![]()
Главная Обратная связь Дисциплины:
Архитектура (936) ![]()
|
Дискуссии о развитии государственно-частного партнёрства
Современные дискуссии о необходимости развития государственно-частного партнёрства (ГЧП, Public-Private Partnership — РРР) затрагивают финансирование проектов, погашение государственного долга и т.д. В частности, в Гер- мании, Нидерландах и Австрии противники РРР часто указывают на то, что государство может привлечь более дешёвые источники финансирования. Действительно, в некоторых странах общественные услуги финансируются и координируются через централизованные агентства, например Национальный кредитный фонд (National Loans Fund) в Великобритании или Федеральное агентство по финансированию (Bundesfinanzierungsagentur) в Австрии. Кроме того, в стоимость частного финансирования проектов РРР включается премия на покрытие рисков, которые государство готово передать частному сектору. Как показывает опыт Великобритании, по мере реализации проектов РРР разница (спред) между стоимостью капитала для частного сектора и для государства уменьшается. Эволюция издержек финансирования проектов РРР в Великобритании показана в таблице 6.2. В ней отражены источники финансирования, спред (разница между стоимостью привлечения частного и государственного капитала), средний срок кредитования, отношение заёмных средств к собственным и показатель внутренней доходности собственных средств. Таблица 6.2 Изменения в структуре финансирования проектов РРР в Великобритании
На основе накопленного опыта и в условиях обострения конкуренции рынок капитала и банковский сектор проявляют всё большую готовность соглашаться на более низкую премию за риск, что отражается в снижении спреда. Именно поэтому в дискуссии о преимуществах РРР следует учитывать точную цену рисков, которые принимает на себя частный сектор. Критики РРР указывают: позволяя снижать объём бюджетных расходов в текущем периоде, эта система партнёрства вместе с тем уменьшает возможности распоряжаться бюджетными средствами в будущем, поскольку предполагается, что государство принимает на себя определённые долгосрочные обязательства. В ответ на это британское министерство финансов подчеркнуло, что основная цель проектов — создание дополнительной стоимости, а не управление государственными обязательствами. Необходимо отметить также, что будущим платежам во многих случаях соответствуют обязательства частных партнёров по оказанию услуг. Кроме того, величина платежей часто определяется в зависимости от количественных и качественных характеристик услуг. Подобная «ориентация на результат» полностью отсутствует при реализации проекта исключительно государственными структурами. Некоторые виды будущих платежей государства частным партнёрам не признаются государственным долгом по маастрихтским критериям. В этом случае учитываются лишь платежи, приходящиеся на определённый год. Анализ реализации проектов РРР в ряде европейских стран показывает, что позитивные результаты проектов связаны с более низкими затратами на инвестиции и (или) более низкой стоимостью оказываемых общественных услуг. Устойчивость этих преимуществ с учётом накопленного опыта реализации проектов РРР можно считать доказанной. В целом можно сделать вывод, использование позитивного опыта РРР приводит к росту инвестиций в развитие общественной инфраструктуры. При этом модель РРР не замещает, а заполняет государственные инвестиции. 6.6 Государственно-частное партнёрство в коммунальной сфере в РФ Социально-экономическая ситуация в России становится всё более зависимой от состояния и реформирования жизнеобеспечивающих инфраструктурных отраслей, особое место среди которых занимает жилищно-коммунальный комплекс (ЖКХ). В реализации рыночных реформ жилищно-коммунальная сфера отстала от других инфраструктурных отраслей на 5-10 лет, кризис жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ) продолжает углубляться. Особые проблемы возникли в управлении жилищно-коммунальными объектами, а низкое качество и недостаточная эффективность управления ведут к повышению стоимости услуг ЖКХ и снижению надёжности функционирования системы. Недостаточное внимание к обеспечению устойчивого функционирования ЖКХ может привести к непредсказуемым социальным последствиям, поскольку отсутствие тепла, воды, канализации, чрезмерная ветхость сетей, коммуникаций, основных средств угрожают здоровью и жизни российских граждан. Партнёрство власти и бизнеса в инфраструктурных отраслях в последние годы рассматривается как базовый компромисс между двумя прямо противоположными подходами к судьбе недвижимого имущества в этих отраслях — сохранением публичной собственности и системы управления инфраструктурными объектами и их полной приватизацией. Суть компромисса — в сохранении публичной (государственной или муниципальной) собственности на эти объекты и в то же время привлечении к созданию, модернизации и управлению ими частного бизнеса на основе соответствующих договоров. Инфраструктура коммунального комплекса, в первую очередь системы теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения, возможно, самый актуальный и значимый объект такого партнёрства. На заседании Правительства Российской Федерации 28 октября 2004 года среди основных направлений экономических преобразований в ЖКХ России была выделена задача «привлечения частного бизнеса к управлению и инвестированию в коммунальный комплекс при преимущественном сохранении публичной (муниципальной) собственности на коммунальную инфраструктуру» [122]. Действительно, в условиях кризисного финансового состояния муниципальных и государственных организаций коммунального комплекса, недостатка у них собственных оборотных средств, высокого износа коммунальной инфраструктуры привлечение в сферу коммунального хозяйства частного бизнеса кажется своевременным, оправданным и перспективным. Потенциально коммунальное хозяйство является одной из самых привлекательных отраслей экономики с точки зрения экономических рисков, и существует объективная возможность для привлечения в эту сферу профессионалов, готовых заниматься бизнесом на понятных, стабильных и справедливых условиях. Вопрос только в том, что необходимо сделать, чтобы эти условия были именно такими. С июля 2005 года введён в силу Закон Российской Федерации «О концессионных соглашениях», который создал определение концессионной деятельности в гражданском законодательстве РФ и определил принципиальную возможность приложения концессионных принципов к коммунальной инфраструктуре. Как правило, именно с этим законом связывают возможность ведения деятельности частных компаний в муниципальном секторе. В отсутствие закона «Об инвестиционных соглашениях в сфере коммунального обслуживания» и до принятия закона «О концессионных соглашениях» хозяйственная практика в отрасли ЖКХ развивалась в направлениях предполагавших активное разгосударствление управления комму- нальной инфраструктурой и привлечение внебюджетных инвестиций в эту отрасль. В настоящий момент в России существует несколько юридических моделей участия частного бизнеса в коммунальных предприятиях, базирующихся на действующем гражданском законодательстве [120]: — приватизация муниципального предприятия на базе всего имущества, включая инфраструктуру, с последующим допуском частного бизнеса в его капитал; — приватизация муниципального предприятия с последующим допуском частного бизнеса в управление данным предприятием на базе договора управления; — приватизация муниципального предприятия на базе имущества, за исключением инфраструктуры, которая остаётся в муниципальной собственности и передаётся в долгосрочную аренду, с последующим допуском частного бизнеса в капитал акционированного предприятия; — ликвидация муниципального предприятия с возвратом имущества в муниципальную казну и последующая передача имущества вновь образованной проектной компании с участием частного капитала. С целью решения проблем развития инфраструктуры эти варианты могут сочетаться с инвестиционным договором, в рамках которого частный оператор берёт обязательство инвестировать в развитие инфраструктуры на взаимоприемлемых условиях (включая тарифы), определяющих окупаемость инвестиций. Другим вариантом, позволяющим привлечение бюджетных субсидий, является сочетание договора аренды с договором муниципального заказа (закупок) на развитие инфраструктуры, который оплачивается муниципалитетом из бюджета, включая арендные платежи оператора, бюджетные источники, субсидии вышестоящих бюджетов. В настоящее время такая деятельность частного бизнеса широко развита в ЖКХ. Систематических исследований объёмов деятельности частных операторов в коммунальном хозяйстве пока нет, но, анализируя деятельность крупнейших частных операторов коммунального хозяйства можно установить, что арендными моделями охвачено в электроснабжении свыше 5 млн. человек, в теплоснабжении — свыше 10 млн. человек, в водоснабжении — свыше 9 млн. человек. Арендная модель широко используется при реформе электроэнергетики и вызывает интерес РАО «ЕЭС России» в качестве модели объединения активов «большой» и коммунальной энергетики под одним управлением для эффективной деятельности вновь создаваемых ТГК. По данным Федерального агентства по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству (Росстрой), уже сегодня около 16-25 % коммунальных предприятий водо-, тепло-, электроснабжения имеют частную или смешанную форму собственности, возникшую в результате акционирования, приватизации или выкупа муниципального или государственного имущества. В коммунальной энергетике (без учёта дочерних и зависимых обществ РАО «ЕЭС России») на частные и смешанные предприятия различных организационно-правовых форм приходится 37 % производимых услуг электроснабжения, более четверти объёма отпускаемого тепла. Также на частные предприятия приходится примерно 17% производимых услуг в сфере водоснабжения и водоотведения [121]. По мнению представителей Федерального агентства по ЖКХ, суть предлагаемых новаций в рамках инвестиционной политики Росстроя заключается в том, что центр тяжести в работе Федерального агентства необходимо перенести с механического распределения централизованных капитальных вложений, выдаваемых на безвозмездной основе, на создание инвестиционного механизма, обеспечивающего развитие и поддержку эффективного собственника и его бизнеса. При этом не ставится целью забрать под своё управление уже сложившуюся собственность, региональную инфраструктуру коммунального хозяйства, а дать регионам обеспечен- ные инвестиции, технологии работы, т.е. финансы, организацию работ и технологическое решение проблем. Для этого необходимо на региональном и местном уровне создавать организационно-правовую среду функционирования нового бизнеса, вопросы собственности, консолидацию местных финансовых и технических ресурсов, техническую стратегию, тактику и т.д., а также обеспечить прозрачность и сбалансированность бюджетной и тарифной политики. Необходимо также определить механизмы реструктуризации накопившейся задолженности. С приходом в отрасль частного бизнеса, прежде всего, связывается надежда на увеличение капитальных вложений в модернизацию и обновление основных фондов отрасли. Но возможность привлечения инвестиций — не единственный и даже не самый ценный ресурс частного бизнеса, в котором могут быть заинтересованы публичные органы власти. Коммунальному комплексу сегодня требуются в первую очередь современные управленческие технологии, инновационные технические решения и элементы реальной конкуренции. Всё это может привнести частный бизнес, который способен стать движущей силой развития коммунальной отрасли. Под развитием понимаются не просто институциональные перемены, но также повышение доступности, качества и надёжности оказания коммунальных услуг, оптимизацию инфраструктуры и сокращение неэффективных затрат. Во многих странах государственно-частные партнёрства в инфраструктурных отраслях (водо-, тепло-, газо-, электроснабжение, водоотведение, дорожное хозяйство и т.д.) получили широкое распространение сравнительно недавно — в 80-90-х годах прошлого века. При этом накопленный опыт содержит в себе как истории успеха, так и истории неудач. Поэтому к выбору формы государственно-частного партнёрства органам власти и — прежде всего — органам местного самоуправления следует подходить с осторожностью, тщательно оценивая выгоды и риски своих решений.
![]() |