Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



Современная отечественная школа



и педагогическая наука (с 1985 по настоящее время)

Демократические перемены в государственной системе и обществе несомненно отразились на развитии системы образования. Демократизация в системе образования предполагает такую организацию педагогического процесса, при которой создаются условия для развития личности, способной свободно, творчески мыслить и работать. Кроме этого — децентрализацию управления, открытость, вариативность и преемственность в системе образования, право родителей и учащихся на выбор учебного заведения, равенство всех членов общества перед образованием, независимо от социального положения, пола, национальной, расовой и религиозной принадлежности.

Закон об образовании 1992 года означал новую эру в развитии образовательной системы России. В тексте этого Закона мы не находим принципов партийности, классовости и идеологичности образования. Согласно ст.1 (п.5) школа действует вне идеологии и политических движений. В ст.2 сформулированы основные принципы государственной политики в области образования. Основными принципами современной системы образования России являются:

• вариативность (организационно правовых форм, типов образовательных учреждений, форм получения образования, содержания образования в зависимости от типов образовательных учреждений, организации образовательного процесса);

• стандартизация;

• инновационность;

• интегративность;

• государственно-общественный характер управления в системе образования;

• компьютеризация;

• дистанционное обучение.

Основной вопрос в дальнейшем развитии системы образования России — определение обязательного образовательного уровня граждан, необходимого, достаточного и доступного для того, чтобы государство уважали в мире, чтобы каждый человек смог обеспечить достойную жизнь себе и своей семье.

Так же как и в других государствах мира, в России сохранилась тенденция расширения сети высших образовательных учреждений. Появилось значительное количество негосударственных высших учебных заведений. В середине 90-х годов произошел всплеск интереса к высшему образованию. Если в 1992 году конкурс в ВУЗы составлял около двух человек на место, то 1997 году — около 5 (на юридические специальности около 10). Это означает, что общество понимает важность образования для жизненного успеха , что в России сохраняются традиции высокой духовности.

В 90-х годах российская педагогическая наука была направлена на разработку новой философско-педагогической концепции воспитания, в основе которой лежит признание права ребёнка на свободное самоопределение и самореализацию, на индивидуальный образ жизни и мировоззрение.

Потребности многонациональной России реализуются в поликультурном воспитании. Разнообразные модели такого воспитания представлены в этнопедагогике. Поликультурное воспитание выступает в качестве альтернативы интернациональному социалистическому воспитанию, которое формировало личность вне национальной культуры.

В течение 90-х годов существенно изменились программы общеобразовательной школы. Появились вариативные программы. Установлены государственные образовательные стандарты. Базисный учебный план включает полный, и в то же время минимальный необходимый набор образовательных дисциплин.

Усилилась и усложнилась дифференциация обучения сообразно склонностям, интересам, уровням развития учащихся. Важными направлениями дифференциации являются обучение одаренных детей и компенсирующее обучение. Органическая часть дифференциации — ориентация (распределение) по различным направлениям образования.

Одним из приоритетных направлений школьной политики стала организация экспериментальных школ. Проводятся различные конкурсы инновационных учебных заведений. Создана Ассоциация инновационных школ. В России есть последователи «метода проектов» Килпатрика, дальтон-плана (Паркхерст), Вальдорфской школы (Штайнер), метода М.Монтессори.

Острый кризис переживают детские организации. После распада комсомольской и пионерской организаций вакуум постепенно заполняется новыми молодёжными организациями.

Вопросы и задания для самопроверки:

1. Изложите основные принципы государственной политики в области образования по ст. 3 Закона «Об образовании в Российской Федерации» 29 декабря 2012 года.

2. Охарактеризуйте основные направления развития системы образования в России на рубеже ХХ – ХХI вв.

3. Инновационная деятельность и экспериментальные школы в современной России.

 



Просмотров 1158

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2025 год. Все права принадлежат их авторам!