![]()
Главная Обратная связь Дисциплины:
Архитектура (936) ![]()
|
Воспитание и обучение в государствах Древнего Востока
В 5 тыс. до н.э. в государствах Древнего Востока выделяются воспитание и обучение как особые формы человеческой деятельности. Для большинства населения воспитание сохраняет семейный характер, традиции которого закреплены в документах древних государств. Жреческие и гражданские должности были узаконены в этих документах как родовые и наследственные, но занять их можно было при достижении определенного уровня образования. Это стало причиной появления школ для детей привилегированных слоев общества – дворцовых и жреческих. Дальнейшее развитие хозяйства, культуры и государственности обусловило потребность в грамотных людях, что стало основной причиной появления школ писцов. Первые такие школы возникли в Междуречье Тигра и Евфрата и назывались «домами табличек» - эддубы. Эти школы были платными и готовили образованных людей для занятия должностей в государственном управлении. В этих учебных заведениях изучались следующие предметы: философия, литература, музыка, история, геометрия, право, география. Основными методами воспитания и обучения были подражание, повторение, заучивание текстов и терминов. Позже появились методы разъяснения и диалога. Целью воспитания в Древнем Египте (3 тыс. до н.э.) была подготовка ребёнка в определённой сфере деятельности (по семейному ремеслу). Идеалом древнего египтянина считался немногословный, терпеливый человек, умеющий хладнокровно переносить тяготы жизни. Воспитание имело существенные различия в зависимости от имущественного и социального положения и соответствовало потребности государства и общества. Для детей аристократии открывались дворцовые школы, где учили чтению, истории, праву, военным дисциплинам. Для подготовки судей и жрецов открывались жреческие школы. Там изучали чтение, письмо, счёт, право, астрономию, астрологию, медицину, религию. В школах писцов учили писать иероглифы (около 700), составлять деловые бумаги. Изучали математику, географию, астрономию и языки других народов. Важнейшим фактором воспитания в Древней Индии была религия: до VI в. до н.э. – брахманизм (арийский период) с VI в. до н.э. – буддизм (буддийский период). Для арийского периода характерно семейное воспитание, для буддийского – кастовое. К середине I тыс. до н.э. воспитание имело три ступени: 1) воспитание в семье (до 8 летнего возраста); 2) частные платные школы (срок обучения около 8 лет; более сложный курс обучения для детей из высших каст, сокращённый – для детей ремесленников); 3) школа «гуру» (для самых способных юношей). Для буддистского периода характерно признание равенства людей независимо от кастовой принадлежности. Обучение осуществлялось в религиозных и светских школах. С возрождением индуизма, развитием государства и культуры возникает необходимость увеличения количества школ, дающих практические знания. Устанавливается система обучения из двух ступеней: - начальная школа (начала грамоты и письма); - полная школа (география, математика, языки, врачевание, живопись. В Древнем Китае первые школы возникают в 3 тыс. до н.э., где юноши обучаются стрельбе из лука. С возникновением письменности (иероглифы) в XVI-XI вв. до н.э. содержание обучения усложняется. В школах обучают стрельбе из лука, верховой езде, морали (нравственные основы поведения, традиции), письму, счёту и музыке. В VI в. до н.э. значимым фактором развития школы и педагогической мысли стали философские школы: конфуцианство, даосизм, буддизм и школа легистов (законников). В последствие конфуцианство становится основной идеологией государства в области образования. Учение Конфуция (551-479 гг. до н.э.) имело гуманистический характер. Он выдвинул идею разностороннего развития личности, считая главным нравственность, а только потом образованность; сформулировал дидактические принципы и создал систему школ для подготовки государственных служащих, основным методом обучения в которой был диалог учителя с учениками. Конфуцианское учение, которое продолжали развивать его последователи, со временем утратило гуманистическую развивающую сущность. Но, тем не менее, в итоге: - обучение получило широкое распространение в стране; - вырос престиж образованного человека; - сформировался культ образованности; - образование стало частью государственной политики; - возникла система государственных экзаменов на получение чиновничьих должностей и продвижение в государственной службе; - конфуцианство положило начало зарождению педагогической мысли в Древнем Мире. Вопросы и задания для самопроверки: 1. Назовите факторы развития школы и воспитания в государствах Древнего Мира. 2. Назовите и проанализируйте цели и особенности воспитания в Древнем Египте, Древней Индии и Китае. 3. Раскройте суть педагогических взглядов Конфуция и влияние его деятельности на дальнейшее развитие образования в Китае. ТЕМА №3
![]() |