Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



Основные учебные пособия по курсу



ИСТОРИЯ ПЕДАГОГИКИ И ОБРАЗОВАНИЯ

Пенза, 2013

 

УДК 37 (09)

ББК 74.58 Я 7

Г 74

 

Гошуляк Л. Д.

История педагогики и образования. Пенза, 2013

 

В учебно-методическом пособии представлены краткий конспект лекций и рекомендации к семинарским занятиям по основным разделам курса

« История педагогики и образования».

Содержание учебного пособия соответствуют государственному образовательному стандарту по курсу «История педагогики и образования», способствует формированию профессиональной готовности студентов к педагогической деятельности.

Для студентов дневного и заочного отделения педагогических вузов, магистров, бакалавров, аспирантов, слушателей ДВО и ДПО

 

Рецензенты – кафедра педагогики и психологии профессионального обучения педагогического института им. В. Г. Белинского ПГУ;

- доктор педагогических наук, профессор П. А. Гагаев

 

ПРЕДИСЛОВИЕ

История образования является одной из областей педагогической науки, которая прослеживает характер и особенности эволюции целей, содержания, принципов, методов и средств обучения и воспитания в истории развития общества. В ее предмет также входит изучение формирования новых педагогических теорий и систем, анализ причин, вызывающих отмирание одних и модернизацию или возникновение других педагогических теорий, методов, форм организации учебно-воспитательного процесса.

Задачи курса:

1. Изучить закономерности воспитания как общечеловеческого и общественного явления, его зависимость от изменяющихся потребностей общества.

2. Выявить рациональные и гуманистически ориентированные педагогические методы и средства, разработанные предшествующими поколениями педагогов.

3. Раскрыть пути развития педагогической науки, изучив общие научно-педагогические направления, обусловившие развитие культуры общества.

4. Изучить историю развития школы как учебно-воспитательного учреждения.

5. Изучить деятельность и педагогические идеи выдающихся педагогов.

Этот курс охватывает большой круг не только педагогических, но и социокультурных явлений в их историческом развитии. Имеет большое мировоззренческое и профессиональное значение, помогает в поиске путей решения образовательных проблем сегодня.

Этот курс важен для формирования анали­тического мышления, взглядов и убеждений будущего педагога, для его самоопределения в многообразии образовательных теорий с целью выбора собственного педагогического пути и использования изученного и критически осмысленного педагогического опыта в профессиональной деятельности .

История развития школы и педагогической мысли представляется во взаимосвязи с всемирной историей человечества согласно общепринятой в науке периодизации:

- воспитание в первобытном обществе;

- школа и воспитание в Древнем мире;

- воспитание, школа и педагогическая мысль Средневековья;

- школа и педагогика в Новое время;

- школа и педагогика в Новейшее время.

Методологическую основу курса составляют принцип научного историзма, системный подход и современные концептуальные подходы к истории России.

В числе основных методологических положений необходимо указывать на зависимость развития системы образования от степени развития государственных и общественных институтов, на роль социального заказа в развитии школы и педагогики.

Важное место в процессе изучения курса с методической точки зрения имеет метод сравнения, позволяющий выделить различия в понимании сущности аналогичных явлений отдельными педагогами или научно-педагогическими течениями. Так, например, предлагается соотнести обоснование принципа природосообразности обучения у Я.А. Коменского и Ф.В.А. Дистервега, роль труда в развитии личности в понимании Ж.Ж.Руссо, Дж. Локка, И.Г. Песталоцци и т.д.

В данном пособии представлены учебно-методические рекомендации к семинарским занятиям, которые помогут студентам при освоении курса. Учебно-методические рекомендации содержат примерную тематику вопросов для зачетного занятия и семинарских занятий, тестовые и контрольные задания. Предлагаются варианты таблиц и вопросы для самостоятельной работы и для под­готовки к занятиям и итоговой аттестации, а также примерные темы творческих работ и списки дополнительной литературы.

Преподаватели могут использовать пособие как один из источников для разработки собственного курса и для проведения семинарских занятий со студентами .

 

Основные учебные пособия по курсу

1. Джуринский А.Н. История педагогики. – М., 1999.

2. История педагогики: В 2 ч. / Под ред. А.И. Пискунова. – М., 1997.

3. История педагогики и образования от зарождения воспитания в первобытном обществе до конца XX в.: Уч. пособие./Под ред. академика РАО А.И.Пискунова. – 2 е. изд. испр. и доп. – М; 2001

4. Латышина Д.И. История педагогики. Воспитание и образование в России (X – начало XX вв.). – М., 1998.

5. Латышина Д.И. История педагогики.: Уч. пособие. – М; 2003

6. Модзалевский Л.Н. Очерки истории воспитания и обучения с древнейших до наших времен./ Под ред. М.В.Захарченко.-Спб.,2004.

7. Прянникова В., Равкин З. История образования и педагогической мысли. – М., 1996.

8. Торосян В.Г. История образования и педагогической мысли: Учеб. для студ. высш. учеб. Заведений. – М.; 2003.

9. История образования и педагогической мысли за рубежом и в России: Уч. пос./ Под общ.ред. З.И. Васильевой.- М.,2001.

10. История педагогики в России: Хрестоматия./Сост. С.Ф.Егоров. – М; 2002.

11. История педагогики в России: Хрестоматия для студентов гуманитарных факультетов высших учебных заведений. Сост. С.Ф.Егоров.-М.,2009.

12. Хрестоматия по истории зарубежной педагогики. / Составитель А.И. Пискунов. – М., 1971.

 

 

КРАТКИЙ КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ

ТЕМА № 1



Просмотров 1314

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2025 год. Все права принадлежат их авторам!