![]()
Главная Обратная связь Дисциплины:
Архитектура (936) ![]()
|
Подходы к источникам, научным понятиям и исследовательскому процессу
Традиционность развития западносибирских культур позволяет выделять здесь этапы преемственности культурных традиций — с древнейших времен до этнографической современности, что в свою очередь способствует успешному использованию ретроспективного метода в реконструкции древних этнических, экономических и историко-культурных процессов. Выявление и исследование линий преемственности культурных традиций — один из наиболее перспективных методов изучения древней истории Западной Сибири. С позднего неолита (а по некоторым данным с более раннего времени) на территории Зауралья и Западной Сибири существовало одновременно несколько культурных традиций, наиболее хорошо выраженных в традиционности орнаментальных комплексов: гребенчатая традиция (рис. 1), позднее разделившаяся на собственно гребенчатую и андроноидную (для последней характерен богатый геометризм в орнаментации сосудов), гребенчато-ямочная (рис. 2) и отступающе-накольчатая или отступающе-прочер-ченная (рис. 3). В эпоху развитой бронзы (XVI—XIII вв. до н. э.) различия между гребенчатой, андроноидной (рис. 4), гребенчато-ямочной (рис. 5) и отступающе-прочерченной (рис. 6) традициями выглядят особенно отчетливо. Районы локализации названных традиций следует связывать, видимо, с определенными-этнокультурными общностями. Границы этих общностей неоднократно менялись: имели место, особенно начиная с поздних этапов бронзового века, взаимопроникновения и частичные перераспределения ареалов, причем в пограничье культурных областей обычно возникали «гибридные» культуры, сочетавшие признаки двух или даже трех культурных традиций. К числу таких «гибридных» культур относятся, например, сузгунская в таежном Прииртышье и еловская в Среднем Приобье (рис. 7; 8, 3—20); обе датируются эпохой поздней бронзы (около XII—X вв. до н. э.) и несут в себе элементы андроновской (федоровской) и гребенчато-ямочной культурных традиций. Явно многокомпонентный характер имеют также молчановская культура в Нарымском Приобье (переходное время от бронзового века к железному, примерно VIII—VII вв. до н. э.), усть-полуйская и кулайская культуры эпохи железа в таежной полосе Западной Сибири и др.21 Таким образом, с переходом к поздним этапам бронзового века, а затем к эпохам железа и средневековья мы видим все более сложные варианты смешения разных культурных традиций, которые уже практически не выступают в своем чистом виде. Нестандартный характер взаимодействия названных культурных традиций во многом определил своеобразие локальных западносибирских культур бронзового, железного веков и более поздних эпох. К сожалению, археологический материал не несет прямой социальной информации. Вложить в него определенное историческое содержание зачастую можно лишь обратившись к этнографическим свидетельствам. Считается, что археолого-этнографические параллели правомерны лишь при сопоставимости уровня социальной организации, сходстве культурно-хозяйственных традиций и экологических условий. Такой подход, на наш Рис. 1. Переходное время от неолита к бронзовому веку (IIIтысячелетие до н. в.). Среднее Прнтоболье. Керамика с гребенчатой орнаментацией н сопровождающий ее инвентарь
1- поселение Дуванское /; 2—8. 11—южный берег Андреевскою озера, участок VIII; 9- Шигирский торфяник; 10- стоянка Козлов Мыс I. 4-8- камень; 10 — медь; остальное - глина
Рис. 2. Переходное время от неолита к бронзовому веку. Южнотаежное и лесостепное Тоболо-Иртышье. Керамика с гребенчато-ямочной орнаментацией и сопровождающие ее орудия
/ — поселениеКокуй I; 2 — южный берег Андреевского озера, участок VIII: 3 — поселение Ипкуль VIII: 4 — поселение Байрык-Иска II: 5.7—9 — поселение Венгерово 3: 6—южный берег Андреевского озера, участок XII, I—3, 6—7 — глина: остальное — камень Рис.3. Переходное время от неолита к бронзовому веку. Южнотаежная полоса Западно-Сибирской равнины. Керамика с отступающе- накольчатой орнаментацией и сопровождающие ее вещи 1, 9 – поселение ИпкульI; 2-Шигирский торфяник; 3, 8- поселение Байрык IБ; 4- Липчинская стоянка; 5- поселение Ташково I; 6,7,10,11,13-15 – Самусьский могильник; 12, 17- 19, 23 – могильник на Мусульманском кладбище; 16, 20-22 – Ново- Кусковская стоянка. 3, 6, 7, 12- 22- камень; 5- медь; остальное – глина Рис.4 Самусьско- сейминская эпоха (XVI-XIII вв. до н. э.). Средний и Южный Урал.
![]() |