![]()
Главная Обратная связь Дисциплины:
Архитектура (936) ![]()
|
Поиски критериев благоприятного инвестиционного климата
Возрождение российской экономики и обеспечение её устойчивого социально-ориентированного роста невозможно без внутренних и внешних инвестиций. А привлечь их можно, лишь создав в стране благоприятный инвестиционный климат. Инвестиционный рейтинг может быть основан на германской концепции состояния привлекательности инвестиционного климата. Количественные и качественные оценки благоприятности инвестиционного климата стран СНГ и Балтии опираются на 20 важнейших критериев, объединённых в четыре основные группы [21]: — факторы общественной стабильности (политической, — уровень трансформации экономики (либерализация цен, приватизация собственности, развитие малого и среднего бизнеса, аграрная реформа, формирование рыночной инфраструктуры); — состояние хозяйственной конъюнктуры (темпы экономического роста, инфляции, торгово-платёжный баланс и пр.); — степень открытости мировому рынку (демонополиза Именно эти критерии, по мнению В. Беттера, Ю. Юда-нова, X. Вальтера и др., позволяют определить целесообразность разработки инвестиционной стратегии, конкретные формы реализации проектов, уточнить сроки начала инвестиционной деятельности и готовности отраслей н предприятий к сотрудничеству с иностранными партнёрами [21]. Анализ указанных критериев позволил авторам работы выделить три группы стран постсоветского пространства (на январь 1998 г.) по уровню благоприятности инвестиционного климата. В первую пятёрку вошли балтийские республики (Эстония, Литва и Латвия), а также Россия и Казахстан, которые имеют достаточно высокие показатели — от 75,16 до 81,45 балла из 100. Приток иностранных прямых капиталовложений в эту группу государств был наиболее значительным. Итоговая оценка российских показателей свидетельствует о том, что страна лидировала по ряду критериев, характеризующих продвинутость процессов трансформации, а также открытости мировой экономики. Вместе с тем чётко просматривалось её заметное отставание по важнейшим показателям общественной стабильности. В тяжёлом положении по-прежнему оставалась вся сфера аграрного реформирования. Многие из отмеченных негативных факторов особенно наглядно проявились во время кризиса августа 1998 г. Они отчётливо высветили имеющиеся резервы улучшения инвестиционного климата. Центр тяжести государственной политики в области трансформации общества и хозяйства стал смещаться именно в эту сферу. Вторую группу составили Киргизия, Узбекистан, Туркмения, Азербайджан, Армения, Украина и Белоруссия со значительно более низкими показателями инвестиционной привлекательности (от 48,24 до 61,36 балла). Поэтому масштабы притока иностранных прямых капиталовложений здесь весьма незначительны и ограничиваются лишь некоторыми отраслями. Характеризуя особенности капиталовложений в экономику Украины следует обратить внимание на их своеобразное отраслевое размещение. На первом месте оказалась пищевая промышленность (около 20,4 %), а на металлургический и машиностроительный комплексы, определяющие индустриальный облик этой страны, приходится значительно меньше средств (8,5%). Это связано с тем, что проведённая в республике «малая приватизация» затронула в основном предприятия лёгкой промышленности. Незначительность притока иностранных капиталов в экономику Белоруссии — результат прежде всего отсутствия прогресса в процессах реформирования и правовой защиты инвестиций. Весьма показательно, что американская компания «Форд», своеобразный «символ присутствия» в республике крупного иностранного капитала, в 2000 г. была вынуждена отказаться от дальнейшего участия в совместном предприятии по сборке легковых автомашин. Наиболее радужны перспективы привлечения иностранных капиталов у Киргизии, которая приобрела «весьма привлекательный имидж маленькой горной страны, превратившейся в своеобразный образец реформирования в Центральноазиатском регионе». Всё большая часть иностранных инвестиций вкладывается в формирование общехозяйственной инфраструктуры: энергоснабжение, транспорт, телекоммуникации. В Закавказском регионе можно выделить Азербайджан, который в результате постепенной реализации «нефтяного контракта века» (общей стоимостью 28 млрд. долл.) превращается в важнейшую капиталоимпортирующую страну всего Содружества. Однако проблема массовой транспортировки нефти на западные рынки все ещё остаётся нерешённой. Замыкает инвестиционный рейтинг третья группа стран (Грузия, Молдавия и Таджикистан), которые сравнительно недавно приступили к формированию основных условий предпринимательской деятельности. Показатели их инвестиционной привлекательности остаются крайне низкими (от 33,10 до 38,67 балла), поступление иностранных прямых капиталовложений в отдельные секторы экономики ещё только намечается. Привлечение инвестиций в экономику Молдавии осложняют сохраняющиеся в стране общественная нестабильность и отсутствие реального прогресса во взаимоотношениях с самопровозглашённой Приднестровской республикой. Кроме того, процесс реформирования экономики и общества сдерживается противостоянием исполнительной и законодательной ветвей власти. Среди всех стран постсоветского пространства наихудший инвестиционный климат в Таджикистане. Гражданская война нанесла стране огромный материальный и людской ущерб (только в боях погибло около 100 тыс. человек). Реформирование хозяйства началось с большим опозданием. Пока иностранные компании проявляют интерес лишь к разработке горнорудных ресурсов. Состав трёх групп стран постсоветского пространства по уровню инвестиционной благоприятности, конечно, не может оставаться стабильным. Изменения в этой сфере произошли за сравнительно короткий отрезок времени — около четырёх лет (май 1994-январь 1998 г.). Но и за этот период произошли заметные подвижки. У некоторых стран (Латвия, Белоруссия, Молдавия и Туркмения) показатели благоприятности инвестиционного климата снизились. Сопоставительный анализ позволил более чётко обозначить основные факторы и причины данной тенденции. При этом в количественных, а в ряде случаев и качественных характеристиках могут быть допущены просчёты. Они возникают из-за отсутствия достаточно достоверной и сопоставимой статистики, недооценки важности отдельных показателей, возникновения новых тенденций, которые, возможно, не были учтены. Однако необходимо продолжать разработку инвестиционного рейтинга по странам постсоветского пространства и публиковать его каждые четыре года. Следует отметить, что составлением таких рейтингов по странам СНГ и Балтии занимаются и некоторые известные банки (например, «Дойче банк»), международные и национальные исследовательские центры. Подобные исследования привлекают особое внимание иностранных предпринимателей, которые стремятся создать собственное дело в данном регионе. На основе этих разработок люди бизнеса получают возможность анализировать и делать выводы относительно своих действий в условиях данного инвестиционного климата. Сравнение итоговых показателей инвестиционных рейтингов, составленных западными аналитиками, позволяет сделать выводы о совпадении их важнейших оценок. Так, в первой «пятёрке» лидеров по уровню инвестиционной привлекательности оказались одни и те же страны, хотя количественная оценка среднего балла этой пятёрки несколько различается (62-65 и 78 баллов) [21].
![]() |