![]()
Главная Обратная связь Дисциплины:
Архитектура (936) ![]()
|
Формы государственно-частного партнёрства
Впоследние годы во всём мире происходят значительные институциональные изменения в отраслях, которые раньше всегда находились в государственной собственности и государственном управлении: электроэнергетике, автодорожном, железнодорожном, коммунальном хозяйствах, магистральном трубопроводном транспорте, портах*, аэропортах. Правительства передают во временное долго- и среднесрочное пользование бизнесу объекты этих отраслей, оставляя за собой право регулирования и контроля за их деятельностью. С одной стороны, предприятия инфраструктурных отраслей — в первую очередь их сетевые, монопольные сегменты — не могут быть приватизированы ввиду стратеги- ческой, экономической и социально-политической значимости объектов инфраструктуры. Но, с другой стороны, в государственном бюджете нет достаточного объёма средств, позволяющих обеспечивать в них простое и расширенное воспроизводство. Для того чтобы разрешить это противоречие, в хозяйственной практике за рубежом используется концепция государственно-частного партнёрства (ГЧП, Public-Private Partnership — РРР), которое представляет собой альтернативу приватизации жизненно важных, имеющих стратегическое значение объектов государственной собственности. В современном понимании ГЧП — это институциональный и организационный альянс между государством и бизнесом в целях реализации национальных и международных, масштабных и локальных, но всегда общественно значимых проектов в широком спектре сфер деятельности: от развития стратегически важных отраслей промышленности и научно-исследовательских конструкторских работ (НИОКР) до обеспечения общественных услуг. Как правило, каждый такой альянс является временным, поскольку создаётся на определённый срок в целях осуществления конкретного проекта и прекращает своё существование после его реализации. ГЧП имеет широкий спектр различных форм. Это, в первую очередь, разнообразные контракты, которые государство предоставляет частным компаниям: на выполнение работ и оказание общественных услуг, на управление, на поставку продукции для государственных нужд, контракты технической помощи и т.д. Система краткосрочных контрактов достаточно широко используется в хозяйственной практике органов государственной власти и за рубежом, и в современной России. Другой формой ГЧП являются арендные (лизинговые) отношения, возникающие в связи с передачей государством в аренду частному сектору своей собственности: зданий, сооружений, производственного оборудования. В качестве платы за пользование государственным имуществом частные компании вносят в казну арендную плату. Соглашения о разделе продукции (СРП) [6] — форма ГЧП, которая стала легитимной в 1995 году, после принятия Федерального закона «О соглашениях о разделе продукции». СРП является таким договором, в соответствии с которым Российская Федерация предоставляет инвестору — субъекту предпринимательской деятельности «на возмездной основе и на определённый срок исключительные права на поиски, разведку, добычу минерального сырья на участке недр, указанном в соглашении, и на ведение связанных с этим работ, а инвестор обязуется осуществить проведение указанных работ за свой счёт и на свой риск». Произведённая продукция подлежит разделу между государством и инвестором в соответствии с соглашением, которое должно предусматривать условия и порядок такого раздела. Ещё одной широко распространённой в России формой ГЧП являются государственно-частные предприятия. Участие частного сектора в капитале государственного предприятия может предполагать акционирование (корпорати-зацию) и создание совместных предприятий. Степень свободы частного сектора в принятии административно-хозяйственных решений определяется при этом его долей в акционерном капитале. Чем ниже доля частных инвесторов в сравнении с государством, тем меньший спектр самостоятельных решений они могут принимать без вмешательства государства или учёта его мнения. Наконец, наиболее распространённой за рубежом формой ГЧП при осуществлении крупных, капиталоёмких проектов являются концессии. Концессия — это система отношений между, с одной стороны, государством (концеден-том) и, с другой стороны, частным юридическим или физическим лицом (концессионером), возникающая в результате предоставления концедентом концессионеру прав пользования государственной собственностью по договору, за пла- ту и на возвратной основе, а также прав на осуществление видов деятельности, которые составляют исключительную монополию государства. Концессии — это наиболее развитая, перспективная и комплексная форма партнёрства. Во-первых, они, в отличие от контрактных, арендных и иных отношений, носят долгосрочный характер, что позволяет обеим сторонам осуществлять стратегическое планирование своей деятельности. Во-вторых, в концессиях частный сектор обладает наиболее полной свободой в принятии административно-хозяйственных и управленческих решений, что отличает их от совместных предприятий. В-третьих, у государства в рамках как концессионного договора, так и законодательных норм остаётся достаточно рычагов воздействия на концессионера в случае нарушения им условий концессии, а также при возникновении необходимости защиты общественных интересов. В-четвёртых, государство передаёт концессионеру только права владения и пользования объектом своей собственности, оставляя за собой право распоряжения ею. Особое значение проекты ГЧП имеют на уровне местного самоуправления. На долю городов и посёлков (коммунальное хозяйство) приходится основная нагрузка по реализации множества проектов социального значения — поддержание в надлежащем состоянии дорожного и транспортного хозяйства, социальной инфраструктуры, водного хозяйства и защиты окружающей среды, жилищного строительства, водоочистных сооружений, энерго- и газообеспечения и пр. Основная проблема, с которой при этом сталкиваются коммунальные власти, состоит в недостатке финансовых ресурсов. Поэтому на уровне местного самоуправления привлечение частного капитала к решению насущных социально-экономических задач стало обычной практикой. Спектр возможных моделей и глубины партнёрства при этом весьма разнообразен (рис.6.1) [121].
Мировой опыт государственно-частного партнёрства к настоящему времени достаточно обширен, и обозначились уже определённые предпочтения при выборе конкретных форм и методов партнёрства государства и частного бизнеса в отдельных сферах. Если подходить к партнёрству по этому признаку, то можно выделить следующие базовые модели, характеризующиеся специфическими формами отношений собственности, управления и источниками финансирования (табл. 6.1) [108]. Таблица 6.1 Базовые модели государственно-частного партнёрства
Выбор из базовых моделей определяет государство на основании того, в каких сферах и какого рода услуги могут стать предметом государственно-частного партнёрства. При этом следует учитывать, что указанные базовые модели в чистом виде практически не встречаются, а чаще используются всевозможные смешанные формы. При этом в конкретных инфраструктурных сферах отдельные базовые модели остаются доминирующими. Мировой опыт свидетельствует о том, что указанные модели преимущественно используются в следующих отраслях и производствах [74, 75]. Модель оператора получила широкое распространение в переработке отходов. Она характеризуется чётким разде- лением ответственности между частным партнером и государством при сохранении контролирующих функций за государством. Модель кооперации используется там, где конкретные услуги недостаточно чётко выделены и определены, а потому их сложно сделать отдельными объектами налогообложения и амортизационных отчислений. В таком случае партнёрство реализуется через совместную проектную компанию государства и частного инвестора. Модель концессии действует в отраслях с длительным сроком реализации проектов, а также в тех случаях, когда передача прав собственности от государства частному партнёру исключается по политическим или правовым причинам. Договорная модель используется в энергетике, в которой инвестиции в первую очередь направлены на снижение текущих издержек. При этом экономия, полученная от снижения текущих издержек, нередко превышает собственно инвестиционные затраты. Модель лизинга является наиболее подходящей для сооружения общественных зданий. В мире накоплен весьма представительный опыт лизинговых форм партнёрства органов местного самоуправления с частным бизнесом. В последние годы в области применения различных форм партнёрства государства и частного бизнеса стремительно расширяются, и бурно развиваются сами формы партнёрств и их модификации. Так, если концессионные соглашения первоначально стандартно применялись при сооружении автострад, автостоянок, обеспечении централизованным теплоснабжением, то в настоящее время они получили распространение в таких сферах, как национальная оборона, образование, кабельное телевидение, некоторые виды городского общественного транспорта и др. В ряде стран частный бизнес проектирует, строит, а затем управляет больницами, школами и другими общественными объектами. В России имеется огромный, мало используемый пока потенциал государственно-частного партнёрства в ряде капиталоёмких отраслей экономики, в региональном и местном хозяйстве, в сфере мелкого и среднего бизнеса. Накопленное мировым опытом богатейшее разнообразие концептуальных подходов, форм, методов и конкретных механизмов государственно-частного партнёрства вполне может быть использовано при решении ряда важных задач современной экономической политики. Разнообразные формы партнёрства обеспечат эффективные решения в области реформирования естественных монополий, в расширении практики соглашений о разделе продукции, помогут быстрее решить проблемы улучшения производственной и социальной инфраструктуры, обеспечить серьёзный прорыв в сфере коммунального хозяйства. Конечно, очевидно достигаемая в рамках государственно-частных партнёрств экономия бюджетных средств, а также привлечение частных инвестиций к решению общественно важных задач имеют большое значение. Однако не менее значимыми станут и другие возможные эффекты — привнесение в публичный сектор экономики и смежные с ним сферы предпринимательского опыта и традиций эффективного управления, расширение инвестиционных возможностей на местном уровне и многое другое. Однако одного понимания большого потенциала, заложенного в механизмах государственно-частного партнёрства, явно недостаточно. Необходимо проделать объёмную и сложную работу по улучшению неустойчивой и несовершенной ещё правовой среды, особенно в сфере защиты прав собственности, борьбы с коррумпированностью чиновничьего аппарата. Не в последнюю очередь следует добиться прогресса в организации властных структур на уровне местного самоуправления. Без успешного решения этих задач невозможно не только эффективно организовать взаимоотношения частного бизнеса и государственной власти, но и вообще добиться видимого прогресса в создании современной развитой рыночной экономики.
Основополагающей целью государства при выполнении проектов государственно-частного партнёрства (ГЧП, Public-Private Partnership — РРР) служит создание большей добавленной стоимости для оказания общественных услуг. Эта цель достигается в связи с большей дешевизной общественных услуг, оказываемых частными структурами, обладающими ориентированным на результат менеджментом, современными методами планирования и возможностью более быстро осуществлять инновации и повышать эффективность. Ещё одна цель государства — эффективная передача частному партнёру рисков, связанных с планированием, строительством, финансированием и управлением текущей деятельностью того или иного объекта. Кроме того, государство получает выгоду от увеличения связанных с проектом бюджетных доходов, а также от косвенных эффектов: оживления конъюнктуры инвестиционной привлекательности регионов. Оптимальное структурирование РРР в рамках отдельных проектов создаёт возможности для получения выгод, связанных с такими факторами, как: 1) более быстрая реализация самых важных проектов в области инфраструктуры; 2) ускорение развития регионов; 3) повышение народнохозяйственной эффективности (часто не учитываемой в экономическом анализе); 4) улучшение механизмов и моделей оказания услуг; 5) облегчение бремени, лежащего на государственном управлении; 6) снижение инвестиционных расходов (экономия может достигать 30 % затрат на инвестиции); 7) оптимизация структуры финансирования за счёт использования национальной и (или) международной поддержки и расширения доступа к новым источникам финансирования. В целом реализация проектов РРР позволяет странам ЕС улучшать финансовое положение даже при использовании больших бюджетных средств, не нарушая при этом требований Маастрихтского договора. Возможности увеличения бюджетных расходов обусловлены тем, что при осуществлении проектов РРР доходы от инвестиций начинают поступать на более раннем этапе. Таким образом создаётся мультипликативный эффект государственных инвестиций в подобные проекты. Мировой опыт реализации РРР позволяет выделить следующие наиболее существенные факторы успеха соответствующих проектов. Политическая и институциональная основа и поддержка проектов РРР. Экономический эффект РРР максимален, если государство однозначно заявляет о намерении привлечь частный сектор. Для успешной реализации проекта помимо чёткого распределения полномочий в государственной системе необходимо чёткое и детальное определение рамочных условий ведения переговоров с частными инвесторами. Запрашиваемая ими или рынком капиталов премия за риск будет ниже, если гарантирована последовательная политика государства. Стабильная политико-правовая среда. Реализация РРР требует стабильного законодательства и толкования права, которые не только «терпимо относятся» к партнёрствам рассматриваемого типа, но и создают стабильные базовые условия для их развития. Такие условия гарантируются конституционным, финансовым и гражданским законодательством. Это во всё большей степени касается норм и требований в сфере защиты окружающей среды. Разумная и взвешенная политика в определении экономической и общественной институциональной структуры — основа честной конкуренции. Как правило, РРР построено на сложных правовых и договорных отношениях, в которых участвует множество сторон, что может привести к непропорциональному росту трансакционных и консультационных издержек, которые (особенно для небольших проектов) создают негативный эффект финансового рычага. Противодействовать данному обстоятельству можно путём создания общей системы правил, содержащих типовые договоры, и упрощения правовой системы в целом. В Великобритании уже имеются образцы договоров, предложенные государством, когда необходимо согласовывать лишь некоторые параметры (при сохранении обязательной основы). В то же время каждый орган местного самоуправления, участвующий в переговорах, может быть уверен, что заказ, переданный в рамках подобной системы частному инвестору, будет утверждён вышестоящей инстанцией. Эффективная структура экономики и справедливое распределение возможностей и рисков. Как отмечалось, связанные с проектом риски должен нести тот партнёр, который в состоянии наилучшим образом контролировать их и управлять ими. Это создаёт стимул для эффективного распределения доходов от проекта. Если говорить об издержках, то нерационально перекладывать все риски на частного партнёра; прежде всего это касается рисков, на уровень которых непосредственно воздействует государственная политика. Границы и детальное распределение доходов и рисков при РРР могут варьироваться в зависимости от сектора экономики, состояния и формы рынка и местных рамочных условий. Основой для эффективного распределения прав, обязанностей и сфер ответственности между частными партнёрами и государством служит чёткая формулировка целей. На различных этапах проекта оптимальное в принципиальном плане распределение целевых задач таково: если общее планирование и административные процедуры надлежит относить к сфере ответственности государства (последнее обязано нести ответственность и в форс-мажорных обстоятельствах), то детальное планирование, строительство, финансирование и управление деятельностью объекта в большинстве случаев — к сфере полномочий и ответственности частного сектора. Мировой опыт реализации инфраструктурных проектов свидетельствует о том, что государство часто принимает на себя рыночный риск в рамках определённых базовых условий. От распределения рисков и возможностей зависят функции государства. Если частный инвестор несёт большую часть рисков по проекту, то государство имеет ограниченное право вмешиваться в выполнение проекта либо в основном контролирует его. Прозрачное и эффективное распределение государственных заказов. Проекты РРР в основном затрагивают общественную инфраструктуру и сферу услуг, рынки которых фактически весьма близки к монополии. При отсутствии конкуренции для создания стимулов к повышению эффективности на стадии распределения государственных заказов необходимо создать своего рода «конкуренцию за монополию». Правительства должны также предусмотреть создание для обоих партнёров стимулов, побуждающих их участвовать в оптимизации проекта. Выгоды от этого распределяются между партнёрами. Возможность точного подсчёта издержек и выгод проекта. Препятствием для успешной реализации проектов РРР могут стать следующие факторы: а) требования государства, связанные с расчётом издер б) сложные схемы учёта и налогообложения; в) сценарии «выхода» и «входа» в проект, дающие госу В рамках анализа реализуемости проекта и симуляци-онного моделирования следует разработать реалистичные сценарии будущих денежных потоков. Только так можно оценить, обладает ли проект достаточным потенциалом для покрытия инвестиционных затрат при рыночных процентных ставках в течение всего срока его реализации. Создание благоприятного образа РРР. Основа эффективной кооперации государства с частными инвесторами в рамках соответствующих проектов — распространение адек- ватной информации о партнёрстве. Это позволяет сформировать благоприятный образ РРР у лиц, обладающих правами принимать решения о государственных инвестициях. Реализация проектов РРР на возможно более ранней стадии развития инфраструктуры. Чем раньше начнётся сотрудничество государства и частных партнёров в инвестировании на основе РРР, тем выше вероятность создания благоприятных условий для успеха проекта. При этом следует учитывать имеющиеся в разных странах ограничения, связанные с конкурентным нравом и регулированием государственных заказов.
![]() |