Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



Воспитание и школа в античном мире



Развитие воспитания и зарождения педагогической мысли в Древней Греции отмечено в VI-IV вв. до н.э. и связано с культурой городов – полисов. С одной стороны, в условиях эпохи рабовладения воспитание продолжает развиваться под влиянием древней культуры на основе семейных отношений, с другой стороны, образование занимает особое место в обществе и государство берет на себя обязанность обучения детей свободных граждан. Таким образом, формируется два типа воспитания:

· семейное воспитание (для неимущих и рабов);

· государственно-общественное воспитание (для свободных граждан и аристократии).

Яркими примерами воспитательных систем этого периода являются афинская и спартанская системы воспитания, отличающиеся в значительной степени по географическим, демографическим, социальным и экономическим условиям.

В Спарте воспитание и жизнь свободных граждан-«спартиатов» полностью контролировалось государством. Человек с момента рождения принадлежал государству и даже в зрелом возрасте, женившись, спартанец не принадлежал себе и семье.

Необходимость постоянно поддерживать господство небольшой группы спартиатов (свободных граждан) над массой подчиненных периэков (ремесленников) и покоренных илотов (рабов), привело к созданию военного государства со своей системой воспитания.

Цели воспитания:

· подготовка воина умеющего воевать и побеждать;

· воспитание физической выносливости и послушания старшим и государству;

· воспитание беззаветной преданности своему гражданскому долгу.

Этапы:

· в момент рождения – осмотр старейшинами на предмет здоровья;

· до 7 лет – семейное воспитание, закаливание;

· с 7 лет – воспитание в агелах (отрядах для мальчиков) под присмотром старших детей и взрослых. Физическая подготовка, закаливание, приучение к послушанию, лаконичность речи, знакомство с грамотой. В 14 лет – публичные испытания: гимнастические (военные упражнения и физическая подготовка), мусические (пение, игра на музыкальных инструментах);

· с 15 до 20 лет – военные отряды. Дальнейшее ужесточение условий жизни, воспитание выносливого, немногословного, без вредных привычек, воина.

· с 20 до 30 лет – переходный период к полноправному члену спартанской общины.

Воспитание девушек состояло из общеобразовательной подготовки, военных и физических упражнений, навыков домоводства, ухода за детьми и ранеными.

В Афинах воспитание осуществлялось в зависимости от принадлежности к социальной группе. Для свободных граждан Афин реализовывался идеал всесторонне развитого человека, сочетающего умственное, нравственное и физическое развитие. Дети ремесленников обучались навыкам ремесла в семье. Дети рабов с раннего возраста приучались к труду.

До 7 лет дети свободных граждан воспитывались в семье. Цель: физическое развитие, формирование нравственных установок, развитие чувства красоты.

После 7 лет девочки оставались в женской половине дома (гинекее), обучались элементам чтения, письма, музыке, ведению домашнего хозяйства. Мальчики после 7 лет обучались в частных и общественных учебных заведениях.

· начальное образование они получали в мусических и гимнастических школах (частные, платные);

· 7-16 лет – школа грамматиста (основы грамоты)

школа кифариста (музыкальное образование);

· 12-16 лет – палестра (гимнастическая школа);

· 16-18 лет – гимнасии: Академия, Ликей, Киносарг (государственные учебные заведения для наиболее состоятельных граждан). Цель: углубление знаний по философии, политике, поэзии, ораторскому искусству и дальнейшее физическое совершенствование;

· 18-20 лет – эфебия (школа всадников). Изучались законы, политические науки, военное дело.

После распада империи Александра Македонского (III – I вв. до н.э.) традиции греческого воспитания распространились по Средиземноморью, Причерноморью, на Кавказе, в Средней Азии, Индии. В самой Греции тоже происходят перемены: выросло число гимнасий, эфебия утратила свой военный характер и стала высшим учебным заведением. Были созданы новые философские школы в Афинах, появились новые научные центры в Александрии, Пергаме, Антиохи, Апамее, Родосе. Открыты библиотеки, появились учебные пособия по всем областям знания.

Древнегреческая цивилизация оставила миру целую плеяду замечательных философов, которые высказали идеи о воспитании.

Сократ (470 – 399 гг. до н.э.):

- целью жизни каждого человека считал нравственное самосовершенствование, познание самого себя;

- предназначение учителя – помочь «саморождению» истины в сознании ученика;

- метод «сократической беседы».

Платон (428 – 347 гг. до н.э.):

- дал теоретическое обоснование афинской модели воспитания, соединив достоинства спартанского и афинского опыта;

- высказал мысль об обязательном образовательном минимуме (три года);

- идея общественного воспитания;

- применение игры в дошкольном воспитании;

- воспитание через положительный пример.

Аристотель ( 384 – 322 гг. до н.э.):

- движущими силами развития личности считал природные задатки, разум и навыки;

- обосновал первую возрастную периодизацию, состоящую из трех периодов по семь лет;

- в Академии, затем в Ликее преподавал риторику и логику;

- вместе с Платоном теоретически обосновал модель афинской школы как государственной системы воспитания.

Вопросы и задания для самопроверки:

1. Проанализируйте и сравните географические, экономические, демографические и социокультурные факторы развития воспитания в Спарте и Афинах.

2. Обоснуйте цели и воспитательные идеалы в этих государствах Древней Греции. Назовите методы и особенности воспитания.

3. Проанализируйте педагогические взгляды философов Античности.

ТЕМА №4



Просмотров 1685

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2025 год. Все права принадлежат их авторам!