Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



Система права ЕС: основные подходы к определению внутренней структуры права ЕС



Система права ЕС: основные подходы к определению внутренней структуры права ЕС.

Европейского Союза образует сложную систему. Причем это касается не только его внешних проявлений, но и внутренних взаимосвязей. В первом случае используется термин «правовая система», который призван подчеркнуть, что право Союза - самостоятельное правовое явление по отношению к другим правовым системам (т.е. циональному и международному публичному праву). Внутреннее строение права также принято обозначать понятием система— «система права». Здесь речь идет о тех связях, которые складываются между отдельными элементами, входящими в содержание права, т.е. юридическими нормами. Очевидно, что эти связи должны носить устойчивый, упорядоченный характер, обеспечивающий существование права как целостной системы. Итак, система права Европейского Союза — это упорядоченная и структурированная совокупность элементов, которая выражается в устойчивости многообразных связей между входящими в ее содержание юридическими нормами и группами норм.

Стремление к системности права — объективный признак, который характеризует явления правовой жизни всех стран и цивилизаций. Однако систематизацию права можно осуществлять по-разному,

исходя из различных критериев.

Применительно к праву Европейского Союза наибольшее распространение получили три подхода к построению его внутренней системы:

во-первых, с учетом предмета правового регулирования разных юридических норм— предметный подход;

во-вторых, учетом наряду с предметом социального назначения конкретных норм — функциональный подход;

в-третьих, с учетом структуры самой организации Европейский Союз, в рамках которой эти нормы создаются и вступают в действие, — структурный подход.

 

Предметный подход. Наиболее распространенный способ построения системы права и в нашей стране, и за рубежом основывается на том, что регулируемые правом общественные отношения носят неоднородный, разнообразный характер. В зависимости оттого, что регулирует право (предмет правового регулирования), а также оттого, как оно это делает (методы правового регулирования), юридические нормы группируются в отрасли, подразделяемые, в свою очередь, на подотрасли, институты, субинституты.

Данный подход в полной мере может быть применен и к праву Европейского Союза. В настоящее время в его системе можно выделить нормы, принадлежащие по своему предмету к разным отраслям и институтам:

публичного права: конституционного, административного, финансового, отраслей процессуального права и др.;

частного права и смежных отраслей: гражданского, трудового, международного частного права и др.;

комплексных отраслей и межотраслевых институтов: аграрного, экологического, предпринимательского, банковского, права социального обеспечения и др.

«Удельный вес» норм различных отраслей и институтов в системе права Союза неодинаков. С учетом исторического развития этой организации, вполне естественно, наибольшее развитие по-лучили нормы, регулирующие экономические и связанные с ними отношения.

Однако в последние годы с расширением предметов ведения ЕС и Союза их право начинает охватывать своим регулированием все новые сферы общественной жизни. Так, в 2000 г. был издан первый нормативный акт в сфере уголовного права, приняты несколько регламентов по вопросам гражданского процесса. В этой связи в западноевропейских научных исследованиях и университетских курсах помимо общих работ в области права Европейского Союза издаются многочисленные труды по отдельным его отраслям: конституционному праву, административному, аграрному, трудовому и т.д.

Функциональный подход В данном случае в качестве критерия построения системы права Союза берутся причины принятия конкретных норм и их назначение.

Соответственно в системе его права выделяют две составляющие: так называемое институционное (или «институциональное») право и право материальное (или «содержательное»).

К институционному праву относят нормы, призванные закрепить устройство и компетенцию организации Европейский Союз, статус ее институтов и других органов.

Остальные нормы, посредством которых Европейский Союз осуществляет регулирование разных сторон («материю», «содержание») общественной жизни, образуют его материальное право.

Последний термин в данной классификации используется в ином значении, чем при противопоставлении материального права процессуальному. Например, регламент «О процедурах банкротства» является источником материального права Союза, хотя он содержит в основном нормы гражданского процесса. Вместе с тем «Процессуальный регламент» Суда Европейских сообществ — тоже процессуальный акт — относится к источникам «институционного» права Союза.

Содержание материального права Союза имеет весьма разнообразный характер, ибо его предмет образуют разнородные общественные отношения. В этой связи внутри него в западной доктрине выделяют отдельные группировки норм (иногда тоже называемые «отраслями»), по которым издаются научные труды и читаются учебные курсы: право общего рынка, право экономического и валютного союза, внешнеэкономическое право ЕС и т.д.

В соответствии с логикой познания изучение правовой системы Европейского Союза традиционно начинается с рассмотрения основ институционного права. Сначала необходимо понять, как устроен Союз и его органы, какова их компетенция. Институционное право образует тот базис, на основе которого можно далее изучать отдельные направления и сферы регулирования права Союза, т.е. его «материальное право».

Соответственно институционное право рассматривается в Общей части, а материальное- в Особенной.

Структурный подход Организация Европейский Союз, как уже говорилось, имеет сложную, уникальную структуру. Структура организации Европейский Союз накладывает отпеча-ток и на систему его права. Здесь, прежде всего, следует упомянуть такой парадоксальный факт: Европейский Союз от своего имени не издает правовых актов.

В соответствии со структурой организации Европейский Союз в системе права Союза выделяются шесть отдельных компонентов (частей).

Коммунитарное право (право Европейских сообществ) — самая старая и наиболее развитая часть права Союза, которая начала формироваться еще в 50-е гг. XX в. Поскольку Сообществ было три, данная часть, в свою очередь, подразделяется на три элемента: право Европейского сообщества, право Евратома, право ЕОУС. Понятно,что самой широкой по объему и самой интересной из них является первая.

Нормативные и иные акты, принимаемые в рамках коммунитарного права, издавались как акты конкретного Сообщества, а не Европейского Союза в целом.

Право ЕОУС содержится в нормативных актах и других источниках, изданных на основании Договора об учреждении Европейского объединения угля и стали до утраты им силы (до 23 июля 2002 г. включительно). Эти документы продолжают действовать поныне в части, не противоречащей более позднему законодательству ЕС.

Правовые нормы, принятые в рамках общей внешней политики и политики безопасности Европейского Союза, кратко — право ОВПБ. ОВПВ не имеет своего собственного учредительного договора, и источником первичного права здесь является разд. V Договора о Европейском Союзе «Положения об общей внешней политике и политике безопасности». Правовые акты и другие документы, относящиеся к праву ОВПБ, также всегда содержат указание на свою системную принадлежность.

Правовые нормы, принятые в рамках сотрудничества полиций и судебных органов в уголовно-правовой сфере, кратко — право СПСО. Источником первичного права здесь служит разд. VI Договора о Европейском Союзе, но правовые акты, опять же, издаются не от имени организации в целом.

Право Европейского Союза, как и сама организация, в которой оно создано и применяется, должно обладать внутренним единством.

В этой связи наряду с нормами отдельных опор в системе права Союза существуют правила, закрепляющие основы правового положении Европейского Союза в целом. Сюда относятся, прежде всего, цели и принципы деятельности Европейского Союза, нормы, закрепля ющие единый порядок пересмотра учредительных документов Союзи, вступления в него новых государств-членов и некоторые другие. Этих норм немного. Они содержатся в первом разделе Договора о Европей ском Союзе «Общие положения», а также в двух последних разделах документа и распространяют свое действие на все три структурных компонента данной организации.

Самостоятельное и возрастающее значение в системе права Союза приобретают нормы, закрепляющие основы правового положения человека и гражданина в Европейском Союзе. Их главным источником выступают часть вторая «Гражданство Союза» (включенная, правда, в ДЕС), Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод (Союз произвел рецепцию этого документа в свою правовую систему) и новая Хартия Европейского Союза об основных правах, принятая 7 декабря 2000 г.

Еще одной своеобразной частью права Европейского Союза выступает право Шенгенских соглашений, или шенгенское право. Главная особенность его в том, что оно сформировалось и развивалось сначала отдельно от права Европейского Союза. Лишь с 1 мая 1999 г. Европейский Союз включил шенгенское право в свою правовую систему в качестве особого компонента. Источники шенгенского права, включая Шенгенское соглашение 1985 г. и Шенгенскую конвенцию 1990 г., по юридической силе уступают всем остальным источникам права Союза, носят даже не вторичный, а «третичный» характер.

Из охарактеризованных выше шести основных частей в системе права Европейского Союза, построенной по структурному признаку, наиболее обширной по объему и развитой по содержанию частью является коммунитарное право. Именно здесь сосредоточены подавляющая часть всех норм наднациональной правовой системы, в том числе нормы, закладывающие статус институтов Союза, правила функционирования общего рынка и единой валюты ЕС —евро.



Просмотров 3252

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2025 год. Все права принадлежат их авторам!