![]()
Главная Обратная связь Дисциплины:
Архитектура (936) ![]()
|
Производственный франчайзинг. Этот вид франчайзинга наиболее широко представлен в производстве безалкогольных напитков
Этот вид франчайзинга наиболее широко представлен в производстве безалкогольных напитков. Каждый из местных или региональных разливочных и упаковочных заводов является франчайзи от основной компании. Coca Cola, Pepsi, и другие продают концентраты и другие продукты, необходимые для производства местным разливочным компаниям, которые затем смешивают концентраты с другими составными продуктами и разливают в бутылки или банки для распределения по местным дилерам. По данной схеме работают основные производители прохладительных напитков (Coca-Cola, Pepsico, Shweppes), компании по производству продуктов питания Mars, Nestle, Danone, компании по производству косметики и бытовой химии: Henco, J&J, Procter&Gamble. Большинство этих компаний помимо чисто франчайзинговых отношений становятся совладельцами, инвесторами: шоколадная фабрика «Россия» 51 % акций у Nestle, фабрика «Дукат» — Philip Morris. Деловой франчайзинг Одной из первых ласточек делового франчайзинга было открытие первого ресторана быстрого питания мировой франчайзиноговой системы Макдональдс. В данный момент здесь можно наблюдать очень активное развитие этой франчайзи, открытие новых закусочных и т.д. Деловой франчайзинг является наиболее популярным способом франчайзинга. Также он предлагает огромнейшее количество вариантов сотрудничества во всех областях бизнеса. При этом способе франчайзер продаёт лицензию частным лицам или другим компаниям на право открытия магазинов, киосков или целых групп магазинов для продажи покупателям набора продуктов и услуг под именем франчайзера. В России истинным первопроходцем франчайзинга стала научно-производственная фирма «ДОКА» (г. Тольятти), которая возникла в 1990 г. и с этого момента, несмотря на псе свои возможности, занималась исключительно произ-аодственной деятельностью. Направление этой деятельности определилось также практически с момента возникновения. Это было производство оборудования для мелкого и среднего бизнеса. Отрасль в которой работала НПФ ДОКА на протяжении десятилетий развивалась по так называемому остаточному принципу. В стране производилось оборудование по переработке сельхозпродукции, но оно было предназначено для больших государственных заводов, а мини-пекарни, способные обеспечить хлебом небольшой район, нет. Иное и не требовалось — слоя независимых товаропроизводителей тогда просто не существовало. В связи с политическими и экономическими изменениями в стране, появлением независимых товаропроизводителей встал вопрос о создании доступного по цене, качественного и быстроокупаемого отечественного оборудования. В тот момент его катастрофически не хватало. В настоящее время правильность такого направления подтверждается тем, что фирма «ДОКА», проводя на протяжении трёх лет активные конструкторские и технологические разработки в области создания оборудования по переработке сельхозпродукции и разработке оригинальных технологий приготовления пищевых продуктов, стала одним из ведущих и крупнейших производителей подобного оборудования в Российской Федерации. Сотни предпринимателей, работая на оборудовании фирмы во всех уголках страны, получали высокую гарантированную прибыль. Официальные дилеры считали выгодной и перспективной работу именно в продаже оборудования НПФ «ДОКА». В России и странах ближнего зарубежья особенно хорошо известен первенец НПФ «ДОКА» — линия по производству хрустящего картофеля (чипсов). Вторая широкомасштабная программа фирмы — программа «ДОКА-ПИЦЦА». «ДОКА-ПИЦЦА» это в первую очередь комплект оборудования для производства пиццы. Успеху программы «ДОКА-ПИЦЦА» во многом способствует и то, что при её реализации впервые в истории российского бизнеса НПФ «ДОКА» применила франчайзинговую систему. Параллельно с осуществлением программы «ДОКА-ПИЦЦА» фирма приступила к реализации программы «ДОКА-ХЛЕБ». Комплект мини-хлебопекарни предназначен для использования малыми и средними предпринимателями, предприятиями. Оборудование было спроектировано таким образом, чтобы его можно было установить в небольшом помещении, внести в обыкновенную дверь, не делая специальной перестройки. Количество обслуживающего персонала (2-3 человека) сводило к минимуму накладные расходы. Развертывание широкой сети мини-хлебопекарен «ДОКА-ХЛЕБ» в каждом городском квартале, посёлке, в каждом селе отвечало потребностям времени, позволяло решить важнейшую проблему обеспечения населения хлебом, превратить хлебопекарную промышленность в современную отрасль. Программа «ДОКА-ХЛЕБ», как и программа «ДОКА-ПИЦЦА», развёртывалась на основе системы франчайзинга, что предполагает широкую рекламную кампанию во всех средствах массовой информации с возможностью для покупателя оборудования использовать широко известную торговую марку «ДОКА-ПИЦЦА» и «ДОКА-ХЛЕБ» в виде вывески и другой рекламной атрибутики, с обучением персонала в специализированном учебном центре и передачей «секретов» мастерства, рецептов и технологии приготовления пиццы и хлебопечения, с разработкой экономических обоснований выгодности этого вида бизнеса, выработкой оригинального фирменного стиля, постоянной связью фирмы с покупателями оборудования. Согласно мнению многих экспертов, франчайзинг как способ ведения бизнеса изменил образ Америки. Пример научно-производственной фирмы «ДОКА» из г. Тольятти показывает, что и в России возможны такие же существенные изменения, а система франчайзинга позволит ускорить и закрепить накопленные знания в деле открытия и продолжения высоко рентабельного, современного бизнеса. К сожалению, по словам г-н Довганя, после введения нашим государством налога на подключение оборудования к электросети, этот бизнес стал невыгоден, так как покупателю оборудования приходилось платить сумму равную стоимости оборудования за подключение его к электросети. Следующее детище г-на Довганя корпорация «Довгань — Защищенное Качество». В краткой форме это представляет из себя: продажа производителям раскрученной торговой марки. Большая рекламная кампания из одного центра, охватывает своеобразным зонтиком все товары, производимые под данной торговой маркой. Корпорация не осуществляет инвестиций в производителей, не становится собственником предприятий. Корпорация обладает только интеллектуальной собственностью: — торговая марка; — паспорт качества; — некоторые фирменные рецепты (в основном по водке). Структуру корпорации можно условно поделить на программы, занимающиеся ведением переговоров, продажей товарного знака, и служба сбыта, продающая произведённую продукцию. Причём заводы сами могут продавать свою продукцию, минуя Корпорацию [71].
![]() |