Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



Западной Европы и Северной Америки



(середина ХVII — конец ХVIII вв.)

Крупнейшим историческим событием, открывшим эпоху Нового Времени была тридцатилетняя война (1618-1648), начавшаяся в результате противоречий между католиками и протестантами.

В области образования можно выделить следующие тенденции:

· В наибольшей степени вследствие войны пострадали средние школы.

· Укрепились и развивались латинские школы, сохраняя прежние названия: гимназии, коллегии, грамматические школы.

· Наследие античности по-прежнему составляло основу обучения в этих школах. Но изучение латинского языка стало рассматриваться как средство обучения учеников правильному и осмысленному овладению речью, а не простому подражанию.

· В содержании образования стали появляться светские предметы: математика, история, естествознание, астрономия, география. Однако объём знаний по этим предметам полностью зависел от руководителей школ.

· Усилилась тенденция изоляции дворянства от других сословий путём распространения рыцарских академий. Основными предметами обучения в них были языки (фран-цузский, итальянский, испанский, английский), история, история права, мораль и естественное право, логика, математика и механика, рыцарское искусство (верховая езда, фехтование, танцы, игра в мяч и т. д.).

· Именно в годы Тридцатилетней войны зародились многие плодотворные идеи по усовершенствованию народной школы (идея всеобщего обучения на родном языке, упорядочение процесса обучения, создание учебников для детей и дидактических пособий для учителей).

Одним из основоположников педагогики Нового времени в Германии был Вольфганг Ратке (1571-1635гг.). Он изложил свои замыслы по реформированию школы в работах «Всеобщее обучение по способу Ратихия», «Франкфуртский мемориал». Выдвинул следующие идеи:

- школа родного языка как основа всей школьной системы;

- введение в содержание образования реальных знаний;

- введение новых методов и принципов обучения;

- реформирование организационных основ школы.

В дальнейшем эти идеи получили развитие и обобщение в работах великого чешского педагога Яна Амоса Коменского (1592-1670). В «Великой дидактик» он научно описал и обосновал принцип природосообразности воспитания, исходя из единства природы и человека – части природы. Это и было признанием природного равенства людей и равенства их прав на образование. Он считал необходимым привести педагогические законы в соответствие с законами природы, так как человек – часть природы, и в своем развитии он подчиняется всеобщим законам, действующих в мире животных и в мире растений. Выдвигая идею всеобщего обучения, он обосновал возрастную периодизацию и связал ее с периодами обучения в школе:

- до шести лет – материнская школа;

- с шести до двенадцати – школа родного языка;

- с двенадцати до восемнадцати – латинская школа;

- с восемнадцати до двадцати четырех – академия.

Он определил также цели и содержание обучения в каждой из этих школ. Принцип природосообразности был положен им в основу обучения и воспитания детей. Его главные дидактические идеи нашли отражение в принципах наглядности, сознательности, систематичности, последовательности, посильности обучения и прочности усвоения знаний.

В работе «Законы хорошо организованной школы» он рассматривал вопросы:

- о цели школы: «готовить людей мудрых умом, обладающих плавной речью, способных в работе, воспитанных в нравах, с благочестивыми сердцами»;

- о месте для занятий (оформление класса);

- о правилах организации учебной работы в классно-урочной системе обучения;

- о методах обучения;

- о каникулах, отдыхе, театральных представлениях в школе;

- о принципах обучения – «законы для родителей», «законы для учеников», «законы для учителей».

В начале ХVIII века в странах Западной Европы инициатива открытия школ постепенно переходит от церкви к государству. Начальные школы стали открываться не только для мальчиков, но и для девочек. Хотя объективно эти школы отличались низким образовательным уровнем, нищетой и неустроенностью посещение начальной школы было гражданской обязанностью. Основными учебными книгами в этих школах остаются «Катехизис», «Псалтырь», «Сборник церковных песнопений».

Между тем, процесс развития промышленности, капиталистических форм ведения хозяйства и рыночных отношений оказывал существенное влияние на образование, поставил задачи освоения реальных знаний и их практического применения. Формализм и схоластика стали тормозом развития естественно-научных знаний и культуры. Это стало причиной возникновения общественно-культурного движения Просвещения, направленного на:

- преодоление традиций сословного образования;

- признание свободы и равенства людей в образовании;

- обучение на родном языке;

- реально-практическую направленность обучения;

- обновление методов преподавания.

Во Франции в монастыре Пор-Рояль зародилось движение янсенитов против иезуитского воспитания, в Германии - движение за обновление школы возглавили пиетисты. Во второй половине ХVIII века это движение утратило своё значение в связи с зарождением новых движений - филантропизма и неогуманизма.

В Англии в конце ХVII — начале ХVIII вв. сложившиеся традиции в образовании также тормозили развитие науки и культуры. Это вызвало начало общественного движения Просвещения. Многие педагоги и общественные деятели стали выдвигать проекты реформирования школы. Р. Бойль (химик, физик) принял участие в создании учебных заведений нового типа, основной задачей которых было обучение учащихся практическим знаниям и умениям.

Проект Джона Беллерса (английский экономист) предусматривал открытие образовательных учреждений, совмещающих промышленные предприятия и школу трудового воспитания. Его проект скоро был забыт, но вновь реализован в начале ХIХ века Робертом Оуэном.

Церковь стремилась контролировать процесс образования. Открывая приходские школы для бедных, церковные общества больше заботились о дешевизне этих учреждений, нежели об уровне образования в них. Вторая половина XVIII в. В Англии примечательна значительным ростом числа начальных школ при острой нехватке учителей, что стало основным фактором возникновения «школ взаимообучения». Методику взаимообучения разработали Эндрю Белл и Джозеф Ланкастер. Она получила название Белл-Ланкастерской системы обучения, но оказалась неэффективной, так как знания, получаемые учениками, были крайне схематичны и недостаточны для получения образования.

Джон Локк в работах «Опыт о человеческом разумении», «Мысли о воспитании» обосновал концепцию образования джентльмена, делового человека нового общества. Он считал, что образование джентльмена должно идти по реальной программе, включающей естественно-научные дисциплины, историю, право, этику, стенографию, бухгалтерию, географию, мораль и философию. Образование Дж. Локк рассматривал как средство развития важнейших гражданских и нравственных качеств личности.

Критика Локком учения о «врожденных идеях» и разработанная в связи с этим концепция опытного происхождения человеческого знания составили основу его теории познания и системы педагогических идей.

Середина ХVIII века во Франции также отмечена началом мощного общественного движения Просвещения. Главная идея движения — обоснование перестройки общества и реализация естественных природных прав человека путём просвещения народа. Ж-Ж.Руссо, К.А.Гельвеций, Д.Дидро и др. выдвигали идеи общественного воспитания, всеобщего бесплатного обучения, бессословной школы и светского характера обучения. Гельвеций считал, что умственные способности развиваются под влиянием внешней среды и воспитания, и, поэтому, для того, чтобы каждый стал талантливым и добродетельным, необходимо совершенствовать науку и воспитание.

Ж-Ж.Руссо в работе «Эмиль, или О воспитании» обосновал концепцию естественного воспитания. Он считал, что главная задача воспитания состоит в выявлении и развитии у ребенка дарований, заложенных природой. Воспитание содействует развитию, если оно природосообразно и естественно.

Ж.-Ж. Руссо считал, что в обучении важно не приспосабливать знания к уровню ученика, а соотносить их с его интересами и опытом. Воспитатель должен сопровождать ребенка во всех его испытаниях и переживаниях, направлять его формирование, способствовать его естественному росту, создавать условия для его развития, но никогда не навязывать ему своей воли.

Высказывание Ж-Ж.Руссо о том, что свобода — одно из естественных прав человека и его педагогические идеи были положены в основу концепции свободного воспитания, распространённой в конце ХIX — начале ХХ вв.

Великая Французская революция (1789-1794 гг.) была воспринята в общественных и политических кругах как начало новой эры и обусловила необходимость перемен в области образования и культуры. В законодательные органы Франции был представлен ряд проектов реформирования народного образования.

В плане Кондорсе содержался проект создания независимой от любого политического давления системы образования, контролируемой собранием народных представителей. Выдвинуто требование представить всем гражданам равные возможности получения образования в бесплатных государственных светских школах.

План Лепелетье предполагал установление национального республиканского воспитания, доступного для всех. Позже поступили проекты Карно, Фаллу и др. Большинство из них не было приняты Законодательным собранием в целом, но оставили значительный след в образовании Франции:

- конституция 1793 года провозгласила право граждан на образование среди других прав;

- позиции церкви в образовании были серьёзно ослаблены;

- были заложены основы единой национальной системы образования и её централизованного руководства.

В Северных Штатах Америки, где проживали колонисты из Англии, Голландии, Испании, Германии, в формировании системы образования самой влиятельной оказалась английская школа.

Результатом просветительской деятельности общин-колонистов стали воспитательные учреждения для маленьких детей, приходские школы, грамматические школы, благотворительные учреждения. Но необходимо отметить, что качество обучения в этих учебных заведениях не всегда соответствовало требованиям общества.

В XVIII в. большой популярностью стали пользоваться школы практической ориентации, в программу которых входило счетоводство, оформление деловой документации и торговых операций. Грамматические школы осуществляли подготовку учащихся к поступлению в колледж. Был открыт Гарвадский колледж. Программа обучения в нем соответствовала европейским образцам и включала предметы естественно-научного цикла, латинский и греческий языки, логику и философию. Выпускники могли продолжить обучение в европейских университетах. А позже сам Гарвардский колледж приобрел статус университета.

Идеи европейского просвещения дошли и до Америки. Сильнейшее влияние на американское общественное просветительское движение оказали идеи Дж.Локка и А.Шефтсбери о том, что человек по природе добр и неиспорчен, всё зло проистекает от необразованности. Поэтому американские просветители считали, что все прогрессивные общественные преобразования открывают путь к просвещению народа.

Одним из самых ярких представителей американского Просвещения был Бенджамин Франклин (1706-1790) — крупный учёный с мировым именем в области естествознания, экономики, философии, литературы, государственный деятель. Он был основателем образовательных учреждений и библиотек, издателем газеты. По его проекту в 1751 году в Филадельфии была открыта академия, состоящая из трёх школ:

• Латинская (классическое образование),

• Английская грамматическая (филологическое образование),

• Математическая (естественно-научное образование).

Это были частные, платные школы для мальчиков и девочек, в которых они могли выбирать интересующий их тип образования. Школы такого типа стали быстро распространяться по всей Америке. Выпускники этих школ могли работать учителями в начальных школах.

Президент Томас Джефферсон (1743-1826) предложил проект закона о всеобщем распространении знаний, в котором высказался против практики обучения молодого поколения американцев в Европе, за всеобщую бесплатную обязательную школу и представил модель трёхступенчатой школы.

Американский философ Томас Пейн (1737-1809) идее европейских просветителей об установлении «царства разума и свободы» путём распространения знаний и воспитания противопоставил идею о том, что социальные преобразования создают условия для равноправного, свободного образования и воспитания.

К концу ХVIII века в Америке установилась бесплатная общеобразовательная школа (9 или 12 лет обучения), в составе которой были:

- Начальная школа (3 года). Изучали чтение, письмо, арифметику, пение, труд;

- Средняя школа (6 лет). Изучали грамматику, литературу, язык, естествознание, историю, географию.

- Старшая школа (3 года). Изучали геометрию, химию, всеобщая историю, риторику и др. эта школа готовила к поступлению в высшую школу.

Вопросы и задания для самопроверки:

1. Назовите тенденции в области образования в странах Западной Европы в новое время.

2. Назовите педагогические идеи В. Ратке.

3. Перечислите факторы и тенденции развития образования в эпоху Просвещения.

4. Педагогическая концепция Я. А. Коменского. Суть принципа природосообразности воспитания.

5. Особенности развития школы в Англии в эпоху Просвещения.

6. Педагогические идеи Д. Локка об обучении и воспитании джентльмена. Теория «чистой доски».

7. Проанализируйте сущность теории естественного воспитания Ж. Ж. Руссо. Возрастная периодизация Ж. Ж. Руссо.

8. Охарактеризуйте образовательные проекты эпохи Французской революции (1789т – 1794 гг.).

9. Особенности развития школы в Северных Штатах Америки (XVII – XVIII вв.).

10. Назовите школы в составе Академии по проекту Б. Франклина.

ТЕМА №11

Школа и педагогика в России

В ХVIII веке.

ХVIII век являлся веком русского Просвещения, когда общество стремилось освободиться от церковных догм и создать сильное светское государство. Россия, сохраняя самобытность, вступила на путь формирования новой национальной культуры по западноевропейским образцам.

Просветительские реформы Петра Великого начались с введения гражданского алфавита и арабских цифр. Затем последовала организация издания периодической прессы и светских книг. Следующим шагом было открытие первых государственных светских школ, имевших практическую направленность. Для подготовки низшего обслуживающего персонала на предприятиях по указу Петра I были открыты государственные цифирные училища. Там изучали начала грамоты, письмо, арифметику, начала геометрии, алгебры и тригонометрии. Для подготовки солдат и матросов открывались гарнизонные и адмиралтейские школы. Горнозаводские школы готовили квалифицированных рабочих.

Одновременно происходило становление элитарного образования для дворянства. Одной из первых профессиональных школ была школа математических и навигационных наук, ставшая первым учебным заведение реального типа в Москве (1701). В содержание образования входили следующие дисциплины: математика, астрономия, география, геодезия, мореплавание. Кроме этого, профессиональные школы были представлены петербургской инженерной и артиллерийской школой, хирургической школой и др.

В этот же период начинали действовать общеобразовательные государственные и частные школы (школа Э. Глюка, школа В.Н.Татищева и др.). В период правления Петра Великого существовала практика обучения дворянских детей за границей.

Для развития производства и укрепления государства, развития науки и культуры Пётр I сначала приглашал иностранных специалистов в Россию, потом ввёл практику подготовки отечественных специалистов в Европе, затем с помощью иностранных и отечественных учёных организовал подготовку национальных профессиональных кадров в России.

В 1725 году в Петербурге была открыта Академия Наук с подчинённым ей университетом и гимназией. В состав университета входили юридический, философский, медицинский факультеты. Обучение в университете было доступно для всех сословий.

В 1731 году в Петербурге образовано учреждение закрытого типа для дворян — кадетский корпус. Срок обучения 10-12 лет, разбивался на 4 класса по 3 года. IV-III классы - общеобразовательные. Изучали словесность, математику, историю, географию. II-I классы — специальные. Программы составлялись по образцу семи свободных искусств и дополнительно включались верховая езда, фехтование, танцы, этикет. В этих учебных заведениях проводились творческие вечера, театральные представления.

В 1737 году был издан закон, отменивший введённую Петром I повинность дворян отдавать своих сыновей в регулярные учебные заведения. Этот закон предоставлял дворянским детям право на домашнее обучение. Но все же, несмотря на это, в петровскую эпоху в обществе укрепилось понимание необходимости светского, государственного, регулярного воспитания и обучения.

Закономерным результатом и продолжением петровских просветительских реформ стало и открытие в 1755 г. Московского университета.

Особую роль в развитии отечественного образования сыграл М.В.Ломоносов (1711-1765). «Историк, ритор, механик, химик, минеролог, художник и стихотворец — он всё испытал и всё проник» - так писал о нём А.С.Пушкин. Он был инициатором демократизации состава учащихся гимназии при Академии наук. Им разработаны регламенты «для учителей и учеников гимназий», где рекомендовалось сознательное, последовательное, систематическое, наглядное обучение. Автор учебников «Риторика», «Российская грамматика», «Экспериментальная физика». Считал принцип научности ведущим принципом обучения. Будучи инициатором учреждения Московского университета, Ломоносов определил его развитие в прямом соответствии с достижениями научной мысли Европы.

Параллельно светской системе образования развивалось духовное образование. В этой системе создавались начальные архиерейские училища и духовные семинарии. Для девушек -

епархиальные училища.

Таким образом, в России в середине ХVIII века сложилась сословная система образования, представленная светскими и конфессиональными, государственными и частными учебными заведениями различных уровней.

В 1762 году на престол взошла Екатерина I, получившая ранее европейское образование и имевшая намерения улучшить государственные законы и положение низших сословий. Она изучала идеи европейского Возрождения и Просвещения, идеи Дж. Локка, Ж.-Ж. Руссо, Д. Дидро.

По её поручению И.П.Бецкой изучил во Франции идеи французских просветителей. В «Генеральном учреждении о воспитании обоего пола юношества» обосновал идею воспитания для России «новой породы людей» в закрытых воспитательных учреждениях.

Русский просветитель Н.И.Новиков (1744-1818) высказал мысль о необходимости общедоступного образования в России.

А.Н.Радищев (1749-1802) связывал прогресс в воспитании с переустройством общества, выступал против крепостничества, был за доступность и бессословность в образовании. Писал прежде всего о гражданском воспитании сынов Отечества.

В 1786 году при участии сербского подданного Ф.И. Янковича де Мариево, Ф.В. Зуева, М.Е. Головина, Е.Б. Сырейщикова и др. был подготовлен «Устав народным училищам Российской Империи». Согласно «Уставу ...» по всей России стали открываться малые и главные народные училища: бесплатные и смешанные (для мальчиков и девочек). Эти училища находились на попечении местных властей, вне влияния церкви.

В малых училищах изучали чтение, письмо, счёт, арифметику, русскую грамматику, священную историю, начала граждановедения, рисование.

Главные училища давали расширенное общее и педагогическое образование. Выпускники этих училищ могли работать учителями в малых училищах. Кроме предметов, изучаемых в малых училищах, там изучали историю, географию, геометрию, механику, физику, естествознание, архитектуру, Евангелие. Для желающих (при наличии учителей) проводились уроки латинского, персидского, татарского и китайского языков.

«Устав ...» утвердил в этих училищах классно-урочную систему обучения. Были введены правила поведения для учеников, оговорены сроки начала и конца занятий, расписание. Урок стал основной формой обучения. Были выделены части урока: начало, объяснение учителя, опрос учеников.

В конце ХVIII века более половины городов России имели такие училища. Там обучалось около трети всех учащихся в России — примерно 22 тыс. (из них 1800 девочек).

Завоеванием просветительских реформ ХVIII века в России стало:

• создание Академии наук и Московского университета — крупных центров культуры и просвещения;

• создание новых типов реальных школ;

• расширение в целом сети учебных заведений по стране;

• активная просветительская деятельность учёных и общественных деятелей.

Наряду с этим необходимо отметить усиление тенденции сословного характера образования:

• для детей дворян действовали Кадетский корпус, Шляхетский корпус, пансионы, частные образовательные учреждения;

• для детей купцов и ремесленников были открыты коммерческие и реальные школы;

• для детей горожан и крестьян- народные школы, малые и главные училища;

• для детей духовенства — архиерейские училища и духовные семинарии (для девушек — епархиальные училища).

Вопросы и задания для самопроверки:

1. Перечислите просветительские реформы Петра Великого и оцените их результаты.

2. Назовите светские профессиональные учебные заведения начала XVIII в.

3. Проанализируйте цель и содержание образование в Школе математических и навигацких наук.

4. Назовите имена преподавателей и ученых Петербургской академии наук первой половины XVIII в.

5. Роль М. В. Ломоносова в развитии науки и образования России.

6. Педагогические идеи И. И. Бецкого.

7. Какие учебные заведения России XVIII в. осуществляли обучение детей дворян, духовенства, купцов, ремесленников и крестьян?

Тема 12



Просмотров 1400

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2025 год. Все права принадлежат их авторам!