![]()
Главная Обратная связь Дисциплины:
Архитектура (936) ![]()
|
Устройство Европейского Союза. Формирование Европейского Союза - поэтапный процесс, который продолжается по сей день
Этапы формирования ЕС
Формирование Европейского Союза - поэтапный процесс, который продолжается по сей день. 1. Начало ему было положено 9 мая 1950 г., когда правительство Франции официально предложило ФРГ и другим заинтересованным странам континента приступить к формированию основ Европейской федерации, действуя при этом максимально осторожно и постепенно. Данный план вошел в историю как "план Шумана"*(13), а его первым результатом стало создание Европейского объединения угля и стали (ЕОУС), которому государства-члены передали компетенцию по управлению общим рынком в сфере угольной и сталелитейной промышленности (в то время - важнейших отраслей хозяйства развитых стран). Договор об учреждении Европейского объединения угля и стали (Договор о ЕОУС) был подписан в Париже 18 апреля 1951 г. и вступил в силу 23 июля 1952 г. 2. Следующим шагом стало образование Европейского экономического сообщества - ЕЭС (ныне: Европейское сообщество - ЕС) и Европейского сообщества по атомной энергии - Евратом. Благодаря этим Сообществам, прежде всего ЕЭС, процесс интеграции (общий рынок) был распространен на всю экономическую сферу. Учредительные договоры ЕЭС и Евратома были подписаны 25 марта 1957 г. в Риме и вступили в силу 1 января 1958 г. 3. Поскольку три Европейских сообщества включали одни и те же страны (см. вопрос N 2) и ставили перед собой одинаковые цели, было решено объединить руководящие органы ЕЭС, ЕОУС и Евратома в единую систему: - на основании Конвенции о некоторых общих институтах (подписана и вступила в силу вместе с договорами о ЕЭС и Евратоме) стали функционировать Ассамблея Европейских сообществ (ныне Европейский парламент) и Суд Европейских сообществ; - в соответствии с Договором о слиянии от 8 апреля 1965 г. приступила к работе Комиссия Европейских сообществ (Европейская комиссия) и Совет Европейских сообществ (ныне - Совет Европейского Союза)*(14). Указанный договор вступил в силу 1 июля 1967 г., и с этого момента произошло фактическое слияние трех Европейских сообществ в одну политическую организацию, управляемую единым институционным механизмом: Ассамблея (Европейский парламент), Совет, Комиссия и Суд. Позднее к числу институтов добавилась Счетная палата. 4. На рубеже 1960-70-х гг. страны Европейских сообществ пришли к выводу о необходимости распространить процесс интеграции на другие сферы общественной жизни - внешнеполитическую и правоохранительную: - в целях выработки "европейской внешней политики" в 1970 г. совместным решением министров иностранных дел государств-членов*(15) было создано Европейское политическое сотрудничество (ЕПС). Европейское политическое сотрудничество объединяло те же страны, что и Европейские сообщества, но на деле являлось обособленной структурой с собственными механизмами принятия решений. Оно послужило прообразом общей внешней политики и политики безопасности Европейского Союза (см. ниже); - в 1975 г. была создана группа Trevi в составе министров внутренних дел стран Сообществ (от франц. Terrorisme, radicalisme, extremisme et violence international*(16)), положившая начало сотрудничеству государств-членов в области охраны правопорядка и борьбы с преступностью. Несколько позже, в 1977 г., Президент Франции В. Жискар д'Эстен выдвинул план создания европейского уголовно-правового пространства, однако в тот период он не получил реализации (как и проект Европейского уголовного суда, предложенный Францией в 1982 г.)*(17). 5. В связи с изменением экономических и общественно-политических реалий Европы в 1986 г. была проведена крупномасштабная реформа правовых устоев Сообществ, выразившаяся в принятии Единого европейского акта (ЕЕА). Единый европейский акт (по форме - договор) был подписан 17 и 28 февраля 1986 г. в Люксембурге и Гааге*(18) и вступил в силу 1 июля 1987 г. ЕЕА не создавал новых организаций. Будучи "ревизионным" договором, он вносил многочисленные поправки в учредительные документы Сообществ, прежде всего в Договор о ЕЭС. В частности, Единым европейским актом была расширена предметная компетенция Сообществ, проведена реформа институционного механизма, установлена окончательная дата создания единого "внутреннего рынка" (1 января 1993 г.). В отдельном разделе ЕЕА юридически закрепил правовой режим Европейского политического сотрудничества (сотрудничества государств-членов в сфере внешней политики). Он же наметил дальнейшие шаги в целях объединения существовавших интеграционных структур в единую политическую организацию - Европейский Союз. 6. Договор о Европейском Союзе был подписан 7 февраля 1992 г. в г. Маастрихт (Нидерланды) и вступил в силу 1 ноября 1993 г. Он консолидировал три сложившиеся ранее сферы интеграции (экономическую, внешнеполитическую и правоохранительную) в единое политико-правовое образование, "которое имеет своей задачей организовать на основе сплоченности и солидарности отношения между государствами-членами и между их народами" (ст. 1 Договора о Европейском Союзе). После создания Европейского Союза граждане государств-членов приобрели дополнительное "европейское" гражданство (гражданство Союза), а институты Европейских сообществ отныне выступают как институты Союза в целом. Принципиальное значение также имели нормы Маастрихтского договора о переходе государств-членов к экономическому и валютному союзу, включая единую валюту. 7. Заключение Договора о Европейском Союзе не стало последним шагом в развитии интеграционного процесса в Европе. В конце XX - начале XXI в. состоялись еще две реформы правовых устоев Союза, призванных подготовить его к функционированию в расширенном составе (присоединение стран Восточной Европы и Средиземноморья) - Амстердамский и Ниццкий договоры (названия официальные): - Амстердамский договор был подписан 2 октября 1997 г. и вступил в силу 1 мая 1999 г.; - Ниццкий договор подписан 26 февраля 2001 г. и действует с 1 февраля 2003 г. Так же как и Единый европейский акт 1986 г., Амстердамский и Ниццкий договоры не создают новых организаций, а вносят изменения и дополнения в существующие учредительные документы Союза (Договор о Европейском Союзе и договоры об учреждении Европейских сообществ, которые остались в силе). С 1 февраля 2003 г. учредительные документы Союза действовали в редакции Ниццкого договора! Важным достижением Европейского Союза в рассматриваемый период стало принятие им собственного "билля о правах" - Хартии Европейского Союза об основных правах, подписанной и торжественно провозглашенной 7 декабря 2000 г. (см. раздел IX). 7. Конституционный договор Европейского союза - международный договор, призванный играть роль конституции ЕС и заменить все прежние учредительные акты ЕС. 29 октября 2009 года исполнилось 5 лет с того дня, как главы государств и правительств 25 стран-членов Евросоюза подписали Договор о Конституции ЕС. 29 октября 2009 года исполнилось 5 лет с того дня, как главы государств и правительств 25 стран-членов Европейского Союза подписали в Риме Договор о Конституции ЕС. Конституционный договор Европейского союза – международный договор, призванный играть роль конституции ЕС и заменить все прежние учредительные акты ЕС. Значительное расширение Европейского союза за счет приема новых членов из Центральной и Восточной Европы, изменение политического веса Европы в мире потребовали реформы внутренней структуры ЕС и более четкого разграничения его компетенции с государствами-членами. Разработка проекта Конституции ЕС стала одним из направлений реформирования Европейского союза. Решение о начале работ по созданию общеевропейской конституции было принято на саммите ЕС в Ницце в декабре 2000 г. Выработка проекта была поручена созданному через год на саммите в Брюсселе специальному временному органу – Европейскому конституционному собранию (Конвенту), состоящему из 109 членов – представителей Европейской комиссии, правительств и парламентов стран-членов во главе с бывшим президентом Франции Валери Жискар д'Эстеном. Проект Конституции был представлен на саммите ЕС в Салониках 20 июня 2003 г., затем над ним работала Межправительственная конференция, состоящая из всех министров всех стран Европейского союза с участием Европейской комиссии и Европейского центрального банка. Окончательный текст документа был одобрен на специальном саммите ЕС в июне 2004 г. 29 октября 2004 г. главы всех 25 государств–членов ЕC подписали в Риме новую европейскую Конституцию. Уникальность этого документа состояла в том, что он появился сразу на 20 языках и стал самой пространной и всеобъемлющей конституцией в мире. Проект Конституции насчитывал 462 статьи, состоял из четырех частей и преамбулы (цели и смысл учреждения ЕС). Первая часть документа содержала основные правовые принципы Конституции (учреждение Союза, его ценности, статус европейского права, распределение полномочий между странами-участницами и ЕС, институты ЕС, процедура выхода из ЕС); вторая часть включала Хартию фундаментальных прав как законодательную часть Конституции; третья часть содержала основные направления политики, четвертая – процедуру ратификации. Представленный проект Конституции ЕС вносил значительные изменения в структуру и функции институтов ЕС: – была предусмотрена должность президента, который назначался бы Советом сроком на 2,5 года. Планировалось, что президент ЕС будет представлять Союз на международной арене, в его компетенцию также входила подготовка саммитов Евросоюза; – предусматривалась должность министра иностранных дел ЕС, который должен представлять общую европейскую внешнюю политику. В соответствии с Конституцией министру иностранных дел вменялись в ответственность «внешнеполитические действия Союза, а также координация иных аспектов внешней политики, руководство общей внешней политикой и политикой безопасности сообщества»; – предполагалось сокращение состава Европейской комиссии. С 2014 г. число еврокомиссаров должно было составить 2/3 от числа стран-членов; – расширялись полномочия Европейского парламента, который, как предполагалось, должен был не только утверждать бюджет, но и заниматься проблемами, связанными с состоянием гражданских свобод, пограничного контроля и иммиграции, сотрудничества судебных и правоохранительных структур всех стран ЕС. Проект Конституции предполагал отказ от принципа консенсуса и замену его принципом так называемого «двойного большинства»: решение по большинству вопросов (кроме вопросов внешней политики и безопасности, социального обеспечения, налогообложения и культуры, где сохраняется принцип консенсуса) могло бы считаться принятым, если за него проголосовали не менее 15 стран-членов, представляющих не менее 65 % населения всего Европейского союза. Конституция предусматривала глубокое структурное преобразование системы европейской безопасности. В ней прямо говорилось о создании федеральной структуры национальной безопасности, главенствующей над аналогичными структурами любого государства-члена, притом, что в компетенцию Европейского союза «войдут все сферы внешней политики и все вопросы, относящиеся к безопасности ЕС». В Конституции содержалось прямое требование следовать общей политике безопасности и отдавать ей полное предпочтение. Европейский суд, который «обеспечивает уважение закона в толковании и применении Конституции», обладал правом подвергнуть штрафу или другим мерам воздействия государство-члена ЕС, не поддержавшего внешнюю политику Европейского союза. Проект общеевропейской Конституции включал также Хартию основных прав Евросоюза, которая «охватывала широчайший круг прав: от права на равную заработную плату для мужчин и женщин до права получения достойного медицинского обслуживания». В связи с этим предполагалось основать Агентство по основным правам в Вене в 2007 г. с целью обеспечения «гарантии того, что ценности, обозначенные в Хартии, будут уважаться». Еще одним предложением стала статья, регулирующая добровольный выход из Европейского союза, что раньше не предусматривалось ни в одном документе ЕС. Для вступления Конституции в силу ее должны были ратифицировать все страны – члены ЕС либо голосованием в парламенте, либо путем проведения всенародного референдума. Проект Конституции Европейского союза был ратифицирован – парламентским путем и на референдумах – 18 из 27 стран ЕС. На референдумах, состоявшихся 29 мая 2005 г. во Франции и 1 июня 2005 г. в Нидерландах, проект Конституции ЕС был отвергнут. Во Франции против Конституции проголосовало 54,9 %, при этом явка избирателей составила 70 %, что явилось очень высоким показателем. В Нидерландах, где явка избирателей составила 63 %, 61,6 % проголосовавших отвергли проект Конституции Европейского союза, «за» высказались 38,4 %. На саммите Европейского союза, состоявшемся 16-17 июня 2005 г., Великобритания, Португалия, Дания и Ирландия объявили о переносе на неопределенное время своих национальных референдумов. Швеция заявила, что не ратифицирует Основной Закон ЕС до тех пор, пока Франция и Нидерланды не проведут повторных референдумов. Летом 2005 года процесс ратификации конституционного акта был приостановлен. Вплоть до конца 2007 г. выдвигалось немало вариантов возрождения документа. На протяжении 2007 г. Европейский союз под председательством сначала Германии, а затем Португалии готовил документ, призванный заменить не ратифицированный проект Конституции ЕС. Новый базовый договор должен был учесть реалии Европейского союза, число членов которого к 2007 году выросло с 15 до 27 стран. Результатом долгих поисков путей институциональных преобразований и политического реформирования Европейского союза стала разработка Договора о реформе (Лиссабонского договора). Новый базовый договор был подписан лидерами всех стран-членов ЕС 13 декабря 2007 г. в Лиссабоне. Європейський Конвент (англ. European Convention) У грудні 2000 року в Ніці Європейська Рада ухвалила декларацію про майбутнє Європейського Союзу — Ніццьку декларацію. В ній засвідчено намір провадити інституційну реформу далі, не зупиняючись на результатах міжурядової конференції 2000 року. Декларація визначила три кроки цієї реформи: відкриття дебатів про майбутнє ЄС; Конвент для підготовки інституційної реформи; і нарешті, скликання міжурядової конференції 2004 року. На Лаекенському саміті (Брюссель) в грудні 2001 року глави держав та урядів ухвалили рішення про створення Конвенту за майбутнє Європи. Згідно з Лаекенською декларацією він мав розглянути чотири ключові питання щодо майбутнього Союзу: розподіл повноважень, спрощення договорів, роль національних парламентів та статус Хартії основних прав. До складу Конвенту увійшли представники всіх інституцій ЄС, а також члени національних парламентів і представники урядів держав-членів. Очолював його колишній президент ФранціїВалері Жискар д’Естен. Інавгураційне засідання Конвенту відбулося 28 лютого 2002 року, а завершив він свою роботу в липні 2003 року. У червні 2003 року на Європейській Раді в Салоніках Жискар д’Естен представив проект Конституційного договору Європейського Союзу — кінцевий документ Конвенту за майбутнє Європи. Цей проект став базою для обговорення на міжурядовій конференції, яка завершилась ухваленням європейської Конституції. Лиссабонский договор Поэтапный характер формирования Европейского Союза отразился на внутреннем устройстве этой организации, которое является уникальным и не имеет аналогов в мире. На сегодняшний день Европейский Союз включает три структурных компонента, каждый со своим автономным правопорядком. В научной литературе, а иногда и в официальных документах эти компоненты именуются опорами Союза (англ. pillar; франц. pilier)*(19). I опора - Европейские сообщества, созданные в 1950-е гг. и сохранившиеся после учреждения Союза. В настоящее время Европейских сообществ два - Европейское сообщество (ЕС)*(20) и Европейское сообщество по атомной энергии (Евратом). Старейшее из них - ЕОУС - прекратило существование 24 июля 2002 г., так как его учредительный договор был заключен сроком на 50 лет и не продлевался (имущество и компетенция ЕОУС перешли к ЕС). Таким образом, Европейский Союз как целое имеет в качестве частей две другие организации, каждая из которых обладает собственным учредительным договором (Договор о ЕС и Договор о Евратоме 1957 г.). II опора - общая внешняя политика и политика безопасности (ОВПБ), наследница созданного в 1970 г. Европейского политического сотрудничества (см. предыдущий вопрос). III опора - сотрудничество полиций и судебных органов в уголовно-правовой сфере (СПСО), в рамках которой Союз занимается координацией мероприятий государств-членов в области борьбы с преступностью. Основы данной опоры также были заложены в 1970-е гг. ("группа Trevi"). Несмотря на то что Союз разделен на три части (опоры), он имеет единые руководящие органы (институты), единое гражданство и единый состав государств-членов. Каждая страна, вступающая в Союз, автоматически становится членом Европейских сообществ, а также участницей двух других опор. Современное устройство Европейского Союза иллюстрирует следующая схема.
Устройство Европейского Союза
Европейский Союз
┌──────────────────────┬────────────────────────┬─────────────────────┐ │ II опора │ I опора │ III опора │ │ │ │ │ │ Общая внешняя │ Европейские сообщества:│ Сотрудничество │ │ политика и политика │ Европейское сообщество │ полиций и судебных │ │ безопасности │ Европейское сообщество │ органов в │ │ (ОВПБ) │ по атомной энергии │ уголовно-правовой │ │ │ (Евратом) │ сфере (СПСО) │ └──────────────────────┴────────────────────────┴─────────────────────┘ ▲ ▲ ▲ │ │ │ ┌───────────┴─────────────────────────┴────────────────────┴──────────┐ │ Институты союза │ │ Европейский парламент, Совет, Комиссия, Суд, Счетная палата │ └─────────────────────────────────────────────────────────────────────┘ ▲ ▲ │ │ ┌──────────────────┴─────────────────────────┴────────────────────────┐ │ Государства-члены │ ├─────────────────────────────────────────────────────────────────────┤ │ Граждане союза │ └─────────────────────────────────────────────────────────────────────┘
Деление Союза на опоры должно исчезнуть после вступления в силу Лиссабонского договора 2007 г. Это приведет к существенному изменению всего устройства Европейского Союза. Так, по лиссабонскому договору 2007 г. "храмовая структура из трех опор трансформируется в "локомотив" европейской интеграции. "Локомотив" Европейского Союза (EU) состоит как бы из "корпуса", "платформу" (или фундамент) которого составляют государства-члены и народы Союза, состоящие из граждан. Динамику и способность к ускоренному развитию придают ему "колеса" - как бы представляющие собой двуединый договор (конституционного по своей сути характера) - т.е. краткий и направляющий обновленный Договор о Европейском Союзе 1992 г. и более объемный и детализированный Договор о функционировании Европейского Союза (ранее называвшийся Договором о Европейском Сообществе (EC) 1957 г.). Разработанные и утвержденные государствами и народами договоры реализуют предоставленную ими Европейским Союзом компетенцию через обладающие властными полномочиями институты, которых в новом Союзе уже не пять, а семь. Статус института придается высшему органу политической координации - Европейскому совету, а также Европейскому центральному банку, приобретающему в условиях мирового финансового кризиса особое значение. Опирающийся на укрепленный "корпус" из государств, народов и институтов, функционирующих на основе Договоров, единый Европейский Союз (в форме кабины на рисунке) уже не делится на опоры. Его дополняет в сфере своей специальной компетенции Евратом (в качестве организации, состоящей при новом Европейском Союзе, имеющей тот же состав и управляемой теми же институтами). Две новых детали "локомотива европейской интеграции" внешне выделяются, напоминая очертания высокой "трубы" паровоза, - это Высокий представитель Союза по иностранным делам и политике безопасности (Высокий представитель) и один из ведущих политических руководителей "нового" ЕС, которым станет Председатель Европейского совета, избираемый из числа первых лиц государств-членов на два с половиной года. Цели и задачи Союза, в качестве "обтекателя", показывают основное направление движения этого "локомотива" по рельсам интеграции. Таким образом, в отличие от прежней схемы Европейского "дома" (храмовой структуры из трех опор) новая схема точнее отражает большую однородность, единство, управляемость и динамику "нового" Европейского Союза, которые стремится придать ему Лиссабонский договор 2007 г.
Устройство Европейского Союза в соответствии с Лиссабонским договором 2007 г.*(21)
10. Правосубъектность ЕС «Европейский союз становится правосубъектным» (ст. 47 Договора о ЕС[97]). Это означает, что ЕС может заключать международные договоры во всех сферах его компетенции в четырёх случаях: · Если это предусмотрено основополагающими договорами ЕС. · Если того требует достижение целей, обозначенных в договорах. · Если того требует юридически обязательный документ ЕС. · Если данный договор может «повлиять на общие правила ЕС или изменить их» (Ст. 188L Римского договора). Государства-члены имеют право заключать любой международный договор при условии, что он не противоречит соглашениям, подписанным ЕС или не относится к зоне компетенции Союза. Договором закреплена следующая процедура по заключению международных соглашений от лица ЕС: Совет ЕС дает согласие на проведение переговоров после получения на то соответствующих рекомендаций Еврокомиссии и Высокого представителя по внешней политике и политике безопасности, он также назначает главу делегации или представителя от ЕС и принимает решение о подписании договора. Европейский парламент имеет совещательную роль, за исключением положений договора, к которым применимы юридические процедуры, и соглашений о присоединении к Европейской конвенции по защите прав человека и основных свобод (Ст. 188N Римского договора). План Моне-Шумана На фоне многочисленных послевоенных интеграционных инициатив выдвинута французскими политическими деятелями Жаном Моне (в то время комиссар по планированию Французской Республики, позднее избран на пост председателя Верховного органа ЕСУС) и Робером Шуманом (в 1950 г. министр иностранных дел Франции) идея объединения угольной и сталелитейной промышленности Германии и Франции выглядела скромно и многим представлялась сугубо техническим мероприятием. Однако этот проект, получивший название «План Шумана», привел к созданию первого из сообществ - Европейского объединения угля и стали (ЕСУС). 9 мая 1950 план объединения был изложен в известной Декларации Шумана, а 18 апреля 1951 г. в Париже был подписан Договор о создании Европейского Сообщества угля и стали, в котором, кроме Германии и Франции, приняли участие Бельгия, Голландия, Люксембург и Италия . Ж. Моне и Р. Шумана вместе с их ближайшими соратниками на Западе называют отцами-основателями, или архитекторами европейской интеграции. Во многих официальных учреждениях ЕС и Совета Европы можно увидеть бюсты, барельефы, портреты «отцов-основателей». В Брюсселе станция метро, возле которой сгруппированы здания институтов ЕС (Совета, Комиссии, Европарламента и др.), названа «Шуман». Учреждение ЕСУС стало началом коренной трансформации Западной Европы, привела к созданию Европейского Союза, который признается наиболее успешным на данный момент образцом интеграционного образования, принадлежащих к высшим достижениям европейской цивилизации. Убедившись на примере ЕСУС в реальности экономической интеграции, ее основатели пришли к выводу о необходимости расширения интеграции на другие сферы экономики. В результате 25 марта 1957 в Риме были подписаны Договор о создании Европейского экономического сообщества (ЕЭС) и Договор о создании Европейского сообщества по атомной энергии (Евратом), которые по месту подписания стали называться Римскими договорами. Все три интеграционные организации - ЕСУС, ЕЭС и Евратом на официальных языках в учредительных договорах назывались одинаково - сообщества (communaute, community). Мало кто мог тогда предположить, что возникнут еще два сообщества, и образовано от слова communaute прилагательное communautaire - «коммунитарных», - станет широко распространенным термином и деятельности европейских интеграционных организаций. Коммунитарных - отношении Сообществам представляет нечто общее для них. Коммунитарное право фактически было правом Сообществ. Декларация Шумана (9 мая 1950, в советских энциклопедических источниках - План Шумана) - предложение министра иностранных дел Франции Робера Шумана объединить металлургическую, железорудную и угледобывающую промышленность Франции и Западной Германии. Реализация этого предложения привела к созданию Европейского объединения угля и стали (ЕОУС), предшественника Европейского союза. День 9 мая, в который Робер Шуман от лица французского правительства обнародовал свое предложение, отмечается ежегодно как День Европы, а сам Шуман считается одним из отцов-основателей Европейского союза.
![]() |