![]()
Главная Обратная связь Дисциплины:
Архитектура (936) ![]()
|
Развитие основ педагогики и теории подготовки учителей в педагогической мысли России 19-нач.20 вв
1.Система педагогических воззрений К.Д. Ушинского: а) мировоззренческая позиция, общественно-педагогическая деятельность; б) о воспитании и его компонентах; о значении труда в воспитании; в) антропологический принцип; г) принципы обучения; д) о личности учителя, о значении педагогической литературы. 2.Педагогическая деятельность Д.И.Менделеева. 3.Развитие основ педагогики и истории педагогики в трудах М. И.Демкова.
Задания: 1.Выпишите требования к личности учителя , изложенные в педагогических трудах К.Д.Ушинского. 2.Раскройте сущность антропологического принципа Ушинского и его значение для развития концепции подготовки учителей. 3.Раскройте критическое отношение К.Д.Ушинского и П.Ф.Каптерева к теориям формального и материального обучения. 4.Как Ушинский обосновывал значение педагогической литературы для учителей, родителей и учеников? 5.Выпишите и проанализируйте идеи Д.И.Менделеева о направлении русского образования, необходимости подготовки учителей, о цели и содержании образования в общих средних учебных заведениях и в высших учебных заведениях. 6.Изучите и проанализируйте идеи М.И. Демкова о роли упражнений в развитии личности, педагогические правила и законы. 7. Оцените вклад К.Д.Ушинского, М.И,Демкова, Д.И.Менделеева, П.Ф.Каптерева в развитие отечественной педагогики и педагогического образования . Дополнительная литература: 1.Антология педагогической мысли России (второй половины XIX – начала XX в.). – М., 1990. 2.Антология педагогической мысли России (первая половина XIX в.). / Составитель П.А. Лебедев. – М., 1987. 3.Гагаев П.А. Философия школы России: Идея человека в русской культурно-исторической традиции. История русских философско-педагогических учений XVIII - XX вв. – Пенза, 1998. 4.Гончаров Н.К. Педагогическая система К.Д. Ушинского. – М., 1974. 5.Каптерев П.Ф. Избранные педагогические сочинения. – М., 1982. 6. Князев Е.А. Генезис высшего педагогического образования в России в 19-нач. 20 вв: Смена парадигм.- М.,2008. 7.Лордкипанидзе Д.О., Днепров Э.Д. Педагогическое наследие К.Д. Ушинского. // Ушинский К.Д. Избранные педагогические сочинения. – М., 1974. – Т.2. 8.Педагогическое наследие К.Д. Ушинского и современная школа. Межрегиональный сборник научных трудов /Под ред. В.В. Сохранова.- Пенза, 1999. 9.Ушинский К.Д. Педагогические сочинения. Т. 1 – 6. – М., 1990. 10.Ушинский К.Д. О пользе педагогической литературы //Собрание сочинений: В И т. - М.; Л.: Изд-во АПН РСФСР, 1948-1950. - Т. 2. 11.Ушинский К.Д. О народности в общественном воспитании //Собрание сочинений: В 11 т. - М.; Л.: Изд-во АПН РСФСР, 1948-1950. - Т. 2. 12.Ушинский К.Д. Труд в его психическом и воспитательном значении //Собрание сочинений: В IIт. - М.; Л.: Изд-во АПН РСФСР, 1948-1950. -Т.2.13.Ушинский К.Д. Родное слово //Собрание сочинений: В 11 т. - М.; Л.: Изд-во АПН РСФСР, 1948-1950. - Т. 2. 13.К.Д. Ушинский и русская школа. Беседы о великом педагоге. / Под ред. Е.П. Белозерцева. – М., 1994. 14. История педагогики в России: Хрестоматия./Сост. С.Ф.Егоров.-М., 2002.
Семинар № 10-11. Зарубежная реформаторская педагогика: конец XIX – первая половина XX века. 1. Социально – экономические, политические, философские и научные предпосылки становления и развития реформаторской педагогики. 2. «Школа действия» Вильгельма Августа Лая. 3. Теория гражданского воспитания Георга Кершенштейнера. 4. Прагматическая педагогика Джона Дьюи. 5. Педагогические идеи Марии Монтессори. 6. Вальдорфская педагогика. Задания 1. Выявить общее и особенное в идеях различных зарубежных реформаторских педагогических течениях конца XIX - начала XX вв. 2. Изложите основные идеи В.А.Лая о необходимости формирования в процессе обучения правильной последовательности действий: восприятие, умственная переработка, внешнее выражение сложившихся представлений. 3. Покажите утилитарный характер воспитания, идеи создания «инструментальной» педагогики и создания воспитывающей и обучающей среды в школе в «прагматической педагогике» Дж.Дьюи. 4. Изложите суть принципа полезности. Сравните трактовку этого принципа в педагогических трудах Дж. Дьюи и Дж. Локка. 5. Обоснуйте выписками из трудов Г.Кершенштейнера базовые идеи, объединяющие концепции трудовой школы и гражданского воспитания. 6. Проанализируйте основные задачи и содержание трудового и гражданского воспитания по Кершенштейнеру. 7. Заполните таблицу:
8.Изучите педагогические принципы и методы воспитания детей в трудах М. Монтессори. 9.Проанализируйте дидактические материалы М.Монтессори и обоснуйте их роль в сенсорном воспитании детей. 10. Сравните идеи естесственного воспитания Ж.-Ж.Руссо и концептуальные положения теории свободного воспитания М.Монтессори. 11. Назовите особенности организации обучения в вальдорфских школах. 12.Выпишите и проанализируйте цель, содержание и методы обучения. Составьте профессиограмму учителя вальдорфской школы.
Литература 1. Альтернативные модели воспитания в сравнительной педагогике /Под ред. М.Н.Певзнера и С.А.Расчетиной. - Новгород, 1984. - Ч. 1,2. 2. Вестбрук Р.Б. Джон Дьюи //Перспективы: вопросы образования. Мыслители образования. -1994. -№ 1-2 (85-86). -Т. 1. 3. Гончарова Л.Н. Школа и педагогика США до второй мировой войны. – М., 1972. – Гл. 2. 4. Грюнелиус Э.М. Вальдорфский детский сад. Воспитание детей младшего возраста. – М., 1992. 5. Джуринский А.Н. История зарубежной педагогики. – М., 1998. - Раздел VI.- Гл. 2. 6. Джуринский А.Н. Зарубежная школа: история и современность. – М., 1992. – Гл. 2. 7. Духавнева А.В., Столяренко Л.Д.История зарубежной педагогики и философия образования.-Ростов н/Д..2000. 8. Кант И. О педагогике. // Кант И. Трактаты и письма. – М., 1980. 9. Краних Э.М .Свободные вальдорфские школы.-М.,1993. 10. Очерки истории школы и педагогики за рубежом. – М., 1989. – Ч. 2 – Гл. 2 – 5. 11. Пискунов А.И. Проблемы трудового обучения и воспитания в немецкой педагогике XVIII – XX в. – М., 1976. – Гл. 3 – 4. 12. Певзнер М.Н. Реформаторское движение в педагогике Западной Европы конца XIX - начала. XX вв. - Новгород, 1996. 13. Пряников В.Г., Равкин З.И. История образования и педагогической мысли. Учебник – справочник. – М., 1995. (с. 53 - 56). 14. Рерс Г. Георг Кершенштейнер //Перспективы: вопросы образования. Мыслители образования. -1994. -№ 1-2 (87-88). -Т. 2. 15. Рерс Г. Мария Монтессори //Перспективы: вопросы образования. -1983. 16. Хрестоматия по истории зарубежной педагогики./ Сост.А.И.Пискунов. – М., 1981. 17. Штейнер. Общее учение о человеке как основа педагогики. – М., 1996. Семинар № 12-13.
![]() |