Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



Дискуссии о развитии государственно-частного партнёрства



Современные дискуссии о необходимости развития го­сударственно-частного партнёрства (ГЧП, Public-Private Partnership — РРР) затрагивают финансирование проектов, погашение государственного долга и т.д. В частности, в Гер-


мании, Нидерландах и Австрии противники РРР часто ука­зывают на то, что государство может привлечь более дешё­вые источники финансирования. Действительно, в некото­рых странах общественные услуги финансируются и коор­динируются через централизованные агентства, например Национальный кредитный фонд (National Loans Fund) в Великобритании или Федеральное агентство по финансиро­ванию (Bundesfinanzierungsagentur) в Австрии. Кроме того, в стоимость частного финансирования проектов РРР вклю­чается премия на покрытие рисков, которые государство готово передать частному сектору.

Как показывает опыт Великобритании, по мере реали­зации проектов РРР разница (спред) между стоимостью ка­питала для частного сектора и для государства уменьшает­ся. Эволюция издержек финансирования проектов РРР в Великобритании показана в таблице 6.2. В ней отражены источники финансирования, спред (разница между стоимо­стью привлечения частного и государственного капитала), средний срок кредитования, отношение заёмных средств к собственным и показатель внутренней доходности собствен­ных средств.

Таблица 6.2 Изменения в структуре финансирования проектов РРР в Великобритании

 

Виды средств 1996-2000 гг. 2001-2005 гг. После 2005 г.
Заемные (ЗС) В основном бан­ковские займы и кредиты. Спред — 120-160 базисных пунктов. Срок — 15-20 лет Банковские кредиты; рынок капиталов; перестрахование. Спред—65-110 ба­зисных пунктов. Срок — до 35 лет В основном рынок капиталов, банков­ские займы и кре­диты; повышение качества кредитов, рейтинг проектов
Собственные (СС) Отношение ЗС к СС—75—85%. Доходность СС— 15-20% Отношение ЗС к СС — 80-90 %. До­ходность СС— 12-15% Отноаюние ЗС к СС —85-95%. Доходность СС— 10-12%

На основе накопленного опыта и в условиях обострения конкуренции рынок капитала и банковский сектор прояв­ляют всё большую готовность соглашаться на более низ­кую премию за риск, что отражается в снижении спреда. Именно поэтому в дискуссии о преимуществах РРР следует учитывать точную цену рисков, которые принимает на себя частный сектор.

Критики РРР указывают: позволяя снижать объём бюд­жетных расходов в текущем периоде, эта система партнёр­ства вместе с тем уменьшает возможности распоряжаться бюджетными средствами в будущем, поскольку предпола­гается, что государство принимает на себя определённые долгосрочные обязательства. В ответ на это британское министерство финансов подчеркнуло, что основная цель проектов — создание дополнительной стоимости, а не уп­равление государственными обязательствами.

Необходимо отметить также, что будущим платежам во многих случаях соответствуют обязательства частных партнёров по оказанию услуг. Кроме того, величина плате­жей часто определяется в зависимости от количественных и качественных характеристик услуг. Подобная «ориента­ция на результат» полностью отсутствует при реализации проекта исключительно государственными структурами. Некоторые виды будущих платежей государства частным партнёрам не признаются государственным долгом по маа­стрихтским критериям. В этом случае учитываются лишь платежи, приходящиеся на определённый год.

Анализ реализации проектов РРР в ряде европейских стран показывает, что позитивные результаты проектов связаны с более низкими затратами на инвестиции и (или) более низкой стоимостью оказываемых общественных ус­луг. Устойчивость этих преимуществ с учётом накоплен­ного опыта реализации проектов РРР можно считать до­казанной.

В целом можно сделать вывод, использование позитив­ного опыта РРР приводит к росту инвестиций в развитие


общественной инфраструктуры. При этом модель РРР не замещает, а заполняет государственные инвестиции.

6.6 Государственно-частное партнёрство в коммунальной сфере в РФ

Социально-экономическая ситуация в России становит­ся всё более зависимой от состояния и реформирования жиз­необеспечивающих инфраструктурных отраслей, особое место среди которых занимает жилищно-коммунальный комплекс (ЖКХ). В реализации рыночных реформ жилищ­но-коммунальная сфера отстала от других инфраструктур­ных отраслей на 5-10 лет, кризис жилищно-коммунально­го хозяйства (ЖКХ) продолжает углубляться. Особые про­блемы возникли в управлении жилищно-коммунальными объектами, а низкое качество и недостаточная эффектив­ность управления ведут к повышению стоимости услуг ЖКХ и снижению надёжности функционирования системы. Не­достаточное внимание к обеспечению устойчивого функци­онирования ЖКХ может привести к непредсказуемым со­циальным последствиям, поскольку отсутствие тепла, воды, канализации, чрезмерная ветхость сетей, коммуникаций, основных средств угрожают здоровью и жизни российских граждан.

Партнёрство власти и бизнеса в инфраструктурных от­раслях в последние годы рассматривается как базовый ком­промисс между двумя прямо противоположными подхода­ми к судьбе недвижимого имущества в этих отраслях — сохранением публичной собственности и системы управле­ния инфраструктурными объектами и их полной привати­зацией. Суть компромисса — в сохранении публичной (го­сударственной или муниципальной) собственности на эти объекты и в то же время привлечении к созданию, модер­низации и управлению ими частного бизнеса на основе со­ответствующих договоров. Инфраструктура коммунально­го комплекса, в первую очередь системы теплоснабжения,


водоснабжения и водоотведения, возможно, самый актуаль­ный и значимый объект такого партнёрства.

На заседании Правительства Российской Федерации 28 октября 2004 года среди основных направлений эконо­мических преобразований в ЖКХ России была выделена задача «привлечения частного бизнеса к управлению и ин­вестированию в коммунальный комплекс при преимуще­ственном сохранении публичной (муниципальной) соб­ственности на коммунальную инфраструктуру» [122].

Действительно, в условиях кризисного финансового со­стояния муниципальных и государственных организаций коммунального комплекса, недостатка у них собственных оборотных средств, высокого износа коммунальной инфра­структуры привлечение в сферу коммунального хозяйства частного бизнеса кажется своевременным, оправданным и перспективным. Потенциально коммунальное хозяйство является одной из самых привлекательных отраслей эко­номики с точки зрения экономических рисков, и существу­ет объективная возможность для привлечения в эту сферу профессионалов, готовых заниматься бизнесом на понят­ных, стабильных и справедливых условиях. Вопрос только в том, что необходимо сделать, чтобы эти условия были именно такими.

С июля 2005 года введён в силу Закон Российской Феде­рации «О концессионных соглашениях», который создал определение концессионной деятельности в гражданском законодательстве РФ и определил принципиальную возмож­ность приложения концессионных принципов к коммуналь­ной инфраструктуре. Как правило, именно с этим законом связывают возможность ведения деятельности частных ком­паний в муниципальном секторе.

В отсутствие закона «Об инвестиционных соглашениях в сфере коммунального обслуживания» и до принятия за­кона «О концессионных соглашениях» хозяйственная прак­тика в отрасли ЖКХ развивалась в направлениях предпо­лагавших активное разгосударствление управления комму-


нальной инфраструктурой и привлечение внебюджетных инвестиций в эту отрасль.

В настоящий момент в России существует несколько юридических моделей участия частного бизнеса в комму­нальных предприятиях, базирующихся на действующем гражданском законодательстве [120]:

— приватизация муниципального предприятия на базе всего имущества, включая инфраструктуру, с после­дующим допуском частного бизнеса в его капитал;

— приватизация муниципального предприятия с после­дующим допуском частного бизнеса в управление дан­ным предприятием на базе договора управления;

— приватизация муниципального предприятия на базе имущества, за исключением инфраструктуры, кото­рая остаётся в муниципальной собственности и пере­даётся в долгосрочную аренду, с последующим допус­ком частного бизнеса в капитал акционированного предприятия;

— ликвидация муниципального предприятия с возвра­том имущества в муниципальную казну и последую­щая передача имущества вновь образованной проек­тной компании с участием частного капитала.

С целью решения проблем развития инфраструктуры эти варианты могут сочетаться с инвестиционным догово­ром, в рамках которого частный оператор берёт обязатель­ство инвестировать в развитие инфраструктуры на взаимо­приемлемых условиях (включая тарифы), определяющих окупаемость инвестиций. Другим вариантом, позволяющим привлечение бюджетных субсидий, является сочетание до­говора аренды с договором муниципального заказа (заку­пок) на развитие инфраструктуры, который оплачивается муниципалитетом из бюджета, включая арендные платежи оператора, бюджетные источники, субсидии вышестоящих бюджетов.

В настоящее время такая деятельность частного бизне­са широко развита в ЖКХ. Систематических исследований


объёмов деятельности частных операторов в коммуналь­ном хозяйстве пока нет, но, анализируя деятельность круп­нейших частных операторов коммунального хозяйства мож­но установить, что арендными моделями охвачено в элект­роснабжении свыше 5 млн. человек, в теплоснабжении — свыше 10 млн. человек, в водоснабжении — свыше 9 млн. человек. Арендная модель широко используется при рефор­ме электроэнергетики и вызывает интерес РАО «ЕЭС Рос­сии» в качестве модели объединения активов «большой» и коммунальной энергетики под одним управлением для эф­фективной деятельности вновь создаваемых ТГК.

По данным Федерального агентства по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству (Росстрой), уже сегод­ня около 16-25 % коммунальных предприятий водо-, теп­ло-, электроснабжения имеют частную или смешанную фор­му собственности, возникшую в результате акционирова­ния, приватизации или выкупа муниципального или госу­дарственного имущества. В коммунальной энергетике (без учёта дочерних и зависимых обществ РАО «ЕЭС России») на частные и смешанные предприятия различных органи­зационно-правовых форм приходится 37 % производимых услуг электроснабжения, более четверти объёма отпускае­мого тепла. Также на частные предприятия приходится примерно 17% производимых услуг в сфере водоснабже­ния и водоотведения [121].

По мнению представителей Федерального агентства по ЖКХ, суть предлагаемых новаций в рамках инвестицион­ной политики Росстроя заключается в том, что центр тяже­сти в работе Федерального агентства необходимо перенести с механического распределения централизованных капиталь­ных вложений, выдаваемых на безвозмездной основе, на со­здание инвестиционного механизма, обеспечивающего раз­витие и поддержку эффективного собственника и его бизне­са. При этом не ставится целью забрать под своё управление уже сложившуюся собственность, региональную инфраструк­туру коммунального хозяйства, а дать регионам обеспечен-


ные инвестиции, технологии работы, т.е. финансы, органи­зацию работ и технологическое решение проблем.

Для этого необходимо на региональном и местном уров­не создавать организационно-правовую среду функциони­рования нового бизнеса, вопросы собственности, консоли­дацию местных финансовых и технических ресурсов, тех­ническую стратегию, тактику и т.д., а также обеспечить прозрачность и сбалансированность бюджетной и тариф­ной политики. Необходимо также определить механизмы реструктуризации накопившейся задолженности.

С приходом в отрасль частного бизнеса, прежде всего, связывается надежда на увеличение капитальных вложений в модернизацию и обновление основных фондов отрасли. Но возможность привлечения инвестиций — не единственный и даже не самый ценный ресурс частного бизнеса, в котором могут быть заинтересованы публичные органы власти. Ком­мунальному комплексу сегодня требуются в первую очередь современные управленческие технологии, инновационные технические решения и элементы реальной конкуренции. Всё это может привнести частный бизнес, который способен стать движущей силой развития коммунальной отрасли. Под развитием понимаются не просто институциональные пере­мены, но также повышение доступности, качества и надёж­ности оказания коммунальных услуг, оптимизацию инфра­структуры и сокращение неэффективных затрат.

Во многих странах государственно-частные партнёрства в инфраструктурных отраслях (водо-, тепло-, газо-, элект­роснабжение, водоотведение, дорожное хозяйство и т.д.) получили широкое распространение сравнительно недав­но — в 80-90-х годах прошлого века. При этом накоплен­ный опыт содержит в себе как истории успеха, так и исто­рии неудач.

Поэтому к выбору формы государственно-частного партнёрства органам власти и — прежде всего — органам местного самоуправления следует подходить с осторожнос­тью, тщательно оценивая выгоды и риски своих решений.



Просмотров 713

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2025 год. Все права принадлежат их авторам!