![]()
Главная Обратная связь Дисциплины:
Архитектура (936) ![]()
|
Отечественная школа и педагогика (1917 - 50-е гг.20 века)
1. Концептуальные основы построения системы образования и советского воспитания (Г.В. Плеханов, В.И. Ленин, Н.К. Крупская, А.В. Луначарский, П.П. Блонский, С.Т. Шацкий, А.С. Макаренко). 2. Педагогика российского зарубежья (С.И. Гессен, В.В. Зеньковский, И.А. Ильин, С.А. Франк, П.А. Сорокин и др.). 3. Организация и содержание учебно-воспитательного процесса в «школе труда» и «школе учебы». 4. Педагогическое наследие В.А. Сухомлинского.
Задания 1.Назовите основные направления развития советской системы образования, цель и принципы формирования содержания образования в советской школе в 1917-1920-е годы согласно: Программы РКП(б), Задач союза молодежи и др. государственных нормативных документов по развитию образования. 2.Проанализируйте развитие основ теории коллектива в трудах Крупской Н.К., Макаренко А.С., Шацкого С.Т. 3. Изучите основы педагогического учения А.С.Макаренко о воспитании личности в коллективе и заполните таблицу:
4. Проанализируйте педагогические взгляды А. С. Макаренко о роли семьи в воспитании детей, о значении авторитета и примера родителей. 4.Изложите суть методики параллельного действия, перспективных линий развития коллектива, «метода взрыва» по работам А.С.Макаренко. 5.Охарактеризуйте педагогические идеи Н.К.Крупской о воспитании, о детском коллективе, о воспитательной роли учителя. 6.Оцените вклад представителей педагогики российского зарубежья в развитие отечественной педагогики. 7.Изучите особенности организации деятельности экспериментальных учебно-воспитательных учреждений: «Дом свободного ребенка» (К.Н.Вентцель) и «Сеттльмент» ( «Детский труд и отдых»)(С.Т.Шацкий. 8. Назовите факторы и суть реформирования советской школы в 30-е годы 20века. 9. Изучите педагогические труды В.А. Сухомлинского и выпишите его взгляды по вопросам воспитания гражданственности, методики воспитания личности в коллективе, организации деятельности сельской школы, развитию детского творчества, вопросам семейной педагогики, соотношении индивидуального и коллективного воздействия, организации работы учительского коллектива школы.
Дополнительная литература: 1. Блонский П.П. Избранные педагогические и психологические сочинения. - М., 1979. 2. Блонский П.П. Основы педагогики.- М., 1925. 3. Воспитать человека / Сост. Н.И. Монахова. -М., 1989. 4. Гессен С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию. – М., 1995. 5. Гессен С.И. Педагогические сочинения. /Составитель Осовский Е.Г. – Саранск, 2001. 6. ГончаровН.К. Очерки по истории советской педагогики.- Киев, 1970. 7. Зеньковский В.В. Проблемы воспитания в свете христианской антропологии. – М., 1993. 8. Зеньковский В.В. Педагогические сочинения./Сост. Е.Г.Осовский, О.Е.Осовский _ Саранск,2002. 9. Королев Ф.Ф., Корнейчик Т.Д., Равкин З.И. Очерки по истории советской школы и педагогики. 1921 – 1931. – М., 1961. 10. Крупская Н.К. Педагогические сочинения: В 11 т. – М., 1957 – 1963. 11. Ленин В.И. О воспитании и образовании // Собрание сочинений. – М., 1978. – Т. 12. 12. Лосский Н.О. Избранное. – М., 1991. 13. Луначарский А.В. О воспитании и образовании. – М., 1976. 14. Макаренко А.С. Педагогические сочинения: В 8 т. – М., 1983 – 1985. 15. Народное образование в СССР. Общеобразовательная школа: Сборник документов. 1917 – 1973. – М., 1974. 16. Основы законодательства СССР и союзных республик о народном образовании. -М., 1985. 17. Осовский Е.Г. Деятели общественно-педагогического движения и педагоги русского зарубежья. – Саранск, 1997. 18. Очерки по истории педагогической науки в СССР (1917 - 1980). – М., 1986. 19. Очерки по истории школы и педагогической мысли народов СССР.1917 – 1941. – М., 1980. 20. Павлова М.П. Педагогическая система АС. Макаренко.- М., 1966. 21. ПаначинФ.Г. Школа и общественный прогресс.- М., 1983. 22. Педагогический поиск/ Сост.И.Н. Баженова.- М., 1990. 23. Педагогическое наследие русского зарубежья. 20-е годы. / Составитель П.В. Алексеев. – М., 1993. 24. Подготовка детей к школе в СССР и ЧССР / Под ред. Л.А Парамоновой.- М., 1989. 25. Пряникова ВТ., Равкин З.И. История образования и педагогической мысли: учебник-справочник.-М,, 1994. 26. Развитие экспериментальных учебно-воспитательных учреждений в СССР и за рубежом: Сборник научных трудов. – М., 1977. 27. Становление и развитие советской школы и педагогики (1917 - 1937): Сборник научных трудов. – М., 1978. 28. Советская многонациональная школа в условиях развитого социализма/Под ред. Ф.Г. Паначина.-М.,1984. 29. СухомлинскийВ.А. Избр. пед. соч. В 3-х т.-М., 1981. 30. Фрадкин Ф.А., Плохова М.Г., Осовский Е.Г. Лекции по истории отечественной педагогики. – М., 1995. 31. Фрадкин Ф.А. Педология: мифы и действительность. – М., 1991. 32. Фролов А.А. А.С. Макаренко: основы педагогической системы. – Горький, 1990. 33. Хрестоматия. Педагогика российского зарубежья. – М., 1996. 34. Шацкий С.Т. . Педагогические сочинения: В 4 т. – М., 1962 – 1964. 35. Школа-коммуна Наркомпроса / Под ред. М.М. Пистрака.- М., 1990.
Семинар №14.
![]() |