Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



Формы государственно-частного партнёрства



Впоследние годы во всём мире происходят значитель­ные институциональные изменения в отраслях, которые раньше всегда находились в государственной собственности и государственном управлении: электроэнергетике, автодо­рожном, железнодорожном, коммунальном хозяйствах, магистральном трубопроводном транспорте, портах*, аэро­портах. Правительства передают во временное долго- и сред­несрочное пользование бизнесу объекты этих отраслей, ос­тавляя за собой право регулирования и контроля за их дея­тельностью.

С одной стороны, предприятия инфраструктурных от­раслей — в первую очередь их сетевые, монопольные сег­менты — не могут быть приватизированы ввиду стратеги-


ческой, экономической и социально-политической значимо­сти объектов инфраструктуры. Но, с другой стороны, в го­сударственном бюджете нет достаточного объёма средств, позволяющих обеспечивать в них простое и расширенное воспроизводство. Для того чтобы разрешить это противо­речие, в хозяйственной практике за рубежом используется концепция государственно-частного партнёрства (ГЧП, Public-Private Partnership — РРР), которое представляет собой альтернативу приватизации жизненно важных, име­ющих стратегическое значение объектов государственной собственности.

В современном понимании ГЧП — это институциональ­ный и организационный альянс между государством и биз­несом в целях реализации национальных и международ­ных, масштабных и локальных, но всегда общественно зна­чимых проектов в широком спектре сфер деятельности: от развития стратегически важных отраслей промышлен­ности и научно-исследовательских конструкторских работ (НИОКР) до обеспечения общественных услуг. Как прави­ло, каждый такой альянс является временным, поскольку создаётся на определённый срок в целях осуществления конкретного проекта и прекращает своё существование после его реализации.

ГЧП имеет широкий спектр различных форм. Это, в первую очередь, разнообразные контракты, которые госу­дарство предоставляет частным компаниям: на выполне­ние работ и оказание общественных услуг, на управление, на поставку продукции для государственных нужд, контрак­ты технической помощи и т.д. Система краткосрочных кон­трактов достаточно широко используется в хозяйственной практике органов государственной власти и за рубежом, и в современной России.

Другой формой ГЧП являются арендные (лизинговые) отношения, возникающие в связи с передачей государством в аренду частному сектору своей собственности: зданий, со­оружений, производственного оборудования. В качестве


платы за пользование государственным имуществом част­ные компании вносят в казну арендную плату.

Соглашения о разделе продукции (СРП) [6] — форма ГЧП, которая стала легитимной в 1995 году, после приня­тия Федерального закона «О соглашениях о разделе про­дукции». СРП является таким договором, в соответствии с которым Российская Федерация предоставляет инвесто­ру — субъекту предпринимательской деятельности «на воз­мездной основе и на определённый срок исключительные права на поиски, разведку, добычу минерального сырья на участке недр, указанном в соглашении, и на ведение связанных с этим работ, а инвестор обязуется осуществить проведение указанных работ за свой счёт и на свой риск». Произведённая продукция подлежит разделу между госу­дарством и инвестором в соответствии с соглашением, ко­торое должно предусматривать условия и порядок такого раздела.

Ещё одной широко распространённой в России формой ГЧП являются государственно-частные предприятия. Уча­стие частного сектора в капитале государственного пред­приятия может предполагать акционирование (корпорати-зацию) и создание совместных предприятий. Степень свобо­ды частного сектора в принятии административно-хозяй­ственных решений определяется при этом его долей в акци­онерном капитале. Чем ниже доля частных инвесторов в сравнении с государством, тем меньший спектр самостоя­тельных решений они могут принимать без вмешательства государства или учёта его мнения.

Наконец, наиболее распространённой за рубежом фор­мой ГЧП при осуществлении крупных, капиталоёмких про­ектов являются концессии. Концессия — это система отно­шений между, с одной стороны, государством (концеден-том) и, с другой стороны, частным юридическим или физи­ческим лицом (концессионером), возникающая в результа­те предоставления концедентом концессионеру прав пользо­вания государственной собственностью по договору, за пла-


ту и на возвратной основе, а также прав на осуществление видов деятельности, которые составляют исключительную монополию государства.

Концессии — это наиболее развитая, перспективная и комплексная форма партнёрства. Во-первых, они, в отли­чие от контрактных, арендных и иных отношений, носят долгосрочный характер, что позволяет обеим сторонам осу­ществлять стратегическое планирование своей деятельнос­ти. Во-вторых, в концессиях частный сектор обладает наи­более полной свободой в принятии административно-хозяй­ственных и управленческих решений, что отличает их от совместных предприятий. В-третьих, у государства в рам­ках как концессионного договора, так и законодательных норм остаётся достаточно рычагов воздействия на концес­сионера в случае нарушения им условий концессии, а так­же при возникновении необходимости защиты обществен­ных интересов. В-четвёртых, государство передаёт концес­сионеру только права владения и пользования объектом своей собственности, оставляя за собой право распоряже­ния ею.

Особое значение проекты ГЧП имеют на уровне мест­ного самоуправления. На долю городов и посёлков (ком­мунальное хозяйство) приходится основная нагрузка по реализации множества проектов социального значения — поддержание в надлежащем состоянии дорожного и транс­портного хозяйства, социальной инфраструктуры, вод­ного хозяйства и защиты окружающей среды, жилищно­го строительства, водоочистных сооружений, энерго- и газообеспечения и пр. Основная проблема, с которой при этом сталкиваются коммунальные власти, состоит в не­достатке финансовых ресурсов. Поэтому на уровне мест­ного самоуправления привлечение частного капитала к решению насущных социально-экономических задач ста­ло обычной практикой. Спектр возможных моделей и глубины партнёрства при этом весьма разнообразен (рис.6.1) [121].



Мировой опыт государственно-частного партнёрства к настоящему времени достаточно обширен, и обозначились уже определённые предпочтения при выборе конкретных форм и методов партнёрства государства и частного бизне­са в отдельных сферах. Если подходить к партнёрству по этому признаку, то можно выделить следующие базовые модели, характеризующиеся специфическими формами от­ношений собственности, управления и источниками финан­сирования (табл. 6.1) [108].

Таблица 6.1 Базовые модели государственно-частного партнёрства

 

Модели Финансирование Собственность Управление
Оператора Частное Частная / государ­ственная Частное
Кооперации Частное / государ­ственное Частная / государ­ственная Частное / государ­ственное
Концессии Частное / государ­ственное Государственная Частное / государ­ственное
Договорная Частное Частная / государ­ственная Частное
Лизинга Частное / государ­ственное Частная Частное / государ­ственное

Выбор из базовых моделей определяет государство на основании того, в каких сферах и какого рода услуги могут стать предметом государственно-частного партнёрства. При этом следует учитывать, что указанные базовые модели в чистом виде практически не встречаются, а чаще использу­ются всевозможные смешанные формы. При этом в конк­ретных инфраструктурных сферах отдельные базовые моде­ли остаются доминирующими. Мировой опыт свидетельствует о том, что указанные модели преимущественно используют­ся в следующих отраслях и производствах [74, 75].

Модель оператора получила широкое распространение в переработке отходов. Она характеризуется чётким разде-


лением ответственности между частным партнером и госу­дарством при сохранении контролирующих функций за го­сударством.

Модель кооперации используется там, где конкретные услуги недостаточно чётко выделены и определены, а пото­му их сложно сделать отдельными объектами налогообло­жения и амортизационных отчислений. В таком случае партнёрство реализуется через совместную проектную ком­панию государства и частного инвестора.

Модель концессии действует в отраслях с длительным сроком реализации проектов, а также в тех случаях, ког­да передача прав собственности от государства частному партнёру исключается по политическим или правовым при­чинам.

Договорная модель используется в энергетике, в кото­рой инвестиции в первую очередь направлены на снижение текущих издержек. При этом экономия, полученная от сни­жения текущих издержек, нередко превышает собственно инвестиционные затраты.

Модель лизинга является наиболее подходящей для со­оружения общественных зданий. В мире накоплен весьма представительный опыт лизинговых форм партнёрства ор­ганов местного самоуправления с частным бизнесом.

В последние годы в области применения различных форм партнёрства государства и частного бизнеса стреми­тельно расширяются, и бурно развиваются сами формы партнёрств и их модификации. Так, если концессионные соглашения первоначально стандартно применялись при сооружении автострад, автостоянок, обеспечении центра­лизованным теплоснабжением, то в настоящее время они получили распространение в таких сферах, как нацио­нальная оборона, образование, кабельное телевидение, не­которые виды городского общественного транспорта и др. В ряде стран частный бизнес проектирует, строит, а затем управляет больницами, школами и другими общественны­ми объектами.


В России имеется огромный, мало используемый пока потенциал государственно-частного партнёрства в ряде ка­питалоёмких отраслей экономики, в региональном и мест­ном хозяйстве, в сфере мелкого и среднего бизнеса. Накоп­ленное мировым опытом богатейшее разнообразие концеп­туальных подходов, форм, методов и конкретных механиз­мов государственно-частного партнёрства вполне может быть использовано при решении ряда важных задач совре­менной экономической политики. Разнообразные формы партнёрства обеспечат эффективные решения в области ре­формирования естественных монополий, в расширении практики соглашений о разделе продукции, помогут быст­рее решить проблемы улучшения производственной и соци­альной инфраструктуры, обеспечить серьёзный прорыв в сфере коммунального хозяйства.

Конечно, очевидно достигаемая в рамках государствен­но-частных партнёрств экономия бюджетных средств, а так­же привлечение частных инвестиций к решению обществен­но важных задач имеют большое значение. Однако не менее значимыми станут и другие возможные эффекты — привне­сение в публичный сектор экономики и смежные с ним сфе­ры предпринимательского опыта и традиций эффективного управления, расширение инвестиционных возможностей на местном уровне и многое другое. Однако одного понимания большого потенциала, заложенного в механизмах государ­ственно-частного партнёрства, явно недостаточно. Необхо­димо проделать объёмную и сложную работу по улучшению неустойчивой и несовершенной ещё правовой среды, особен­но в сфере защиты прав собственности, борьбы с коррумпи­рованностью чиновничьего аппарата. Не в последнюю оче­редь следует добиться прогресса в организации властных структур на уровне местного самоуправления. Без успешно­го решения этих задач невозможно не только эффективно организовать взаимоотношения частного бизнеса и государ­ственной власти, но и вообще добиться видимого прогресса в создании современной развитой рыночной экономики.


6.3 Преимущества и факторы успеха государственно-частного партнёрства

Основополагающей целью государства при выполнении проектов государственно-частного партнёрства (ГЧП, Public-Private Partnership — РРР) служит создание большей до­бавленной стоимости для оказания общественных услуг. Эта цель достигается в связи с большей дешевизной обществен­ных услуг, оказываемых частными структурами, обладаю­щими ориентированным на результат менеджментом, со­временными методами планирования и возможностью бо­лее быстро осуществлять инновации и повышать эффек­тивность. Ещё одна цель государства — эффективная пере­дача частному партнёру рисков, связанных с планировани­ем, строительством, финансированием и управлением теку­щей деятельностью того или иного объекта.

Кроме того, государство получает выгоду от увеличения связанных с проектом бюджетных доходов, а также от кос­венных эффектов: оживления конъюнктуры инвестиционной привлекательности регионов. Оптимальное структурирова­ние РРР в рамках отдельных проектов создаёт возможности для получения выгод, связанных с такими факторами, как:

1) более быстрая реализация самых важных проектов в области инфраструктуры;

2) ускорение развития регионов;

3) повышение народнохозяйственной эффективности (ча­сто не учитываемой в экономическом анализе);

4) улучшение механизмов и моделей оказания услуг;

5) облегчение бремени, лежащего на государственном управлении;

6) снижение инвестиционных расходов (экономия мо­жет достигать 30 % затрат на инвестиции);

7) оптимизация структуры финансирования за счёт ис­пользования национальной и (или) международной поддержки и расширения доступа к новым источни­кам финансирования.


В целом реализация проектов РРР позволяет странам ЕС улучшать финансовое положение даже при использова­нии больших бюджетных средств, не нарушая при этом тре­бований Маастрихтского договора. Возможности увеличе­ния бюджетных расходов обусловлены тем, что при осуще­ствлении проектов РРР доходы от инвестиций начинают поступать на более раннем этапе. Таким образом создаётся мультипликативный эффект государственных инвестиций в подобные проекты.

Мировой опыт реализации РРР позволяет выделить сле­дующие наиболее существенные факторы успеха соответ­ствующих проектов.

Политическая и институциональная основа и поддерж­ка проектов РРР. Экономический эффект РРР максимален, если государство однозначно заявляет о намерении привлечь частный сектор. Для успешной реализации проекта поми­мо чёткого распределения полномочий в государственной системе необходимо чёткое и детальное определение рамоч­ных условий ведения переговоров с частными инвестора­ми. Запрашиваемая ими или рынком капиталов премия за риск будет ниже, если гарантирована последовательная по­литика государства.

Стабильная политико-правовая среда. Реализация РРР требует стабильного законодательства и толкования права, которые не только «терпимо относятся» к партнёрствам рассматриваемого типа, но и создают стабильные базовые условия для их развития. Такие условия гарантируются конституционным, финансовым и гражданским законода­тельством. Это во всё большей степени касается норм и тре­бований в сфере защиты окружающей среды. Разумная и взвешенная политика в определении экономической и об­щественной институциональной структуры — основа чест­ной конкуренции. Как правило, РРР построено на сложных правовых и договорных отношениях, в которых участвует множество сторон, что может привести к непропорциональ­ному росту трансакционных и консультационных издержек,


которые (особенно для небольших проектов) создают нега­тивный эффект финансового рычага.

Противодействовать данному обстоятельству можно пу­тём создания общей системы правил, содержащих типовые договоры, и упрощения правовой системы в целом. В Вели­кобритании уже имеются образцы договоров, предложен­ные государством, когда необходимо согласовывать лишь некоторые параметры (при сохранении обязательной осно­вы). В то же время каждый орган местного самоуправле­ния, участвующий в переговорах, может быть уверен, что заказ, переданный в рамках подобной системы частному инвестору, будет утверждён вышестоящей инстанцией.

Эффективная структура экономики и справедливое рас­пределение возможностей и рисков. Как отмечалось, связан­ные с проектом риски должен нести тот партнёр, который в состоянии наилучшим образом контролировать их и управ­лять ими. Это создаёт стимул для эффективного распределе­ния доходов от проекта. Если говорить об издержках, то нерационально перекладывать все риски на частного парт­нёра; прежде всего это касается рисков, на уровень которых непосредственно воздействует государственная политика.

Границы и детальное распределение доходов и рисков при РРР могут варьироваться в зависимости от сектора эко­номики, состояния и формы рынка и местных рамочных условий. Основой для эффективного распределения прав, обязанностей и сфер ответственности между частными партнёрами и государством служит чёткая формулировка целей. На различных этапах проекта оптимальное в прин­ципиальном плане распределение целевых задач таково: если общее планирование и административные процедуры над­лежит относить к сфере ответственности государства (пос­леднее обязано нести ответственность и в форс-мажорных обстоятельствах), то детальное планирование, строитель­ство, финансирование и управление деятельностью объекта в большинстве случаев — к сфере полномочий и ответствен­ности частного сектора.


Мировой опыт реализации инфраструктурных проектов свидетельствует о том, что государство часто принимает на себя рыночный риск в рамках определённых базовых усло­вий. От распределения рисков и возможностей зависят фун­кции государства. Если частный инвестор несёт большую часть рисков по проекту, то государство имеет ограничен­ное право вмешиваться в выполнение проекта либо в основ­ном контролирует его.

Прозрачное и эффективное распределение государствен­ных заказов. Проекты РРР в основном затрагивают обще­ственную инфраструктуру и сферу услуг, рынки которых фактически весьма близки к монополии. При отсутствии конкуренции для создания стимулов к повышению эффек­тивности на стадии распределения государственных зака­зов необходимо создать своего рода «конкуренцию за моно­полию». Правительства должны также предусмотреть со­здание для обоих партнёров стимулов, побуждающих их участвовать в оптимизации проекта. Выгоды от этого рас­пределяются между партнёрами.

Возможность точного подсчёта издержек и выгод про­екта. Препятствием для успешной реализации проектов РРР могут стать следующие факторы:

а) требования государства, связанные с расчётом издер­
жек и экономических выгод;

б) сложные схемы учёта и налогообложения;

в) сценарии «выхода» и «входа» в проект, дающие госу­
дарству возможность произвольно принимать решения.

В рамках анализа реализуемости проекта и симуляци-онного моделирования следует разработать реалистичные сценарии будущих денежных потоков. Только так можно оценить, обладает ли проект достаточным потенциалом для покрытия инвестиционных затрат при рыночных процент­ных ставках в течение всего срока его реализации.

Создание благоприятного образа РРР. Основа эффектив­ной кооперации государства с частными инвесторами в рам­ках соответствующих проектов — распространение адек-


ватной информации о партнёрстве. Это позволяет сформи­ровать благоприятный образ РРР у лиц, обладающих пра­вами принимать решения о государственных инвестициях. Реализация проектов РРР на возможно более ранней стадии развития инфраструктуры. Чем раньше начнётся сотрудничество государства и частных партнёров в инвес­тировании на основе РРР, тем выше вероятность создания благоприятных условий для успеха проекта. При этом сле­дует учитывать имеющиеся в разных странах ограничения, связанные с конкурентным нравом и регулированием госу­дарственных заказов.



Просмотров 2586

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2025 год. Все права принадлежат их авторам!