![]()
Главная Обратная связь Дисциплины:
Архитектура (936) ![]()
|
Воспитание и школа в античном мире
Развитие воспитания и зарождения педагогической мысли в Древней Греции отмечено в VI-IV вв. до н.э. и связано с культурой городов – полисов. С одной стороны, в условиях эпохи рабовладения воспитание продолжает развиваться под влиянием древней культуры на основе семейных отношений, с другой стороны, образование занимает особое место в обществе и государство берет на себя обязанность обучения детей свободных граждан. Таким образом, формируется два типа воспитания: · семейное воспитание (для неимущих и рабов); · государственно-общественное воспитание (для свободных граждан и аристократии). Яркими примерами воспитательных систем этого периода являются афинская и спартанская системы воспитания, отличающиеся в значительной степени по географическим, демографическим, социальным и экономическим условиям. В Спарте воспитание и жизнь свободных граждан-«спартиатов» полностью контролировалось государством. Человек с момента рождения принадлежал государству и даже в зрелом возрасте, женившись, спартанец не принадлежал себе и семье. Необходимость постоянно поддерживать господство небольшой группы спартиатов (свободных граждан) над массой подчиненных периэков (ремесленников) и покоренных илотов (рабов), привело к созданию военного государства со своей системой воспитания. Цели воспитания: · подготовка воина умеющего воевать и побеждать; · воспитание физической выносливости и послушания старшим и государству; · воспитание беззаветной преданности своему гражданскому долгу. Этапы: · в момент рождения – осмотр старейшинами на предмет здоровья; · до 7 лет – семейное воспитание, закаливание; · с 7 лет – воспитание в агелах (отрядах для мальчиков) под присмотром старших детей и взрослых. Физическая подготовка, закаливание, приучение к послушанию, лаконичность речи, знакомство с грамотой. В 14 лет – публичные испытания: гимнастические (военные упражнения и физическая подготовка), мусические (пение, игра на музыкальных инструментах); · с 15 до 20 лет – военные отряды. Дальнейшее ужесточение условий жизни, воспитание выносливого, немногословного, без вредных привычек, воина. · с 20 до 30 лет – переходный период к полноправному члену спартанской общины. Воспитание девушек состояло из общеобразовательной подготовки, военных и физических упражнений, навыков домоводства, ухода за детьми и ранеными. В Афинах воспитание осуществлялось в зависимости от принадлежности к социальной группе. Для свободных граждан Афин реализовывался идеал всесторонне развитого человека, сочетающего умственное, нравственное и физическое развитие. Дети ремесленников обучались навыкам ремесла в семье. Дети рабов с раннего возраста приучались к труду. До 7 лет дети свободных граждан воспитывались в семье. Цель: физическое развитие, формирование нравственных установок, развитие чувства красоты. После 7 лет девочки оставались в женской половине дома (гинекее), обучались элементам чтения, письма, музыке, ведению домашнего хозяйства. Мальчики после 7 лет обучались в частных и общественных учебных заведениях. · начальное образование они получали в мусических и гимнастических школах (частные, платные); · 7-16 лет – школа грамматиста (основы грамоты) школа кифариста (музыкальное образование); · 12-16 лет – палестра (гимнастическая школа); · 16-18 лет – гимнасии: Академия, Ликей, Киносарг (государственные учебные заведения для наиболее состоятельных граждан). Цель: углубление знаний по философии, политике, поэзии, ораторскому искусству и дальнейшее физическое совершенствование; · 18-20 лет – эфебия (школа всадников). Изучались законы, политические науки, военное дело. После распада империи Александра Македонского (III – I вв. до н.э.) традиции греческого воспитания распространились по Средиземноморью, Причерноморью, на Кавказе, в Средней Азии, Индии. В самой Греции тоже происходят перемены: выросло число гимнасий, эфебия утратила свой военный характер и стала высшим учебным заведением. Были созданы новые философские школы в Афинах, появились новые научные центры в Александрии, Пергаме, Антиохи, Апамее, Родосе. Открыты библиотеки, появились учебные пособия по всем областям знания. Древнегреческая цивилизация оставила миру целую плеяду замечательных философов, которые высказали идеи о воспитании. Сократ (470 – 399 гг. до н.э.): - целью жизни каждого человека считал нравственное самосовершенствование, познание самого себя; - предназначение учителя – помочь «саморождению» истины в сознании ученика; - метод «сократической беседы». Платон (428 – 347 гг. до н.э.): - дал теоретическое обоснование афинской модели воспитания, соединив достоинства спартанского и афинского опыта; - высказал мысль об обязательном образовательном минимуме (три года); - идея общественного воспитания; - применение игры в дошкольном воспитании; - воспитание через положительный пример. Аристотель ( 384 – 322 гг. до н.э.): - движущими силами развития личности считал природные задатки, разум и навыки; - обосновал первую возрастную периодизацию, состоящую из трех периодов по семь лет; - в Академии, затем в Ликее преподавал риторику и логику; - вместе с Платоном теоретически обосновал модель афинской школы как государственной системы воспитания. Вопросы и задания для самопроверки: 1. Проанализируйте и сравните географические, экономические, демографические и социокультурные факторы развития воспитания в Спарте и Афинах. 2. Обоснуйте цели и воспитательные идеалы в этих государствах Древней Греции. Назовите методы и особенности воспитания. 3. Проанализируйте педагогические взгляды философов Античности. ТЕМА №4
![]() |