![]()
Главная Обратная связь Дисциплины:
Архитектура (936) ![]()
|
Школа и педагогика России в первой половине ХIХ века
Александр I Манифестом от 12 марта 1801 года провозгласил курс на продолжение просветительских реформ в России. В 1802 году было образовано Министерство народного просвещения и опубликованы «Предварительные правила народного просвещения». Согласно «Уставу учебных заведений, подведомственных университетов» 1804 года: • Россия была разделена на 6 учебных округов с университетом во главе: Московский, Петербургский, Казанский, Харьковский, Виленский, Дерптский. • Университеты получили полномочия по осуществлению методического и инспекторского контроля и руководства всеми образовательными учреждениями округа. • Была установлена преемственная связь между всеми звеньями системы образования: Приходские училища (1 год обуч.) Обучали началам грамоты. Предметы: Закон Божий, чтение, письмо, арифметика. Уездные училища (2 года обуч.) Подготавливали к поступлению в гимназии. Предметы: российская грамматика, грамматика родного языка (для национальных районов), всеобщая и русская география, всеобщая и русская история, арифметика, геометрия, физика, естествознание, рисование. Гимназии (4 года обуч.) Подготавливали к поступлению в университет. В основном обучались дети дворян и чиновников. Предметы: латинский, немецкий, французский языки, география, история, статистика, логика, нравоучение, курс изящных наук (русская словесность, теория поэзии, эстетика), математический цикл (алгебра, геометрия, тригонометрия), естественно-исторический цикл (минералогия, ботаника, зоология, основы коммерции, технология, рисование). • Этот Устав положил начало формированию организованной государственной системы образования. • Университеты - наивысшая ступень образовательной системы. Осуществляли подготовку чиновников высшего звена. Имели автономию, управлялись выборными советами, имели разрешение на открытие научных обществ, издание газет и журналов в своей собственной типографии. Кроме этих учебных заведений для детей высшего дворянства в 1810 году в Царскосельском императорском дворце был открыт Лицей с шестилетним курсом обучения. В числе первых учеников этого учебного заведения был А.С. Пушкин, А.А. Дельвиг, В.К. Кюхельбекер. Кроме этого, в 1813 году в Одессе был открыт Ришельевский лицей, в Ярославле - Демидовский. После Отечественной войны 1812 года в учебных заведениях стали проявляться свободолюбивые настроения и идеи борьбы с тиранами, следствием которых стал аракчеевский режим. На системе образования это отразилось следующим образом: В 1817 году Министерство просвещения было переименовано в Министерство духовных дел и просвещения, что означало усиление религиозного воспитания на всех ступенях образования. В 1819 году была введена плата за обучение в гимназиях, что ограничивало возможность обучения детям простых людей. После восстания декабристов в 1825 году царское правительство организовало новую волну контрреформ в области образования, вследствие которой был издан новый «Устав гимназий и училищ, состоящих в ведении университетов» в 1828 году. Этот Устав закрепил сословный замкнутый характер школьной системы: приходские училища открывались для обучения детей из низших слоев, уездные — для детей купцов, мещан, ремесленников, гимназии — для детей дворян, чиновников. Гимназии стали классическими, был установлен полицейский надзор и палочная дисциплина в младших классах гимназий. Следующий Устав 1835 года ограничивал право автономии университетов. В 1838 году введены физические наказания во всех классах гимназий. В 1845 году была еще раз повышена оплата за обучение в гимназиях. В период реформ и контрреформ в образовании России первой половины 19 века педагогическая наука имела демократические, антисамодержавные и антикрепостнические тенденции. Эти идеи возникли среди декабристов. В.Ф. Одоевский (1804-1869 гг.) — писатель, журналист, музыкальный критик, общественных деятель, педагог. Педагогические труды: «Проект об устройстве школ», «Советы наставникам», «Руководство для учителей», «Руководство для начального преподавания». Он сформулировал ведущие научно- методические принципы деятельности учителей, советовал ориентироваться на личный опыт детей в процессе обучения, пробуждать активную познавательную деятельность посредством бесед. Представители русской революционной демократической мысли (Н.Г. Чернышевский, В.Г. Белинский, А.И. Герцен, Н.А. Добролюбов и др.): • предложили новый идеал человека- революционера, борца с общественным злом; • высказывались за развитие творческой инициативы и активности детей в процессе воспитания и обучения; • подчеркивали ведущую роль учителя в процессе обучения и воспитания; • обосновали идеалы «нового человека и общества»; • выдвинули проблемы женского образования; • считали патриотизм и народность основой подготовки молодежи к активной жизнедеятельности. Поиск самобытного просвещения и общечеловеческих основ воспитания разделил русскую интеллигенцию первой половины 19 века на два лагеря: славянофилов и западников. Славянофилы (И.В. Киреевский, А.С. Хомяков, С.П. Шевырев и др.) отстаивали идею воспитания цельного человека, сочетающего народно-православные черты с тем, что присуще человеку вообще. Считали, что необходимо согласовывать развитие собственно российского образования с мировыми достижениями. Западники (А.И. Герцен, Н.В. Станкевич, В.Г. Белинский и др.) выступали за развитие русской педагогической науки и образования по моделям, исторически отработанным в Западной Европе. +- Вопросы и задания для самопроверки: 1. Охарактеризуйте образовательную реформу в России согласно «Уставу учебных заведений, подведомственных университетам» 1804 г. 2. Охарактеризуйте контрреформы в образовании России с 1828 по 50-е гг. XIX в. 3. Суть идей представителей революционно-демократической мысли. 4. Проанализируйте педагогические идеи по вопросу развитию образования западников и славянофилом. 5. Дайте характеристику содержания образования в российских гимназиях первой половины XIX в. ТЕМА №14
![]() |