Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



Воспитание и обучение в государствах Древнего Востока



В 5 тыс. до н.э. в государствах Древнего Востока выделяются воспитание и обучение как особые формы человеческой деятельности.

Для большинства населения воспитание сохраняет семейный характер, традиции которого закреплены в документах древних государств.

Жреческие и гражданские должности были узаконены в этих документах как родовые и наследственные, но занять их можно было при достижении определенного уровня образования. Это стало причиной появления школ для детей привилегированных слоев общества – дворцовых и жреческих. Дальнейшее развитие хозяйства, культуры и государственности обусловило потребность в грамотных людях, что стало основной причиной появления школ писцов.

Первые такие школы возникли в Междуречье Тигра и Евфрата и назывались «домами табличек» - эддубы. Эти школы были платными и готовили образованных людей для занятия должностей в государственном управлении. В этих учебных заведениях изучались следующие предметы: философия, литература, музыка, история, геометрия, право, география.

Основными методами воспитания и обучения были подражание, повторение, заучивание текстов и терминов. Позже появились методы разъяснения и диалога.

Целью воспитания в Древнем Египте (3 тыс. до н.э.) была подготовка ребёнка в определённой сфере деятельности (по семейному ремеслу). Идеалом древнего египтянина считался немногословный, терпеливый человек, умеющий хладнокровно переносить тяготы жизни.

Воспитание имело существенные различия в зависимости от имущественного и социального положения и соответствовало потребности государства и общества. Для детей аристократии открывались дворцовые школы, где учили чтению, истории, праву, военным дисциплинам.

Для подготовки судей и жрецов открывались жреческие школы. Там изучали чтение, письмо, счёт, право, астрономию, астрологию, медицину, религию.

В школах писцов учили писать иероглифы (около 700), составлять деловые бумаги. Изучали математику, географию, астрономию и языки других народов.

Важнейшим фактором воспитания в Древней Индии была религия: до VI в. до н.э. – брахманизм (арийский период)

с VI в. до н.э. – буддизм (буддийский период).

Для арийского периода характерно семейное воспитание, для буддийского – кастовое.

К середине I тыс. до н.э. воспитание имело три ступени:

1) воспитание в семье (до 8 летнего возраста);

2) частные платные школы (срок обучения около 8 лет; более сложный курс обучения для детей из высших каст, сокращённый – для детей ремесленников);

3) школа «гуру» (для самых способных юношей).

Для буддистского периода характерно признание равенства людей независимо от кастовой принадлежности. Обучение осуществлялось в религиозных и светских школах. С возрождением индуизма, развитием государства и культуры возникает необходимость увеличения количества школ, дающих практические знания. Устанавливается система обучения из двух ступеней:

- начальная школа (начала грамоты и письма);

- полная школа (география, математика, языки, врачевание, живопись.

В Древнем Китае первые школы возникают в 3 тыс. до н.э., где юноши обучаются стрельбе из лука.

С возникновением письменности (иероглифы) в XVI-XI вв. до н.э. содержание обучения усложняется. В школах обучают стрельбе из лука, верховой езде, морали (нравственные основы поведения, традиции), письму, счёту и музыке.

В VI в. до н.э. значимым фактором развития школы и педагогической мысли стали философские школы: конфуцианство, даосизм, буддизм и школа легистов (законников). В последствие конфуцианство становится основной идеологией государства в области образования. Учение Конфуция (551-479 гг. до н.э.) имело гуманистический характер.

Он выдвинул идею разностороннего развития личности, считая главным нравственность, а только потом образованность; сформулировал дидактические принципы и создал систему школ для подготовки государственных служащих, основным методом обучения в которой был диалог учителя с учениками.

Конфуцианское учение, которое продолжали развивать его последователи, со временем утратило гуманистическую развивающую сущность. Но, тем не менее, в итоге:

- обучение получило широкое распространение в стране;

- вырос престиж образованного человека;

- сформировался культ образованности;

- образование стало частью государственной политики;

- возникла система государственных экзаменов на получение чиновничьих должностей и продвижение в государственной службе;

- конфуцианство положило начало зарождению педагогической мысли в Древнем Мире.

Вопросы и задания для самопроверки:

1. Назовите факторы развития школы и воспитания в государствах Древнего Мира.

2. Назовите и проанализируйте цели и особенности воспитания в Древнем Египте, Древней Индии и Китае.

3. Раскройте суть педагогических взглядов Конфуция и влияние его деятельности на дальнейшее развитие образования в Китае.

ТЕМА №3



Просмотров 2027

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2025 год. Все права принадлежат их авторам!