Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



Имени М. П. Драгоманова, г. Киев



Постановка проблемы. Выход теории и практики образования на антропологическую парадигму, определяет методологический принцип, по которому обращается должное внимание национальному воспитанию, уважению к национальным традициям в содружестве с музыкальными традициями других народов. В этом содружестве основательное положение занимает Китай. В современных законах по образованию указывается на необходимость участия учащейся молодежи в национальном возрождении, самореализации своих личностных потенциальных возможностей и интересов.

Содержание молодежной субкультуры отражает стремление или отсутствие желания трудиться над собой, глубже познавать себя, развивать свои собственные способности и умения, серьезно влияет на ценностные ориентации общества в целом. Выявление взаимосвязи молодежной музыкальной субкультуры с потребностью в самосовершенствовании будущего учителя становится ключевой задачей современного общества и педагогической науки. Данное положение и определяет актуальность темы работы.

Анализ последних публикаций. Разновекторность влияния массовой музыки на молодежь изучали Е. Бодина, А. Стотыка, Т. Фурсенко, Г. Шостак и др. (в частности, увлечение джазом); проблеме содержания и форм восприятия массовой музыки, различных способов выразительности посвятили свои исследования К. Акопян, Ю. Божко, В. Конен, А. Мидлер, А. Сохор, и др. Социологический аспект проблемы развития интересов раскрыты в научных работах Л. Божовича, А. Здравомысловой, А. Семашко и др.

Я. Левчук, исследуя проблему молодежных субкультур в Украине, представляет их как такое явление в системе культуры, которое имеет ряд характеристик, определяющих социальное состояние молодежи: отношение к моде, одежде, музыке; более дружественные взаимоотношения в группах однолеток, чем в семье; относительная первичность отдыха по отношению к труду; вызов ценностям взрослых и индивидуальные эксперименты со способом жизни и др. [5, с. 4]. Украинская музыкальная субкультура включает множество символичных субкультур, которые возникают на почве увлечения отдельным исполнителем или музыкальным направлением. Поэтому логично говорить о формах молодежной субкультуры, где основными факторами, влияющими на ее формирование, являются музыкальный вкус и предпочтения. Молодежь выбирает – включаться ей в группу с одинаковыми музыкальными предпочтениями или разными. Рассматривая источники музыкальной информации целесообразно отметить, что они имеют коммерческий характер, поэтому содержание музыкальных интересов молодежи в основном зависит от рынка музыкальной продукции.

На основании полученных данных автор заключает, что традиционное бытовое музицирование постепенно исчезает из жизни молодежи. Его место заполняет техника, вытесняя существующие на протяжении десятилетий семейные музыкальные традиции. Характерная для Украины (несколько в другом аспекте и Китая) певческая культура активно заменяется искусственным звучанием современной аппаратуры. Семья, все меньше влияет на формирование предпочтений молодежи. У большинства молодежи в памяти не зафиксировались семейные музыкальные впечатления. Правда, по мнению психологов [1, с. 43], воспоминания детства связаны с внутренним миром человека (ассоциативной памятью) и эмоциональными переживаниями, которые оставляют глубокий этический след в душе. Те, молодые люди, которые из далекого детства вынесли определенные музыкальные переживания, чаще вспоминают классические произведения (13, 3 %), популярные детские песни (7, 6 %), фольклор (4, 5 %), зарубежную эстраду (3, 4%) [5, с. 10].

Цельданной статьи – определить суть изменений в содержании современной вокальной музыки, популярной среди молодежи, а также отразить влияние массовой музыкальной культуры на процессы самостоятельного совершенствования будущего учителя музыкального искусства Китая.

Для достижения поставленной цели необходимо выполнить такие задачи: проанализировать воздействие массовой музыкальной культуры на интересы современной молодежи (Украины и Китая), определить пути возможного самосовершенствования будущих учителей музыки в их вокальном творчестве.

Изложение основного материала. Из данных исследований следует, что преобладающие источники музыкальной информации – СМИ (способы массовой информации). Возрастает практика отдыха, развлечений. Рост такой музыкальной практики исследователи объясняют усилением потребительской ориентации в сознании молодежи (а не самосовершенствование) [3, с. 78], а также психологической адаптации к условиям информационной эпохи. Это отражает индивидуальный характер предпочтений молодежи относительно массовой музыкальной субкультуры, которые можно объединить в группы (а значит повлиять в процессе направленного педагогического воздействия). Они делятся по таким показателям: музыкальные предпочтения, индивидуальное отношение к выбору стиля жизни, принцип внутренне групповой организации молодежи, выбор источника музыкальной информации, возрастные особенности. Характер потребления может активно влиять на характер добывания музыкальной информации самостоятельно, который зависит от: случайных музыкальных впечатлений; осознанно потребляемых при активном воздействии традиций народной культуры; в рамках учебных программ профессиональных музыкальных образовательных систем (специальных музыкальных школах, институтах, академиях и др.).

Так как субкультура молодежи влияет на направления и характер художественных потребностей, т. е. – “определяющая в формировании художественных ориентиров молодежи” [5, с. 13], то в процессе педагогического воздействия целесообразно: учитывать интерес молодежи, обращать внимание на лучшие образцы музыки, направлять будущих учителей музыки на изучение воспитательных возможностей самоусовершенствования для повышения профессионального уровня певца, обращать внимание на действенные традиционные методы вокальной подготовки, самостоятельного совершенствования будущего учителя музыки.

Относительно молодежной субкультуры Китая можно отметить, что несмотря на общую историческую тенденцию использовать народно-песенную музыкальную традицию, молодежь стремиться сказать свое слово и в поп-музыке. Процессы самосовершенствования в современном исполнительстве происходили внутри массовой музыкальной культуры. Популярные песни в Китае находятся в процессе развития и еще не стали предметом широкого использования среди молодежи (современная музыка появилась в среде зажиточных людей, которые имели доступ к получению неизвестной широкому кругу людей музыкальной продукции).

В тоже время, самосовершенствование китайских музыкантов осуществлялось и через творчество, в основном за счет влияния китайцев, живущих за рубежом, поскольку их песни и исполнение имели уровень международных стандартов, при этом не теряя национальных китайских традиций.

Современные технические возможности позволили применять новые средства для создания музыкальных композиций, синтезировать различные стили и жанры, тембры и ритмы, которые не имели аналогов среди других стилевых музыкальных направлений. Кроме того, изучение художественных особенностей популярных песен открыло новые их возможности, т. е. отображать в своем содержании простые человеческие заботы, любовь, проблемы повседневной жизни.

Для обеспечения эффективности самосовершенствования будущих учителей музыки целесообразно осознать ими пути получения образования самостоятельно. В музыкальной педагогике данную проблему разрабатывали К. Завалко, Н.Лосева, О. Рудницкая, А. Ростовский.

Так, К. Завалко выделяет такие направления самообразования : общекультурный, методологический, педагогический, психологический и методический [4, с. 81]. Автор считает, что учитель музыки должен расширять собственные знания относительно методов, форм и способов музыкального образования, видов музыкальной деятельности с учетом дифференцированного подхода к обучению, технологии планирования, проведения и анализа уроков, развития способности учеников к самосовершенствованию и др. [4, с. 88].

Интересна и полезна мысль А. Ростовского о том, что главное, о чем должны позаботиться педагоги высшей школы, это оснастить студентов методами самостоятельного получения знаний, заложить основы методологической культуры будущего учителя музыки, расширить его кругозор, вызвать стойкий интерес к профессиональным знаниям [6, с. 6].

А. Дзундза, Н. Лосева рассматривают готовность личности к самоусовершенствованию как синтез определенных условий, среди которых: целостный эмоционально-личностный аппарат, система знаний, умений и навыков, грамотная работа с источниками информации и др. [2, с. 154].

Возможности для самосовершенствования будущих учителей музыки стали развиваться двумя путями.

Первый путь – сочинение песен со словами, смысл которых близок и понятен не только профессионалам. Эти песни в китайской музыке созвучны с европейской массовой музыкой. Современные музыкальные композиции – больше, чем просто песня, они отражают глубокие и понятные китайцам эмоциональные реакции, на уровне этих композиций происходит реальный обмен человеческими чувствами. Второй путь – совершенствование самого вокала, современных приемов пения. Исполнение популярных песен легче дается многим желающим их исполнять, а не только профессионалам, они намного проще для их самостоятельного освоения. Самосовершенствование происходит благодаря персональному участию и желанию каждого певца. Простота освоения делает возможным исполнение вокальные произведения без особого опыта работы над голосом. Достаточно самостоятельно применять желаемые эффекты, используя различные окраски звука в зависимости от высоты. Популярные песни часто звучат очень характерно для отдельного певца. Так, звучание меццо Элва Сяо отличается интимным характером и неповторимо. При этом такое звучание не требовало особой работы над голосом, специальных навыков пения.

Необходимо учесть, что когда поп-музыка основывается только на человеческой природе звучания голоса, без подключения специфических эффектов, творческого самосовершенствования, стремления к необычности звучания, которое умеют достигать другие, музыкально неповторимого искусства не возникает.

Популяризация поп-музыки в современном мире происходит не только в Китае. Это – явление мирового масштаба. Поскольку реформы, происходящие в Китае, постепенное приближение к международным стандартам приводит к активизации национальных сил Китая, поп-музыка становится более популярной и востребованной в культурной жизни страны, даже знаменует собой некоторый прогресс музыкального развития, расширения диапазона интересов молодежи.

Выводы. Молодежная субкультура – часть музыкальной культуры развлекательного направления, показатель особенностей времени, оказывающих влияние на самоопределение молодежи. Учитель музыки, как проводник культуры в обществе, подвержен современному музыкальному влиянию. Педагогическое воздействие отражает влияние содержания молодежной музыкальной субкультуры, направляет ее использование на лучшие образцы для самосовершенствования естественных вокальных задатков каждой индивидуальности и развитие умений управлять голосом.

Резюме. В статье анализируется участие учащейся молодежи в национальном возрождении, самореализации своих личностных потенциальных возможностей и интересов, раскрываются пути влияния массовой субкультуры на самосовершенствование вокальных возможностей будущих учителей музыки.

Ключевые слова: самосовершенствование, молодежная субкультура, вокальные умения.

Резюме.У статті аналізується участь молоді у національному відродженні, самореалізація власного особистого потенціалу та інтересів, розкриваються шляхи впливу масової субкультури на самоудосконалення вокальних можливостей майбутнього вчителя музики.

Ключові слова: самоудосконалення, молодіжна субкультура, вокальні уміння.

Resume. In the article the participation of studying young people in the national revival, self-realization of the personality potential possibilities and interests is analysed, the ways of influencing of mass subculture on self-perfection of vocal possibilities of future music masters open up.

Keywords: self-perfection, youth subculture, vocal abilities.

Литература

1. Гуо Хен Цей. Молодежь. Психическое самосовершенствование / Цей Гуо Хен. – С.: Психология, 2000. – 449 с.

2. Дзундза А. І. Виховання потягу до самовдосконалення у майбутнього педагога // Наукові записки Ніжинського держ. пед. ун-ту ім. М. В. Гоголя / А. І. Дзундза, Н. М. Лосєва. Психолого-педагогічні науки, 2002. – № 4. – Ч. 2. – С. 153 – 155.

3. Жуо Бай. Методы самосовершенствования / Бай Жуо. – Ф.: Психология, 2006. – 311 с.

4. Завалко К. В. Самовдосконалення вчителя музики : теорія та технологія : [монографія] / К. В. Завалко. – Черкаси : Вид-во від. ЧНУ імені Богдана Хмельницького, 2007. – 274 с.

5. Левчук Я. М. Масова музика як соціалізуючий чинник молодіжних субкультур України : автореф. дис. на здобуття наук. ступеня канд. мистецтвознавства : спец. 26.00.01 «Теорія та історія культури» / Я. М. Левчук. К., 2011. – 16 с.

6. Ростовський О. Я. Актуальні проблеми удосконалення дидактичної моделі професійної підготовки вчителя // Проблеми формування сучасного вчителя у вищій педагогічній школі. Наук.-метод. зб. / Упоряд. і заг. ред. Астаф’євої М. М. – Ніжин : НДПУ, 1999. – С. 3 – 9.

УДК 378.134:786.2



Просмотров 912

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2024 год. Все права принадлежат их авторам!