![]()
Главная Обратная связь Дисциплины:
Архитектура (936) ![]()
|
Основные учебные пособия по курсу
ИСТОРИЯ ПЕДАГОГИКИ И ОБРАЗОВАНИЯ Пенза, 2013
УДК 37 (09) ББК 74.58 Я 7 Г 74
Гошуляк Л. Д. История педагогики и образования. Пенза, 2013
В учебно-методическом пособии представлены краткий конспект лекций и рекомендации к семинарским занятиям по основным разделам курса « История педагогики и образования». Содержание учебного пособия соответствуют государственному образовательному стандарту по курсу «История педагогики и образования», способствует формированию профессиональной готовности студентов к педагогической деятельности. Для студентов дневного и заочного отделения педагогических вузов, магистров, бакалавров, аспирантов, слушателей ДВО и ДПО
Рецензенты – кафедра педагогики и психологии профессионального обучения педагогического института им. В. Г. Белинского ПГУ; - доктор педагогических наук, профессор П. А. Гагаев
ПРЕДИСЛОВИЕ История образования является одной из областей педагогической науки, которая прослеживает характер и особенности эволюции целей, содержания, принципов, методов и средств обучения и воспитания в истории развития общества. В ее предмет также входит изучение формирования новых педагогических теорий и систем, анализ причин, вызывающих отмирание одних и модернизацию или возникновение других педагогических теорий, методов, форм организации учебно-воспитательного процесса. Задачи курса: 1. Изучить закономерности воспитания как общечеловеческого и общественного явления, его зависимость от изменяющихся потребностей общества. 2. Выявить рациональные и гуманистически ориентированные педагогические методы и средства, разработанные предшествующими поколениями педагогов. 3. Раскрыть пути развития педагогической науки, изучив общие научно-педагогические направления, обусловившие развитие культуры общества. 4. Изучить историю развития школы как учебно-воспитательного учреждения. 5. Изучить деятельность и педагогические идеи выдающихся педагогов. Этот курс охватывает большой круг не только педагогических, но и социокультурных явлений в их историческом развитии. Имеет большое мировоззренческое и профессиональное значение, помогает в поиске путей решения образовательных проблем сегодня. Этот курс важен для формирования аналитического мышления, взглядов и убеждений будущего педагога, для его самоопределения в многообразии образовательных теорий с целью выбора собственного педагогического пути и использования изученного и критически осмысленного педагогического опыта в профессиональной деятельности . История развития школы и педагогической мысли представляется во взаимосвязи с всемирной историей человечества согласно общепринятой в науке периодизации: - воспитание в первобытном обществе; - школа и воспитание в Древнем мире; - воспитание, школа и педагогическая мысль Средневековья; - школа и педагогика в Новое время; - школа и педагогика в Новейшее время. Методологическую основу курса составляют принцип научного историзма, системный подход и современные концептуальные подходы к истории России. В числе основных методологических положений необходимо указывать на зависимость развития системы образования от степени развития государственных и общественных институтов, на роль социального заказа в развитии школы и педагогики. Важное место в процессе изучения курса с методической точки зрения имеет метод сравнения, позволяющий выделить различия в понимании сущности аналогичных явлений отдельными педагогами или научно-педагогическими течениями. Так, например, предлагается соотнести обоснование принципа природосообразности обучения у Я.А. Коменского и Ф.В.А. Дистервега, роль труда в развитии личности в понимании Ж.Ж.Руссо, Дж. Локка, И.Г. Песталоцци и т.д. В данном пособии представлены учебно-методические рекомендации к семинарским занятиям, которые помогут студентам при освоении курса. Учебно-методические рекомендации содержат примерную тематику вопросов для зачетного занятия и семинарских занятий, тестовые и контрольные задания. Предлагаются варианты таблиц и вопросы для самостоятельной работы и для подготовки к занятиям и итоговой аттестации, а также примерные темы творческих работ и списки дополнительной литературы. Преподаватели могут использовать пособие как один из источников для разработки собственного курса и для проведения семинарских занятий со студентами .
Основные учебные пособия по курсу 1. Джуринский А.Н. История педагогики. – М., 1999. 2. История педагогики: В 2 ч. / Под ред. А.И. Пискунова. – М., 1997. 3. История педагогики и образования от зарождения воспитания в первобытном обществе до конца XX в.: Уч. пособие./Под ред. академика РАО А.И.Пискунова. – 2 е. изд. испр. и доп. – М; 2001 4. Латышина Д.И. История педагогики. Воспитание и образование в России (X – начало XX вв.). – М., 1998. 5. Латышина Д.И. История педагогики.: Уч. пособие. – М; 2003 6. Модзалевский Л.Н. Очерки истории воспитания и обучения с древнейших до наших времен./ Под ред. М.В.Захарченко.-Спб.,2004. 7. Прянникова В., Равкин З. История образования и педагогической мысли. – М., 1996. 8. Торосян В.Г. История образования и педагогической мысли: Учеб. для студ. высш. учеб. Заведений. – М.; 2003. 9. История образования и педагогической мысли за рубежом и в России: Уч. пос./ Под общ.ред. З.И. Васильевой.- М.,2001. 10. История педагогики в России: Хрестоматия./Сост. С.Ф.Егоров. – М; 2002. 11. История педагогики в России: Хрестоматия для студентов гуманитарных факультетов высших учебных заведений. Сост. С.Ф.Егоров.-М.,2009. 12. Хрестоматия по истории зарубежной педагогики. / Составитель А.И. Пискунов. – М., 1971.
КРАТКИЙ КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ ТЕМА № 1
![]() |