![]()
Главная Обратная связь Дисциплины:
Архитектура (936) ![]()
|
Современная отечественная школа
и педагогическая наука (с 1985 по настоящее время) Демократические перемены в государственной системе и обществе несомненно отразились на развитии системы образования. Демократизация в системе образования предполагает такую организацию педагогического процесса, при которой создаются условия для развития личности, способной свободно, творчески мыслить и работать. Кроме этого — децентрализацию управления, открытость, вариативность и преемственность в системе образования, право родителей и учащихся на выбор учебного заведения, равенство всех членов общества перед образованием, независимо от социального положения, пола, национальной, расовой и религиозной принадлежности. Закон об образовании 1992 года означал новую эру в развитии образовательной системы России. В тексте этого Закона мы не находим принципов партийности, классовости и идеологичности образования. Согласно ст.1 (п.5) школа действует вне идеологии и политических движений. В ст.2 сформулированы основные принципы государственной политики в области образования. Основными принципами современной системы образования России являются: • вариативность (организационно правовых форм, типов образовательных учреждений, форм получения образования, содержания образования в зависимости от типов образовательных учреждений, организации образовательного процесса); • стандартизация; • инновационность; • интегративность; • государственно-общественный характер управления в системе образования; • компьютеризация; • дистанционное обучение. Основной вопрос в дальнейшем развитии системы образования России — определение обязательного образовательного уровня граждан, необходимого, достаточного и доступного для того, чтобы государство уважали в мире, чтобы каждый человек смог обеспечить достойную жизнь себе и своей семье. Так же как и в других государствах мира, в России сохранилась тенденция расширения сети высших образовательных учреждений. Появилось значительное количество негосударственных высших учебных заведений. В середине 90-х годов произошел всплеск интереса к высшему образованию. Если в 1992 году конкурс в ВУЗы составлял около двух человек на место, то 1997 году — около 5 (на юридические специальности около 10). Это означает, что общество понимает важность образования для жизненного успеха , что в России сохраняются традиции высокой духовности. В 90-х годах российская педагогическая наука была направлена на разработку новой философско-педагогической концепции воспитания, в основе которой лежит признание права ребёнка на свободное самоопределение и самореализацию, на индивидуальный образ жизни и мировоззрение. Потребности многонациональной России реализуются в поликультурном воспитании. Разнообразные модели такого воспитания представлены в этнопедагогике. Поликультурное воспитание выступает в качестве альтернативы интернациональному социалистическому воспитанию, которое формировало личность вне национальной культуры. В течение 90-х годов существенно изменились программы общеобразовательной школы. Появились вариативные программы. Установлены государственные образовательные стандарты. Базисный учебный план включает полный, и в то же время минимальный необходимый набор образовательных дисциплин. Усилилась и усложнилась дифференциация обучения сообразно склонностям, интересам, уровням развития учащихся. Важными направлениями дифференциации являются обучение одаренных детей и компенсирующее обучение. Органическая часть дифференциации — ориентация (распределение) по различным направлениям образования. Одним из приоритетных направлений школьной политики стала организация экспериментальных школ. Проводятся различные конкурсы инновационных учебных заведений. Создана Ассоциация инновационных школ. В России есть последователи «метода проектов» Килпатрика, дальтон-плана (Паркхерст), Вальдорфской школы (Штайнер), метода М.Монтессори. Острый кризис переживают детские организации. После распада комсомольской и пионерской организаций вакуум постепенно заполняется новыми молодёжными организациями. Вопросы и задания для самопроверки: 1. Изложите основные принципы государственной политики в области образования по ст. 3 Закона «Об образовании в Российской Федерации» 29 декабря 2012 года. 2. Охарактеризуйте основные направления развития системы образования в России на рубеже ХХ – ХХI вв. 3. Инновационная деятельность и экспериментальные школы в современной России.
![]() |