сих пор нет прямых данных в пользу этой точки зрения. Дело в том, что древнейшие земледельческие орудия типологически не отличаются от орудий собирательства. Эта недифференцированность является, видимо, отражением факта генетической близости собирательства и примитивного мотыжного земледелия, особенно выраженной'на ранней стадии производящего хозяйства. Не случайно в сибирских документах инородческими пашнями нередко назывались места, где шорцы, северные алтайцы и другие сибирские аборигены занимались собирательством. Так, например, говоря о киргизах, что «у них хлеба не сеют и не родится», ту же добавляли: «а у них де на пашнях и сарану и коренья копают на всяких пашнях» 29. Отсутствие в Западной Сибири определимых раннеземледельческих орудий может объясняться и другими причинами, например тем, что они в основной массе были деревянными и поэтому не дошли до нас. Еще в прошлом столетии казахи-земледельцы Большой Орды вспахивали поле кривым деревом (агач-имек'ом), боронили пучком деревянных ветвей, привязанных к хвосту лошади; крупные комья земли разбивали деревянной дубиной, а урожай иногда убирали, выдергивая колосья из земли руками 30. Не исключено, что на ранних этапах западносибирского земледелия сев проводился без предварительного рыхления земли. Так, этнографически засвидетельствовано, что шорцы и челканцы иногда сеяли ячмень на необработанном поле, а созревшие колосья срезали ножом или выдергивали руками 31. «Самый первобытный способ сбора хлеба — рвать руками, — читаем мы в отчете Н. Ядринцева о поездке на Алтай, — мы встретили на Чуе; в других местах, как на Аргуте, употребляли нож с косой ручкой» 32. По запискам И. Г. Фалька, татары, жившие в XVIII в. между Тарой и Тобольском, «ячмень и овес не жнут, но деревянным орудием выдергивают колосья так, что солома остается на земле» 33. Если дело обстояло подобным образом и в древности, то крайняя редкость в Западной Сибири достоверно засвидетельствованных земледельческих орудий, ранних эпох не должна нас удивлять. Менее понятным представляется практически полное отсутствие на западносибирских андроновских поселениях зерен культурных злаков. Еще удивительней, что такая же картина наблюдается на хорошо изученных тазабагьябских поселениях Приаралья, население которых, по мнению исследователей, жило преимущественно земледельческим бытом и широко практиковало искусственное орошение полей. «Как ни невероятно, — недоумевает в связи с этим М. А. Итина, — но при столь выраженной оросительной сети не встречено ни одной находки зерен тех злаков, которые сеяли тазабагьябцы» 34. Видимо, поиски безусловных свидетельств земледелия у западносибир-ких андроновцев и одновременных им групп населения долго еще будут приводить к спорным результатам: находки зернотерок, пестов и мотыг можно в равной мере считать свидетельством собирательства; находки серпов — свидетельством заготовки трав для подкормки скота в зимнее время; находки зерен культурных злаков (если они встречаются эпизодически и в сравнительно небольших количествах) — показателем связей с соседями-земледельцами и т. д., причем во всех случаях можно найти подтверждающие этнографические примеры. Поскольку и без того скудный фактический материал дает при его оценке большой простор для разночтений, необходимо обратиться к экологической стороне проблемы. Все исследователи признают, что сибирские андроновцы хорошо знали скотоводство и в то же время вели достаточно оседлый образ жизни. Известно, что в условиях первобытной производящей экономики единственной отраслью хозяйства, которая могла привязать людей к одному месту и обеспечить оседлость, являлось земледелие. Если скотоводческо-земледельческие группы по каким-либо причинам утрачивали земледелие и превращались в «чистых» скотоводов, они теряли оседлость. Теоретически не исключено, что в некоторых местах Южной Сибири и Казахстана могло существовать оседлое скотоводческо-рыболов- ческое хозяйство, где оседлость обеспечивалась рыболовством, но для исследуемой территории мы пока не располагаем на этот счет достоверными археологическими данными. Правда, этнографически известно, что казахи-камауцы низовьев р. Или в Прибалхашье осуществляли в прошлом столетии многоотраслевое хозяйство, в котором земледельческие, рыболовческие и скотоводческие занятия играли примерно равную роль. Однако камауцы не были полностью оседлыми, так как летом часть их кочевала со стадами в стороне от постоянных поселений35. Это наводит на мысль, что традиционная точка зрения об оседлом быте пасту шее ко-земледельческого населения степей в эпоху бронзы может быть оспорена. Видимо, оседлость южносибирских и казахстанских андроновцев была весьма относительной. Этнографические источники, накопленные для Казахстана, свидетельствуют о том, что комплексное пастушеско-земледельческсе хозяйство в зоне степей не могло быть вполне оседлым. «Земледелие, — замечает по этому поводу А. Лев-шик о казахах юга степной зоны, — не делает их оседлыми. Они кочуют около пашен своих только до того времени, пока хлеб спеет. Сжав его и обмолотив, они берут с собою нужную часть оного, а остальную зарывают в землю до будущего посева и уходят в другие места» 36. Даже наиболее привязанные к своим пашням казахи-земледельцы р. Чу, имевшие в среднем по три десятины посевов на семью, отправляли с весны почти весь скот на горные пастбища, где пасли его до середины сентября, т. е. вели практически полуоседлый образ жизни37. Казахи, сочетавшие скотоводство с земледелием, вынуждены были кочевать на сравнительно небольшом расстоянии от зимников, чтобы иметь возможность хотя бы изредка посещать свои земледельческие участки. «Как только посев кончен, — писал А. К. Гейне о скотоводческо-земледельче-ских казахских группах середины прошлого столетия, — то земледельцы идут в свои кочевья и возвращаются к пашням дней через 60, то есть ко времени жатвы; однако же и до этого срока они изредка навещают поля для наблюдения за ними, а в южной части весьма знойной степи и для поливки нолей» 38. Усилившееся расслоение пастушеско-земледсльческих казахских родов при пел о к тому, что на летнюю кочевку стал отправляться не весь производственный коллектив, а отдельные семьи, имевшие большие по численности стада. Беднота же оставалась летом на зимниках, где пробавлялась земледелием, а в некоторых местах и рыболовством. Вот как описывает Ю. Шмидт социальный и производственный статус оседлой части казахских родов XIX столетия, живших в южной части Казахстана, где имелись условия для искусственного орошения полей: «Всюду, где только местность допускала возможность искусственного орошения, обедневшие киргизы — игинчи и джатаки устраивали себе поля к принимались за земледельческую культуру. Обыкновенно эти бедняки являются батраками богатых киргиз, которые за труд снабжают их необходимыми примитивными орудиями, дают им в пользование одного или нескольких молодых бычков или волов для обработки поля, разъездов верхом и в арбе, корову и нескольких овец, затем отпускают на посев семена, а для жилья старую, рваную и прокопченую юрту, словом, дают все самые необходимые средства для самостоятельной жизни вблизи возделан- ных полей... Пашут обыкновенно агач-имеком (агач — дерево, имек — кривое), который лишь в слабой степени напоминает соху; конец этой ковырялки иногда окован... Вслед за тем игинчи, джатаки со всеми членами своих семейств вооружаются здоровыми дубинками, союлами, мотыками и приступают к раздроблению и измельчению комьев и глыб; после сего принимаются за ручной посев, и если почва сухая, то пускают воду. Этим заканчивается процесс посева, остается тщательно наблюдать за достаточностью потребной влаги, необходимой для роста злаков, и караулить зерно от клева птиц и потрав... Одновременно с обработкой полей на игинчах лежит обязанность заботиться сбором возможно большего запаса сена, а посему некоторые члены семьи в свободное время приступают к сенокошению... В течение двух месяцев, иногда раньше всходы уже пускают колосья и быстро созревают. Уборка производится серпами, увязывают в снопы и складывают в небольшие копны, а после сего принимаются за молотьбу тут же на глинобитной и ровной поверхности. Для молотьбы сгоняют всю крупную скотину, какая имеется, и гоняют по кругу, на котором разбросана часть жатвы, затем просеивают лопатою во время ветра, и, наконец, ссыпают зерно в мешки, складывают в конические ямы и тому подобные укромные места» 39. Нам представляется, что андроновские поселения эпохи бронзы в казахстанских и южносибирских степях по своей хозяйственно-бытовой значимости сопоставимы с позднейшими казахскими зимниками, которые, кстати, стали играть особенно важную роль со второй половины прошлого столетия, когда значительная часть казахов начала переходить от кочевого к полукочевому хозяйству в связи с развитием у них земледельческих занятий. По аналогии с казахскими зимниками можно предполагать, что андроновские поселения были в основном зимними местообиталищами, т. е. зимою здесь, видимо, жил весь производственный коллектив, летом же часть жителей оставалась на поселении (возделывать пашню, охранять посевы, убирать урожай, заготавливать сено для зимней подкормки скота и т. д.), тогда как другая часть с основной массой скота кочевала на летних пастбищах, которые были расположены сравнительно близко от поселений - вряд ли далее 50—100 км. Летняя пастьба скота в непосредственной близости от поселений могла привести к потраве посевов, сенокосных угодий и зимних пастбищ. По этнографическим данным, летние потравы на казахских зимниках, если и бывали, то обычно по вине чужеродных групп — туркменов, казахов-адаевцев и др.40 Главной причиной нерекочевок минусинских тюрков весною на летники, по И. Ка-ратанову, было стремление «сберечь от потравы скотом покосные луга, лежащие около зимовок» 41. Можно предполагать, что значимость отгонной пастьбы у андроновцев не была постоянной, а зависела от хороших и плохих для скотоводства лет, которые при неустойчивых погодно-климатических условиях степной зоны достаточно часто сменяли друг друга. Тем не менее факт ее существования в течение всей эпохи бронзы в казахстанских и южносибирских степях, на наш взгляд, почти бесспорен. В этой связи любопытно отсутствие на раскопанных до сих пор степных андроновских поселениях костей свиньи — животного, которое, по мнению специалистов, является показателем оседлого быта. Интересны в этом отношении и данные об отгонном скотоводстве у древнеямного и срубного населении Волго-Донского междуречья, изложенные в работах В. П. Шилова 42. Нам представляется, что приведенные факты и соображения, давая право видеть у стенного населения эпохи бронзы элементы кочевого быта, не могут быть квалифицированы как безусловное свидетельство начала перехода к кочевничсству или становления кочевпичества. Скорее, отмеченные элементы следует понимать как непременное условие существования пастушеско-земледельческого хозяйства в степях и как показатель потенциальной готовности пастухов-земледельцев стенной зоны перейти при изменившихся обстоятельствах к кочевому скотоводству. Если признать отгонный характер скотоводства у степных эндроновцев, то сам собою отпадает традиционный тезис о полукочевом, отгонном скотоводстве как переходной стадии между пастушеско-земледельческим хозяйством бронзового века и кочевничеством эпохи железа 43. На нынешнем этапе археолого-этпографической изученности Южной Сибири и Казахстана представляется более вероятным, что гранью между пастушеско-земледельческим хозяйством и кочевничеством было не отгонное, полукочевое скотоводство, а тот хронологический момент, когда над внутриро-довым разграничением земледельческих и пастушеских обязанностей возобладало региональное, межплеменное разделение земледелия и скотоводства, что выразилось в разной локализации, но взаимном противопоставлении и даже известной враждебности этих двух частей ареала производящей экономики. Другими словами, здесь мы имеем дело с тем случаем, когда крупное разделение труда привело не к выделению разных классов, сословий и каст внутри общества, а к разделению последнего на несколько разных обществ, с несходными формами хозяйства — вданном случае на общество оседлых земледельцев и общество кочевых скотоводов, наряду с которыми всегда существовал ряд переходных форм, характеризующих нестабильные и динамичные по внутренней хозяйственной структуре полукочевые или полуоседлые общества. Последние были, на наш вгляд, прямыми наследниками и продолжателями хозяйственно-бытовых традиций степных пастушеско-земледельческих обществ эпохи бронзы.
![]() |