Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



Воспитание и школа в Славянском Государстве



Х-ХVII вв.

В развитии воспитания Славянского Государства можно выделить два периода Х-ХIII вв. — Киевский, ХIV-ХVII вв. - Московский, разделённые нашествием Батыя. Традиции древнерусского воспитания формировались и обогащались в результате общения с различными народами и культурами во время продвижения русичей из Приднепровья на север и северо-восток, через Волгу, Урал, Сибирь до берегов Тихого и Ледовитого океанов. Это обусловило ряд особенностей древнерусского воспитания:

· Русь приняла христианство в 988 г. До этого времени «росьский народ» уже имел свою языческую культуру, отразившуюся на фольклоре, мифологии, обрядах, праздниках и традициях воспитания.

· Так как принятие христианства произошло в период расцвета самой Византии, то достаточно развитая языческая культура соединилась со зрелым восточным христианством. В результате этого возникло древнерусское православие, которое сформировало свою концепцию воспитания человека.

· Создание Кириллом и Мефодием славянской азбуки сделало возможным перевод основных богослужебных книг на славянский язык с греческого и латинского языка.

· Древнерусская церковь относилась враждебно и к православной и к католической церкви и, следовательно, к их культурному наследию. На Руси формировался свой культурный мир, контрастный по отношению к западноевропейскому. Это способствовало сохранению самобытности древнерусской школы.

· По причине отсутствия на Руси университетов функцию образовательных центров выполняли монастыри, основанные учениками Сергея Радонежского и Нила Сорского. Если западноевропейские университеты обучали инструментам и методам рационального познания и доказательства, то в монастырях Руси учили относиться к книжным знаниям как к духовному наследию, которое следует накапливать, собирая «аки пчёлы мёд с цветков».

· Для сферы просвещения в Русском государстве характерными фигурами были не школьные учителя, а «мастера грамоты», духовники, монахи-аскеты.

Воспитание детей в древнерусском государстве осуществлялось в семье на основе народных традиций с учётом государственных и общественных потребностей. Методы и приёмы семейного воспитания отражались в песнях, сказках, скороговорках, загадках, былинах. В государственном документе «Уставе Князя Ярослава» указывается на ответственность родителей за воспитание детей и подготовку их к будущей жизни.

Начальное обучение с 6-7 лет осуществлялось «мастерами грамоты», было платным (по договорённости с родителями). Изучали чтение, письмо, счёт. В обучении грамоте применялся буквослагательный метод. Широко использовались церковные тексты. В ХIII-ХIV вв. детей учили писать на вощаных дощечках. «Школы учения книжного» открытые по велению князя Владимира с целью освоения книжной мудрости давали низкий уровень подготовки детей, так как роль учителя выполняли церковнослужителя в свободное от основных обязанностей время. В 1551 г. Стоглавый Собор принимает решение об открытии в домах священников училищ, дающих основы церковных знаний по книгам.

На Украине и Белоруссии при монастырях открываются «братские школы», сохраняющие традиции вероисповедания народа. Основными предметами обучения в этих школах были славянская и греческая грамматика, латинский язык, диалектика, риторика, философия, математика. Жизнедеятельность этих школ регулировалась собственными Уставами (Устав Львовской братской школы, Устав Луцкой братской школы...).

На основе братских школ киевский митрополит Пётр Могила в 1632 году открывает коллегиум — высшее образовательное учреждение. Содержание образования было построено по образцу 7 свободных искусств, что соответствовало западноевропейским схоластическим стандартам.

Во второй половине ХVII века в Москве открываются школы для подготовки чиновников. В 1687 году по инициативе С.Полоцкого в Москве открывается Эллино-греческая (потом славяно-греко-латинская) академия, в составе которой философский, филологический, богословский, медицинский факультеты. Основными предметами изучения были риторика, логика, физика, греческий и латинский язык.

Выпускники академии: поэты А.Кантемир, К.Истомин, математик Л.Магницкий, первый русский доктор медицины П.Постников и др.

Особую роль в воспитании имела Псалтырь, так как была близка своими ветхозаветными идеалами всему укладу и жизненным представлениям народа. Цитаты из Псалтыря встречаются в «Поучении князя Владимира Мономаха», в котором он призывает своих детей любить и защищать свою родину, быть храбрыми, трудолюбивыми, защищать слабых, почитать старших и учиться грамоте. Педагогические идеи древней Руси ХIII в. содержатся в сборниках «Златоуст», «Изборник», «Пчела», «Домострой», «Азбуковник».

На развитие педагогической мысли ХIV-ХVI вв. значительное влияние оказали идеи Сергея Радонежского, Нила Сорского Епифания Славинецкого, в котором они выдвигают идеи религиозно-православного воспитания детей, светского обучения в школе, нравственного воспитания и формирования привычек правильного поведения.

В ХVI веке на русский язык были переведены светские книги: «Диалектика» Иоанна Дамаскина, «Книга, глаголемая логика» Маймонида. Максим Грек, эмигрировавший из Европы в Россию, составил учебные пособия «О грамматике», «О пользе грамматики», «Лексис — неведомые речи». С польского языка была переведена «Космография» Меркатора, «Великое зерцало» Иоанна Майера, «О строении человеческого тела» Везалия.

Во второй половине ХVII века в педагогической мысли Русского государства были три подхода к развитию образования:

· Латинское направление — ориентировано на западноевропейскую педагогическую мысль (Симеон Полоцкий, Сильвестр Медведев, Стефан Яворский и др.)

· Греко-фильское направление — ориентировано на дальнейшее развитие византийско-русских традиций образования (Епифаний Славинецкий, Карион Истомин, Ионникий и Софроний Лихуды и др.)

· Старообрядческое направление крайне отрицательно выступало против всех новшеств в обучении и воспитании (Аввакум, Авраамий, Лазарь и др.)

Дальнейшее развитие государства, церкви и общества в России привело к тому, что старый, традиционный взгляд на образование уже не соответствовал требованиям нового времени. На смену обучению в монастырях и у частных учителей пришла организация школьного дела по западноевропейским образцам.

Вопросы и задания для самопроверки:

1. Назовите особенности семейного воспитания в славянском государстве X – XIII вв.

2. Роль «мастеров грамоты» в развитии просвещения на Руси.

3. Какие факультеты были в Эллино-греческой академии?

4. Влияние идей священнослужителей на развитие педагогической мысли Русского государства.

5. Проанализируйте суть разных подходов к развитию воспитания и обучения, которые определились в педагогической мысли Русского государства XVII века?

 

ТЕМА №10



Просмотров 1575

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2025 год. Все права принадлежат их авторам!