![]()
Главная Обратная связь Дисциплины:
Архитектура (936) ![]()
|
Цели,ценности,принципы функционирования
Понятие «цели Европейского Союза» »обозначает две группы правоположений: во-первых, цели создания, во-вторых, цели деятельности Союза. Цели создания Европейского Союза отражают волю и стремление государств-членов и их народов, во имя которых они основали Европейский Союз и наделили ее властной компетенции. В преамбуле Договора о функционировании Европейского Союза говорится, что основополагающей целью своих усилий ЕС видит в постоянном улучшении условий жизни и труда своих народов. Преамбулы учредительных договоров сами по себе не являются источниками правовых норм. Закрепленные в них положения не имеют юридически обязательного характера. Они приобретают такого путем трансформации в цели деятельности Европейского Союза, которые содержатся в конкретных статьях основной части союзной "конституции". Цели деятельности Европейского Союза являются благоприятными изменениями в общественной жизни, к которым должна стремиться данная организация при разработке и принятии правовых актов и иных решений. Другими словами, цели деятельности - это то, к чему должен стремиться Союз при осуществлении своей политики в различных сферах. В зависимости от предмета данные цели могут носить общий характер, т.е. охватывать все направления деятельности Союза, и специальный, то есть относиться к отдельным видам общественных отношений (цели экологической, культурной, промышленной политики и т.д.). Общие цели деятельности Европейского Союза закреплены в ст. 3 (которая была 2) его учредительного договора. Пункт 3.1. свидетельствует «Союз ставит целью способствовать миру, своим ценностям и благосостояния своих народов». Как и ранее, для всего Союза цели едины, однако в «обновленном» ЕС они несколько поменялись. Ранее основе целей ЕС формировались целые Европейских сообществ, ОВПБ и СПСО, которые развивали и дополняли цели Союза в целом с учетом предметов ведения и полномочий каждого из его структурных компонентов. В настоящее время Союз не только один, но и развивается, поэтому поменялись как его цели, так и стран и народов, входящих в эту организацию. Категория целей Союза используется учредительными документами ЕС для описания благоприятных изменений в общественной жизни, к которым Союз обязан стремиться в своей деятельности. Цели Союза определяет содержание и объем компетенции, предоставляемой ему, а равно служат одним из критериев правомерности действий и решений его органов (в частности, в случае обжалования правовых актов ЕС в Суде Европейского Союза). Кроме того, при определенных обстоятельствах цели Союза могут давать его институтам право принимать меры по вопросам, прямо не отнесенным к ведению ЕС учредительными документами. Перечень общих целей ЕС в Договоре о Европейском Союзе определенный вслед за системой его ценностей (ст. 3). Он включает: • содействие миру, своим ценностям и благосостояния своих народов - наиболее общие и фундаментальные цели ЕС, относится ко всем направлениям его деятельности (п. 1 ст. 3); • цели, связанные с построением в рамках ЕС «пространства свободы, безопасности и правосудия», которое предполагает свободное передвижение лиц внутри Европейского Союза и проведения его институтами общей политики относительно пересечения внешних границ, иммиграции, предоставления убежища, предупреждению преступности и борьбе с преступностью (п. 2 ст. 3); • цели экономического, социального, научно-технического и культурного характера. Эти цели относятся к созданию и функционированию единого экономического пространства («внутреннего рынка» ЕС) и осуществления в его рамках политики и мер по содействию научно-техническому прогрессу, достижению социальной справедливости, развития экономического, социального и территориального объединения и солидарности государств-членов , развития культуры при сохранении культурной и языкового разнообразия государств-членов (п. 3 ст. 3); • построение экономического и валютного союза в рамках ЕС, включая введение единой денежной единицы «евро», что уже произошло (пара. 4 ст. 3). Включение такой цели обосновывается принципиальным значением соответствующие меры для дальнейшего развития европейской интеграции как в экономической, так и в других сферах жизни (п. 4 ст. 3); • основные цели внешнеполитической деятельности: утверждение и продвижение ценностей и интересов ЕС в отношениях с остальными, мира, защита интересов его граждан, содействия миру, безопасности, устойчивому развитию планеты и др.. (П. 5 ст. 3). Вышеизложенное подчеркивает первичность цели и направление ее действия. Положения, закрепленные в ст.3 Договора о Европейском Союзе, содержащие общие и основные цели ЕС. Перечень целей Союза расширен и детализирован в последующих нормах учредительных документов, в которых зафиксированы цели специального характера, т.е. цели, относящиеся к определенным областям политики и деятельности ЕС (например, цели социальной политики в ст.151 Договора о функционировании Европейского Союза). Союз создает экономический и валютный союз, денежной единицей которого является евро, хотя внутренний рынок и единая валюта не выступают сами по себе целями, к которым стремится Союз. Согласно указанным статьям как внутренний рынок, так и экономический и валютный союз является не более чем средство для повышения общего благосостояния, а не цель сама по себе. Следует отметить в то же время, нормы-цели всех учредительных договоров, как правило, сформулированы слишком абстрактно и могут толковать самым широким образом. Нормы цели могут не только ограничивать, по и расширять сферу деятельности Европейского Союза. Как известно, источниками соответствующих норм выступают начальные разделы учредительных документов, прежде всего разделы I и II Договора о Европейском Союзе («Общие положения», «Положение о демократических принципах») и раздел I части первой Договора о функционировании ЕС («Положение общего применения »). Однако, как уже отмечалось выше, в системе правовых основ «обновленного» Европейского Союза значительно больше внимания, чем раньше, отводится закреплению системы ценностей этой интеграционной организации. Указанная система включает не только собственно ценности, которые являются обязательными для ЕС и всех его государств-членов, но также основополагающие цели и принципы функционирования Союза во всех областях, как об этом говорилось в разделе 6.1. Первыми в учредительных документах (ст. 2 Договора о Европейском Союзе) указываются именно ценности Союза, является новой правовой категорией, введенной в учредительные документы ЕС Лиссабонского договора 2007 Категория ценностей призвана отразить нравственные (этические) начала современной европейской и всей мировой цивилизации. Их уважение - долг Европейского Союза в целом и каждого из его государств-членов отдельно. Приверженность ценностям ЕС также выступает непреложным условием, предъявляемым к государствам, желающих вступить в состав Союза. С другой стороны, серьезное и стойкое нарушение этих ценностей кем-нибудь из действующих государств - членов ЕС является законным основанием для применения к нему санкций в виде прекращения отдельных прав, связанных с членством в Европейском Союзе, например права голоса в межправительственных институтах ЕС, таких как Европейский совет или Совет Европейского Союза (ст. 7 Договора о Европейском Союзе). К ценностям Союза прежде всего относятся (первое предложения ст. 2 Договора о Европейском Союзе): человеческое достоинство, свобода и демократия, равенство; правовое государство, права человека, в частности права лиц, принадлежащих к меньшинствам. Во второй предложения ст. 2 Договора о Европейском Союзе упомянутый перечень дополнен «характеристиками» общества государств-членов. Эти характеристики с полным основанием также могут быть отнесены к системе ценностей ЕС: • плюрализм; • недискриминации; • терпимость (толерантность); • правосудие; • солидарность; • равенство женщин и мужчин. Принципы деятельности Европейского Союза играют не менее важную роль в процессе развития ЕС, чем другие морально-правовые составляющие (начала). Именно поэтому как правовые ориентиры деятельности Европейского Союза учредительные договоры закрепляют не только ее цели, но и принципы. Первые дают ответ на вопрос, к чему должен стремиться Союз, другие - как ему надлежит это делать, каким ценностям и интересам нужно отдавать приоритет. Общие принципы функционирования Союза являются руководящими началами его деятельности во всех областях. Эти принципы, с одной стороны, конкретизируют условия реализации рассмотренных выше ценностей и целей ЕС, с другой стороны, регулируют другие основополагающие вопросы, которые возникают в функционировании Европейского Союза. Первую группу общих принципов функционирования ЕС образуют принципы, сформулированные в первом разделе Договора о Европейском Союзе (раздел I «Общие положения»): • принципы взаимоотношений Союза с государствами-членами, закрепленные в ст.4 Договора о Европейском Союзе; • основные принципы относительно компетенции Европейского Союза, содержащиеся в ст.5 Договора о Европейском; • принципы, определяющие порядок признания, соблюдения и защиты основных прав на уровне ЕС, которые предусмотрены в ст. 6 Договора о Европейском Союзе; • принцип установления привилегированных отношений ЕС с соседними государствами, включая Россию (ст.8 Договора о Европейском Союзе). Во вторую группу входят «демократические принципы» функционирования ЕС, которые закреплены во втором разделе Договора о Европейском Союзе «Положение о демократических принципах» и были названы выше при характеристике структуры учредительных документов ЕС): • принцип демократического равенства (ст.9 Договора о Европейском Союзе); • принцип представительной демократии (ст.10 Договора о Европейском Союзе); • принцип привлечения граждан и общественных объединений к подготовке и обсуждению мер на уровне ЕС (ст.11 Договора о Европейском Союзе); • принцип участия национальных парламентов в функционировании ЕС (ст.12 Договора о Европейском Союзе). Третья группа принципов, которым ЕС должен следовать в разных направлениях своей деятельности, предусмотренная в разделе II «Положения общего применения» части первой «Принципы» Договора о функционировании Европейского Союза. Большинство этих принципов корреспондируют базовым ценностям ЕС, а также общим и специальным целям его деятельности. К ним относятся: • принцип обеспечения согласованности между различными направлениями политики и деятельности ЕС (ст.7 Договора о функционировании ЕС); • принцип обеспечения равенства женщин и мужчин (ст.8 Договора о функционировании ЕС); • принцип учета потребностей в содействии высокому уровню занятости, в обеспечении адекватного социальной защиты, в борьбе с социальной маргинализацией и в высоком уровне образования, обучения и здравоохранения (ст.9 Договора о функционировании ЕС); • принцип борьбы с социальной дискриминацией по признакам пола, расы или этнического происхождения, религии или убеждений, инвалидности, возраста или сексуальной ориентации (ст.10 Договора о функционировании ЕС); • принцип учета потребностей охраны окружающей среды (ст.11 Договора о функционировании ЕС); • принцип учета потребностей защиты потребителей (ст.12 Договора о функционировании ЕС); • принцип учета потребностей благополучия животных при уважении национальных традиций в этой области (ст.13 Договора о функционировании ЕС); • принцип признания и уважения роли служб общеэкономического значения (ст.14 Договора о функционировании ЕС); • принцип гласности (ст.15 Договора о функционировании ЕС); • принцип уважения права человека на защиту персональных данных (ст.16 Договора о функционировании ЕС); • принцип соблюдения статуса церквей, религиозных и неконфессионального организаций и диалог с ними (ст.17 Договора о функционировании ЕС). Как и в случае целей Европейского Союза, кроме общих принципов функционирования в его учредительных документах, законодательстве и судебной практике признана множество других правовых принципов ЕС, которые относятся к отдельным органам, направлений или аспектов деятельности Европейского Союза, а также создание и применение норм его правовой системы . Судебная практика Суда Европейских сообществ и подчиненных ему трибуналов ЕС (далее - Суда Европейского Союза) широко пользуется категории «общие принципы права Сообщества», содержание которых выводится не только из учредительных документов и законодательства ЕС, но также из общих конституционных традиций государств-членов и источников международного права. После вступления через Лиссабонский договор указанные принципы выступать как «общие принципы права Союза» в целом. Перечень этих принципов является неисчерпаемым и постепенно расширяется, например: принцип независимости членов Европейской комиссии, Суд Европейского Союза или центральных банков; бюджетные и финансовые принципы (сбалансированности бюджета ЕС и др..) Руководящие принципы экономической политики (стабильность цен и др..) Принципы («свободы») единого внутреннего рынка ЕС (принцип свободного передвижения товаров и др..) принципы верховенства и прямого действия права Европейского Союза, «общие принципы продовольственного законодательства» ЕС (принцип осторожности и др.)., принцип недискриминации зависимости от возраста и т . д. Таким образом, учредительные договоры ЕС в редакции Лиссабонского договора конкретизировали и закрепили в документах цели и принципы функционирования, сформулировали ценности Союза и его конституционного строя, основы надгосударственном правового регулирования общественных отношений на территории ЕС, стремясь усиливать господство права, борьбе с преступностью и защите границ и интересов Союза. К функциональным принципам относятся принцип верховенства права и принцип прямого действия. 25. Принципы взаимоотношений Союза с государствами-членами, закрепленные в ст.4 Договора о Европейском Союзе РАЗДЕЛ I
![]() |