![]()
Главная Обратная связь Дисциплины:
Архитектура (936) ![]()
|
КАТЕГОРИИ И СФЕРЫ КОМПЕТЕНЦИИ СОЮЗА
Статья 2 1. Когда Договоры предоставляют Союзу исключительную компетенцию в определенной сфере, только Союз может законодательствовать и принимать юридически обязательные акты; государства-члены не могут сами осуществлять подобные действия, кроме как в случае, если они уполномочены на это Союзом, или в целях претворения в жизнь актов Союза. 2. Когда Договоры предоставляют Союзу совместную с государствами-членами компетенцию в определенной сфере, и Союз, и государства-члены могут законодательствовать и принимать юридически обязательные акты в данной сфере. Государства-члены осуществляют свою компетенцию в той мере, в какой Союз не воспользоваться своей компетенцией. Государства-члены вновь осуществляют свою компетенцию в той мере, в какой Союз решил прекратить осуществление своей компетенции. 3. Государства-члены координируют свою экономическую политику и политику занятости согласно условиям, предусмотренным настоящим Договором, для определения которых Союз располагает компетенцией. 4. Союз в соответствии с положениями Договора о Европейском Союзе располагает компетенцией по определению и осуществлению общей внешней политики и политики безопасности, включая поступательное формирование общей оборонной политики. 5. В отдельных сферах и согласно условиям, предусмотренным Договорами, Союз располагает компетенцией осуществлять деятельность, направленную на поддержку, координацию или дополнение деятельности государств-членов, не подменяя при этом их компетенцию в данных сферах. Юридически обязательные акты Союза, которые принимаются на основании положений Договоров в отношении данных сфер, не могут производить гармонизацию законодательных и регламентарных положений государств-членов. 6. Объем и порядок осуществления компетенции Союза определяются положениями Договоров в отношении каждой сферы. Статья 3 1. Союз располагает исключительной компетенцией в следующих сферах: a) таможенный союз; b) установление правил конкуренции, необходимых для функционирования внутреннего рынка; c) денежная политика в отношении государств-членов, денежной единицей которых является евро; d) сохранение морских биологических ресурсов в рамках общей политики в отношении рыболовства; e) общая торговая политика. 2. Союз также располагает исключительной компетенцией по заключению международных соглашений, когда такое заключение предусмотрено в законодательных актах Союза, когда оно необходимо, чтобы обеспечить возможность Союзу реализовать свою внутреннюю компетенцию, или в той мере, в какой оно способно затрагивать общие правила или изменять их действие. Статья 4 1. Союз располагает совместной с государствами-членами компетенцией в тех случаях, когда Договоры предоставляют ему компетенцию, которая не относится к сферам, предусмотренным в статьях 3 и 6. 2. Совместная компетенция Союза и государств-членов распространяется на следующие основные сферы: a) внутренний рынок; b) социальная политика применительно к аспектам, определенным в настоящем Договоре; c) экономическое, социальное и территориальное сплочение; d) сельское хозяйство и рыболовство, за исключением сохранения морских биологических ресурсов; e) окружающая среда; f) защита потребителей; g) транспорт; h) трансъевропейские сети; i) энергия; j) пространство свободы, безопасности и правосудия; k) общие проблемы безопасности в сфере здравоохранения применительно к аспектам, определенным в настоящем Договоре. 3. В сферах научных исследований, технологического развития и космоса Союз располагает компетенцией проводить мероприятия, в том числе по разработке и реализации программ, при условии, что осуществление данной компетенции не будет препятствовать государствам-членам осуществлять свою собственную компетенцию. 4. В сферах сотрудничества в поддержку развития и гуманитарной помощи Союз располагает компетенцией проводить мероприятия и общую политику при условии, что осуществление данной компетенции не будет препятствовать государствам-членам осуществлять свою собственную компетенцию. Статья 5 1. Государства-члены координируют свою экономическую политику в рамках Союза. С этой целью Совет принимает меры, в том числе главные ориентиры данной политики. К государствам-членам, денежной единицей которых является евро, применяются специальные положения. 2. Союз принимает меры с целью обеспечить координацию политики занятости государств-членов, в том числе путем разработки ориентиров данной политики. 3. Союз может предпринимать инициативы с целью обеспечить координацию социальной политики государств-членов. Статья 6 Союз располагает компетенцией осуществлять деятельность, направленную на поддержку, координации или дополнение действий государств-членов. Сферами этой деятельности в их европейской направленности являются: a) охрана и улучшение здоровья людей; b) промышленность; c) культура; d) туризм; e) образование, профессиональное обучение, молодежь и спорт; f) гражданская оборона; g) административное сотрудничество. Понятие и сущность права ЕС Термин «Право ЕС» можно рассматривать в 3 аспектах: · интегрированная правовая система, кот. состоит из норм, регулирующих общественные отношения, складывающиеся в ходе масштабных интеграционных процессов в рамках ЕС. ( система норм) · система научных знаний, направленных на изучение ЕС как системы. (конкр.научное направление) · право ЕС- конкретная уч. дисциплина, есть свой пред мет и метод. Предметом регулир-я права ЕС выступают обществ.отношения, кот.сложились и складываются в результате взаимодействия гос-в – членов ЕС, а также между институтами и органами ЕС. Методы: координации, субординации, унификации, гармонизации. Главный метод права ЕС- скоординированная субординация. Сущность права ЕС выражает главные, основополагающие свойства данного правового явления. В зависимости от способа рассмотрения она выступает в 2-х главных составляющих – как юридическая и как социальная сущность. Юридическая сущность права ЕС определяет его место в системе юридических норм и институтов. Особенности юр.сущности права ЕС: - право ЕС – это самостоятельная правовая система по отношению к «классическим» системам внутригос-ного и междунар. права. - право ЕС – это особая комплексная правовая система, интегрировавшая в себе черты, с 1 стороны, нац-ного и межд. права, с другой - континентального и англосаксонского права. - главной тенденцией эволюции права ЕС является его сближение по ряду формальных и сущностных характеристик с национальным (внутригосударственным) правом, при сохранении и творческом развитии его международно-правовых черт. Возникающая в результате такого развития уникальная правовая система будет с неизбежностью отличаться от двух «сплавленных» вместе базовых компонентов и будет обладать принципиально новыми качествами, многие из которых нам еще не известны. Социальная сущность . Право по своей природе – социальный институт. Социальная сущность права ЕС отражает его место и значение в обществе в целом. Правовая интеграция опосредует интеграцию социально – экономическую и политическую, а право ЕС выступает средством регулирования интеграционных процессов. При этом – нормы ЕС не столько закрепляют уже сложившиеся общественные отношения, сколько целенаправленно изменяют, преобразуют их. Назначение и ценность данной правовой системы определяются тем, что она служит инструментом преобразования общественных отношений в направлении социально- экономического и политического единства, осуществляемого демократическими правовыми социально ориентированными методами. Именно для этой цели – усиление преследующей в конечном счете интересы человека интеграции – принимаются новые и изменяются действующие нормы и источники права ЕС. По своей социальной сущности оно выступает как интеграционное право.
![]() |