![]()
Главная Обратная связь Дисциплины:
Архитектура (936) ![]()
|
Воспитание и школа в Византии
Византийская империя образовалась в результате распада Римской Империи и просуществовала более тысячи лет, с 395 по 1453 год. В истории развития просвещения Византии можно выделить несколько этапов: · IV-IX вв. – период перехода от рабовладельческого строя к становлению монархии. · IX-XII вв. – период наивысшего подъёма просвещения. · XIII-XV вв. – период кризиса в просвещении и педагогической мысли Византии. Эти обстоятельства обусловили ряд особенностей в развитии византийской культуры и просвещения: · Культура Византии формировалась на разнородной этнической основе, сочетая традиции греков, римлян, народов Закавказья, Малой Азии, Крыма и Балкан. · Педагогическая мысль следовала одновременно и античным и христианским традициям. · Византия сочетала традиции римской государственности с традициями эллинского образования. И поэтому, в отличие от большинства средневековых государств, в Византии не было монополии церкви на образование. · Уровень образованности в Византии до XIV в. превосходил уровень образованности в Западной Европе. Никаких социальных и имущественных ограничений на получение образования не было. В школе учились все кто хотел и мог учиться. · Образованные люди имели достаточно высокий социальный статус. Образованность была непременным условием для государственных и церковных деятелей, чиновников. «Образованность – величайшая из добродетелей» (из указа императора). Важную роль в Византии имело семейное воспитание. Большинство населения обучало своих детей семейному ремеслу, иногда основам грамоты и счёта. Система образования состояла из 3 ступеней: 1) Элементарная – школы грамоты (2-3 года). Открывались повсеместно с целью элементарного образования населения. Обучали чтению, письму, счёту, церковному пению. 2) Средняя – грамматические школы (церковные и светские, государственные и частные). Обучались дети с 10–12 лет до 16–17 лет. В каждой школе был один учитель (пайдатес или дидаскол), обучение оплачивалось родителями. Учителя объединялись в профессиональные гильдии. Назначение новых учителей происходило с согласия гильдии. Содержание образования формировалось по варианту семи свободных искусств, делилось на 2 «четверицы»: грамматика, риторика, диалектика, поэтика и арифметика, геометрия, астрономия, музыка. Основными методами обучения было состязание школьников, заучивание, пересказ, комментарии, импровизации, дискуссии. Важнейшим источником знаний были книги, которые ученик самостоятельно искал, читал. Знания учеников проверялись в конце недели. 3) Высшие образовательные учреждения имели определённую специализацию – риторика, право, философия, медицина, филология. Значительную роль в развитии просвещения играли кружки – салоны в домах образованных людей. Наряду с этими учебными заведениями были отдельные монастырские школы высшего типа, действующие по собственному уставу. Там на основе библейских текстов обучали грамматике и философии. Византийские идеи в воспитании получили распространение в государствах Западной и Восточной Европы, на Востоке. Под влиянием антично-византийских идей светского образования в эпоху Возрождения были разработаны гуманистические концепции обучения и воспитания. Византийцы Кирилл и Мефодий создали славянскую письменность, перевели с греческого языка на славянский богословские тексты для школ. «Школы учения книжного», учрежденные князем Владимиром в Киевской Руси тоже унаследовали традиции византийской школы в методах и содержании обучения. Вопросы и задания для самопроверки: 1. Назовите особенности развития византийской культуры и просвещения. 2. Какие периоды в развитии образования Византийской империи можно выделить? 3. Какие методы обучения применялись в грамматических школах Византии? 4. Роль высших школ Византии в развитии просвещения. 5. Особенности образования в монастырских школах Византии. ТЕМА №7 Воспитание и школа в странах Западной Европы В эпоху Средневековья. Эпоха средних веков для Западной Европы характерна наступлением феодализма. В обществе выявились сословия феодалов, духовенства, купцов, ремесленников и крестьян. При этом каждое сословие создало модель воспитания и обучения согласносвоим потребностям. Важную роль в развитии педагогической мысли Средневековья сыграла схоластика. Схоластика стала особым приёмом изложения религиозного мировоззрения. Главная задача схоластов состояла в том, чтобы придать религиозному учению вид стройной логической системы, сочетая теологию с логикой Аристотеля и выработать свои культурные ценности. В этот период развиваются 2 модели воспитания: церковная и светская. Церковное воспитание реализовывало идеал человека - отшельника, аскета, для которого жизнь на Земле является подготовкой к загробной жизни. С целью религиозного воспитания детей мирян повсеместно при церквях открываются приходские (внешние) школы. Там изучают: основы грамоты, чтение псалмов и молитв, церковное пение. Система внутренних церковных школ была рассчитана на подготовку будущих священнослужителей, открывалась при монастырях (там сохранились многочисленные древние рукописи, которые использовались в качестве учебников) и имела три уровня обучения: 1. Элементарный уровень (монастырские школы). Изучали: чтение, письмо, счёт, пение. 2. Средний уровень (соборные кафедральные школы). Обучение строилось по программе семи свободных искусств. На этом уровне изучали дисциплины составляющие «тривиум» - латинская грамматика, риторика, диалектика. 3. Высший уровень (соборные кафедральные школы). Изучали дисциплины «квадривиума» - арифметика, геометрия, астрономия, музыка. Монастырские и соборные кафедральные школы имели библиотеки. Жизнь воспитанников подчинялась уставу, согласно которому, будущие священнослужители и монахи должны были много читать, молиться, трудиться, отказаться от всего мирского. По программе Августина в обучении священнослужителей приоритет должен отдаваться только тем светским знаниям, которые необходимы христианскому проповеднику для более глубокого понимания религии. Светская модель воспитания для детей феодалов называлась рыцарским воспитанием, предназначалась для мальчиков, состояла из следующих этапов: · До 10-12 лет – воспитание в семье. · С 10-12 лет – «школа пажа» при дворе знатного феодала или короля. Мальчики обучались принятым при дворе правилам поведения, игре на музыкальных инструментам, танцам, пению, стихосложению. Получали навыки обращения с оружием и верховой езды. · С 14-16 до 18 лет – «школа оруженосца», где юноши совершенствовались в верховой езде и обращении с оружием. В 18 лет проходило посвящение в рыцари. Теоретическим обоснованием этой модели воспитания можно считать трактат Винцента из Бове «О наставлении сыновей правителей и благородных людей». Развитие мануфактуры, ремёсел и торговли, рост численности городов, обусловили возникновение в XIII-XIV вв. новых типов светских учебных заведений: цеховых и гильдейских школ. Цеховые школы открывались для детей ремесленников. Начальное образование, которое они получали, обеспечивалось обучением чтению, письму, счёту, религии. Дальнейшее обучение проходило в мастерских, где они совершенствовались в ремесле. Гильдейские школы предназначались сначала для детей купцов (часто были платными), позже превратились в городские школы. Программы этих школ носили прикладной характер. Там изучали чтение, письмо, основы латинской грамматики, религию, счетоводство, начальные сведения по географии и истории. Ученики приобретали умения по составлению деловых бумаг. Важной вехой в развитии образования и педагогической мысли средних веков стало создание университетов, которые возникли в системе церковных школ. Открытие и права университетов подтверждались «привилегиями». «Привилегии» - особые документы, подписываемые представителями царствующих особ и представителями церкви, в которых утверждалась университетская автономия и освобождение студентов от военной службы. Автономия предполагала собственное внутреннее управление делами университета, право присуждения учёных степеней, наличие собственного суда. Характерными чертами средневековых университетов была их мобильность, наднациональный и демократический характер. В основу обучения в университетах была положена программа семи свободных искусств. Университеты противопоставили схоластике деятельную интеллектуальную жизнь. Постепенно в качестве учредителей университетов выступали церковь, общество и государство. Увеличивалось количество университетов: в XIII в. Основано 19 университетов, в XV в. – около 80, в XVI в. – около 180. История университетов тесно связана с именами таких мыслителей как Р. Бэкон, Я. Гус, А. Данте, Н. Коперник, Ф. Петрарка и другие. Результатом научной деятельности университетов стало издание учебной литературы, появление книготорговли. Вопросы и задания для самопроверки: 1. В чем суть сословного характера образования в эпоху Средневековья? 2. Какова роль схоластики в развитии педагогической мысли Средневековья? 3. Особенности и цель воспитания в конфессиональных школах Средневековья. 4. Проанализируйте содержание рыцарского воспитания. 5. Назовите характерные черты средневековых университетов. 6. Проанализируйте роль деятельности средневековых университетов в развитии культуры и образования. 7. Раскройте сущность схоластико-догматического образования. 8. Назовите типы светских школ в эпоху Средневековья. 9. В чем суть университетской автономии?
ТЕМА №8
![]() |