Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



Преподаватель высшей категории, старший преподаватель класса фортепиано ЯМШ им А. Спендиарова, г. Ялта



Постановка проблемы.Фортепианные произведения Роберта Шумана изучаются в детских музыкальных школах, в средних и высших учебных заведениях. Понимание стилевых особенностей фортепианной музыки Р. Шумана способствует более яркому, глубокому раскрытию музыкальных образов его произведений.

Цель статьи —раскрытие стилевых особенностей фортепианного творчества Р. Шумана.

Изложение основного материала.Творчество Роберта Шумана — одна из вершин мирового музыкального искусства 19 века. Его искусство пронизано тем беспокойным, бунтарским духом, которое роднит его с Байроном, Гюго, Гейне, Берлиозом и другими выдающимися художниками-романтиками.

Своей бурной, порывистой, протестующей музыкой и своими литературно-музыкальными выступлениями, обличающими «бесстыдство пошлости», духовную пустоту, рутину мещанства. Р. Шуман восстал против «расслабляющего воздуха салонов», «удушливой дворцовой атмосферы», затхлости немецких провинциальных «медвежьих» углов.

Роберт Шуман прожил недолгую жизнь — 1810-1856 гг. (с 1850г начинается болезнь) и трагически заканчивается его жизнь в психиатрической лечебнице, где он провёл последние свои 2 года.

С детства испытывает огромный интерес к литературе и искусству, тогда же он начинает сочинять маленькие танцы-фантазии для детей, но по требованию матери Шуман поступает на юридический факультет Лейбцигского университета. Все эти годы полны разнообразием впечатлений, знакомств, увлечением музыкой, литературой. Но лишь после окончания университета в 1830-м году Шуман начал систематические занятия композицией, музыкальным творчеством, выступает как пианист, импровизатор.

Быстрый расцвет его творческих лет изумителен. Смелый, самобытный, законченный стиль его первых произведений кажется почти неправдоподобным:

· 1829-1831гг. — «Бабочки»

· 1830г. — вариации «Abegg»

· 1834г. — «Симфонические этюды»

· 1835г. — «Карнавал»

и множество других произведений для фортепиано открыли новую страницу в истории музыкального искусства.

По новизне художественных тем и образов, по своей психологической тонкости и правдивости музыка Шумана — явление, значительно раздвинувшее границы музыкального искусства 19 века.

Пётр Чайковский: «Можно с уверенностью сказать, что музыка второй половины 19 века составит в будущей истории искусства период, который назовут шумановским. Музыка Шумана, органически примыкающая к творчеству Л. Бетховена и в то же время резко от него отделяющаяся, открывает целый мир новых музыкальных форм, затрагивает струны, которые ещё не коснулись его великие предшественники».

Сущность «шумановского» в музыке выражена в его фортепианных произведения. Тонкий музыкант-психолог, с удивительной поэзией воплотивший сложный, противоречивый внутренний мир человека — таким предстоит Роберт Шуман в своей фортепианной музыке. Это яркое оригинальное искусство сложилось в годы юности композитора. Оно отчасти родственно фортепианным пьесам Мендельсона, Шуберта, Шопена. Их сближает поэтическое настроение, полное несходство с «эстрадно-салонным» стилем. Но никто из современников Шумана не достигал такого охвата разнообразных впечатлений, подобной эмоциональной заострённости. Взволнованность, переходящая в возбуждённость, порыв и элегическая мечтательность, причудливая таинственность и юмор, балладно-повествовательные моменты — всё это придаёт фортепианным произведениям Шумана неповторимые черты.

Многие произведения Шумана для рояля требуют огромного исполнительского темперамента, звукового блеска и технической виртуозности. Но при этом в музыке Шумана нет и отдалённого следа ненавистного ему эстрадно-бравурного стиля. Он поставил технику на службу поэзии и широко раздвинул границы фортепианного искусства. С этой точки зрения Шуман занимает место в одном ряду с Шопеном и Листом. Хотя к листовской манере исполнения он относился критически (как, кстати, и М. Глинка). Конечно, ему был ясен исключительный масштаб дарования Листа. «Как всё же необыкновенно он играет, смело и неистово, потом нежно и воздушно. Но этот мир, листовский, уже более не мой. Искусство, как его культивируешь ты, да и я, эту прекрасную сердечность я не отдал за весь его блеск — в нём есть некая мишура и, пожалуй, её слишком много» (из письма к Кларе Вик).

Основная творческая тема Шумана — человек и его внутренний мир. Ни у кого из современников Шумана, кроме Шопена, нет такой глубины и богатства чувств, как у Шумана. «Освещать глубину человеческого сердца — вот назначение художника» (Шуман). Хотя он и пишет: «Меня волнует всё, что происходит на белом свете — политика, литература, люди; обо всём этом я размышляю на свой лад, и затем всё это просится наружу, желает быть выражено музыкой. »

Уже первые фортепианные произведения Шумана демонстрируют самобытность композитора. Что же нового внёс композитор, в чём проявилась эта самобытность?

Знаменательно, что уже первые произведения Шумана не принадлежат к выработанным многолетней практикой музыкальным жанрам и формам, как фуга, соната, с которых обычно начинало свой путь большинство музыкантов. Шуман же внёс много нового в область музыкальной формы. С его именем связано плодотворная работа с циклом фортепианных миниатюр — «Бабочки», «Карнавал», «Фантастические пьесы». Это новое оригинальное явление, рождённое своеобразным складом музыкальных представлений и мышления композитора. Интерес Шумана к этой форме не случаен: она открывала простор для создания небольших образов-характеристик, что так увлекало творческое воображение композитора. Таким образом, крупные произведения у Шумана образовывались не путём сонатного развития (он редко обращался к большим классическим формам — всего три сонаты), а последовательным чередованием отдельных законченных пьес. Например, «Пёстрые листки», «Фантастические пьесы» и др.

От шубертовских циклов и от сюиты 18 века произведения Шумана отличаются подчёркнутой драматичностью композиции, использованием предельных контрастов: так, Флорестан постоянно сталкивается с Эвсебием; типична в этом отношении композиция сборника «Фантастические пьесы» — мечтательный «Вечер», возбуждённый «Порыв», нежная пьеса «Зачем» и так далее. Подобный принцип и в «Карнавале», в «Симфонических этюдах». Но не только все произведения, но и каждый отдельный его эпизод (пьеса) часто тяготеет у Шумана к максимальной внутренней контрастности («Причуды»).

Вообще, романтики перевели миниатюру в разряд высокого искусства: Шуберт — «Экспромты», Мендельсон — «Песня без слов», Шопен — Этюды, Ноктюрны. Но надо сказать, что несмотря на типично романтичный характер этой формы (цикла миниатюр), никто кроме Шумана не применял их с таким постоянством. Шопен, который не уступал Шуману в богатстве фантазии, тем более в новаторстве, лишь однажды использовал нечто подобное в цикле из 24-х прелюдий.

Часто пользуется Шуман вариационностью — иногда это просто приём развития (например, Вариации «Abegg» — романтически новое преломление классических вариаций).

Роберт Шуман был одним из активных поборников программной музыки, часто снабжал свои произведения поэтическими названиями или комментариями. Применяет он программность по-разному: иногда ограничивается общим названием всего цикла («Крейслериана», «Бабочки»), иногда называет каждую миниатюру («Фантастические пьесы»).

Музыка — по его убеждению — вправе объединять свои усилия со словом, поэтическим образом, вызывая у слушателя живую и точную ассоциацию с определённым явлением и чувствами. Но, конечно, романтический заголовок, программа — только вспомогательный приём. Его главная творческая задача — вызвать конкретные жизненные ассоциации средствами самой музыки!

Необыкновенна образность его произведений. Ференц Лист: «До Шумана никто не опубликовал столь значительного количества произведений, программа которого столь совершенно отвечала бы их содержанию». Лист называет эту особенную образную конкретность шумановской музыки «величайшим чудом». А возникло оно благодаря характерности шумановских музыкальных тем, что в свою очередь связано с новаторскими чертами мелодии, гармонии, ритма, способов изложения, то есть особенностями стиля Шумана.

Музыкальный язык Шумана ярко самобытен. Но в тоже время композитор тесно связан с традициями немецкой мировой классической музыки. Мы легко обнаруживаем в его творчестве и баховское, и бетховенское, и шубертовское. Но всегда ощущаем, что это, прежде всего, — Шуман — его дыхание, его темперамент, его своеобразное острое восприятие жизни.

Шуман- единственный из крупных мастеров фортепианной музыки 1830х-40-х годов, оставшийся в стороне от «блестящего» направления виртуозного пианизма. Его сочинениям не свойственны «жемчужная техника» и элегантная манера фортепианного письма, присущая композиторам салонно-виртуозного направления.

МелодикаШумана в высшей степени своеобразна. Вначале — у Шуберта, Вебера, отчасти у Мендельсона — она тяготела к скромной простоте бытового напева. У Шумана (и Шопена) процесс индивидуализации идёт гораздо дальше. «Мелодия не должна быть такой, чтобы каждый её шаг можно было заранее предугадать, у неё должен быть всякий раз свой особенный облик, вызванный особым, неповторимым состоянием. Она должна быть вольной, непокорной, независимой по отношению к общепринятым мелодическим формам» (Р. Шуман). Мелодия может возникать как бы «без начала», а также не иметь конца, остановиться на «многоточии» или «раствориться» в общем окружающем её движении («Детские сцены» — «Просьба ребёнка»); мелодия часто перемещается на неакцентированные доли такта — «Вечером».

Но наряду с этим, типичной чертой мелодии Шумана является интонационная подвижность, в отличие от законченных форм давно сложившихся народных мелодий. Это гибкие переходы, свобода рисунка, отсутствие застывших формул (в частности, каденционных) — всё это сообщает мелодике Шумана эмоциональную непосредственность. Часто мелодия звучит в средних голосах и сливается с гармонией и фактурой. Именно в текучести кроется большая психологическая выразительность.

Яркая особенность музыкального языка Шумана — многоплановость. Она проявляется в возросшем значении гармонии и в полифонизации фактуры. Критик Брендель сравнивает произведения Шумана с «ландшафтом, подёрнутым дымкой, из которого только кое-где выступают предметы, освещённые солнцем» (например, «Листок из альбома», H-moll). Фактура Шумана отличается насыщенностью, полнозвучием, нередко плотностью ткани.

Существенная черта — его произведения насыщенны полифонией. В них постоянно обнаруживается контрастная полифония, проведение голосов по принципу взаимодополняющей ритмики («Вечер», «Листок из альбома»). Шуман вообще уничтожает в своей музыке ощущение «переднего плана». Нет отдельно мелодии и фона, всё важно («Первая утрата»). Этому нарушению традиционного соотношения мелодии и фона способствовало усиление роли гармонии в качестве выразительного средства. Скрытые полифонические и гармонически голоса обволакивают основную мелодию, образуют с ней своеобразный свободный контрапункт в манере «арабесок».

Гармонический язык Шумана прочно опирается на нормы, выработанные зрелым классицизмом. Между тем, он обладает свежестью, иногда заметной оригинальностью. Шуман обращается к подвижной и сложной гармонии, неожиданным причудливо смешанным краскам. Часто типичны для Шумана гармонические шероховатости, «странности», «дерзкие кляксы» или томительная неразрешённость. Часто: неожиданные модуляции, неподготовленные диссонансы, энгармонизмы; привычные разрешения Шуман часто заменяет неожиданными оборотами, сближая отдалённые тональности. Это сочетание далёких тональностей — характерная черта стиля Шумана («Детские сцены» — «Забавы»; «Warum»).

Ярко характерны шумановские энергичные ритмы. Они новы, необычны, свободны от оков метрического схематизма и бесконечно разнообразны. Часты пунктирный ритм, синкопы, полиритмические эффекты — в них проявляется неисчерпаемое воображение композитора. А. Рубинштейн: «Шуман очень любил предъёмы и нередко злоупотреблял однообразными ритмами — в этом его обаяние».

Новым в ритмах Шумана представляется и прихотливость темпа, отражающая колебания душевного состояния. Это — непрерывное нарастание, безудержная stringento в конце произведений становится даже одним из стилистических признаков шумановской фортепианной музыки. В этом проявляется пристрастие романтиков к свободным ритмам, как одному из выразительных средств в передачи возбуждённых, неустойчивых состояний.

Сочетание простоты с изысканностью, неизменности с неожиданностью — важнейшие элементы фортепианного стиля Шумана в целом.

Выводы.В музыке Шумана новаторская смелость, тонкость художественных средств соединяются с большой непосредственностью. Его музыка навсегда сохранила отпечаток юности и острой душевной отзывчивости, свойственных его автору.

Любимый девиз Шумана — «молодость и движение» — прекрасно выразил дух его музыки. В ней кипит молодая энергия, в ней навсегда запечатлелась юношеская отзывчивость его сердца.

Резюме. В статье раскрываются стилевые особенности фортепианного творчества Роберта Шумана, его мелодики, гармонии, ритма.

Ключевые слова: фортепианная музыка, гармонический язык, интонационная подвижность, программность.

Резюме. У статті розкриваються стильові особливості фортепіанного творчості Роберта Шумана, його мелодики, гармонії, ритму.

Ключові слова: фортепіанна музика, гармонійна мова, інтонаційна рухливість, програмність.

Summary. The article describes the stylistic features of piano works by Robert Schumann, his melody, harmony, rhythm.

Keywords: piano music, harmonic language, intonation mobility.

Литература

1. Амброс А.В. Р. Шуман. Жизнь и творчество / А. А. Амброс. – М.: Музгиз, 1988. – 78 с.

2. Житомирский Д. Роберт Шуман / Д. Житомирский. – М.: Музгиз, 1960. – 36 с.

3. Конен В. История зарубежной литературы / В. Конен. – М.: Музгиз, 1958. – 257 с.

4. Шуман Р. Избранные статьи о музыке / Р. Шуман. – М.: Музгиз, 1956. – 57 с.

 

УДК 78:159.9:786.2.071.5



Просмотров 1369

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2024 год. Все права принадлежат их авторам!