Главная Обратная связь Дисциплины:
Архитектура (936)
|
Глава XI. Мониторинг земель, землеустройство и государственный земельный кадастр 3 часть
Деятельность органов землеустроительной службы федеральных и их территориальных органов включает выполнение общегосударственных, отраслевых, ведомственных, внутрихозяйственных, межхозяйственных и иных функций. Так, Росреестром осуществляются функции по управлению государственным имуществом и оказанию государственных услуг в сфере ведения кадастров объектов недвижимости, землеустройства, инвентаризации объектов градостроительной деятельности, государственной кадастровой оценки земель и государственного мониторинга земель, а также по государственному земельному контролю. Росреестр осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы. В его ведении находятся федеральные государственные унитарные предприятия, учреждения и иные организации. Росреестр осуществляет свою деятельность во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями. К его основным полномочиям в установленной сфере деятельности отнесено, например, утверждение заключений экспертных комиссий при проведении экспертизы землеустроительной документации. Росреестр осуществляет функции государственного заказчика федеральных целевых, научно-технических и инновационных программ и проектов в установленной сфере деятельности, а также иные полномочия в установленной сфере деятельности, если такие полномочия предусмотрены федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента РФ или Правительства РФ. Вместе с тем Росреестр не вправе осуществлять нормативно-правовое регулирование в установленной сфере деятельности и функции по контролю и надзору, кроме случаев, установленных указами Президента РФ или постановлениями Правительства РФ. Контроль за проведением землеустройства осуществляется посредством проведения проверок и обследований, по результатам которых составляется акт установленной формы, подписываемый уполномоченным должностным лицом. Акт составляется в 2 экземплярах, один из которых передается юридическому лицу или гражданину, осуществляющему проведение землеустройства, а другой хранится в Росреестре или в его территориальном органе. Министерство сельского хозяйства РФ, например, обязано оказывать содействие органам исполнительной власти субъектов РФ в организации рационального использования, воспроизводства и охраны земель (включая воспроизводство плодородия и сохранение почв), лесных, водных и других природных ресурсов в агропромышленном комплексе; организовывать во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти разработку и проведение в агропромышленном комплексе мероприятий по охране природных ресурсов и окружающей среды. Современное управление в сфере землепользования осуществляется путем функционирования ряда взаимодополняющих друг друга подсистем (кадастр недвижимости, землеустройство, мониторинг, оценка и контроль). Землеустройство является важнейшим социально-экономическим и организационно-техническим механизмом управления в сфере землепользования, без которого невозможно рациональное использование и охрана земель. Оно включает организационные, технические, правовые и иные аспекты землеустройство, но тем не менее имеет экономическую сущность. Землеустройство затрагивает практически все аспекты землепользования, в том числе и земли несельскохозяйственного назначения, т.е. оно носит межведомственный характер. Его можно воспринимать в качестве системы мер по управлению земельными ресурсами, включающей организацию как сельскохозяйственной, так и застроенной территории, создание благоприятной экологической среды и улучшение природных ландшафтов*(176). Землеустроительные проекты составляются при участии заинтересованных собственников земли, землевладельцев, землепользователей и после утверждения переносятся в натуру (на местность) с обозначением границ земельных участков и полей севооборотов межевыми знаками установленного образца. Установленная в порядке землеустройства организация территории является обязательной для собственников земли, землевладельцев, землепользователей. Объектом землеустроительной деятельности является в первую очередь земля как главное средство производства в сельском хозяйстве и как фактор градостроительства (особенно в случае межотраслевого перераспределения земель - при выбывании их из сферы сельскохозяйственного использования*(177). Землеустройство как система мероприятий по рациональной организации территории имеет три взаимосвязанных аспекта: экономический, юридический и технический. Экономический аспект заключается главным образом в организации земли как средства производства, юридический - в адекватном осуществлении прав собственности на землю и пользования ею, технический выражается в проведении проектно-изыскательских, съемочных и обследовательских работ*(178). Постановлением Правительства РФ от 22 февраля 2006 г. N 99 утверждена Федеральная целевая программа "Сохранение и восстановление плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения и агроландшафтов как национального достояния России на 2006-2010 годы и на период до 2012 года", целями которой являются сохранение и рациональное использование земель сельскохозяйственного назначения и агроландшафтов, создание условий для увеличения объемов производства высококачественной сельскохозяйственной продукции на основе восстановления и повышения плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения при выполнении комплекса агрохимических, гидромелиоративных, культуртехнических, агролесомелиоративных, водохозяйственных и организационных мероприятий с использованием современных достижений науки и техники. Основной задачей Программы является систематическое воспроизводство плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения, получение стабильных урожаев и улучшение баланса питательных веществ в почвах с учетом биоклиматического потенциала агроландшафтов. Кроме того, задачей Программы является осуществление комплекса мер по восстановлению и сохранению плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения. Решение этой задачи обеспечит к 2012 году производство продукции сельского хозяйства в объемах, соответствующих стратегическим направлениям развития агропромышленного комплекса РФ. Для выполнения задач Программы необходимо обеспечить проведение мониторинга плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения в соответствии с данными дистанционного зондирования (аэро- и космической съемки) и почвенного картирования, результатами проведения геореференсированной (с определением точного географического положения) агрохимической съемки и выборочного агрофизического обследования почв за счет средств федерального бюджета. Обработка полученных данных будет производиться на единой картографической основе с использованием агроинформационных технологий. Для проведения мониторинга плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения будет создана сеть тестовых полигонов. Обеспечение полигонов, находящихся в федеральной собственности, оборудованием будет производиться за счет средств федерального бюджета, а текущее финансирование - за счет средств бюджетов субъектов РФ. Указанный мониторинг должен проводиться на основе методов, разработанных организациями Министерства сельского хозяйства РФ, Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии и Российской академии сельскохозяйственных наук совместно с агрохимическими службами, а также с использованием имеющихся архивных данных. Проведенные работы станут основой для широкого внедрения научно обоснованных систем земледелия. Землеустройство по содержанию подразделяется на межхозяйственное (территориальное) и внутрихозяйственное. Межхозяйственное землеустройство имеет целью рациональную организацию территории нескольких собственников земли, землевладельцев, землепользователей, арендаторов. Проведение земельной реформы опиралось главным образом на действия межхозяйственного землеустройства, затрагивавших в основном земли сельскохозяйственного назначения, землепользования колхозов, совхозов, за счет которых создавались районные фонды перераспределения земель, расширялась территория поселений, формировались крестьянские (фермерские) хозяйства и пр.*(179) Оно позволяет определить целевое назначение земель, осуществить межотраслевое и внутриотраслевое распределение (перераспределение) земельных ресурсов. С помощью межотраслевого землеустройства образуются новые и изменяются существующие землевладения и землепользования, разрабатываются мероприятия, обеспечивающие оптимальные межхозяйственные экономические связи. Решаются как общегосударственные, так и отраслевые, региональные и конкретные внутрихозяйственные задачи. Такое землеустройство осуществляется одновременно на территории всех затрагиваемых хозяйств. Предоставление земельных участков в собственность, аренду, пожизненное наследуемое владение, создание крестьянских (фермерских) хозяйств - все эти мероприятия требуют проведения межхозяйственного землеустройства. Меняется не только содержание, но и методы межхозяйственного землеустройства. Из командно-административного оно становится во многом и мероприятием свободно-договорного характера, отражающим потребности и волеизъявление собственников, землепользователей, землевладельцев. При проведении внутрихозяйственного землеустройства выполняются: организация рационального использования гражданами и юридическими лицами земельных участков для осуществления сельскохозяйственного производства, а также организация территорий, используемых общинами коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока, для обеспечения их традиционного образа жизни*(180). Истоки этого вида работ идут с начала ХIХ в. из Германии, когда нужны были не только землемеры (геометры), но и специалисты по землеустройству сельскохозяйственных земель*(181). Оно осуществляется на территории отдельного землепользования в рамках конкретных сельскохозяйственных предприятий, в том числе крестьянских хозяйств, арендаторов: разработка мероприятий по улучшению сельскохозяйственных угодий, освоению новых земель, восстановлению и консервации земель, рекультивации нарушенных земель, защите земель от эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения отходами производства и потребления, радиоактивными и химическими веществами, заражения и других негативных воздействий, организации угодий и севооборотов, пастбищ, устройству территорий садов, виноградников, кормовых угодий; рациональному размещению производственных единиц и хозяйственных центров, внутренних дорог, внутрихозяйственных транспортных и иных коммуникаций и т.д. Внутрихозяйственное землеустройство - совершенно необходимое землеустроительное действие при восстановлении сельскохозяйственного производства. Рациональная организация территории крупных сельскохозяйственных предприятий возможна только на основе проектов внутрихозяйственного землеустройства. Межхозяйственное и внутрихозяйственное землеустройство консолидируется в непрерывный процесс организации территории сельских администраций. 2. По Земельному кодексу (в ред. ФЗ от 13 мая 2008 г. N 66-ФЗ) документы, подготовленные в результате проведения землеустройства, используются при осуществлении мониторинга земель. Как следует из ст. 19 Закона "О землеустройстве"*(182), к видам землеустроительной документации относятся: генеральная схема землеустройства территории РФ, схема землеустройства территорий субъектов РФ, схема землеустройства муниципальных образований, схемы использования и охраны земель; карты (планы) объектов землеустройства; проекты внутрихозяйственного землеустройства; проекты улучшения сельскохозяйственных угодий, освоения новых земель, рекультивации нарушенных земель, защиты земель от эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения отходами производства и потребления, радиоактивными и химическими веществами, заражения и других негативных воздействий; материалы почвенных, геоботанических и других обследований и изысканий, оценки качества земель, инвентаризации земель; тематические карты и атласы состояния и использования земель. Федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, а также законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ могут устанавливаться другие виды землеустроительной документации. Состав, содержание и правила оформления каждого вида землеустроительной документации регламентируются соответствующими техническими условиями и требованиями проведения землеустройства. Например, постановлением Правительства РФ от 30 июля 2009 г. N 621 утверждена форма карты (плана) объекта землеустройства и требования к ее составлению*(183). Так, приказом бывшего комитета РФ по земельным ресурсам и землеустройству от 16 апреля 1996 г. N 28 утверждена форма договора на выполнение проектных и изыскательских работ по землеустройству, земельному кадастру и мониторингу земель и введена в действие с 31 марта 1996 г. Порядок и технические условия разработки землеустроительной документации, ее оформления и выдачи определяются основными положениями землеустройства и другими нормативными актами по его регулированию, утвержденными Правительством РФ, инструкциями, указаниями, другими нормативно-техническими документами Росреестра государственных органов исполнительной власти, местного самоуправления*(184). Порядок согласования и утверждения землеустроительной документации устанавливается основными положениями, утвержденными Правительством РФ*(185). Согласно ст. 6 ФЗ от 13 мая 2008 г. N 66-ФЗ установлено, что вместо утверждения проекта границ земельного участка при его формировании должна утверждаться схема расположения земельного участка на кадастровом плане (карте) соответствующей территории. Однако согласно ст. 21 установлено, что до 1 ноября 2008 года вместо изготовления, утверждения и использования схем расположения допускаются изготовление, утверждение и использование проектов границ земельных участков, которые изготавливались, утверждались и использовались в установленном российским законодательством порядке до дня вступления в силу данного закона. При этом проект границ, утвержденный в установленном порядке, признается действительным и имеет равную юридическую силу с утвержденной схемой расположения. До настоящего времени нормативный правовой акт об утверждении формы схемы расположения земельного участка и требований к ее подготовке не утвержден. Государственный фонд данных, полученных в результате проведения землеустройства, формируется на основе сбора, обработки, учета, хранения и распространения документированной информации о проведении землеустройства. Порядок создания и ведения государственного фонда данных, полученных в результате проведения землеустройства, а также порядок их использования определяется уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти. Землеустроительная документация, включенная в государственный фонд данных, полученных в результате проведения землеустройства, является федеральной собственностью и не подлежит приватизации. Лица, осуществляющие проведение землеустройства, обязаны бесплатно передать экземпляр подготовленной ими землеустроительной документации в государственный фонд данных, полученных в результате проведения землеустройства. Карта (план) объекта землеустройства - документ, отображающий в графической форме местоположение, размер, границы объекта землеустройства, границы ограниченных в использовании частей объекта землеустройства, а также размещение объектов недвижимости, прочно связанных с землей. Он составляется с использованием сведений государственного кадастра недвижимости, имеющегося картографического материала, материалов дистанционного зондирования, а также по данным измерений, полученных при съемке объекта землеустройства на местности или при его межевании. Карта (план) объекта землеустройства используется при нанесении его границ на соответствующую дежурную кадастровую карту (план)*(186). Карта (план) объекта землеустройства - существенный элемент землеустройства, один из основных видов землеустроительной документации*(187). Тематические карты и атласы состояния и использования земель составляются для отображения в них характеристик состояния и использования земель, данных зонирования и природно-сельскохозяйственного районирования земель, определения мероприятий по организации рационального использования земель и их охраны. Землеустроительное дело включает в себя землеустроительную документацию в отношении каждого объекта землеустройства и другие касающиеся такого объекта материалы. Землеустроительное дело формируется и хранится в порядке, установленном нормативными правовыми актами РФ. Порядок согласования и утверждения землеустроительной документации, так же как и Государственная экспертиза землеустроительной документации, устанавливаются уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти. В соответствии с п. 2 Положения о согласовании и утверждении землеустроительной документации, создании и ведении государственного фонда данных, полученных в результате проведения землеустройства (далее - Положение), утвержденного постановлением Правительства РФ от 11 июля 2002 г. N 514*(188), в случаях, установленных законодательством РФ, землеустроительная документация в зависимости от вида подлежит согласованию с Федеральной службой земельного кадастра России (ныне Росреестром*(189)) и ее территориальными органами, органами санитарно-эпидемиологического надзора, органами охраны памятников культуры, органами местного самоуправления. Росреестр и его территориальные органы обеспечивают проведение согласования: генеральной схемы землеустройства территории РФ; документации по вопросам землеустройства, разработанной в соответствии с решениями органов государственной власти; документации, касающейся земель, находящихся в федеральной собственности. Согласование иной землеустроительной документации с заинтересованными органами исполнительной власти и органами местного самоуправления осуществляется ее разработчиком совместно с заказчиком в соответствии с договором о проведении землеустройства. Решение о согласовании или об отказе в согласовании землеустроительной документации принимается в течение 30 дней с даты представления всех необходимых материалов. Заявитель уведомляется о принятом решении в письменной форме (в случае отказа в согласовании - с указанием причин). Если уведомление не направлено в указанный срок, землеустроительная документация считается согласованной. В случаях, установленных законодательством РФ, землеустроительная документация до ее утверждения подлежит государственной экологической экспертизе и государственной экспертизе землеустроительной документации. Схемы землеустройства территорий субъектов РФ, схемы землеустройства территорий муниципальных образований и других административно-территориальных образований, схемы использования и охраны земель утверждаются соответствующими органами государственной власти и органами местного самоуправления при наличии необходимых согласований. Проекты внутрихозяйственного землеустройства, улучшения сельскохозяйственных угодий, освоения новых земель, восстановления и консервации земель, рекультивации нарушенных земель, защиты земель от эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения отходами производства и потребления, радиоактивными и химическими веществами, заражения и от других негативных воздействий утверждаются собственниками земельных участков, землепользователями или землевладельцами указанных земель. Карты (планы) объектов землеустройства, полученные при изучении состояния земель материалы геодезических и картографических работ, почвенных, геоботанических и других обследований и изысканий, оценки качества земель, инвентаризации земель, а также тематические карты и атласы состояния и использования земель утверждаются Росреестром и его территориальными органами после получения заказчиком землеустроительной документации необходимых согласований. В землеустроительной документации определяются обязательные для выполнения правообладателями земель мероприятия по обеспечению рационального использования и охраны земель, утверждаемые Росреестром или его территориальными органами. Указанные мероприятия могут быть изменены только по решению утвердившего их органа. Информация фонда данных является открытой и общедоступной, за исключением сведений, отнесенных законодательством РФ к категории ограниченного доступа. Контроль за формированием фонда данных, использованием и обеспечением сохранности его документов осуществляется Росреестром с привлечением специалистов федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов РФ. По Федеральному закону от 23 июля 2008 г. N 160-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с совершенствованием осуществления полномочий Правительства РФ"*(190) государственная экспертиза землеустроительной документации осуществляется в порядке, установленном уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти. Государственная экспертиза землеустроительной документации осуществляется в соответствии с постановлением Правительства РФ от 4 апреля 2002 г. N 214 "Об утверждении Положения о государственной экспертизе землеустроительной документации"*(191) в целях обеспечения соответствия этой документации исходным данным, техническим условиям и требованиям. Экспертиза осуществляется по решению органов государственной власти, органов местного самоуправления или по инициативе заинтересованных лиц. Обеспечивает проведение экспертизы и подготовку проекта заключения руководитель экспертной комиссии. Ему предоставляется право запрашивать у заказчика экспертизы дополнительную информацию, необходимую для подготовки проекта заключения*(192). Росреестр обеспечивает соблюдение единого порядка организации и осуществления экспертизы, выборочную проверку проведения экспертизы ее территориальными органами и координирует их деятельность в области экспертизы. Кроме того, Росреестр организует проведение экспертизы следующей землеустроительной документации: а) генеральной схемы землеустройства территории РФ; б) документации по вопросам землеустройства, разработанной в соответствии с решениями органов государственной власти; в) документации, касающейся земель, находящихся в федеральной собственности. Проведение экспертизы остальной землеустроительной документации организуют территориальные органы Росреестра. Заключение экспертной комиссии утверждается Росреестром или его территориальным органом и вместе с копией приказа о его утверждении направляются заказчику экспертизы в течение 5 дней с даты подписания приказа.
Статья 69. Организация и порядок проведения землеустройства Организация землеустройства (в ред. ФЗ от 13 мая 2008 г. N 66-ФЗ) регламентирована пятью пунктами настоящей статьи вместо семи ранее. 1. В п. 1 Кодекса перечисляются лица, по чьей инициативе проводится землеустройство, что входит в первую стадию землеустроительного процесса. К ним относятся уполномоченные федеральные исполнительные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления*(193). При этом, как следует из текста Кодекса, не исключается разработка землеустроительных проектов по инициативе собственников, землевладельцев, землепользователей, заключающие договоры о проведении землеустройства. Например, проектов по устройству территории, коренному улучшению и охраны земельных участков от оползней, подтопления, селей, засоления. В данном случае землеустройство производится как государственными, так и другими (коммерческими) землеустроительными организациями. Кроме того, Кодекс предусматривает проведение землеустройства по решению суда. Вместе с тем из числа инициаторов возбуждения ходатайства о проведении каких-либо землеустроительных действий Кодекс исключил арендаторов. Землеустройство осуществляется в основном за счет средств государственного бюджета государственными землеустроительными органами. Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии*(194) (далее - Росреестр) организует проведение землеустройства в соответствии с решениями федеральных органов государственной власти. Организация проведения землеустройства является одной из основных задач указанного органа. После возбуждения ходатайства о проведении землеустроительного действия необходимо соблюсти шесть других взаимосвязанных и последовательных стадий: подготовительные работы по изучению условий и подготовку соответствующей информации и материалов для составления проекта, разработка прогнозов, схем, проектов землеустройства; составление проекта землеустройства; рассмотрение и утверждение проектной документации; перенесение проектов в натуру (на местность); оформление и выдача землеустроительных материалов и документов; осуществление авторского надзора за выполнением проектов землеустройства собственниками земли, землевладельцами, землепользователями. Разработчики несут ответственность за качество и экологическую безопасность мероприятий, предусмотренных в проектах землеустройства. Основным правовым документом, регулирующим отношения участников землеустроительной деятельности, является договор. 2. Землеустройство проводится в обязательном порядке в случаях, предусмотренных только настоящим Кодексом и федеральными законами. Так, п. 4 ст. 34 Кодекса обязывает орган местного самоуправления на основании заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном ФЗ от 13 мая 2008 г. N 66-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости". В ст. 3 Закона "О землеустройстве" землеустройство проводится в обязательном порядке в случаях: изменения границ объектов землеустройства; выявления нарушенных земель, а также земель, подверженных водной и ветровой эрозии, селям, подтоплению, заболачиванию, вторичному засолению, иссушению, уплотнению, загрязнению отходами производства и потребления, радиоактивными и химическими веществами, заражению и другим негативным воздействиям; проведения мероприятий по восстановлению и консервации земель, рекультивации нарушенных земель, защите земель от эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения отходами производства и потребления, радиоактивными и химическими веществами, заражения и других негативных воздействий. 3. Информация о проведении землеустройства формирует государственный фонд данных, который является федеральной собственностью и не подлежит приватизации. Документы фонда данных, отнесенные в установленном порядке к Архивному фонду РФ, хранятся в соответствии с законодательством РФ об архивном фонде и архивах. Если документы фонда данных отнесены в установленном порядке к ведомственному картографо-геодезическому фонду, то они хранятся в соответствии с законодательством РФ в области геодезической и картографической деятельности. Документы фонда данных используются для обеспечения землеустроительной документацией органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических лиц и граждан*(195). Сведения о землеустройстве носят открытый характер, за исключением сведений, составляющих государственную тайну, и сведений, относящихся к личности собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев или арендаторов земельных участков. Законом РФ от 21 июля 1993 г. N 5485-1 (в ред. от 18 июля 2009 г.)*(196) "О государственной тайне" (ст. 2) под государственной тайной понимаются защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности РФ. Перечень сведений, отнесенных к государственной тайне, а также наименования государственных органов, наделенных полномочиями по распоряжению сведениями, отнесенными к государственной тайне, утверждены Указом Президента РФ от 30 ноября 1995 г. N 1203 (в ред. от 18 мая 2009 г.). Постановлением Правительства РФ от 4 сентября 1995 г. N 870 (в ред. от 22 мая 2008 г.)*(197) утверждены правила отнесения сведений, составляющих государственную тайну, к различным степеням секретности. Документированная информация о проведении землеустройства включается в состав документов государственного кадастра недвижимости. (Пункты 4 и 5 ЗК РФ по Федеральному закону от 13 мая 2008 г. N 66-ФЗ утратили силу.) 4. До 9 февраля 2002 г. землеустройство проводилось государственными проектными организациями, другими предприятиями и физическими лицами, получившими лицензию на проведение этих работ. Данное требование относилось и к гражданам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица. Таким образом, устанавливалась специальная правоспособность субъекта заниматься отдельными видами деятельности только на основании специального разрешения*(198).
|