Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



Цели,ценности,принципы функционирования



Понятие «цели Европейского Союза» »обозначает две группы правоположений: во-первых, цели создания, во-вторых, цели деятельности Союза.

Цели создания Европейского Союза отражают волю и стремление государств-членов и их народов, во имя которых они основали Европейский Союз и наделили ее властной компетенции. В преамбуле Договора о функционировании Европейского Союза говорится, что основополагающей целью своих усилий ЕС видит в постоянном улучшении условий жизни и труда своих народов.

Преамбулы учредительных договоров сами по себе не являются источниками правовых норм. Закрепленные в них положения не имеют юридически обязательного характера. Они приобретают такого путем трансформации в цели деятельности Европейского Союза, которые содержатся в конкретных статьях основной части союзной "конституции".

Цели деятельности Европейского Союза являются благоприятными изменениями в общественной жизни, к которым должна стремиться данная организация при разработке и принятии правовых актов и иных решений.

Другими словами, цели деятельности - это то, к чему должен стремиться Союз при осуществлении своей политики в различных сферах. В зависимости от предмета данные цели могут носить общий характер, т.е. охватывать все направления деятельности Союза, и специальный, то есть относиться к отдельным видам общественных отношений (цели экологической, культурной, промышленной политики и т.д.).

Общие цели деятельности Европейского Союза закреплены в ст. 3 (которая была 2) его учредительного договора. Пункт 3.1. свидетельствует «Союз ставит целью способствовать миру, своим ценностям и благосостояния своих народов». Как и ранее, для всего Союза цели едины, однако в «обновленном» ЕС они несколько поменялись. Ранее основе целей ЕС формировались целые Европейских сообществ, ОВПБ и СПСО, которые развивали и дополняли цели Союза в целом с учетом предметов ведения и полномочий каждого из его структурных компонентов.

В настоящее время Союз не только один, но и развивается, поэтому поменялись как его цели, так и стран и народов, входящих в эту организацию. Категория целей Союза используется учредительными документами ЕС для описания благоприятных изменений в общественной жизни, к которым Союз обязан стремиться в своей деятельности. Цели Союза определяет содержание и объем компетенции, предоставляемой ему, а равно служат одним из критериев правомерности действий и решений его органов (в частности, в случае обжалования правовых актов ЕС в Суде Европейского Союза).

Кроме того, при определенных обстоятельствах цели Союза могут давать его институтам право принимать меры по вопросам, прямо не отнесенным к ведению ЕС учредительными документами.

Перечень общих целей ЕС в Договоре о Европейском Союзе определенный вслед за системой его ценностей (ст. 3). Он включает:

• содействие миру, своим ценностям и благосостояния своих народов - наиболее общие и фундаментальные цели ЕС, относится ко всем направлениям его деятельности (п. 1 ст. 3);

• цели, связанные с построением в рамках ЕС «пространства свободы, безопасности и правосудия», которое предполагает свободное передвижение лиц внутри Европейского Союза и проведения его институтами общей политики относительно пересечения внешних границ, иммиграции, предоставления убежища, предупреждению преступности и борьбе с преступностью (п. 2 ст. 3);

• цели экономического, социального, научно-технического и культурного характера. Эти цели относятся к созданию и функционированию единого экономического пространства («внутреннего рынка» ЕС) и осуществления в его рамках политики и мер по содействию научно-техническому прогрессу, достижению социальной справедливости, развития экономического, социального и территориального объединения и солидарности государств-членов , развития культуры при сохранении культурной и языкового разнообразия государств-членов (п. 3 ст. 3);

• построение экономического и валютного союза в рамках ЕС, включая введение единой денежной единицы «евро», что уже произошло (пара. 4 ст. 3). Включение такой цели обосновывается принципиальным значением соответствующие меры для дальнейшего развития европейской интеграции как в экономической, так и в других сферах жизни (п. 4 ст. 3);

• основные цели внешнеполитической деятельности: утверждение и продвижение ценностей и интересов ЕС в отношениях с остальными, мира, защита интересов его граждан, содействия миру, безопасности, устойчивому развитию планеты и др.. (П. 5 ст. 3).

Вышеизложенное подчеркивает первичность цели и направление ее действия. Положения, закрепленные в ст.3 Договора о Европейском Союзе, содержащие общие и основные цели ЕС. Перечень целей Союза расширен и детализирован в последующих нормах учредительных документов, в которых зафиксированы цели специального характера, т.е. цели, относящиеся к определенным областям политики и деятельности ЕС (например, цели социальной политики в ст.151 Договора о функционировании Европейского Союза). Союз создает экономический и валютный союз, денежной единицей которого является евро, хотя внутренний рынок и единая валюта не выступают сами по себе целями, к которым стремится Союз. Согласно указанным статьям как внутренний рынок, так и экономический и валютный союз является не более чем средство для повышения общего благосостояния, а не цель сама по себе.

Следует отметить в то же время, нормы-цели всех учредительных договоров, как правило, сформулированы слишком абстрактно и могут толковать самым широким образом. Нормы цели могут не только ограничивать, по и расширять сферу деятельности Европейского Союза. Как известно, источниками соответствующих норм выступают начальные разделы учредительных документов, прежде всего разделы I и II Договора о Европейском Союзе («Общие положения», «Положение о демократических принципах») и раздел I части первой Договора о функционировании ЕС («Положение общего применения »).

Однако, как уже отмечалось выше, в системе правовых основ «обновленного» Европейского Союза значительно больше внимания, чем раньше, отводится закреплению системы ценностей этой интеграционной организации. Указанная система включает не только собственно ценности, которые являются обязательными для ЕС и всех его государств-членов, но также основополагающие цели и принципы функционирования Союза во всех областях, как об этом говорилось в разделе 6.1. Первыми в учредительных документах (ст. 2 Договора о Европейском Союзе) указываются именно ценности Союза, является новой правовой категорией, введенной в учредительные документы ЕС Лиссабонского договора 2007

Категория ценностей призвана отразить нравственные (этические) начала современной европейской и всей мировой цивилизации. Их уважение - долг Европейского Союза в целом и каждого из его государств-членов отдельно. Приверженность ценностям ЕС также выступает непреложным условием, предъявляемым к государствам, желающих вступить в состав Союза. С другой стороны, серьезное и стойкое нарушение этих ценностей кем-нибудь из действующих государств - членов ЕС является законным основанием для применения к нему санкций в виде прекращения отдельных прав, связанных с членством в Европейском Союзе, например права голоса в межправительственных институтах ЕС, таких как Европейский совет или Совет Европейского Союза (ст. 7 Договора о Европейском Союзе).

К ценностям Союза прежде всего относятся (первое предложения ст. 2 Договора о Европейском Союзе): человеческое достоинство, свобода и демократия, равенство; правовое государство, права человека, в частности права лиц, принадлежащих к меньшинствам.

Во второй предложения ст. 2 Договора о Европейском Союзе упомянутый перечень дополнен «характеристиками» общества государств-членов. Эти характеристики с полным основанием также могут быть отнесены к системе ценностей ЕС:

• плюрализм;

• недискриминации;

• терпимость (толерантность);

• правосудие;

• солидарность;

• равенство женщин и мужчин.

Принципы деятельности Европейского Союза играют не менее важную роль в процессе развития ЕС, чем другие морально-правовые составляющие (начала). Именно поэтому как правовые ориентиры деятельности Европейского Союза учредительные договоры закрепляют не только ее цели, но и принципы. Первые дают ответ на вопрос, к чему должен стремиться Союз, другие - как ему надлежит это делать, каким ценностям и интересам нужно отдавать приоритет.

Общие принципы функционирования Союза являются руководящими началами его деятельности во всех областях. Эти принципы, с одной стороны, конкретизируют условия реализации рассмотренных выше ценностей и целей ЕС, с другой стороны, регулируют другие основополагающие вопросы, которые возникают в функционировании Европейского Союза.

Первую группу общих принципов функционирования ЕС образуют принципы, сформулированные в первом разделе Договора о Европейском Союзе (раздел I «Общие положения»):

• принципы взаимоотношений Союза с государствами-членами, закрепленные в ст.4 Договора о Европейском Союзе;

• основные принципы относительно компетенции Европейского Союза, содержащиеся в ст.5 Договора о Европейском;

• принципы, определяющие порядок признания, соблюдения и защиты основных прав на уровне ЕС, которые предусмотрены в ст. 6 Договора о Европейском Союзе;

• принцип установления привилегированных отношений ЕС с соседними государствами, включая Россию (ст.8 Договора о Европейском Союзе).

Во вторую группу входят «демократические принципы» функционирования ЕС, которые закреплены во втором разделе Договора о Европейском Союзе «Положение о демократических принципах» и были названы выше при характеристике структуры учредительных документов ЕС):

• принцип демократического равенства (ст.9 Договора о Европейском Союзе);

• принцип представительной демократии (ст.10 Договора о Европейском Союзе);

• принцип привлечения граждан и общественных объединений к подготовке и обсуждению мер на уровне ЕС (ст.11 Договора о Европейском Союзе);

• принцип участия национальных парламентов в функционировании ЕС (ст.12 Договора о Европейском Союзе).

Третья группа принципов, которым ЕС должен следовать в разных направлениях своей деятельности, предусмотренная в разделе II «Положения общего применения» части первой «Принципы» Договора о функционировании Европейского Союза. Большинство этих принципов корреспондируют базовым ценностям ЕС, а также общим и специальным целям его деятельности. К ним относятся:

• принцип обеспечения согласованности между различными направлениями политики и деятельности ЕС (ст.7 Договора о функционировании ЕС);

• принцип обеспечения равенства женщин и мужчин (ст.8 Договора о функционировании ЕС);

• принцип учета потребностей в содействии высокому уровню занятости, в обеспечении адекватного социальной защиты, в борьбе с социальной маргинализацией и в высоком уровне образования, обучения и здравоохранения (ст.9 Договора о функционировании ЕС);

• принцип борьбы с социальной дискриминацией по признакам пола, расы или этнического происхождения, религии или убеждений, инвалидности, возраста или сексуальной ориентации (ст.10 Договора о функционировании ЕС);

• принцип учета потребностей охраны окружающей среды (ст.11 Договора о функционировании ЕС);

• принцип учета потребностей защиты потребителей (ст.12 Договора о функционировании ЕС);

• принцип учета потребностей благополучия животных при уважении национальных традиций в этой области (ст.13 Договора о функционировании ЕС);

• принцип признания и уважения роли служб общеэкономического значения (ст.14 Договора о функционировании ЕС);

• принцип гласности (ст.15 Договора о функционировании ЕС);

• принцип уважения права человека на защиту персональных данных (ст.16 Договора о функционировании ЕС);

• принцип соблюдения статуса церквей, религиозных и неконфессионального организаций и диалог с ними (ст.17 Договора о функционировании ЕС).

Как и в случае целей Европейского Союза, кроме общих принципов функционирования в его учредительных документах, законодательстве и судебной практике признана множество других правовых принципов ЕС, которые относятся к отдельным органам, направлений или аспектов деятельности Европейского Союза, а также создание и применение норм его правовой системы . Судебная практика Суда Европейских сообществ и подчиненных ему трибуналов ЕС (далее - Суда Европейского Союза) широко пользуется категории «общие принципы права Сообщества», содержание которых выводится не только из учредительных документов и законодательства ЕС, но также из общих конституционных традиций государств-членов и источников международного права. После вступления через Лиссабонский договор указанные принципы выступать как «общие принципы права Союза» в целом.

Перечень этих принципов является неисчерпаемым и постепенно расширяется, например: принцип независимости членов Европейской комиссии, Суд Европейского Союза или центральных банков; бюджетные и финансовые принципы (сбалансированности бюджета ЕС и др..) Руководящие принципы экономической политики (стабильность цен и др..) Принципы («свободы») единого внутреннего рынка ЕС (принцип свободного передвижения товаров и др..) принципы верховенства и прямого действия права Европейского Союза, «общие принципы продовольственного законодательства» ЕС (принцип осторожности и др.)., принцип недискриминации зависимости от возраста и т . д.

Таким образом, учредительные договоры ЕС в редакции Лиссабонского договора конкретизировали и закрепили в документах цели и принципы функционирования, сформулировали ценности Союза и его конституционного строя, основы надгосударственном правового регулирования общественных отношений на территории ЕС, стремясь усиливать господство права, борьбе с преступностью и защите границ и интересов Союза.

К функциональным принципам относятся принцип верховенства права и принцип прямого действия.
Принцип верховенства права ЕС означает приоритет норм права ЕС над нормами национального законодательства государств-членов. Правовые нормы национального права государств-членов не должны противоречить нормам права ЕС. Указанный принцип распространяется не только на учредительные договоры Европейского союза, но и на ряд других нормативных актов Европейского союза. Гарантом соблюдения данного принципа выступает Европейский суд.
Принцип прямого действия права ЕС означает непосредственное применение права ЕС на территории государств-членов. Для вступления в силу норм Европейского права нет необходимости в их трансформации в национальный правопорядок. Принцип прямого действия права является отличительным признаком права ЕС от международного права. Нормы международного права регулируют отношения государств и международных организаций. Нормы права ЕС непосредственно регулируют отношения с участием физических и юридических лиц. Так например положения регламентов издаваемых институтами ЕС становятся непосредственно действующими на всей территории государств Евросоюза с момента их утверждения. В свою очередь правила содержащиеся в статьях договора о ЕС для прямого действия должны быть изложены ясно, в императивной форме и не должны быть дополнительно обусловлены результатами будущей деятельности государств-членов и институтов ЕС. В то же время если статья имеет характер общего принципа или декларации, устанавливает цели и программу деятельности институтов и государств ЕС, если в ней нет точного и безусловного указания на конкретные права и обязанности, возникающие у государств членов ЕС, физических и юридических лиц, то такая статья прямым действием обладать не будет.
Указанные выше принципы были выработаны практикой Европейского суда в результате толкования учредительных договоров.

25. Принципы взаимоотношений Союза с государствами-членами, закрепленные в ст.4 Договора о Европейском Союзе

РАЗДЕЛ I



Просмотров 681

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2025 год. Все права принадлежат их авторам!