Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



Глава XI. Мониторинг земель, землеустройство и государственный земельный кадастр 1 часть



 

Статья 67. Государственный мониторинг земель

С изменением в Кодексе понятия мониторинга земель его смысл сохранился прежний, а именно - это система наблюдений (съемки, обследования и изыскания) за состоянием земельных ресурсов РФ, для своевременного выявления изменений, их оценки, прогноза, предупреждения и устранения последствий негативных процессов. Именно точные научно обоснованные данные о качественном состоянии земель и происходящих в них изменениях позволяют предупреждать и устранять последствия негативных процессов. Мониторинг земель, так же как и землеустройство, государственный кадастр недвижимости, является "инструментом" управления земельными ресурсами, поскольку изучение земель требует единого государственного подхода, который должен осуществляться на основе систематических и комплексных наблюдений. Акцент на государственный мониторинг сделан в комментируемой статье. Наряду с настоящей статьей Земельного кодекса отношения в области осуществления государственного мониторинга земель регулируются Положением об осуществлении государственного мониторинга земель, утвержденным постановлением Правительства РФ от 28 ноября 2002 г. N 846*(125) (далее - Положение).

Мониторинг (лат. monitor) - предостерегающий, наблюдающий, впередсмотрящий.

Мониторинг земель является составной частью мониторинга за состоянием окружающей природной среды и входит в Единую государственную систему экологического мониторинга (ЕГСЭМ), являясь функциональной подсистемой*(126).

Согласно Федеральному закону "Об охране окружающей среды" мониторинг окружающей среды (экологический мониторинг) - это комплексная система наблюдений за состоянием окружающей среды, оценки и прогноза изменений состояния окружающей среды под воздействием природных и антропогенных факторов*(127).

Как следует из федеральной целевой программы "Развитие земельной реформы в РФ на 1999-2002 годы", утвержденной постановлением Правительства РФ от 26 июня 1999 г. N 694*(128), анализ состояния земельных ресурсов показывает, что уровень экологически допустимого воздействия на землю в ряде регионов страны превышен, существует реальная угроза полного истощения и загрязнения земель. Серьезную опасность представляют опустынивание земель (ущерб составляет 25 млрд. рублей в год), эрозия почв (эродированы 21% всех земель сельскохозяйственного назначения, 44% - эрозионно опасны), истощение плодородного слоя (ежегодно теряется около 0,6 тонн гумуса на 1 га, на черноземных почвах - до 0,9 тонн), засоление земель (около 20% сельскохозяйственных угодий), заболачивание и переувлажнение земель (более 19% всех земель сельскохозяйственного назначения), деградация пастбищ и сенокосов (около 50% их площади), массовое подтопление земель (около 1300 городов и других поселений - в опасной зоне), техногенное загрязнение земель.

В целях своевременного выявления изменений состояния земель, их оценки и прогноза, разработки мероприятий по предотвращению и устранению последствий негативных процессов на земле на I этапе реализации Программы предусматривается разработать правовые и нормативно-технические акты, регулирующие организацию и ведение государственного мониторинга земель. Предусматривается также обеспечить:

своевременное выявление изменения состояния земель, оценку этих изменений;

прогноз и выработку рекомендаций о предупреждении и устранении последствий негативных процессов, особенно в районах Крайнего Севера и зонах проявления процессов опустынивания земель;

совершенствование и внедрение новых методов дистанционного зондирования, технических средств и технологий мониторинга земель.

Как следует из Положения об осуществлении государственного мониторинга земель, при проведении мониторинга решаются следующие задачи:

а) своевременное выявление изменений состояния земель, оценка этих изменений, прогноз и выработка рекомендаций по предупреждению и устранению последствий негативных процессов;

б) информационное обеспечение деятельности по ведению государственного кадастра недвижимости, осуществлению государственного земельного контроля за использованием и охраной земель, иных функций в области государственного и муниципального управления земельными ресурсами, а также землеустройства;

в) обеспечение граждан информацией о состоянии земель.

Мониторинг - преимущественно техническая и информационно-аналитическая работа, связанная с применением технических средств контроля за состоянием земель, взятием проб и проведением почвенно-геоботанических обследований, анализов и измерений химического и биологического состава почв, их физического состояния. Мониторинг включает в себя:

а) сбор информации о состоянии земель в РФ, ее обработку и хранение;

б) непрерывное наблюдение за использованием земель исходя из их целевого назначения и разрешенного использования;

в) анализ и оценку качественного состояния земель с учетом воздействия природных и антропогенных факторов.

Это одновременно, пишет И.О. Краснова, мера предупредительного, текущего и последующего контроля*(129).

Мониторинг осуществляется исходя из единой системы показателей на основе методических и нормативно-технических документов, утверждаемых специально уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. В настоящее время это Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии*(130) (далее - Росреестр) по согласованию с другими федеральными органами исполнительной власти.

Получение информации при осуществлении мониторинга может производиться с использованием:

а) дистанционного зондирования (съемки и наблюдения с космических аппаратов, самолетов, с помощью средств малой авиации и других летательных аппаратов);

б) сети постоянно действующих полигонов, эталонных стационарных и иных участков, межевых знаков и т.п.;

в) наземных съемок, наблюдений и обследований (сплошных и выборочных);

г) соответствующих фондов данных.

Съемки, наблюдения и обследования, осуществляемые в ходе проведения мониторинга, в зависимости от срока и периодичности проведения делятся на:

а) базовые (проводятся для получения данных о состоянии земель на момент начала ведения мониторинга);

б) периодические (проводятся для получения данных о состоянии земель за определенный период - раз в 3 года и более);

в) оперативные (проводятся для получения данных о состоянии земель на текущий момент).

Объектом мониторинга земель являются все земли в стране независимо от форм собственности на землю, целевого назначения и характера использования. Мониторинг земель призван выполнять базовую, связующую роль всех других мониторингов и кадастров природных ресурсов.

Мониторинг земель имеет подсистемы, соответствующие категориям земель:

мониторинг земель сельскохозяйственного назначения;

мониторинг земель населенных пунктов;

мониторинг земель промышленности, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики и космического обеспечения, энергетики, обороны и иного назначения;

мониторинг земель природоохранного, природно-заповедного, оздоровительного, рекреационного и историко-культурного назначения;

мониторинг земель лесного фонда;

мониторинг земель водного фонда;

мониторинг земель запаса*(131).

Объекты мониторинга земель можно объединить в следующие группы:

сельскохозяйственные угодья, подверженные водной и ветровой эрозии, опустыниванию, заболачиванию, засолению или зарастанию, на которых происходит снижение почвенного плодородия и ухудшение структуры почв;

территории, уже подвергшиеся антропогенному загрязнению или потенциально опасные в этом отношении, - наличие такого загрязнения или даже его вероятность оказывают существенное влияние на принятие управленческих решений, последующее использование и стоимости земли;

территории, где в связи с оврагообразованием, оползнями, селевыми потоками и другими быстро развивающимися негативными явлениями необходимо существенно ограничить использование земель;

береговые линии рек, морей, озер, заливов и других водных объектов, т.е. участки, имеющие неустойчивые естественные границы, изменение которых влечет за собой изменение площадей участков, а, следовательно, и величины земельного налога и других показателей*(132).

В рамках государственного мониторинга земель проводится изучение состояния земель населенных пунктов, объектов нефтегазодобычи, очистных сооружений, водохранилищ, свалок, складов горюче-смазочных материалов, удобрений, стоянок автотранспорта, мест захоронения токсичных промышленных отходов и радиоактивных материалов, а также промышленных объектов и т.д.

Кроме того, в систему государственного мониторинга земель входят а) мониторинг качества земель, мониторинг правового режима земель, мониторинг использования земель, мониторинг экономического состояния земель.

Как пишет П.Ф. Лойко, мониторинг правового режима земель включает в себя наблюдения за изменением границ и площадей административно-территориальных единиц, зон, земельных участков. Мониторинг использования земель - наблюдения за динамикой целевого назначения, разрешенного использования земельных участков, установленных ограничений и обременений. Мониторинг экономического состояния земель - наблюдения за изменением налогооблагаемой, рыночной, залоговой и нормативной стоимости земельных участков, ставок земельного налога и арендной платы и т.д.*(133)

При осуществлении мониторинга качества земель проводятся наблюдения за изменением экологического состояния земель всех категорий, включая следующие негативные процессы: подтопление и затопление, переувлажнение, заболачивание, эрозия, засоление, загрязнение земель токсичными веществами, опустынивание, нарушение земель, зарастание сельскохозяйственных угодий кустарником и мелколесьем, захламление земель промышленными и бытовыми отходами, вырубки и гари на землях лесного фонда, карст, сели, землетрясения и другие процессы.

В соответствии со ст. 15 ФЗ от 16 июля 1998 г. N 101-ФЗ "О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения" (в ред. от 30 декабря 2008 г.) государственный учет показателей состояния плодородия земель сельскохозяйственного назначения включает в себя сбор и обобщение результатов почвенного, агрохимического, фитосанитарного и эколого-токсикологического обследований земель сельскохозяйственного назначения. На основе наблюдений мелиорированных земель выявляются происходящие изменения их состояния (ст. 21 ФЗ от 10 января 1996 г. N 4-ФЗ "О мелиорации земель") (в ред. от 30 декабря 2008 г.)*(134).

Наблюдения за изменением границ и площадей административно-территориальных единиц, зон, земельных участков; динамикой целевого назначения, разрешенного использования земельных участков, установленных ограничений и обременений; изменением налогооблагаемой, рыночной, залоговой и нормативной стоимости земельных участков, ставок земельного налога и арендной платы являются основными задачами мониторинга*(135).

В процессе мониторинга проводятся систематические, комплексные наблюдения, изыскания, обследования, съемки. Выявляются изменения и правонарушения, связанные с загрязнением, заражением и иными видами деградации земель. Производится оценка состояния землепользования, угодий, полей, участков, процессов, связанных с изменением плодородия почв, их загрязнения пестицидами, тяжелыми металлами, радионуклидами и другими токсичными веществами*(136). Результаты мониторинга земель выражаются точными, количественными и качественными показателями за определенный период. Перечисленные и иные данные мониторинга служат доказательством при привлечении нарушителей к ответственности.

Для различных оценок состояния земель отдельных категорий используются данные и материалы специализированных мониторингов отдельных компонентов окружающей среды, проводимых в рамках ЕГСЭМ Федеральной службой по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (см. постановления Правительства РФ от 23 июля 2004 г. N 372 (ред. от 27 января 2009 г.) "О Федеральной службе по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды"*(137), от 31 марта 2003 г. N 177 "Об организации и осуществлении государственного мониторинга окружающей среды (государственного экологического мониторинга)"*(138).

Мониторинги ведутся также для изучения экологического состояния других природных ресурсов: вод, атмосферного воздуха, лесного фонда и др. Государственный мониторинг земель является многофункциональной подсистемой, функционирующей в сложном взаимодействии с другими подсистемами ЕГСЭМ.

Мониторинг осуществляется на всей территории РФ, по единой системе за счет ассигнований из республиканского бюджета РФ и средств, поступающих в местные бюджеты от взимания земельного налога и других платежей за землю. На каждом уровне административно-территориального деления структура мониторинга земель, как отмечалось выше, предусматривает подсистемы, соответствующие категориям земель. В зависимости от территориального охвата различают глобальный, национальный, региональный и локальный мониторинги земель. На основе характера изменения состояния земель различают фоновый и импактный мониторинги, а по происхождению изменения состояния земель они подразделяются на эволюционные, цикличные, антропогенные, чрезвычайные ситуации. В зависимости от сроков и периодичности проведения наблюдения за состоянием земель мониторинги подразделяются на базовые, периодические, оперативные, ретроспективные*(139).

2. Основными задачами мониторинга в принимаемых Правительством РФ программах признаются:

своевременное выявление изменений состояния земельного фонда, их оценка, прогноз и выработка рекомендаций по предупреждению и устранению последствий негативных процессов;

с помощью формирования информационной базы мониторинга земель, информационное обеспечение государственного кадастра недвижимости, рационального землепользования и землеустройства, контроля за использованием и охраной земель;

формирование нормативно-правовой и научно-методической базы мониторинга земель;

ландшафтно-экологическое районирование территории РФ с выделением ареалов основных негативных процессов по видам и степени их воздействия на состояние земель;

совершенствование существующих и внедрение новых методов, технических средств и технологий мониторинга земель;

формирование организационных структур мониторинга земель.

Выполнение Государственных программ мониторинга земель РФ, создание информационной базы данных о состоянии земельных ресурсов позволят обоснованно судить о степени суммарного воздействия негативных процессов и явлений, определять закономерности в развитии и своевременно проводить диагностику и оценку этих процессов и явлений, разрабатывать меры по предупреждению и устранению последствий негативных влияний техногенного и природного характера, на более высоком качественном уровне осуществлять контроль за состоянием земель, их использованием и охраной.

Начиная с 1996 г. в РФ создается многоуровневая информационная база мониторинга земель, налаживается постоянно действующая система прогноза, предупреждения и устранения последствий негативных процессов, влияющих на качество и использование земель.

Содержание мониторинга земель составляют систематические наблюдения (съемки, обследования и изыскания) за состоянием земель, выявление изменений и оценка:

состояния землепользований, угодий, полей, участков;

процессов, связанных с изменением плодородия почв (опустынивание, развитие водной и ветровой эрозии, потери гумуса, ухудшение структуры почв, заболачивание и засоление), зарастания и закустаривания сельскохозяйственных угодий, загрязнения земель пестицидами, тяжелыми металлами, радионуклидами и другими токсичными веществами;

состояния береговых линий рек, морей, озер, заливов, водохранилищ, лиманов, гидротехнических сооружений;

процессов, вызванных образованием оврагов, оползнями, селевыми потоками, землетрясениями, карстовыми, криогенными и другими явлениями;

состояния земель населенных пунктов, объектов нефте- и газодобычи, очистных сооружений, навозохранилищ, свалок, складов горюче-смазочных материалов, удобрений, стоянок автотранспорта, мест захоронения токсичных промышленных отходов и радиоактивных материалов, а также других промышленных объектов.

Оценка состояния земель выполняется путем анализа ряда последовательных наблюдений (периодических, сезонных, суточных), направленности и интенсивности изменений и сравнения полученных показателей с нормативными.

Показатели состояния земель выражаются как в абсолютных, так и в относительных значениях, отнесенных к определенному периоду или сроку.

По результатам оценки состояния земель составляются оперативные сводки, доклады, научные прогнозы и рекомендации с приложениями к ним тематических карт, диаграмм и таблиц, характеризующих динамику и направление развития изменений, в особенности имеющих негативный характер (п.п. 10, 11 Положения).

Одним из этапов ведения государственного мониторинга земель является реализация методов хранения, систематизации, оперативной обработки и выдачи информации, для оперативного предупреждения органов управления и контроля за состоянием и использованием земель, а также граждан о негативных изменениях состояния и использования земель.

Федеральными законами от 27 июля 2006 г. N 149 *(140) "Об информации, информационных технологиях и о защите информации", от 23 июля 2008 г. N 160-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с совершенствованием осуществления полномочий Правительства РФ"*(141) и другими нормативными правовыми актами регулируются состав информационных ресурсов, информационные технологии и средства их обеспечения, защита информации и прав субъектов, участвующих в информационных процессах.

Граждане (физические лица) и организации (юридические лица) (далее - организации) вправе осуществлять поиск и получение любой информации в любых формах и из любых источников при условии соблюдения требований, установленных указанным ФЗ и другими федеральными законами.

Гражданин (физическое лицо) имеет право на получение от государственных органов, органов местного самоуправления, их должностных лиц в порядке, установленном законодательством РФ, информации, непосредственно затрагивающей его права и свободы.

Организация имеет право на получение от государственных органов, органов местного самоуправления информации, непосредственно касающейся прав и обязанностей этой организации, а также информации, необходимой в связи с взаимодействием с указанными органами при осуществлении этой организацией своей уставной деятельности*(142).

Не может быть ограничен доступ к:

информации о состоянии окружающей среды;

иной информации, недопустимость ограничения доступа к которой установлена федеральными законами.

Решения и действия (бездействие) государственных органов и органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, нарушающие право на доступ к информации, могут быть обжалованы в вышестоящий орган или вышестоящему должностному лицу либо в суд.

В случае, если в результате неправомерного отказа в доступе к информации, несвоевременного ее предоставления, предоставления заведомо недостоверной или не соответствующей содержанию запроса информации были причинены убытки, такие убытки подлежат возмещению в соответствии с гражданским законодательством.

Государственные информационные системы создаются с учетом требований, предусмотренных ФЗ от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ (в ред. от 8 мая 2009 г.) "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".

Государственные информационные системы создаются и эксплуатируются на основе статистической и иной документированной информации, предоставляемой гражданами (физическими лицами), организациями, государственными органами, органами местного самоуправления.

Другими словами, граждане, органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации и общественные объединения обладают равными правами на доступ к государственным информационным ресурсам, которые используются при регистрации права собственности на землю, ведении государственного кадастра недвижимости, проведении землеустройства, осуществлении государственного контроля за использованием и охраной земель, планировании рационального использования земель, оценке земель и принятии управленческих решений по организации и эффективному использованию земельных ресурсов, выводу из оборота, консервации и восстановлению деградированных и нарушенных земель, реабилитации загрязненных и санации биологически зараженных земель, определении штрафных санкций за нарушение правовых норм землепользования, деградацию, загрязнение и биологическое заражение земель. Документированная информация государственного мониторинга земель является открытой и общедоступной, за исключением данных, отнесенных законодательством РФ к информации ограниченного доступа. Информационные ресурсы системы государственного мониторинга земель являются официальными и используются при регистрации прав на землю, ведении государственного кадастра недвижимости, проведении землеустройства, государственном контроле за использованием и охраной земель, планировании рационального и эффективного использования земель, оценке земель, определении санкций за нарушение правовых норм землепользования и т.п. Указанная информация вносится в государственный кадастр недвижимости.

Так, в п. 2 Положения о порядке взаимодействия, правовом статусе выдаваемой информации, обмене данными и финансировании организаций, работающих в области мониторинга земель г. Москвы*(143) предусмотрено, что Департамент земельных ресурсов города Москвы является уполномоченной организацией по формированию в банке данных следующих специальных видов информации по мониторингу земель:

- данные ответов по земельному балансу и о состоянии и использовании земель г. Москвы административных округов и районов города;

- данные о границах и об изменениях границ городских земель в соответствии с их составом, в том числе территорий сельскохозяйственного использования земельных участков;

- данные о границах и об изменениях границ участков отдельных землепользований и землевладений независимо от форм собственности;

- данные оценки эффективности использования земель и степени освоения их по всему составу городских земель;

- сведения по анализу воздействия негативных процессов на состояние городских земель и о мероприятиях по предупреждению, локализации и устранению их последствий;

- тематические карты и атласы, характеризующие состояние земельного фонда г. Москвы и отдельных территорий;

- данные о состоянии освоения городских земель, полученные по материалам аэрофотосъемки, космической, телевизионной и тепловой съемок;

- данные обследований городских земель, проводимых с целью создания земельного кадастра и ведения мониторинга земель г. Москвы (функции других участников по формированию в банке данных по мониторингу см. Положение).

Форма и порядок предоставления информации по мониторингу земель г. Москвы определяются в процессе взаимодействия организаций - владельцев соответствующей информации с учетом их готовности предоставления.

Пользователями данных мониторинга земель в соответствующих объемах могут быть любые юридические и физические лица, включая иностранные и международные организации, заинтересованные в их получении. Они обязаны использовать предоставленную информацию строго по целевому назначению, указываемому при заказе информации.

Каждая из данных организаций может быть также и потребителем информации. Взаимодействие и обмен данными между организациями в системе мониторинга земель осуществляются через Управление Москомзема (ныне Департамент по земельным ресурсам города Москвы (УГЗКиМЗ).

Передача и обмен информацией в системе мониторинга земель осуществляются как на традиционных носителях, так и с использованием компьютерных технологий и средств связи. Передача и обмен информацией между Департаментом по земельным ресурсам города Москвы и организацией - владельцем информации осуществляются на основе двусторонних договоров на информационные услуги. В договоре определяются перечень услуг и требования к ним.

3. Мониторинг земель является составной частью общего мониторинга за состоянием окружающей природной среды. В зависимости от целей наблюдения и охватываемой территории в соответствии с федеральными, региональными и местными программами осуществляется федеральный, региональный и локальный мониторинги земель.

Федеральный мониторинг охватывает всю территорию РФ, обеспечивая необходимые наблюдения за состоянием и использованием земель федеральной собственности, территорий регионов с критическим экологическим состоянием земель, значимым для национальной безопасности страны.

Региональный мониторинг охватывает территории в пределах административных границ субъектов РФ, на территориях других административно-территориальных образований, значимых для субъектов РФ, т.е. территории, ограниченные физико-географическими, экономическими, административными и иными границами.

Локальный мониторинг ведется на объектах ниже регионального уровня, в границах административных районов, населенных пунктов, вплоть до территорий отдельных землепользований, земельных участков, на которых наблюдения за состоянием и использованием земель разных форм собственности необходимы для регулирования землепользования и земельных отношений.

4. В соответствии с ФЗ от 23 июля 2008 г. N 160-ФЗ (в ред. от 30 декабря 2008 г.) "О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с совершенствованием осуществления полномочий Правительства РФ"*(144) порядок осуществления государственного мониторинга земель устанавливается уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти.

Ведение государственного мониторинга земель (за исключением земель сельскохозяйственного назначения) возложено на Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии*(145) (далее - Росреестр), ее территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления при участии заинтересованных министерств, общественными объединениями и иными организациями.

Указанные органы, руководствуясь постановлением Правительства РФ от 28 ноября 2002 г. N 846 "Об утверждении Положения об осуществлении государственного мониторинга земель"*(146), разрабатывают и реализуют федеральные, региональные и местные целевые программы государственного мониторинга земель, а также иные государственные программы, планы, мероприятия, проекты, договоры и соглашения по природоохранным и другим проблемам в части мониторинга земель с использованием материалов, данных и сведений, получаемых другими подсистемами ЕГСЭМ, оказывают государственные услуги в сфере ведения государственного мониторинга.

Росреестр находится в ведении Министерства экономического развития РФ.

Данные, полученные в ходе проведения мониторинга, систематизируются и передаются на хранение в государственный фонд данных, полученных в результате проведения землеустройства.

Структура, объем и сроки представления указанных данных о состоянии и использовании земель определяются Росреестром.

Данные, полученные в ходе проведения мониторинга, используются при подготовке государственного (национального) доклада о состоянии и использовании земель в РФ, ежегодно представляемого Росреестром по согласованию с другими заинтересованными федеральными органами исполнительной власти в Правительство РФ.

Данные, полученные в ходе проведения мониторинга, используются для информационного обеспечения деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических лиц и других граждан.

Порядок представления указанных данных определяется Росреестром.

Данные о выявленных особо опасных процессах и явлениях доводятся до сведения Правительства РФ незамедлительно. Все перечисленные органы участвуют в разработке и реализации иных государственных программ, планов, мероприятий, проектов, договоров, соглашений по природоохранным и другим проблемам в части мониторинга земель.

Информация о состоянии земельных ресурсов областей, краев, республик в составе РФ, автономных областей и автономных округов оформляется в виде отчетов, научных прогнозов, докладов и публикуется в специальных периодических изданиях.

Органы местного самоуправления участвуют в разработке и реализации региональных программ, разрабатывают и реализуют муниципальные программы и мероприятия мониторинга земель*(147).

Поскольку земли населенных пунктов в большей степени, чем земли других категорий земель, подвержены различным природным и антропогенным воздействиям, рассмотрим некоторые аспекты ведения мониторинга в Москве. Мониторинг городских земель - это также система наблюдений за состоянием городского земельного фонда по определению основных негативных процессов, влияющих на изменение состояния городских земель, их оценка, предупреждение и устранение их последствий. Он ведется наземными методами и средствами, методами дистанционного зондирования с использованием фондовых (архивных) данных. В зависимости от размеров территории в Москве также выделяются региональный (в пределах городской черты) и локальный (локальный местный и локальный детальный) уровни мониторинга.



Просмотров 793

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2024 год. Все права принадлежат их авторам!