![]()
Главная Обратная связь Дисциплины:
Архитектура (936) ![]()
|
Особенности коммунитарного метода
«Коммунитарный метод» был разработан Ж. Монне и составляетоснову плана Монне — Шумана. Он включает в себя четыре основных положения. 1. Федеративная цель. «Путем объединения основных производстви создания нового Верховного органа... настоящее предложение (планМонне — Шумана) обеспечит создание первых реальных устоев Евро-пейской федерации, необходимой для сохранения мира». 2. Постепенность и поэтапность интеграции. Федерация как конечная цель интеграционного процесса не означает немедленного учреждения Соединенных Штатов Европы. Речь идет о поэтапном, постепенном движении в заданном направлении — федерализации, которая продолжается и по сей день, выступая в роли «линии горизонта» для интеграционных процессов в Европе. 3.Обеспечение «слияния неотъемлемых интересов» и интеграция как способ решения общественных проблем. Одно из главных отличий плана Шумана от более ранних вариантов европейской идеи — его ори-ентированность на практические задачи. Объединять Европу не радиодной лишь «высокой идеи», а для того, чтобы сделать лучше жизнь людей независимо от их места жительства и государственной принад- лежности. Соответственно, деятельность интеграционной организации должна исходить из «слияния неотъемлемых интересов» стран и на-родов, прежде всего на основе экономического объединения, а так- же сконцентрироваться на решении насущных проблем, которые онине могут решить поодиночке. Первым такого рода начинанием стал об-щий рынок, за которым последовали все другие интеграционные пре-образования. 4. Ограничение государственного суверенитета и создание наднацио-нальных органов власти. «Коммунитарный метод» интеграции предполагает объединение народов Европы в рамках единой организации, наде- ленной реальными властными полномочиями. Государства не исчезают,но уступают определенную (со временем все уве личивающуюся) частьсвоих суверенных прав надгосударственным институтам, облеченнымвсеми функциями публичной власти: законодательными, исполнитель-ными и судебными (юрисдикционными). Таким образом, создается но-вый, наднациональный «этаж» политической власти, который, подобногосударству, должен стремиться к формированию «общего блага», но ужене для одного, а для многих народов сразу. Ограничение государственно-го суверенитета и строительство федеративной Европы — длительный,поэтапный процесс. ЕОУС Уже в 1949 г. в Лондоне с целью достижения великого объединения, была создана европейская организация, получившая название "Совет Европы". Однако наиболее значительный и, можно сказать, решающий шаг в этом направлении был сделан в 1951 p., Когда после разногласий, проявившихся в ходе первой международной конференции, которая обсуждала вопросы европейской интеграции, 6 государств, позиции которых оказались сходными (ФРГ, Италия , Бельгия, Франция, Люксембург, Нидерланды), заключили соглашение (договор) о Европейское объединение угля и стали (ЕОУС). Это соглашение (договор) начала собой создание общего рынка угля и стали его государств подписали. С первых же шагов развития этого общего рынка возникла необходимость в выработке общих для участников рынка правил. Так было положено начало развития права Европейского Союза.Подписан в Париже 18 апреля 1951 и вступил в силу 23 июля 1952 Договор создал первое европейское интеграционное объединение (ЕСУС) и заложил принципиальные основы самой интеграции. Из него фактически начинает формироваться право ЕС. Создание ЕСУС означало появление общего рынка угледобывающей и сталелитейной промышленности и их производных. По замыслу создателей, одной из главных задач ЕСУС также было прекращение возрастного противостояние Франции и Германии и установления контроля над стратегическими отраслями - угольной и сталелитейной. Примерно треть всех статей договора была посвящена практическим проблемам коллективного управления сталелитейной и угольной промышленностью - финансов, инвестиций, производства, ценами, внутриотраслевых соглашениями и концентрации, регулирование условий конкуренции, заработной платы и мобильности рабочей силы, транспорта, торговой политики. ЕСУС было наделено статусом юридического лица, за ним признали международную правоспособность. Для управления создавалась система институтов, основная схема которой была впоследствии воспринята ЕЭС. Она включала Высший руководящий орган, Общую ассамблею (будущий Европейский парламент), Специальный Совет министров (или просто Совет) и Суд. Центральное место в системе институтов ЕСУС занял Высший руководящий орган. Последний должен был обеспечивать достижение целей ЕСУС и решать практические задачи, связанные с созданием общего рынка угля и стали. Высший руководящий орган был наднациональным. Он состоял из девяти членов, назначаемых государствами - членами ЕСУС на шесть течение по признаку профессиональной компетентности. После назначения члены Высшего руководящего органа должны были быть полностью независимыми вот своих государств. Им запрещалось получать инструкции от национальных правительств. Это был и основной законодательный орган ЕСУС: он брал обязательные по своей юридической силе акты и обращал их к исполнению. Контроль за его деятельностью осуществлял Совет министров, состоящий из представителей правительств государств - членов ЕСУС. Входило в структуру ЕСУС парламентская организация - Общая ассамблея - обладало незначительными совещательно-консультативными полномочиями. Общая ассамблея была наделена одним, но достаточно весомым правом - большинством в две трети голосов она могла отправить всех членов Высшего органа в отставку. Ассамблея состояла из парламентариев стран - членов ЕСУС, делегированных национальными законодательными органами. Так как полномочия Совета были весьма ограниченными, баланс власти в ЕСУС сместился в сторону наднационального Высшего руководящего органа. Кроме Высшего руководящего органа, наднациональным по своей природе был входил в структуру ЕСУС Суд. Несмотря на то что судьи назначались государствами - членами ЕСУС, они при исполнении их обязанностей были полностью независимы и руководствовались в своей деятельности предписаниями учредительного договора и действующими нормативно-правовыми актами. Как известно интеграция требует постепенности. Только одним общим направлением - угольной и сталелитейной промышленностью - европейцы занимались с 1951 по 1957 г. На первый взгляд, ЕСУС ставило перед собой сравнительно узкие целая, носило функциональный характер, решало специальный вокруг задач и проблем, связанных с развитием сталелитейной и угольной промышленности, созданием общего рынка товаров и услуг в ограниченной сфере. Однако ЕСУС стало своеобразным экспериментом, в ходе которого прошли практическую проверку важнейшие теоретические построения, прежде всего в вопросе соотношения наднационального и межнационального в западноевропейской интеграции. Для достижения поставленных целей государства-члены пошли на радикальный шаг - ограничение своего суверенитета, передачу властных полномочий наднациональным (надгосударственным) органам. Опыт, накопленный ЕСУС, оказал несомненное влияние на дальнейшее развитие интеграционных процессов в Западной Европе. ЕЭС 25 марта 1957 в Риме были подписаны Договор об учреждении Европейского экономического сообщества и Договор об учреждении Европейского сообщества по атомной энергии. Вступление в силу 1 января 1958 г. этих двух договоров ознаменовало начало нового этапа в развитии интеграционных процессов. Появление Евратома привело в 1960 г. к решению объединить имеющиеся и строились ядерные реакторы и приданные им исследовательские лаборатории. Так был создан Совместный научно-исследовательский центр - СНИЦ, занимающаяся проблемами безопасности атомных реакторов, радиационной защиты, хранения радиоактивных отходов. С учетом оказались за время существования ЕСУС границ наднационального начала и обострилась «чувствительности» национальных государств к его практическому применению, составители Римских договоров, не меняя наднациональной сущности западноевропейской интеграции, позаботились и о том, чтобы обеспечить права национальных государств. Для создателей западноевропейской интеграции главным правилом их деятельности стала постепенность, строгое соблюдение первоочередности экономической интеграции как основы интеграции политической. Особенно большое значение имел Договор о создании ЕЭС, в котором были сформулированы фундаментальные основы интеграционного объединения, определены условия и порядок функционирования сообщества, закреплены важнейшие достижения в области экономического, социального и правового развития. Особое место занял Договор о ЕЭС и в процессе формирования права ЕС. Если договоры о ЕСУС и Евратомом содержали положения, предназначенные для сравнительно узких сфер сотрудничества государств, то Римский договор о создании ЕЭС имел гораздо более общий, универсальный характер. Он заложил в рамках международного права основы нового правопорядка, начала правовой подсистемы, регулирующей как взаимоотношения ее субъектов внутри сообществ, так и их отношения с внешним миром. В этом смысле можно говорить, что право ЕС в своей основе - прежде всего право ЕЭС (позже Европейского сообщества). В Римском договоре о ЕЭС подчеркивались его сугубо экономические цели. Концептуально он представлял собой последовательную программу экономической интеграции: создание таможенного союза, который был сформирован досрочно - до середины 1968 г., с последующим развитием новых сфер сотрудничества. Государства - члены ЕЭС договорились об установлении общего внешнего таможенного тарифа и передачи сообщество полномочий на осуществление общей торговой политики ЕЭС. В этот период происходит создание общего рынка (свобода движения товаров, лиц, услуг и капиталов), составляются и утверждаются основные принципы европейского права, начинает функционировать система судебного контроля за его применением и соблюдением. На этом этапе вырабатываются нормативные положения, обеспечивающие создание и функционирование единой системы институтов, юридически оформляется новая система финансового обеспечения сообществ, происходит существенное увеличение числа государств-членов. Римским договором была усовершенствована институциональная структура ЕЭС. Руководящими институтами Сообщества стали Совет, Комиссия Европейских Сообществ (КЕС), заменившая Высший руководящий орган, Парламентская ассамблея и Суд. Дополнительно в рамках Сообщества были созданы Экономический и социальный комитет, Европейский инвестиционный банк и, позже, Счетная палата. Был изменен баланс полномочий между Комиссией и Советом: Рада стала главным «законодателем» Сообщества, а Комиссия, которая сохранила право законодательной инициативы, - главным исполнительным органом. Евратом Европейское сообщество по атомной энергии — международная организация членов Европейского союза. Европейское сообщество по атомной энергии было создано в связи с подписанием Римских соглашений в 1957 году. Успехи ЕОУС и провал планов создания Европейского оборонного сообщества закрепили приоритеты западноевропейской интеграции: от отдельных отраслей к комплексу финансово-экономической сферы, от экономики к политике. На конференции в Мессине в 1955 году министры иностранных дел шести стран-членов ЕОУС выдвинули новую инициативу, «создания единой Европы», они выразили стремление распространить принципы ЕОУС на другие отрасли экономики. В 1956 г. комитет под председательством министра иностранных дел Бельгии П.-А. Спаака представил доклад, который стал основой для последующих переговоров представителей «шестёрки». Эти переговоры завершились подписанием 25 марта 1957 года Римских договоров, учреждавших Европейское сообщество по атомной энергии (Евратом) и Европейское экономическое сообщество (ЕЭС), которое в публицистике стали называть «общий рынок». Договоры о ЕЭС и Евратоме вступили в силу с 1 января 1958 года. Первоначально его членами были Франция, Италия, Нидерланды, Бельгия, Люксембург и ФРГ. По мере расширения Европейского экономического сообщества, а затем и Европейского союза все новые государства-члены присоединялись также и к Евратому. В настоящий момент в Евратоме состоят все 27 государств-членов Евросоюза. Евратом призван был содействовать: развитию мирного использования ядерной энергетики государствами-членами, формированию общей энергетической политики, координации принятия решений, снижению цен на энергоносители, повышению стабильности энергетики, обеспечения контроля за атомной энергетикой. В соответствии с договором, неофициально называемым Договор слияния, подписанным в Брюсселе 8 апреля 1965 года и вступившим в силу 1 июля 1967 года, Комиссия ЕЭС и Совет ЕЭС заменяли Комиссию и Совет Евратома, а также Высший руководящий орган и Совет министров Европейского объединения угля и стали. Институты трех европейских сообществ (ЕОУС, ЕЭС и Евратома) слились воедино: одна Комиссия, один Совет министров и Европейский парламент. Этот договор рассматривается некоторыми как реальное начало существования современного Европейского союза. 16. Единый европейский акт (ЕЕА) был первым серьёзным пересмотром Римского договора 1957 года. Акт нацеливает Европейское сообщество на создание общего рынка к 31 декабря 1992 года, и формулирует принципы Европейского политического сотрудничества, предшественника Общей внешней политики и политики безопасности Европейского союза. Был подписан в Люксембурге 17 февраля 1986 года, и в Гааге 28 февраля 1986 года. Вступил в силу 1 июля 1987 года, в рамках комиссии Делора. Закон вырос на почве недовольства среди членов Европейского сообщества в 1980-е годы в связи с отсутствием де-факто свободной торговли между ними. Лидеры деловых и политических кругов хотели гармонизировать законы, между странами и урегулировать политические разногласия. Комитет по анализу общего рынка подготовил список шагов, которые были необходимы, что стало основой Единого европейского акта. Он был подписан в декабре 1985 года на основе политической договоренности, достигнутой на Европейском совете в Люксембурге 3 декабря 1985 года. Один из основных моментов ЕЕА заключался в создании Единого рынка в рамках ЕС к 1992 году, т.е. к тому времени, когда, как ожидалось, все необходимые законодательные реформы были бы завершены. Для достижения этой цели ЕЕА реформировал законодательный процесс путем введения процедуры сотрудничества и расширил Голосование в Совете Европейского союза на новые районы - меры, которые были призваны сократить время на законодательные процессы. При этом ЕЕА предназначался для устранения оставшихся барьеров между странами, а также для гармонизации и повышения конкурентоспособности европейских стран. Единый европейский акт (ЕЕА) внес поправки в Римский договор (Rome, Treaty of) и другие соответствующие договоры и структурно оформил Программу единого рынка Союза (ПЕР) и реформу процессов принятия решения. Хотя более амбициозные интеграционные проекты встретили возражения со стороны ключевых государств –членов договора, удалось добиться согласия по отношению к идее возврата к изначальным функциональным понятиям поэтапной интеграции с помощью общего рынка и общей экономической политики. В итоге в Акте особо оговаривалось, что проведение в жизнь ПЕР (крайний срок – 31 декабря 1992 г.) является целью Сообщества. Во-первых, ЕЕА упростил процедуры принятия решений Европейским Советом: решения по всем вопросам, связанным с проведением огромного числа законов, направленных на устранение всех барьеров на пути обмена рабочей силой, товарами и услугами в рамках Европейского сообщества, принимались большинством голосов. Во-вторых, была усилена роль Европейского парламента (European Parliament) путем принятия процедур "сотрудничества" и "согласительных" процедур. В-третьих, Совет был официально признан частью структурного механизма ЕС. И наконец, был реорганизован механизм внешнеполитического сотрудничества входящих в Союз национальных правительств (хотя внешняя политика оставалась тем не менее вне правовых рамок Союза до принятия в 1993 г. Маастрихтского договора (Maastricht)). · Во-первых, Единый европейский акт закрепил окончательную дату (31 декабря1992 г.) построения единого для всех стран ЕЭС внутреннего рынка, т.е."Пространства без внутренних границ, в котором в соответствии с положениями настоящего пространства без внутренних границ, в котором в соответствии с положениями настоящего Договора обеспечивается свободное движение товаров, лиц, услуг и капиталов " (Ст. восьмой Договора о ЕЭС в редакции ЕЕА);
· Во-вторых, Единый европейский акт расширил предметную компетенцию ЕЭС. Отныне к ведению Сообщества в лице его институтов были отнесены новые сферы общей политики: региональная, научно-техническая, экологическая;
В-третьих, существенной реформе подверглась система институтов Европейских сообществ. Она способствовала, с одной стороны, укреплению демократических начал в процессе принятия решений, с другой -усилению наднациональных рис, дальнейшей федерализации сообществ.
В частности, Ассамблея, которая была ранее переименована ЕЕА в Европейский парламент, получила новые полномочия в законодательном процессе (процедура сотрудничества, в которой Совет может преодолеть вето Европарламента на законопроект только единогласно). Парламент приобрел также право решающего голоса при решении вопросов о вступлении новых членов в Сообщества, а ныне в Союз. 17. Европейское политическое сотрудничество (ЕПС) термин, введенный в 1970 году, являвшийся синонимом координации внешней политики Европейского союза до тех пор, пока он не был заменен Общей внешней политикой и политикой безопасности принятой Маастрихтским договором (в ноябре 1993). На протяжении 1950-х и 1960-х годов, страны-члены ЕС попытались придать внутреннему рынку аспект внешней политики, но эта попытка провалилась дважды. В целях реализации идеи создания наднационального Европейского сообщества обороны главы правительств поручили своим министрам иностранных дел "изучать лучший способ достижения прогресса в деле политического объединения, в контексте расширения ЕС." в ходе встречи на высшем уровне в Гааге (1969).[1] Министры иностранных дел впоследствии разработали Люксембургский / Доклад Давиньона (1970), который создал неофициальный межправительственный консультативный механизм, в котором государства-члены могли бы достичь «Масштабной политики» (Гинсберг 1989). Европейская комиссия, кроме того, имела возможность выразить свое мнение, если затрагивались вопросы её компетенции. Наконец, ЕПС, не имело сильного Париж-ориентированного секретариата, на основе предложений Фуше. Нидерланды всегда были озабочены этой идеи, поскольку они думали, что она может превратиться в конкурента для Европейской комиссии. ЕПС был изменен и усилен в Копенгагенском (1973) и Лондонском докладах (1981 год). Что было официально зафиксировано в Едином европейском акте (1986 года). ЕПС имел переменный успех. В течение 1970-х годов оно было активным игроком в урегулировании конфликта на Ближнем Востоке конфликт и в создании Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе. Советская война в Афганистане (1979 год) и войны в Югославии (1991-1995), однако, показали слабость ЕПС. 18. Договор о создании Европейского Союза был подписан 7 февраля 1992 г. в старинном голландском городе Маастрихт. Процедура его ратификации государствами-членами, была необходимым условием вступления Договора в силу, заняла довольно большой промежуток времени. Связано это с тем, что почти во всех государствах-членах Европейских сообществ введения в действие настоящего Договора требовало предварительного внесения изменений в текст национального основного закона. Обусловлено это было в первую очередь тем, что с созданием Европейского Союза заметно расширялся круг суверенных полномочий, которые передавались государствами-участниками в ведение Союза. Однако, несмотря на все сложности, связанные с одобрением Договора о создании Европейского Союза, он был единогласно ратифицирован всеми государствами-членами Европейских сообществ и 1 ноября 1993 вступил в силу. Маастрихтский договор определяет прежде всего состав и структуру Европейского Союза, его цели и принципы. Согласно статье 1 настоящего Договора Союз создается на основе Европейских сообществ. Новыми политиками и формами сотрудничества стали за договором 1992 г. общая внешняя политика и политика безопасности, а также сотрудничество в сфере юстиции и внутренних дел. Союз ставит своей задачей сохранение достижений Сообщества и на этой основе дальнейшее продвижение к более тесному и сплоченной взаимодействия в экономическом и социальном развитии, утверждение индивидуальности Союза на международной арене, защите прав и свобод человека и осуществление на этой основе сотрудничества в сфере юстиции и внутренних дел. Таким образом, Европейский союз включал как бы три составляющие: во-первых, все три существующие Сообщества, во-вторых, общую внешнюю политику и политику безопасности и, в-третьих, сотрудничество полиций и судов в уголовно-правовой сфере. Маастрихтский договор, отличаясь достаточно сложной структурой и значительным объемом, содержит, с одной стороны, положения, относящиеся непосредственно к Европейскому Союзу, с другой стороны, положения, вносят изменения в уже действующие учредительных договоров о ЕОУС, Европейское экономическое сообщество и Евратом . Маастрихтский договор, особо подчеркивая то обстоятельство, что Европейское экономическое сообщество явно переросло за рамки чисто экономического сотрудничества и превратилось из функционального в универсальное объединение, изменил его наименование. Теперь оно стало называться Европейское Сообщество. Основные составляющие Союза получили наименование трех опор. Маастрихтский договор определяет основные цели Союза, имея в виду обеспечение большей сплоченности народов и государств, его образующих. Союз характеризуется не только как объединение государств, но и как союз народов государств-членов Союза. Он предусматривает обеспечение дальнейшего экономического и социального прогресса путем создания пространства без внутренних границ, построение Экономического и валютного союза (ЭВС) и введение единой европейской валюты. Создание Европейского Союза призвано было также укрепить его позиции на международной арене, укрепив одновременно безопасность государств, входящих в Союз, а также распространить взаимодействие государств Союза на такую важную сферу, как защита прав и свобод граждан, усилив сотрудничество правоохранительных органов. Важнейшей задачей Сообщества провозглашается построение Экономического и валютного союза. С этой целью Маастрихтский договор устанавливает программу и график реализации ЕВС и введения общей валютной единицы. Договор и приложения к нему определили условия участия государств-членов в Валютном союзе и окончательную дату введения в обращение новой общей валютной единицы - евро. Конечной датой реализации этой цели должно было стать 1 января 1999 Несмотря на имеющиеся сложности и скептическое отношение многих влиятельных политических сил в странах ЕС и даже со стороны отдельных правительств, цель, поставленная Маастрихтским договором, была достигнута. Действительно, с 1 января 1999 г. 11 государств-членов Европейского Союза (из 15) ввели в действие новую валютную систему и новую валютную единицу. Уже одной этой обстоятельства было бы вполне достаточно для того, чтобы оценить Маастрихтский договор и создание Европейского Союза, как новый большой прорыв на пути европейской интеграции. Одна из важнейших сфер осуществления национального суверенитета перешла в совместное ведение держав-членов Европейского Союза, создали единую валютную систему. Вторым не менее важным следствием образования Европейского Союза стало заметное расширение сферы ведения интеграционных объединений. С одной стороны, заметно расширилась юрисдикция Европейского Сообщества. В ведение ЕС было передано осуществление полномочий в таких сферах, как: сотрудничество в области культуры, здравоохранения, защите прав потребителей, координация политики в области занятости и ряд других. С другой стороны, с созданием Европейского Союза в сферу его ведения начинают переходить новые и принципиально важные сферы взаимодействия государств-членов, такие как внешняя политика, безопасность, сотрудничество в сфере юстиции, охраны прав граждан. Определяются пути и методы этого сотрудничества, создаются новые структуры взаимодействия и координации политик, принимаются конкретные решения, которые должны способствовать защите прав и свобод человека. В этом плане особый интерес представляло введения на основе Маастрихтского договора института гражданства Европейского Союза - еще один важный шаг, свидетельствующий о восприятии форм характерных не для международной, а для государственно-правовой публичной организации. Вместе с тем, создание Европейского Союза заметно усилило гетерогенность, т.е. неоднородность нового образования. За десятилетия, прошедшие с момента создания Европейских сообществ, в рамках этих объединений сложилась достаточно четкая система институтов, сформировалась правовая система сообществ, которая играла и продолжает играть важную роль в обеспечении интеграционных процессов и жизнедеятельности самих сообществ. С появлением Европейского Союза и созданием второй и третьей опор возникла проблема правового оформления и регулирования этих двух сфер деятельности Европейского Союза. Уже с самого начала было ясно и очевидно, что на эти сферы, затрагивающие исключительно важные и чувствительные для каждого суверенного государства области, не может быть автоматически распространен механизм принятия и реализации решений, который был отработан по Европейских сообществ. В таком важном и чувствительной сфере, как политическое сотрудничество государств, решения не могли приниматься автоматически большинством голосов, приобретая форму обязательных нормативно-правовых актов, изданных институтами ЕС. В любом случае их правовой режим должен был заметно отличаться от того, который установлен в отношении актов Сообществ. Маастрихтским договором был дан ответ на возникшие вопросы. В тексте Договора достаточно ясно и четко записано, что решения приняты в рамках второй и третьей опор Европейского Союза, являются обязательными для государств-членов, однако они не имеют прямого действия и не подлежат юрисдикцией контроля со стороны Суда. Таким образом, два важнейших момента отличают правовой режим принимаемых Союзом в рамках второй и третьей опор, от актов Европейских сообществ. Принятые в рамках второй и третьей опор решение является преимущественно не нормативно-правовыми актами, а политическими решениями. Они обязательны к исполнению государствами, эти решения приняли (именно теми государствами, которые их приняли, а не всеми членами Европейского Союза). Невыполнение этих решений, как и другие споры, из них возникают, не могут быть обжалованы в судебном порядке. Возможны и применимы только процедуры политического согласования и сотрудничества. Обязательные нормативные акты, по общему правилу, оформляются в виде конвенций. Учитывая, что решения, принятые в рамках второй и третьей опор, не имеют прямого действия, следует также принять во внимание различие национальных конституционных подходов к применению международно-правовых актов. В некоторых государствах-членах Европейского Союза конституции предусматривают прямую инкорпорацию международно-правовых норм и принципов в систему национального права. В данном случае указание на то, что решение Европейского Союза не имеет прямого действия, не так существенно, если именно это решение оформлено в виде соответствующего международного соглашения. В странах, где автоматическое применение международно-правовых норм не имеет места, где требуется имплементация международно-правовых актов с целью их инкорпорации в национальную правовую систему (Великобритания, Италия и др.)., Возможность прямого действия решений Европейского Союза в рамках второй и третьей опор исключена. Таким образом, с созданием Европейского Союза, с одной стороны, расширяется сфера применения права Европейских сообществ, а с другой - появляются новые сферы в рамках второй и третьей опор, в пределах которых право Сообществ, кроме четко оговоренных случаев, применению не подлежит. ЕС и СЕ:общее и особенное 1. ЕС и СЕ созданы и функционируют на базе разных учредительных документов.
ЕС сближает с СЕ не только сходство в названиях, идентичная символика, но и общность целей. «Целью СЕ является достижение единства между его членами во имя защиты и осуществления идеалов и принципов, являющихся их общим достоянием, и содействие их экономическому и социальному прогрессу» (ст. 1 Устава СЕ).
Единство в целях в то же время не является основанием для отождествления двух интеграционных организаций. Это самостоятельные политико-правовые образования, имеющие существенные различия в своем юридическом и фактическом статусе. Неодинакова их правовая природа. РФ является членом СЕ с 1996 года.
1. ЕС и СЕ созданы и функционируют на базе разных учредительных документов. Для Союза это договоры, учреждающие три Европейские сообщества, и Договор о ЕС. Для СЕ, - его Устав, являющийся по форме международным договором.
2. Различны даты создания двух организаций. ЕС начал формироваться в 1950-е гг., а Договор о ЕС вступил в действие в 1993 г. Устав СЕ был подписан и вступил в силу в 1949 г., т.е. за два года до подписания учредительного договора первого из Европейских сообществ (ЕОУС).
3. ЕС и СЕ имеют неодинаковый состав государств-членов. Все 25 стран, входящих в Союз, одновременно состоят и в СЕ. Обратное не верно. Общее число стран - участниц СЕ равняется 43. С точки зрения состава СЕ - более широкая организация, чем ЕС, то с точки зрения компетенции соотношение является обратным.
4. В качестве предметов ведения и направлений деятельности Европейских сообществ и Союза изначально выступала экономика. В настоящее время они охватывают все важнейшие сферы общественной жизни, включая вопросы формирования общей оборонной политики Союза. СЕ хотя и не привязан к какой-то одной области жизни общества, концентрирует свою деятельность на вопросе обеспечения прав и свобод человека и гражданина, прежде всего основных прав и свобод. Вопросы, касающиеся национальной обороны, в компетенцию СЕ не входят (п. «d» ст. 1 Устава).
СЕ традиционно рассматривают в качестве главного международного форума прав человека в Европе, правозащитной организации. Документы, разработанные СЕ в этой области (Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод 1950 г.), используются в своей деятельности ЕС.
5. по характеру своих полномочий ЕС выступает как организация политической власти, объем полномочий которой с течением времени все более увеличивается (за счет уступки государствами-членами новых суверенных прав).
Институты Союза издают нормативные акты, которые не требуют ратификации и носят общеобязательный характер. С введением единой валюты Союза - евро - в компетенцию этой организации (в лице Европейского центрального банка) от государств-членов перешли ключевые вопросы кредитно-денежной политики, включая денежную эмиссию.
В отличие от ЕС СЕ собственными правотворческими (и административными) полномочиями не обладает. Органы СЕ не издают нормативных актов. Они готовят проекты международных, конвенций, которые предлагаются (!) государствам-членам для подписания и ратификации, а также принимают резолюции и рекомендации - акты, не имеющие юридически обязательной силы.
Единственный случай частичного ограничения государственного суверенитета стран, входящих в СЕ, относится к системе гарантий основных прав по Европейской конвенции 1950 г. Каждое лицо, права которого из имеющегося в Конвенции перечня нарушены, может в конечном счете обратиться в Европейский суд по правам человека, учрежденный на базе данной Конвенции. В подобных случаях Суд уполномочен возложить на соответствующее государство обязанность произвести «выплату справедливой компенсации потерпевшей стороне» (ст. 41 Конвенции).
6. в рамках своей компетенции органы ЕС приняли десятки тысяч документов - нормативных актов, судебных решений прецедентного характера… - которые вместе с учредительными договорами составляют источники ПЕС как самостоятельной правовой системы.
У СЕ такого нет.
СЕ и ЕС - интеграционные организации, различные по своей правовой природе.
СЕ - международная межправительственная организация, которая осуществляет развитие интеграции посредством согласования воль суверенных государств. Это позволило обеспечить более широкий состав СЕ, но предполагает движение более медленными темпами.
В ЕС суверенитет государств-членов в существенной мере ограничен, созданы надгосударственные органы власти. Это дает возможность достигать более высоких результатов, более глубокой и масштабной интеграции, однако в более узком составе и в пределах меньшей территории.
Оба метода развития интеграции - международно-правовой и основанный на сочетании международных принципов с государственно-правовыми - не исключают, а удачно взаимодополняют друг друга. См.18
![]() |