![]()
Главная Обратная связь Дисциплины:
Архитектура (936) ![]()
|
Керамика с андроноидной гребенчатой орнаментацией и сопровождающие ее бронзовые изделия
1, 4, 5, 12 – Коптяковские поселения; 2- Карасье озеро; 3, 11 – Южный берег Андреевского озера, участок VI; 6, 9- Нижнее Чуракаевский могильник; 7- Мало-Кизильское селище; 8- оз. Шарташ; 10- Юкалеулевский могильник Рис.5. Самусьско- сейминская эпоха. Таежная зона Западной Сибири. Керамика с гребенчато- ямочным орнаментом и сопровождающий ее инвентарь 1, 6, 7- Самусьское IV поселение; 2-5 поселение Большой Ларьяк II; 8- поселение Ипкуль I; 9 – р. Тенга. 4, 5- камень; 9- бронза; остальное глина Рис.6. Самусьско - сейминская эпоха. Лесостепное и южнотаежное Объ –Иртышье. Керамика с отступающее – накольчатой орнаментацией ( самусьская культурная общность) 1, 3 –южный берег Андреевского озера, участок X; 2- Ростовкинский могильник; 4- поселение Ипкуль I; 5, 9- 14 - Самусьское IV поселение; 6-8 –Логиновское городище Рис. 7. Андроновская эпоха (XIII- X вв. до н.э.). Таежное Прииртышье и Среднее Приобье. Андроноидный культурный массив. Сузгунская и еловская культуры 1 - городище Чудская Гора; 2- р. Туй; 3- поселение Малгет; 4- р. Кенга, пос. Золотые Юрты; 5- Десятовское поселение. 1, 3, 5 – глина; 2- камень; 4- бронза Рис. 8. Андроновская эпоха. Южнотаежное Зауралье и Среднее Приобье. Керамика и орудия черкаскульской и еловской культур 1- Карасье озеро; 2- Исетское озеро; 3, 4, 7, 14,20- Еловский II могильник; 5, 9, 12, 13, 17, 18 – Еловское поселение; 6, 8, 10, 11, 15, 16, 19- Десятовское поселение. 3, 5, 7, 13- бронза; 4, 6, 8, 11, 16, 17- камень; 12, 20- кость; остальное- глина взгляд, не вполне логичен. Во-первых, без обращения к этнографии мы не имеем возможности определить, близки сопоставляемые условия (и уровни) или не близки. Во-вторых, перечисленные условия не определяют всех возможных подходов к трактовке археолого-этнографических сопоставлений. В последние годы стало модным выражать скепсис относительно правомерности археолого-этнографических сопоставлений на том основании, что все современные неразвитые группы подверглись влиянию более передовых народов. В приведенном тезисе ясно видно игнорирование того безусловного факта, что всегда, на всех этапах исторического развития, те или иные общества испытывали на себе влияние других, в том числе более передовых. Путь исследовательского поиска в археологии как, раз и заключается в выработке умения отличать местное от прошлого, главное от второстепенного, новое от старого, традиционное от нетрадиционного. И все мы в своих работах так или иначе пытаемся это делать. Сложность и противоречивость исторического процесса должны не отвращать нас от поиска, а, напротив, стимулировать этот поиск. Вместе с тем нельзя не признать, что подчас имеет место слишком прямолинейное обращение к этнографии. Естественно вызывает недоумение, когда древний предмет, напоминающий по облику деталь современного шаманского костюма, объявляется свидетельством шаманизма в каменном веке. Не могут не удивлять также безоговорочные экскурсы при реконструкции социальной жизни сибирского населения эпохи бронзы в этнографию австралийских аборигенов, живших на стадии каменного века и в совершенно других экологических условиях. Формальное проецирование этнографии на археологию дискредитирует метод археолого-этнографических сопоставлений. Уменье находить и объективно осмысливать археолого-этнографиче-ские параллели при реконструкции тех или иных явлений археологической действительности — одно из важных условий выхода на исторический уровень археологического исследования. Это условие лежит в основе так называемого палеоэтнографического подхода в археологии. Он во многом близок сравнительно-историческому методу, но имеет свои особенности. Раскрывая содержание сравнительно-исторического метода, К. Маркс писал: «Анатомия человека — ключ к анатомии обезьяны. Намеки же на более высокое у низших видов животных могут быть поняты только в том случае, если само это более высокое уже известно. Буржуазная экономика дает нам, таким образом, ключ к античной и т. д.» 22. Из приведенного высказывания следует, что сравнительно-исторический метод, исходя из общих закономерностей и конкретных тенденций исторического развития, позволяет прогнозировать будущее на основе прошлого и реконструировать прошлое на основе настоящего и менее далекого прошлого. Специфика палеоэтнографического метода (подхода) заключается в том, что здесь прошлое и настоящее нередко выступают по существу в одном качестве: так, аналогом прошлой (археологической) действительности может выступать живая (этнографическая) действительность. Тактика палеоэтнографического подхода заключается в выборе наиболее подходящей этнографической модели реконструируемого археологического явления.
В известном смысле палеоэтнографический подход является приемом этнографического моделирования в археологии. Так, объясняя факт увеличения доли лошади в стаде степного западносибирского населения эпохи поздней бронзы, мы ищем этнографический аналог этому явлению. Данные по этйографии казахов-кочевников юга Западно-Сибирской равнины показывают, что в прошлом столетии переход отдельных казахских групп к оседлости сопровождался уменьшением процента лошади и возрастанием роли крупного рогатого скота, а в случае возвращения от вынужденной оседлости к кочевничеству удельный вес лошади в стаде опять увеличивался. В свете приведенной этнографической аналогии (модели) увеличение доли лошади в стаде степного населения Западной Сибири на поздних этапах бронзового века можно трактовать как отражение процесса накопления элементов кочевого быта у степняков в связи с переходом от пасту-шеско-земледельческого хозяйства к кочевому скотоводству. Особенностью палеоэтнографического подхода является также то, что он, как правило, тесно связан с экологическим подходом. Это объясняется тем, что обращение археолога к этнографии наиболее правомерно тогда, когда сопоставляемые археологические и этнографические факты отражают экологическую обусловленность явления, представляют собой закономерный результат рационального приспособления человеческого коллектива к окружающей среде. В тех случаях, когда интересующие нас тенденции и закономерности прослеживаются в течение нескольких исторических эпох, палеоэтнографический подход может выступать на уровне сравнительно-исторического метода. К сожалению, это обстоятельство обычно остается вне поля зрения археологов. Нередко приходится слышать упрек, вроде: «Как можно, характеризуя хозяйственно-бытовой уклад ранних кочевников, обращаться за аналогиями к поздним кочевникам — ведь это две разные ступени исторического развития». Между тем в зависимости от цели исследования бывает можно и нужно сопоставлять уклад не только ранних и поздних кочевников, но кочевников и оленеводов, кочевничество эпохи железа и подвижную охоту на степных копытных каменного века, так как эти разные формы хозяйства демонстрируют во многом сходную манеру адаптации к природной среде. В настоящее время у некоторых археологов, особенно молодых, крепнет вера в по существу неограниченные возможности математических методов, при помощи которых можно вычислять (именно вычислять, а не исследовать) исторические процессы и археологические культуры. Думается, однако, что использование математических методов в исторической науке правомерно прежде всего на источниковедческом уровне исследования. Нельзя ставить знак равенства между математической и исторической логикой, так как это может привести к подмене диалектического подхода метафизическим, что будет большой методологической ошибкой. В равной мере было бы наивно ожидать, что можно вывести некую формулу археолого-этнографических сопоставлений, пользуясь которой, археолог будет приходить к правильным и бесспорным историческим выводам. Любая формула статична и однозначна, тогда как исторический процесс динамичен и многозначен. Поэтому интерпретационный уровень археологического исследования не может быть вмещен в рамки строгих схем и формул, ибо это неизбежно приведет к односторонности и схематизму, как это всегда бывает при метафизическом подходе. Говоря о соотношении метафизического и диалектического методов в исследовательском процессе, Ф. Энгельс писал, что метафизике «мыслит сплошными непосредственными противоположностями; речь его состоит из: «да—да, нет—нет; что сверх того, то от лукавого». Для него вещь или существует или не существует, и точно так же вещь не может быть самой собой и в то же время иной. Положительное и отрицательное абсолютно исключают друг друга; причина и следствие по отношению друг к другу тоже находятся в застывшей противоположности. Этот способ мышления кажется нам на первый взгляд вполне приемлемым, потому что он присущ так называемому здравому человеческому рассудку. Но здравый человеческий рассудок, весьма почтенный спутник в четырех стенах своего домашнего обихода, переживает самые удивительные приключения, лишь только он отважится выйти на широкий простор исследования. Метафизический способ понимания, хотя и является правомерным и даже необходимым в известных областях, более или менее обширных, смотря по характеру предмета, рано или поздно достигает каждый раз того предела, за которым оно становится односторонним, ограниченным, абстрактным и запутывается в неразрешимых противоречиях, потому что за отдельными вещами он не видит их взаимной связи, за их бытием — их возникновения и исчезновения, из-за их покоя забывает их движение, за деревьями не видит леса» 23. Трудно себе представить, что электронно-вычислительные машины, питающиеся усредненными и зачастую субъективно подобранными показателями (но тем не менее возведенными в статус аксиом), могут обладать интуицией, способны исходить их парадоксальных ситуаций, в силах учитывать динамическое своеобразие локальных и хронологических тенденций, в состоянии тонко и нестандартно проникать в глубь явлений. «Исключительная эмпирия, — замечает Ф. Энгельс, — позволяющая себе мышление в лучшем случае разве лишь в форме математических вычислений, воображает, будто она оперирует только бесспорными фактами. В действительности же она оперирует преимущественно традиционными представлениями, по большей части устаревшими продуктами мышления своих предшественников, такими, например, как положительное и отрицательное электричество, электрическая разъединительная сила, контактная теория. Последние служат ей основой для бесконечных математических выкладок, в которых из-за строгости математических формул легко забывается гипотетическая природа предпосылок» 24. Признавая динамичность, многогранность и внутреннюю противоречивость явлений, в том числе и явлений археологической действительности, мы тем самым должны признать, что отражающие их научные понятия тоже динамичны, многогранны и внутренне противоречивы. Вне диалектического подхода, абсолютизируя строго определенное содержание и объем понятий, мы исходим из невозможности развития теоретического знания, потому что развитие теоретического знания — это развитие понятий и переход от одних понятий к другим. Такое развитие и такие переходы невозможны при строгой однозначности формы и содержания понятий. Известно, например, что в понятии этнос в процессе его развития вы- делились две разные стороны — этнос как социальная категория и этнос как популяция. Первой из них сейчас занимаются преимущественно археологи, историки и этнографы, второй — главным образом антропологи, отчасти также биологи, экологи и др. Названные стороны могут рассматриваться, таким образом, как два разных содержания единого понятия этнос, и если мы попробуем исключить одно из них, этнос в его современном понимании и само научное понятие этнос перестанут существовать. Обогащение научного понятия новым содержанием — непременное условие развития не только научного понятия, но и научной теории (в данном случае теории этноса), а также развития научного знания в целом. Односторонний подход к этносу как научному понятию особенно часто проявляется при попытках социальной и этнической атрибуции археологической культуры. Стала традиционной схема, по которой археологическая культура совмещается с группой родственных по происхождению племен, т. е. с этносом, который, в свою очередь, определяется как социальный организм. Нам представляется, что эта схема характеризует идеальный случай совмещения. Конечно, такая схема нужна, но нужна, на наш взгляд, лишь в той мере, в какой, например, географам-ландшафтоведам необходима схема «идеального континента». В действительности такие эталонные схемы не могут отражать многообразие и сложность реальной картины, что обязательно следует оговаривать в наших археолого-этногра-фических исследованиях. По мнению ряда ученых, не все сибирские этносы знали племенную организацию (коряки, чукчи, ительмены 25). У других сибирских народностей, например! у эвенков, северных селькупов, направление брачных связей легко менялось, выходя в ряде случаев далеко за пределы этнических границ. В ряде случаев дуально-фратриальное деление выступало показателем не племени, а этноса в целом. У обских угров единая дуально-фратриальная организация связывала не племя и даже не этнос, а этнолингвистическую общность, в которую входили две народности — ханты и манси, с несколькими языковыми диалектами у каждой. Даже те социальные подразделения, которые сибирские этнографы склонны называть племенем, не всегда строго отождествимы с конкретным этносом или этнографической группой. Судя по сибирским археологическим и этнографическим материалам, одним из вариантов сложения «племени» был следующий: в чужеродную среду внедрялась группа мигрантов — как правило, род или группа родственных родов (потому что переселялись обычно экзогамные коллективы). Эта пришлая группа должна была вступать, нередко после длительной и кровопролитной войны, в брачные связи с этнически чуждыми аборигенами (во избежание нарушения экзогамных норм), т. е. вынуждала местное население к взаимодействию на фратриальном уровне. При социальной оценке эти две традиционно бра-чащиеся половины выступают вроде бы как единый социальный организм, а в этническом отношении они осознают себя как два разных народа и во всех других сферах противопоставляют себя друг другу, причем это противопоставление и даже противоборство тоже закрепляется традицией и может длиться сотни лет. Таким образом, проблема соотношения культуры, этноса и племени (группы родственных племен) чрезвычайно сложна и не может быт вмещена в однозначные рамки, так как любая строгая схема неизбежно ограничила бы наши исследовательские возможности. статичная установка, поданная на уровне формулы, а построение, предусматривающее достаточный простор для своего дальнейшего развития; что исследователь не тот, кто знает все существующие схемы и умеет подгонять под них материал, а тот, кто способен выходить за рамки традиционных точек зрения, преодолевать давление существующих схей и формул, разумно сомневаться в аксиомах и устоявшихся взглядах. Многие археологи до сих пор продолжают считать, что археологический материал является не только основным, но по существу единственным источником познания далекого прошлого, и поэтому практически не используют в своих исторических исследованиях тех многогранных возможностей проникновения в археологический материал, которые могут дать нам экология, палеогеография, этнография и другие науки. Сейчас среди ученых, особенно философов и специалистов по общей экологии, все чаще поднимается вопрос об «экологизации» науки 2б. И. П. Герасимов высказал мысль, что экологию следует понимать не столько как особую науку, сколько как «специфический общенаучный подход к изучению различных объектов природы и общества, наряду, скажем, с системным и кибернетическим подходами»27. Такой подход особенно оправдан применительно к древней истории и прежде всего к истории первобытного общества. К. Маркс и Ф. Энгельс считали, что нельзя дойти «хотя бы только до начала познания исторической действительности, исключив из исторического движения теоретическое и практическое отношение человека к природе. . .» 28. В настоящей работе предпринята попытка показать возможности экологического подхода в понимании явлений и процессов истории первобытного общества — в первую очередь применительно к Западной Сибири. Однако было бы неправильно думать, что в методологии археологической (как и любой другой) науки можно вычленить «чистый» экологический подход. В археологии экологический аспект исследования так тесно и органично переплетен с палеогеографическим, палеоэтнографическим, социологическим и другими, что в каждом отдельном случае бывает трудно ограничить его определенными рамками. Процесс исторического осмысления археологического материала проходит, как правило, несколько этапов. Раскопав, например, древнее поселение, мы пытаемся реконструировать хозяйство его обитателей. Это делается главным образом палеоботаническими и остеологическими методами. Одновременно мы стремимся реконструировать древнюю географическую среду, применяя при этом весь доступный набор палеогеогра-фических методов. Затем мы обращаемся к литературе по проблемам взаимосвязи природы и общества — с тем, чтобы уловить закономерности экономической и социальной адаптации конкретного первобытного коллектива к данной природной среде. Здесь экологический аспект выступает, пожалуй, наиболее выраженно. Затем мы идем в этнографию, где пытаемся найти подходящий аналог этому отчасти уже реконструированному нами обществу, чтобы окончательно все домыслить, уточнить и понять. И лишь затем мы рискуем обнародовать свою реконструкцию на уровне концепции. На всех этапах этого исследования используется в той или иной мере эко- логический подход; поэтому весь изложенный комплекс методов мы вправе оценивать в русле экологического подхода. Сейчас в археологии все явственнее обозначается разрыв между быстрыми темпами накопления археологического материала и крайне медленными темпами его исторического осмысления. Примечательно, что все лучшие обобщающие работы по древней истории Сибири написаны в конце 1940-х—середине 1950-х годов, т. е. задолго до нынешнего так называемого «информационного взрыва» в археологии. Я имею в виду прежде всего такие фундаментальные труды, как «Древняя история Южной Сибири» С. В. Киселева (1949) и «Неолит и бронзовый век Прибайкалья» А. П. Окладникова (1950, 1955). До сих пор никто из сибирских археологов по глубине историзма не только не превзошел их, но, пожалуй, и не сравнялся с ними, несмотря на то что источниковедческая база увеличилась сейчас в десятки, если не в сотни раз. Совершенно очевидно, что традиционные археологические методы сами по себе, без их дальнейшей разработки и без внедрения в них новых подходов, уже не в состоянии обеспечить достижение новых уровней историзма, нового уровня теоретических обобщений. В свете сложившейся диспропорции между источниковедческим и историческим уровнями археологического исследования внедрение экологического подхода в археологию особенно актуально. Можно без преувеличения сказать, что вне «экологизации» археологической науки нельзя плодотворно разрабатывать такие важные проблемы древней истории Сибири, как факторы изменения форм экономики (в частности, предпосылки становления производящего хозяйства), причины расцветов и упадков древних культур, условия неравномерности исторического развития населения разных географических районов, региональные особенности материальной и духовной культуры первобытных обществ, причины, содержание и социальные последствия древних миграций и т. д. 1 Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 21, с. 30. Мысль о все усложняющейся зависимости человека от природы высказывалась К. Марксом и Ф. Энгельсом в ряде других работ, например:.Соч., т. 20, с. 496; т. 23, с. 521—522, 552 и др. 2 Анисимов А. Ф., 1966, с. 30. 3 Герасимов И. П., 1977, с. 15. 4 Камшилов М. М., 1969, с. 32. 5 Анисимов А. Ф., 1959, с. 33. 6 Вдовин И. С., 1971, с. 295. 7 Цинциус В. И., 1971, с. 173—174. 8 Смирнов И. Н., 1890, с. 221. 9 Швецов С., 1899, с. 12. [0 Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 20, с. 495— 496. 11 Там же, т. 46, ч. I, с. 463. 12 Там же, с. 481. 13 Пуляркин В. А., 1968, с. 77. 14 Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 3, с. 16. 15 Маркс К., Энгельс Ф. Из ранних произведений. М., 1956, с. 565. 16 Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 20, с. 49' 17 Там же. 18 Камшилов М. М., 1978; Котляков В. М 1980. с. 6. 19 Камшилов М. М., 1978, с. 288. 20 Печальнее всего, что разрушение памя-ника фактически ничего не прибавил к нашим прежним знаниям о сибирско походе Ермака. 21 Чернецов В. Н., 1953а, б; Мошинская В. И., 1957; Косарев М. Ф., 1974 1981. 22 Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 46, ч. с. 42. 23 Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 20, с. 2 24 Там же, с. 455—456. 25 Долгих Б. О., 1967, с. 3. 26 См. например: Кантор К. М., 197' Герасимов И. П., 1978. 27 Герасимов И. П., 1978, с. 67. 28 Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 2, с. 166
![]() |